Особенности воспитания деловых качеств на уроке




Введение

Актуальность выбранной темы обосновывается и психолого- педагогической проблемой воспитания деловых качеств личности подрастающего человека. А также определена историческими и социальными факторами, обусловлена новыми целями в воспитании молодого поколения в современном нам обществе.

Актуальность определяется как особенностями современного этапа социально-экономического развития, так и глубинными изменениями в обществе. Это предопределяют необходимость не только всесторонне развивать разнообразные способности каждого ученика, но и формировать такие деловые качества личности, «которые позволили бы ей самоопределиться и самореализоваться в сфере, отличающейся высокой степенью неопределенности, сложности и динамики» (Л.М. Фуксон [16]).

Анализ научных исследований, проведенных психологами (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.) и педагогами (Н. Чистякова, Я. Батышев, СВ. Кондратьева, И.А. Сасова и др.), а также исследования, Л.М. Фуксона показывают недостаточную развитость деловых качеств у учащихся начальных школ. Деловитость школьников и низкая творческая активность в процессе их трудовой подготовки отмечаются в работах П.Н. Андрианова.

По мнению Л.М. Фуксона, такое состояние современной отечественной педагогической практики обусловлено тем, что учителя не ориентированы, а учебный процесс не направлен на развитие деловых качеств у школьников [16].

Это положение является следствием неразработанности теоретико-педагогических и методических основ диагностики формирования деловых качеств. Обобщая изложенное, мы приходим к выводу, что проблема формирования деловых качеств младших школьников, остается недостаточно исследованной. Главными причинами этого явления можно считать отсутствие комплексной, направленно функционирующей диагностической системы; неподготовленность к этой работе педагогических коллективов, недооценка ими значимости проблемы в современных социально-экономических условиях.

Деловые качества личности - это высокая интеллектуальная работоспособность, широкий кругозор и глубокие знания в сфере своей деятельности, предприимчивость, расчетливость, хозяйственность и др.

Цель исследования- исследование деловых качеств личности школьника, необходимых для успешной интеграции в социум.

Объект исследования - процесс формирования деловых качеств у учащихся.

Предмет исследования - деловые качества как структурный компонент развития личности.

Глава 1. Деловые качества обучающихся

Особенности воспитания деловых качеств на уроке

У детей переживание эмоционального благополучия создает только наличие положительной оценки, что является необходимым условием для нормального формирования личности. Понятно, почему эти явления у детей школьного возраста выражаются особенно интенсивно, эти переживания связаны с целым комплексом особенностей, характерных именно для этого возраста: с интенсивным развитием самооценки, уровнем притязаний, наличием стремления к самоутверждению; а это и есть те компоненты, которые порождают аффективный конфликт и аффект неадекватности[6]. Роль и значение самооценки в школьном возрасте усиливаются еще и тем фактором, что острые аффективные переживания решающим образом влияют на формирование характера. Описанные случаи антагонистического противоречия между уровнем притязаний ребенка и самооценкой, с одной стороны, и его возможностями - с другой, вовсе не являются типичными для формирования личности даже в этом возрасте. Наоборот, появление устойчивой самооценки, так же как и устойчивых деловых качеств, в которых воплощаются притязания школьников, в отношении моральной сферы и качеств своей личности становятся важнейшими факторами их развития к концу младшего школьного возраста. А это значит, что в указанный период начинают приобретать все большее и большее значение внутренние факторы развития, определяющие собой новый тип взаимоотношений между ребенком и средой: ребенок уже становится способным к самостоятельному развитию через самовоспитание и самосовершенствование. Установление этого типа развития подготавливает переход младшего школьника к новой возрастной ступени, к среднему школьному возрасту, где внутренние факторы развития становятся доминирующими[1].

Изучение личности ребёнка через его деятельность - один из важнейших принципов, которому должен следовать учитель. Многие особенности личности вскрываются непосредственно на уроке, другие - в работе дома.

Индивидуализация учения предполагает, что для каждого ученика есть своя мера трудности, нижний её предел, который каждый ученик должен в силу своих повышающихся возможностей стремится превзойти.

Индивидуализация учения в начальных классах состоит в том, чтобы увидеть не только недостатки подготовки ребёнка к школе, но и особенности его психофизиологического развития и строить учебный процесс, исходя из этих возможностей и особенностей. Каковы же основные пути и способы работы с детьми. Перевоспитание школьников должно осуществляться в соответствии со следующими принципиальными положениями:

Во-первых, поскольку деформации в развитии есть из-за комплекса причин:

а). Отрицательного влияния неблагоприятных семейных условий.

б). Неудач в школе, отрыва от школьной жизни и школьного коллектива.

в). Асоциального окружения[10].

Общая стратегия воспитательного воздействия должна учитывать семью, школу, ближнее окружение. Надо сравнить, насколько возможно, воздействовать на родителей, побуждать их перестроить характер внутренних отношений, больше внимания уделять трудному ребёнку, посоветовать родителям ряд конкретных мер в отношении его, сообща определить линию поведения. Необходимо, чтобы и школа изменила своё отношение к трудному ученику, перестала считать его неисправимым, нашла пути формирования его деловых качеств, вовлекла его в общие дела коллектива. Более того, если разлад в семье зашёл так далеко, то существенные изменения там невозможны, школа должна компенсировать недостатки семейного воспитания.[5]Наконец, следует воздействовать и на ближайшее окружение трудного школьника попытаться перестроить направленность его компании, привлечь её к общественно полезным делам, а если этого не удастся, то отвлечь школьника от компании, оградить его от дурного влияния. Во-вторых, ликвидировать педагогическую запущенность. Корректировать личность невозможно силами одних лишь учителей, силами только школы. К этой работе, помимо школы, должны быть привлечены семья, детские организации, внешкольные учреждения, актив классов, общественные организации. И при всех условиях надо лишь опираться на здоровый детский коллектив, действовать сообща с ним, через него. Только совместными усилиями при единстве воспитательных воздействий можно решить указанную задачу. В-третьих, основным средством перевоспитания должна быть правильная организация жизни и деятельности трудного ребёнка. Надо помнить, что нравоучения, нотации не очень действенные средства воспитания педагогически запущенного ребёнка, так как у него давно уже выработалось предубеждение, недоверчивое отношение и скепсис по отношению к словам воспитателя. Это не исключает того, что задушевный разговор в атмосфере искренности, доверия и благожелательности может принести большую пользу. В-четвёртых, перевоспитание нельзя понимать только как устранение искоренение чего-то, борьбу с недостатками и пороками. Перевоспитание - это и формирование развития положительных привычек, черт и качеств, тщательное культивирование здоровых нравственных тенденций. В-пятых необходимо вовлечь трудного школьника в процесс самовоспитания, организовать борьбу его самого с собственными недостатками.

Педагогу, прежде всего, необходимо хорошо знать детей, видеть в каждом из них индивидуальные, своеобразные черты. Чем лучше разбирается воспитатель в индивидуальных особенностях школьников, тем правильнее он может организовать учебно-воспитательный процесс, применяя воспитательные меры в соответствии с индивидуальностью воспитанников. Индивидуальный подход предполагает в первую очередь знание и учёт индивидуальных, специфических условий, которые повлияли на формирование той или иной черты личности. Это нужно знать потому что, только понимая природу того или иного личностного проявления, можно правильно реагировать на него[11].

Осуществляя индивидуальный подход, следует помнить, что на учащихся по-разному влияют поощрения. Одного ученика полезно похвалить, так как это укрепляет его веру в свои силы; по отношению к другому от похвалы лучше воздержаться, чтобы не привести его к самоуспокоению, самоуверенности. Равно и подчёркивание недостатков ученика может сыграть отрицательную роль по отношению к неуверенному в себе ребёнку и положительную, если школьник слишком самоуверен и несамокритичен. Индивидуальный подход выражается и в применении меры и формы наказания. На одних школьников действует простое осуждение, на других подобные формы осуждения впечатления не производят и воспринимаются как снисходительность или мягкотелость воспитателя. По отношению к таким школьникам следует применять более строгие меры взыскания. Но при этом необходима ясная мотивировка более высокой меры взыскания (чтобы у школьников не возникло мнения о непоследовательности и несправедливости учителя)[2].

Особое значение в работе со школьниками имеют три момента:

1) в общении с ними очень важно тёплое, сердечное, доброжелательное отношение. Озлобленности, подозрительности, недоверчивости подростка надо противопоставить доброту, душевную теплоту и мягкость;

2) воспитателю необходимо уметь выявлять то положительное, что имеется в личности каждого школьника, даже самого трудного, самого педагогически запущенного и стараться опереться на это положительное в работе по его перевоспитанию. О необходимости педагогического оптимизма (который позволяет видеть что-то хорошее у любого плохого ученика) и опоры на «положительный фонд личности»

Выявить и использовать то положительное, что имеется в личности любого трудного подростка, не всегда легко, зато этот приём воспитания весьма эффективен и полностью вознаградит учителя за затраченный труд. Психологическое действие этого приёма двусторонне.

Во-первых, трудный школьник часто искренне убеждён в том, что он плохой, что у него ничего хорошего не выйдет. Сознание своей неисправимости и неполноценности отрицательно влияет на его поведение. Когда же с помощью взрослых ребёнок открывает в себе что-то положительное, хорошее, то это сознание благотворно действует на его поступки. Увидев у себя что-то хорошее, уже не хочется продолжать делать дурное.

Во-вторых положительные стороны личности трудного ученика открывают возможность приобщить его к соответствующей интересной для него деятельности, а это не оставляет у него ни времени, ни желания заниматься предосудительной деятельностью;

3) нередко хорошие результаты дает, открыто выражаемое доверие к нравственным силам трудных подростков. Младшие школьники очень ценят то, что им доверяют, несмотря на их плохую славу, дурную репутацию, доверяют им, которым ещё никто ничего не доверял! Впрочем, подозрительные дети иногда с трудом верят в то, что им действительно доверяют, что это доверие искренно. Они относятся к оказанному доверию настороженно, как к очередной попытке воздействовать на них, к очередному воспитательному приёму[5].

А если у такого ребенка уже сложилась установка противодействовать всякому воспитанию, то и доверие подвергается той же участи. Понятие «деловые качества» является собирательным, оно предполагает совокупность отдельных качеств, каждое из которых представляет собой то или иное, более или менее самостоятельное образование. Л.М. Фуксоном исследовался феномен «деловитость», был определен набор качеств личности, названный им деловыми.

К ним были отнесены: самостоятельность, инициативность, креативность, старательность, аккуратность, исполнительность, дисциплинированность, усидчивость, добросовестность, трудолюбие, оперативность, настойчивость, организованность, ответственность, работоспособность, коммуникативность.

Все вышеперечисленные качества сгруппированы в три блока: творческий, исполнительский и организаторский. Данный комплекс индивидуально-психологических качеств и свойств индивида является одним из ведущих условий успешного овладения любой деятельностью. На основании вышеперечисленной структуры была раскрыта сущность понятия деловые качества.

Деловые качества включают в себя все представленные в определениях характеристики и выступают как интегральное целое личности в разных ее проявлениях и функциях. В одних случаях они выступают как способ индивидуального выполнения задания, в других - как результат овладения j | ^ приемами умственной деятельности, в третьих - как условие творческой деятельности, как способность к познавательному поиску, в четвертых - как показатель определенного уровня развития воли и характера и т.д.

Деловые качества личности являются интегратором интеллекта, способностей, воли и характера.

Таким образом, деловые качества личности младшего школьника есть интегральное образование его личности и индивидуальности, состоящее из трех комплексов качеств: творческого, исполнительского, организаторского[8].

Выделяем 16 качеств: самостоятельность, инициативность, креативность, старательность, аккуратность, дисциплинированность, исполнительность, добросовестность, усидчивость, трудолюбие, оперативность, настойчивость, работоспособность, ответственность, организованность, коммуникативность, обеспечивающие успешное вхождение младшего школьника в послешкольный социум.

Процесс формирования деловых качеств характеризуется динамикой развития уровней деловых качеств: низким, средним, высоким, отличающихся друг от друга степенью сформированности данных качеств, что зависит от психологических характеристик, статуса ребенка в коллективе и его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, от социальных факторов и т.д.

Система педагогических средств и условий формирования деловых качеств включает диагностику данных качеств, целевой, содержательный и процессуальный компоненты:

- целевой (цели развития деловых качеств учащихся как интегрального качества личности и индивидуальности, складывающегося из элементов всех ее сфер);

- содержательный (промежуточные цели формирования деловых качеств личности и индивидуальности учащихся и критерий отбора педагогических средств);

- процессуальный (обеспечивающий реализацию целостной системы педагогических средств в организации обучения и воспитания младших школьников, а также учитывающий специфику формирования деловых качеств учащихся)[9].

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: