Вопрос 23 и 24 (почти одинаковые)




Вопрос 1

История – означает повествование, рассказ о прошедшем, узнанном, исследованном. Интерес к истории, существует у всех народов, он объясняется потребностью человека знать свое прошлое, прошлое своей страны, человечества. Сущность «Отечественной истории» как науки заключается в передаче необходимого объема систематизированных знаний по отечественной истории, показать на фактических данных характерные особенности исторического пути, пройденного Российским государством и населяющим его народами, выявить место и роль нашей страны в истории мировых цивилизаций. Изучение курса «Истории России» в высших учебных заведениях, определяется важными социальными функциями исторического знания. Наиболее существенные из них функции это:

-Познавательная (или интеллектуально-развивающая). Она состоит в самом изучении различных сторон, явлений, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства на различных этапах его истории в хронологических с IX по ХХ век включительно. Лишь познав историю страны можно понять ее место и роль во всемирной истории;

-Воспитательная. Эта функция изучения прошлого выражена в афоризме древних «История – наставница жизни». На исторических примерах люди воспитываются в уважении к добру и справедливости, свободе и равенству и иным человеческим ценностям. Знание истории своего отечества формирует высокие моральные, нравственные и гражданские качества человека. И в то же время помогает разобраться в пороках общества, в их влиянии на судьбы стран и народов;

-Политическая функция истории позволяет определить тенденции развития российского общества и государства. На основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает вырабатывать обоснованный политический курс, принимать правильные оптимальные решения политического характера, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать ошибочных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего - корни интереса к своей истории.

-Мировоззренческая функция истории определяется тем, что ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе. Знание прошлого помогают людям понимать исторические перспективы, формируют подлинно научный взгляд на мир, общество, законы его развития.

-Идеологическая Изучение истории повышает идеологию граждан страны. Знание исторических процессов, достижений и успехов страны (которые основаны на исторических примерах и фактах) которые повлияли как на судьбу нашей Родины так и на судьбу народов мира, положительным образом влияет на сознание народа. Знание истории своего народа, героического прошлого, выдающихся личностей оказавших влияние на ход истории, все это формирует в обществе гражданские качества – патриотизм, долг перед отечеством, показывает роль и значение личности в историческом процессе, а также видеть пороки общества и отдельных людей, их влияние на судьбу России.

 

Вопрос 2

В основу изложения исторического материала положены общие методологические принципы (или основы) изучения истории. Важнейшие из них – принципы объективности и историзма, а также конкретные методы исторического познания.

Принцип объективности обязывает выявлять закономерности, определяющие процессы экономического, социально-политического и культурного развития, рассматривать историческую реальность во всей ее многогранности и противоречивости, независимо от нашего отношения к излагаемым фактам и событиям, не искажая и не подгоняя их под заранее заданные схемы и концепции.

Принцип историзма предполагает изучение прошлого с учетом конкретно-исторической обстановки соответствующей эпохи, во взаимосвязи и взаимообусловленности событий, с точки зрения того, как в силу каких причин, где и когда возникло то или иное явление, какой путь оно прошло, какие оценки давались ему на том или ином этапе развития.

К конкретным методам исторического исследования относятся общенаучные, собственно исторические и специальные (заимствованные из других наук). Применение всех этих методов позволяет глубже и достовернее реконструировать картину прошлого, воспроизвести процесс исторического развития.

Кроме этого необходимо учитывать, что современная историческая наука органически связана с такими специальными науками как археология, геральдика, нумизматика и т.д.

 

Вопрос 3

Научное познание исторических процессов обеспечивается использованием определенных методов исследования. Метод (от греч. method- путь к чему-либо) есть способ построения и обоснования какой-либо системы знаний. На практике применяются несколько методов, причем только те или иные элементы каждого из них. Исходя из многомерности подходов к исследованию исторических событий, можно выделить некоторые основные методы изучения истории: Хронологический; Системный и Сравнительный. При изучении истории применяются также метод социологических исследовании, ретроспективный метод и некоторые другие.

- Хронологический метод заключается в том, что явления истории изучаются строго во временном(хронологическом)порядке. В чистом виде этот метод применяется довольно редко, главным образом при составлении исторических хроник, отдельных исторических событий и биографий. Чаще всего хронологический метод применяется вкупе с проблемным (так называемый проблемно-хронологический метод – он предусматривает при изучении какой либо одной стороны деятельности государства, общества в их последовательном развитии. Такой подход позволяет полнее проследить логику развития проблемы, а также эффективно извлечь из этого необходимый опыт для будущих решений).

- Сравнительный метод является одним из самых распространенных методов изучения и исследования истории. Он основывается на признании известной повторяемости исторических событий в мировой истории. Его суть состоит в их сравнении для установления как общих закономерностей, так и различий. Для этого метода характерно выражение: «история развивается по восходящей спирали».

- Системный метод представляет систематизацию исторических знаний и рассмотрение исторических процессов в контексте мирового развития. Сведение исторических событий в одно целое, систематизируя сведения полученные из разных исторических источников.

- Метод социологических исследований применяется в основном при изучении современности и политической истории. Среди его приемов можно назвать – анкетирование, опрос, интервью и т.д.

- Ретроспективный метод основан та том, что прошлое, настоящее и будущее тесно связаны между собой. Это дает возможность восстановления прошлого даже при отсутствии всех источников, относящихся к изучаемому периоду.

Под источниками изучения истории понимаются все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни и деятельности человека. Специальная научная дисциплина об исторических источниках, приемах их выявления, критики и использования в работе историка называется источниковедением.

Все исторические источники можно разделить на 6 групп:

1. Наиболее многочисленная группа источников - это письменные источники (эпиграфические памятники, т.е. древние надписи на камне, металле, керамике, и проч.; граффити - тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы и др.).

2. Вещественные памятники (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие, остатки жилищ, архитектурные сооружения и т.д.).

3. Этнографические памятники - сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов.

4. Фольклорные материалы - памятники устного народного творчества, т.е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и т.д.)

5. Лингвистические памятники - географические названия, личные имена и т.д.

6 Кино- и фотодокументы.

Как разновидность источников отдельно выделяются: Документы политических партий и движений; документы государственных органов; архивы; произведения государственных и общественных деятелей; мемуары; официальная периодическая печать прошлых лет.

Изучение в совокупности всех видов источников позволяет воссоздать достаточно полную и достоверную картину исторического процесса.

 

Вопрос 4

История России есть неотъемлемая часть мировой истории. Историю России можно познать только исходя их задач изучения всеобщей (или всемирной) истории человечества. Потому, что всемирная история изучает не только историю одного народа, а историю всех народов, а также те процессы которые ведут к общему развитию человечества. Каждая страна прошла свой уникальный путь исторического развития, в том числе и Россия. Чтобы наиболее полно оценить и представить историю России в мировой истории, необходимо учитывать следующие основные факторы: 1) пространство, территория, географические условия, где происходило становление и развитие данного народа;2) время, конкретно-исторический отрезок времени, в котором развивалась страна, особенно в сравнении с временными рамками других стран; и 3) народ, его этнические особенности, характер, волевые способности к преобразованиям, его выдающихся людей. Всемирная история выделяет в связи с этим этапы первобытного, рабовладельческого, феодального, буржуазного строя, которые на той или иной ступени развития становились ведущей тенденцией прогресса. Пространство, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на развитие общества. Особое значение имел пространственный фактор для России. Равнинная местность, малая доля морского берега (не считая берегов Северного Ледовитого океана), холодный климат на большей части территории, низкий биоклиматический потенциал почвы замедляли экономическое развитие, в результате чего русское государство образовалось на несколько столетий позже западноевропейских государств. Для складывания русского государства особое значение имела разветвленная сеть рек, которые получали образные названия Волга - матушка, Днепр-батюшка. На примере изучения истории нашей страны, очень хорошо прослеживаются общие закономерности хода исторического развития народов мира, переплетение и влияние друг на друга различных цивилизаций, взаимоотношении в различных сферах жизни – экономики, политике, познании объективных законов природы и т.д.

Изучая курс истории Отечества, мы видим, что Россия развивалась в тех же рамках общемирового процесса развития общества и государства в целом. Изучая историю России можно наглядно увидеть как исторические процессы, происходящие в России органически вплетаются и в мировую историю. Еще Белинский писал, что «в мировом историческом развитии и событиях произошедших в других стран мира, мы наблюдаем как меняется там обстановка под влиянием исторических процессов в России».

 

 

Вопрос 5

Превращение исторических знаний в многоотраслевую науку происходило постепенно. Важным этапом стал период античности. «Отцом истории» принято считать грека Геродота., жившего в 5 веке до н.э. В его «Истории» дано описание многих событий того времени, особенно Греко-персидских войн.

Дальнейшее развитие историческая наука получила в эпоху Средневековья. Человеку того времени история представлялась самостоятельным процессом, который приобретает смысл лишь при рассмотрении в плане вечности или божественного проведения.

В эпоху Возрождения мыслители заложили основы Европейской исторической науки Нового времени.

Современная историческая наука, включающая в себя множество школ и направлений, сформировалась в 19-20 веках.

В России, историческая наука прошла долгий путь развития, который характерен для любой страны. Важным этапом в переходе от летописей к историческому исследованию является последняя четверть 17в. Именно тогда появились работы, основанные на критике источников и рациональном изучении причинно-следственных связей событий. Эти работы заложили фундамент отечественной исторической науки, которая после 18 столетия, достигла значительных успехов.

Большой вклад в развитие исторической науки внесли ученые 20 века. Новые теоретико-филосовские и логические подходы к пониманию смысла и хода истории сосуществовали с эмпирическими исследованиями, научное значение которых сохранилось до наших дней.

После октябрьской революции марксистская идеология и методология становятся господствующими в СССР. В годы сталинской диктатуры многие исторические факты подтасовываются. Историки подвергаются репрессиям за не согласие с этой политикой.

В постсоветское время (после 1993г.) подход к изучению истории позволил по новому переоценить события после Октябрьской революции, а также многие эпизоды истории отечества вымаранные в советское время.

Среди великих историков России можно увидеть: Игнатий Римский-Корсаков, Татищев, Карамзин, Соловьев, Ключевский, Бестужев-Рюмин, Плеханов. Среди историков Советского периода выделяются Дружинин, Тарле, Вернадский и многие другие.

 

Вопрос 6в зеленой книге.

 

Вопрос 7

За более чем тысячелетнюю историю Русское государство прошло в своем развитии ряд этапов. Эти этапы оцениваются историками по разным основаниям. Так, выдающийся русский историк Соловьев выделяет следующие основные этапы:

1. От Рюрика до Андрея Боголюбского- период господства родовых отношений в политической жизни (IX-XII вв.).

2. От Андрея Боголюбского до начала XVII в. - период борьбы родовых и государственных начал, завершившийся полным торжеством государственного начала. Этот период имел 3 стадии: а) от Андрея Боголюбского до Ивана Калиты (XII-XIV вв.) начальное время борьбы родовых и государственных отношений. б) от Ивана Калиты до Ивана III - время объединения Руси вокруг Москвы (XIV-XVI). в) от Ивана III до начала XVII в.- период борьбы за полное торжество государственного начала. г) с начала XVII до середины XVIII в. - период вступления России в систему европейских государств. д) с середины XVIII в. до реформ 60-х годов XIX в. - новый период русской истории. Периодизация истории развития России Соловьева отражает прежде всего историю государственности.

Большинство современных отечественных историков выделяют иную периодизацию:

1. IX-XIII вв. - Киевская Русь.

2. XIV-XVII вв. - Московская Русь.

3. XVIII - начало XX в. - Российская империя.

4. 1917 г. – до настоящего времени - Советский и постсоветский период.

Если соотносить историю России со всемирной историей, то мы увидим, что Россия не прошла все те формации, которые определяли основные этапы мирового исторического развития: древний мир; рабовладение; средневековье и феодализм; новое время (буржуазная социально-экономическая формация); новейшее время (период развитого капитализма и социализма в ряде стран). Россия миновала рабовладельческую стадию и ей чуть больше полувека было отпущено на развитие капитализма. К началу XX века Россия стала страной, в которой переплелись острейшие противоречия феодализма, капитализма, империализма, национальные, социальные, в результате разрешившиеся тремя революциями, гражданской войной и созданием первого в мире социалистического государства. По сути дела, история России представляет собой поэтапное развитие феодализма с раннефеодальных форм, сменяющих первобытное общество, до тотального закрепощения в форме военно-феодального самодержавного строя.

Экономическое развитие также имело свои особенности. В России преобладал внеэкономический, административный путь развития, где основными формами экономических отношений были закабаление, крепостное право, обязательные поставки и неразвитые товарно-рыночные формы хозяйства.

Византийско – древнерусские связи уходят корнями в период принятия Русью христианства. Это открыло Древней Руси пути к усвоению религиозно-нравственных ценностей, научных знаний которые накопила Византия. Оказавшись в сфере влияния Византии, Русь, особенно в XV в. ощутила себя ее религиозной преемственницей. Однако вместе с этим Византия не одарила Русь богатой материальной культурой. В основном византийское влияние распространялось на литературу, искусство, политическую и богословскую мысль. Византийская литература была источником, из которого черпали премудрости древнерусские книжники. По византийскому образцу велись богослужения в русских церквах, творения византийских богословов были основой, на которой развивалась филосовская мысль в Древней Руси. Влияние Византийской культуры продолжалось и после падения Константинополя, это была жизнь культуры после гибели цивилизации породившей ее.

Кроме культуры, Древняя Русь тесно поддерживала с Византией и торговые отношения. Так по договору 944г. русские купцы селились в своем подворье в Константинополе и вели оживленную торговлю и посольские дела.

Схема отношений христианской Руси с кочевниками во многих частях повторяет византийскую: агглютинативная связь (военные союзы; тюркские дружины у отдельных правителей; тюркские колонии в русских городах). Отличие - Русь была раздроблена на удельные княжества, Византия - едина.

Удельные князья женятся на тюркских принцессах и, скрепив таким образом союз со степными владыками, расширяют свои земли в Руси. Эти браки означали долгосрочный воинский союз. Род, выдавший девицу, обязан был относиться к князю как к родственнику, не нападал на его княжество, а при случае защищал. Те же самые обязательства принимал на себя и русский князь.

 

 

Вопрос 7

О точной дате и обстоятельствах принятия христианства на Руси ученые спорят и по сей день. Это обусловлено трудностями анализа разноязычных источников с различной системой летоисчисления. В церковной светской литературе приведено немало убедительных аргументов в пользу замены язычества христианством. В отечественной истории принято считать, что князь Владимир провел данную государственную реформу между 988-990 годом. В летописях содержится подробный рассказ о выборе веры. В результате посещения русским посольством различных государств, проведенных бесед с проповедниками мусульманства из Волжской Болгарии, иудейства из Хазарии, католичества «из немцев» и православия из Византии, князь Владимир выбрал православие, которое, как обратил внимание князь Владимир Святославович, более подходит для Руси, т.к. не стремиться к жесткому контролю над государством, оставаясь как бы советником. Результатом принятия христианства на Руси появился новый государственный институт – православная церковь. До наших дней с тех пор она сохранила единую систему управления: митрополит (с 1589 патриарх) – епархии (области) во главе с архиереями (архиепископами и епископами) – проходы (приходские храмы со штатом священнослужителей – клиром) и монастыри (общины отрекающихся от мира иноков-монахов). Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития русских земель. С расширением границ княжеских владений строились новые храмы, в городах образовывались епископские кафедры.

Принятие христианства кроме всего укрепило государственную власть и территориальное единство Киевской Руси, а также международное значение Руси, которое заключалось в том, что Русь отвергнув «примитивное» язычество, становилась равной среди других христианских стран.

Новая религия принесла с собой не известную при язычестве идею равенства людей. Исключила племенные и этнические различия и каждый от крестьянина до князя теперь отвечать должен был за свои деяния на Страшном суде. При этом новая вера не посягала на земные порядки. Христианство возвышало личность человека. Новый – христианский тип сознания, поднимал человека на немыслимою для языческого мироощущения высоту.

Акт принятия христианства в качестве государственной религии не означал быстрого ее утверждения повсеместно. Христианство утверждалось медленно, и на окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позже, чем в Киеве. Внедрение крестьянства после официального крещения киевлян совершалось путем широкой его пропаганды в церквах Киева. Но во многих древнерусских землях христианство встретило упорное сопротивление народа. Это новгородские, Муромские, ростовско-суздальские земли и др.

По первости возникало двоеверие, т.е. смешение христианских и языческих обрядов. Но Русь не была в этом едина. Такое явление на начальном этапе было характерно и для других европейских стран.

Чаще всего при анализе исторических последствий принятия христианства Русью на первое место историки ставят культурные аспекты. Вторым аргументом является тезис о сильном влиянии церкви на укрепление государственной власти и развитии феодальных отношений, а также отмирании родоплеменного строя.

В целом православие оказало настолько глубокое влияние на восточных славян, что можно говорить о нем как об одном из коренных факторов, определивших историческую судьбу России и особенно ее цивилизацию.

 

Вопрос 9

Вопрос о начале государства на Руси исторически становится виден лишь со времени новгородского правителя или князя Олега который, перейдя с Ильменя на Днепр, основавшись в Киеве на житье, сделал его столицею своего княжества, говоря, что Киев будет "матерью городов русских". Киев стал средоточием большого государства и освободил русские племена от хазарской зависимости.

Так образовалось Киевское княжество, положившее начало политическому объединению большей части племен русских славян. Дальнейшая эволюция восточнославянской государственности становится принятие христианства с его многообразными последствиями. Он представляет собой в истории Киевской Руси тот рубеж, который отделяет древнейшую эпоху от эпохи XI и XII вв. Расцвет древнерусского государства приходится на начало XI в. и связано оно с правлением Ярослава Мудрого. При нем издается «Русская Правда» - первый письменный свод права и государственного управления. В XI веке среди поселений свободных общинников появляются первые княжеские села. К концу XI столетия относятся первые сведения о пожаловании князьями своим приближенным земельных владений с крестьянами. В таких владениях стояли хоромы барина, служебные строения (конюшни, мастерские, кладавые и т.д.) Вокруг находились пахотные земли и лесные угодья. Основное население боярской или монастырской вотчины составляли лично свободные крестьяне – люди чья зависимость выражалась прежде всего в уплате ежегодного сбора. Землю обычно обрабатывали разорившиеся крестьяне. Первым из дошедших до нас таких владельцев в 70-е годы XI в. стал Киево – Печерский монастырь.

Начало XII столетия это время образования и роста древнерусских городов. Настоящим городом считалось поселение, органично сочетавшее несколько функций: являвшееся торгово-ремесленным, административным, военным и духовным центром. Город был окружен 8-10 метровым валом. Основы его составляли бревенчатые клети-городни, а поверху шла деревянная стена с башнями. В центре города стоял собор, резиденция князя, помещения гарнизона. Районы около центра называемые посадом заселялись торгово-ремесленным людом. Площадь города была до 40 га, а население 3-5тыс. чел. Жители городов производили большое количество изделий, которые шли в торговый оборот. На торжищах часто можно было встретить купцов из других городов Руси, а также и стран мира – Византии, Германии, Крыма. Уровень обработки материалов и техническое мастерство ремесленников было не хуже, чем в передовых странах Европы.

В середине XI в. сын Ярослава мудрого – Всеволод, посылал своих людей осваивать иные земли по р.Дунай, в Палестине, в Закавказье.

В конце XI в - начале XII в со смертью Ярослава власть киевских князей ослабла. Все большую независимость приобретали отдельные княжества. Тенденции к раздроблению единого государства усиливались по мере того, как богатели и крепли его отдельные регионы. После смерти сына Ярослава – Всеволода политическое раздробление Древнерусского государства с центром в Киеве был уже свершившимся фактом. Основные причины раздробленности: - Усиливались местные княжества, сила которых позволяла им все меньше зависеть от центра. - Набеги половцев на южные земли Руси вынуждали население уходить на север (Владимир, Суздаль и т.д). – Из-за усиления межкняжеских распрей ослабло военно-стратегическое сотрудничество.

Завершающим этапом эволюции восточнославянской государственности в XI – XII вв. стало образование в конце XII в. 15 самостоятельных земель, по существу независимых государств.

В период XI – XII вв. в результате долгое совместное жительство, единство племени, языка и религии делали из Руси одну страну, из русских славян — один народ. И это единство чувствовалось и ярко сознавалось нашими предками. Уже в конце в XI в. летописцы в своих повестях и песнях пишут не о том или другом княжестве, а о всей Русской земле. Так вырастало постепенно твердое национальное самосознание, вырастало и в сказаниях, и в летописях, и в самой жизни. В XII в. окончательно определилась русская национальность.

 

Вопрос 10

Социально-политические изменения произошедшие в русских землях в XIII-XV вв. характеризуются прежде всего периодом феодальной раздробленности, которая продолжалась вплоть до конца XV в. Феодальная раздробленность стала новой формой феодальной государственности. Он обусловлен укреплением власти крупных феодалов на местах и зарождением новых административных центров в результате развития производительных и повышения уровня сельхоз. производства. Отрицательной стороной раздробленности является явное ослабление военного потенциала, облегчающее иноземное вмешательство; междуусобные войны и возрастающее дробление княжеских владений. Положительным моментом признается: бурный рост городов; расцвет культуры (особенно в начале 13в.); рост культуры земледелия и урожайности; продолжением развития ремесел.

Не смотря на раздробленность княжеств, не было окончательно утрачено государственное единство, т.к. русские князья были связаны сложной системой договоров и обязательств. Главой этой системы признавался великий князь Киевский.

В период феодальной раздробленности возникают новые крупные политические центры со своими особенностями, такие как:

Владимиро-Суздальское княжество образовалось в конце Х началеХ1в. и располагалось на северо-востоке Руси. Представляло собой огромную и слабо заселенную территорию волго-окского междуречья. Столица – Владимир. Основой процветание княжества стало ополье – плодородная безлесная территория, где возникли древнейшие города княжества Ростов и Суздаль. Опорой владимирских князей были дворяне – низшие слуги княжеского двора назначавшиеся за верную службу на административные должности и получали от князя содержание. Опираясь на городское население, владимирские князья могли в уже XII в. Концентрировать в своих руках значительные силы и средства. Особенностью развития Владимиро-Суздальского княжества считается сильная власть князя опиравшаяся на города и дворян. Кроме этого во Владимире действовало вечевое собрание – это был орган управления города.

Центром исторической жизни северной Руси в удельный период, кроме Владимиро- Суздальского княжества, был Новгород. Он представлял собой целое государство, возникшее и жившее своеобразно и пришедшее в упадок благодаря внутренним неурядицам. Первоначально Новгород был в таком же отношении к великому князю, как и другие города. При переселении из Новгорода в Киев Олег обложил его данью в триста гривен и назначил ему посадника; при следующих князьях положение Новгорода было одинаково с положением прочих городов древней Руси, и это продолжается до XII в. С половины же XII в. мы встречаем в новгородской жизни ряд явлений, существенно отличающих ее от жизни других областей. Отдаленность от Киева заставляет князей считать Новгород в числе не самых важных волостей, и таким образом Новгород, не будучи предметом княжеских распрей, мало-помалу освободился от давления князя и дружин и мог на просторе развивать свой быт. Неплодородие почвы заставило новгородцев искать занятий помимо земледелия, вследствие чего, как уже выше было сказано, в Новгороде сильно была развита промышленность и торговля, обогатившая его. О торговом значении Новгорода мы имеем многочисленные известия в летописи. Высшим политическим органом в Новгороде стало с этих пор вече, а не княжеская власть, как это было в то время в северо-восточной Руси. Новгородское вече было постоянно действующим политическим органом. Вече созывалось не периодически, а тогда, когда в нем была надобность, князем, посадником или тысяцким. Состояло оно из жителей как Новгорода, так и его пригородов; ограничений в среде новгородских граждан не было, всякий свободный и самостоятельный человек мог идти на вече. Вече призывает князей, изгоняет их и судит, избирает посадников и владык (архиепископов), решает вопросы о войне и мире и законодательствует. Решения постановлялись единогласно; в случае несогласия вече разделялось на партии, и сильнейшая силой заставляла согласиться слабейшую. Новгородское население делилось на лучших и меньших людей. Меньшие не были меньшими по политическим правам, а лишь по экономическому положению и фактическому значению.

Псков, один из пригородов Новгорода, расположенный на конце новгородских владений, на границе Руси и Литвы, по соседству с немцами, играл роль передового русского поста на Западе и добросовестно исполнял свою задачу — задержать немцев в их движении на русские земли. Псков, по своему внутреннему устройству, подходил к Новгороду — то же вече, как господствующий орган правления, та же посадничья власть (два посадника), подобные новгородским сословные деления. Только Псков был централизованнее и демократичнее. Псков, как город с малой территорией, достиг централизации в управлении, которой не мог достигнуть Новгород. Пригороды Пскова были или административные или военные посты, но эти пригороды не имели самостоятельности. Благодаря малой территории, боярские владения не достигли во Псковской земле таких размеров, как в Новгороде, вследствие чего не было большой разницы состояний; низшие классы не находились в такой зависимости от высших, и боярский класс не был таким замкнутым, как в Новгороде. С другой стороны, бояре не держали в своих руках политическую судьбу Пскова, как это было в Новгороде. Вече, которое во Пскове было мирным, избирало обыкновенно двух посадников часто их сменяло и успешнее контролировало. Все общество имело более демократический склад с преобладанием средних классов над высшими. Того внутреннего разлада, какой губил Новгород, не было. Самостоятельность Пскова пала не от внутренних его болезней, а от внешних причин, — от усиления Москвы, которым выражалось стремление великорусского племени к государственному объединению.

Галицко-Волынское княжество занимало пограничное положение с Польшей и Венгрией, что влекло вмешательство этих государств в дела княжества. Началу объединения земель положил князь Роман Мстиславич, который в начале XIIIв. Объединил под своей властью галицкие и волынские земли. Свою независимость княжество потеряло в середине XIVв. результате захвата территории Польшей и Великим княжеством Литовским.

В XIIIв. на развитие Руси оказало влияние вооруженное сопротивление немецким и шведским захватчикам с запада, а также монголо-татарскому нашествию с востока. Подойдя зимой 1237г. к границам Руси татаро-монголы последовательно захватили Рязань, Владимир, Углич, Кострому и Тверь. Пройдя в Европу и возвратившись в приволжские степи татаро-монголя основали там новый улус империи Чингизидов - Золотая Орда. Позиции русских князей в отношении З.О. не отличались единством, кто-то ездил в З.О. за милостью, кто-то старался держаться независимо, но это как правило не получалось. Экономическая зависимость от Орды Северо-Восточной и Северо-Западной Руси выражалась в насильном уводе населения, обременительной регулярной дани и периодических поборах. Кроме этого в обеспечении нужд представителей Орды приезжающих на территорию Руси. Политическая зависимость выражалась прежде всего в том, что легитимность (законность) положения русских князей обязательно подтверждалось ханским пожалованием («ярлык»). Русские князья также были обязаны участвовать в походах властителей Орды. Контроль Орды за Русью сначала осуществляли представители хана («баскаки»), а потом был принят опосредованный способ контроля – через русских князей. Князь получивший «ярлык» на великое княжество, вынужден был отвечать за все, что происходит на Руси.

Победа московских князей, сосредоточевших в своих руках московские и владимирские земли, изменило отношения с Ордой. С конца XIV в. все великие и самостоятельные князья Северо-Восточной Руси стали самостоятельно контактировать с Ордой и по вопросам уплаты дани, и получения ханских ярлыков и по другим вопросам.

 

 

Вопрос 11

Цивилизация европейского средневековья представляет собой качественно своеобразное целое, являющееся следующей после Античности ступенью развития европейской цивилизации. Переход от Античного мира к Средним векам был связан с падением уровня цивилизации: резко сократилась численность населения (со 120 млн. чел. в период расцвета Римской Империи до 50 млн. чел. к началу VI в.), пришли в упадок города, замерла торговля, примитивный государственный строй пришел на смену развитой римской государственности, всеобщая грамотность сменилась неграмотностью большинства населения. Но в то же время нельзя рассматривать Средние века как некоторый провал в развитии европейской цивилизации. Средневековая европейская цивилизация, какой мы знаем ее сейчас, - это сложный комплекс, состоящий из весьма различный и многочисленных государств. Они были вполне самостоятельны и в то же время органически связаны между собой экономическими, политическими и культурными узами. В этот период сформировались все европейские народы (французы, испанцы, итальянцы, англичане и др.), сложились основные европейские языки (английский, итальянский, французский и др.), образовались национальные государства, границы которых в целом совпадают с современными. Многие ценности, воспринимаемые в наше время как общечеловеческие, представления, которые мы считаем само собой разумеющимися, берут свое начало в Средних веках.

Каковы основные черты цивилизации европейского средневековья?

Во-первых: большую роль играли католическая церковь и христианская религия римско-католического образца. Религиозность населения усиливала роль церкви в обществе, а экономическая, политическая и культурная деятельность духовенства способствовала поддержанию религиозности населения в канонизированной форме. Католическая церковь представляла собой жестко организованную, хорошо дисциплинированную иерархическую структуру претендовшую на роль высшего арбитра в политической жизни Европы. Кроме этого церковь вкладывала в сознание людей идею существования особого христианского мира, со своей цивилизацией и жизненным укладом.





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!