Тема 1. Место творчества в технологии социальной работы




Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее. Творчество как деятельность характеризуется неповторимостью, оригинальностью и уникальностью.

Определяющее значение в творческом процессе имеет сознательная деятельность человека, его целеустремленность. Творческий процесс зависит от способностей, характера и творческого темперамента человека, его идейной направленности, культуры, опыта и уровня знаний.

Творчество побуждает в человеке мотивацию к активной деятельности, часто для человека важен сам акт творения, а не его плоды. Каждый человек способен к творчеству. Основанием к творчеству является его творческий потенциал (лат. - potential) - это:

- возможность, мощность, источники, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения задач, достижения определенной цели;

- деятельностная сторона бытия человека, его ресурс возможных действий.

Большинство исследователей определяют творческий потенциал как: «системное качество интеллектуальных и физических сил человека, ориентированного на созидание новых, положительно значимых социальных ценностей».

В процессе взаимодеятельности образуются предпосылки формирования и развития творческого потенциала, который является выражением качественной характеристики субъекта творчества.

Содержание творческого потенциала человека - это совокупность различных способностей и потенциалов:

- преобразовательно-предметных (навыки, умения, способности);

- познавательных (интеллектуальные способности);

- аксиологических (ценностные ориентации);

- коммуникативных (нравственно-психологические качества);

- художественных (эстетические способности).

Связывают творческий потенциал со способностью человека самостоятельно ставить и решать в том или ином виде деятельности общественно значимые проблемы.

Творческий потенциал личности определяется:

полученными личностью и самостоятельно выработанными умениями и навыками;

способностями к действию, созидательному и (или) разрушительному, продуктивному или репродуктивному;

мерой реализации способностей в той или иной (или нескольких) сфере: труде, общении, социально-организаторской и революционно-критической деятельности".

Творческий потенциал человека - это внутреннее условие его саморазвития и качественная характеристика состояния его способностей и готовности осуществлять социальное функционирование, констатирующие уровень развития человека.

Формы проявления творческого потенциала: взаимодействие с миром, труд, общение, игра.

Творческое мышление - это процесс, приводящий к решению новых для человека проблем и задач, - в отличии от мышления репродуктивного, проявляющегося в решении стандартных, однотипных задач, когда способы их решения известны и отработаны.

Творческое мышление берет свое начало в проблемной ситуации, и мыслительные процессы направлены на ее разрешение. Сам процесс решения задачи начинается с постановки гипотезы, мыслительного предвосхищения искомого результата. Выдвижение этих гипотез зависит от того, насколько разносторонними, гибкими и подвижными знаниями владеет человек. Творчество как сложная продуктивная деятельность, направленная на открытие нового, имеющее большое общественное значение, всегда сугубо индивидуально и неповторимо.

Вопросы развития творческого мышления тесно связываются с проблемой способностей. Способность есть индивидуальная характеристика личности, то особенное и неповторимое, что свойственно одному человеку в отличие от другого. Потому-то разнообразны виды способностей (музыкальные, технические) организаторские, конструкторские, педагогические и т.д.) и еще более многообразны их разновидности у разных людей.

При формулировании творческих задач человек должен обладать определенными качествами:

Технической наблюдательностью;

Критичностью;

Умением находить критические проблемы;

Видеть недостатки технических объектов;

Способность к ассоциированию;

Установление аналогий;

Генерирование новых технических идей.

Среди препятствий, мешающих творческому развитию человека, одним из наиболее труднопреодолимых представляется существующее еще раздробление труда и личности. Разделение труда в свое время обусловило величайший прогресс в развитии производства и совершенствовало различные способности. Но в дальнейшем именно разделение труда привело к узкой специализации личности и обратилось преградой ее духовного и профессионально-творческого развития.

Основная особенность творческого мышления как интеллектуальной системы - это умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решение на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развитий.

По мнению Р.С. Немова, творческое мышление - это вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового.

Дж. Гилфорд считал, что “творческость” мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей:

1. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти и всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.

2. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаружить его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

3. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

4.Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Способности человека можно представить четырьмя основными группами:

интеллектуальные;

духовно-нравственные;

преобразовательные;

социальные.

Интеллектуальные способности выражают:

социально-психологические возможности человека;

знания, навыки, умения.

В структуру интеллектуального потенциала входят также: духовные ценности, идеалы, убеждения, ориентации, интересы человека.

Духовно-нравственные ценности человека:

потенциальный источник творческих сил человека формируют готовность включиться в деятельность;

являются нравственным базисом его деятельности;

обеспечивают рационализацию жизнедеятельности человека, т. е. постановку, обоснование и принятие целей в соответствии с его нравственными установками, выбор способа, вида и сферы приложения своих сил;

обеспечивают соотнесение целей и средств с планируемыми результатами своей деятельности;

духовно-нравственные способности лежат в основе регламентации творческой деятельности.

Преобразовательные способности:

способности к деятельности, к преобразованию природы и вещества с целью удовлетворения своих материальных и духовных потребностей;

основа для воспроизводства и развития жизни человека и общества.

К способностям такого рода относятся способности к труду, потреблению, созданию необходимого и прибавочного продукта, получению дохода.

Социальные способности - это способности к общественной коммуникации.

Развитость социальных способностей обеспечивает индивиду успешное взаимодействие с другими людьми, обществом в целом.

Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон считают, что серьезным препятствием на пути к творческому мышлению могут выступать не только недостаточно развитые способности, но и в частности:

1. Склонность к конформизму, выражающаяся в доминировающем над творчеством стремлении быть похожим на других людей, не отличатся от них в своих суждениях и поступках.

2. Боязнь оказаться “белой вороной” среди людей, показаться глупым или смешным в своих суждениях.

3. Боязнь показаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем неприятии и критике мнений других людей.

4. Боязнь возмездия со стороны другого человека, чья позиция критикуется.

5. Завышенная оценка своих собственных идей.

6. Высокоразвитая тревожность.

7. Чрезмерно выраженная тенденция критического мышления.

Потребность понять природу процесса творчества возникла как следствие необходимости воздействовать на творческую деятельность, чтобы повысить ее эффективность.

До середины 20 века психология связывала творческие способности с умственным развитием. Потребность определять умственные способности привела к созданию IQ - tests - тестов на умственную одаренность. Однако исследования многих психологов показали отсутствие прямой зависимости творческих способностей от интеллекта и суммы знаний, т.е. корреляция между коэффициентом интеллекта и способностью создавать новое - креативностью - не было.

Выделяют три основных подхода к проблеме творческих и интеллектуальных способностей:

1. Как таковых творческих способностей нет. Главную роль в детерминации творческого мышления играют мотивации, ценности, личностные черты. Интеллектуальные способности выступают как необходимые, но не достаточные условия творческой активности личности.

2. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психологической активности нет.

3. Творческая способность - креативность - является независимым от интеллекта фактором (Дружинин В.Н., 1995г.).

Кроме того, было доказано, что творческое мышление в искусстве и науке имеет общие признаки, что позволяет перенести творческие способности с одного материала на другой.

Последующие многочисленные исследования были направлены на детализацию отдельных “актов”, при этом, естественно, происходило их дробление. Так, Г. Уоллес (1924г.) получил четырехфазный процесс:

фаза подготовки идеи;

фаза созревания идеи;

фаза озарения;

фаза проверки идеи.

Они представлены психоаналитическим подходом, гештальт-психологией и гуманистическим подходом, включая когнитивное направление, теорию терапии творческим самовыражением и арт-терапию.

При обобщении достижений всех подходов можно выделить основные функции творчества. Это познавательная, воспитательная, гедонистическая, коммуникативная, компенсаторная и психотерапевтическая функции. Если рассматривать функции творчества с точки зрения применения их на практике, то можно выделить следующие положения:

1. Творчество выполняет функции познания, имеет образовательную ценность, оно является источником новых знаний и впечатлений.

2. Творчество развивает психические познавательные процессы

3. Занятия творчеством дают волю процессу самовыражения и самоактуализации.

4. Творческая деятельность является источником диагностического материала.

5. Творчество является средством вытеснения негативных переживаний.

6. Творческая деятельность развивает чувство внутреннего контроля.

7. Творчество способствует развитию образности мышления.

8. Творчество способствует самопознанию и самоопределению.

9. Творчество помогает осваивать новые социальные роли.

10. Совместные занятия творчеством учат работать в группе.

11. Удовлетворение результатами творчества и одобрение со стороны помогают принятию себя и повышают самооценку.

12. Творчество выполняет функцию мобилизации внутренних сил.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: