Трансформация человека в 21 веке




Шелестов Ю.Л., слушатель курсов преподавателей «Основы «Взгляд технаря с периферии» православной культуры»,70 лет

Трансформироваться в 21 век может только человек 20 века. Анализировать изменения лучше всего прожив как можно дольше. В этом случае на наших глазах проходит около шести поколений: бабушки - дедушки от каждого родителя, родители, наша собственная жизнь и жизнь супруга, жизни детей, жизнь внуков и немножко, если повезет, правнуков. Итого один индивид может проанализировать жизнь шести, а то и семи поколений. Есть в народе поговорка: живет кошка, живет и собака, но жизнь у них разная. Нельзя сравнить жизнь в тундре с жизнью в столице и пытаться объять необъятное, но, не смотря на то, что я человек с периферии, в пределах страны мои отношения с людьми, практически, одинаковы, благодаря общей культуре, хотя, различия в индивидуальной жизни огромны, поэтому, и, мои наблюдения должны быть понятны большинству. Дед, по отцу, родился на год позже Ленина и запомнился мне уже старым и больным, но уважаемым и добрым. Разбредаться семейство с устья Амура, с. Власьево, что в 40 км. от Николаевска на Амуре, начало только после Великой отечественной войны. Поселенье, дворов на 30, было основано нивхами (гиляками) в заливе Счастья и пополнялось забайкальскими казаками и беглыми и освобожденными каторжанами с Сахалина, которые переходили зимой пролив Невельского. Семья из тринадцати детей держалась на натуральном хозяйстве, охоте, рыбалке. Дед, кроме того, в рыбацкой артели работал бондарем, и купцы всегда на ночлег оставались у него по рекомендации, хотя один раз и проиграли в карты лошадь. Я с хозяйства запомнил поездку с бабушкой Харитиной за водой на лошади с санями, да катание на собачьей повозке. Электроэнергию уже давали на два часа, но репродуктор уже вещал. Во время японской интервенции, в 22 году, спалив родную хату, семья деда Арсентия, как и другие жители, ушла на пару лет в таежные зимовья. По возвращению всю оставшуюся до войны жизнь отстраивались. Отец, Лева, в семье был старший из мальчишек и в школе учился только один день, чтобы смогли учиться другие. Священника на селе не было, но были беглые белогвардейцы, ставшие учителями до 37 года. Дед по воскресеньям не работал и всем рассказывал случай, как по деревне летала копна сена, скошенная соседом в выходной. Пасха, же, отмечалась всегда и имя Христа помнили только поэтому. В ту пору, в деревне люди жили в мире природы, устроенной Богом, в ней и были зашифрованы все духовные и материальные законы, которые подтверждались приданиями многовекового опыта христианской Руси. Потому, и, бунтов в глубинке не наблюдалось, чего нельзя было сказать о городе, где подобно Каину, люди прятались от Бога, строя свой мир. А так как искусственный мир не строился без Бога – появилось богословие, а с ним и государство.

Когда отца забирали в армию в первый раз, на два года, он впервые увидел паровоз и смотрел, как многие, как нужно садиться в вагон. Два года он служил в стройбате и знал, где строился тоннель Сталина на Сахалин. Но еще до этого было раскулачивание и выявление контрреволюционеров, а семья Шелестовых пополнилась осиротевшими родственниками, тогда Лева едва не убил из охотничьего ружья чекиста, уводившего от дядьки корову, но не смог нажать на курок. Война многому научила глубинку и перемешала её со всей страной. Три старших сына Арсентия были на войне и вернулись живыми. Яков стал кавалером орденов славы, не считая других наград и участником парада победы. Фёдору посмертно дали героя, но когда он вернулся живым и без ступни от партизан – документов не нашли, но наград и так хватало, зато народил четырех дочерей потом. Фёдор рассказывал, как будучи раненым и полу - засыпанным, он бессильно лежал в лесу, подошел и рядом сел абсолютно белый старик и ждал пока не пришли две крестьянки и не спасли ему жизнь. Отец после второго призыва пять лет ждал войны с Японией в Манжурии и заработал за две недели войны в разведке медаль за отвагу с контузией. Государство в ту пору не заботилась о вернувшихся с войны. Они, же, вгрызались в мирную жизнь с упоением. До 55 года в родной деревне не осталось никого из детей и внуков Арсентия. Только двое из тринадцати детей его не завели своих детей. Все переехали в города от Владивостока до Москвы, что стало возможным после выдачи паспортов крестьянам. Дед по материнской линии погиб на войне в 43 в Латвии, оставив четырех детей и жену в крошечном домике, в Уссурийске, прежде поискав счастья в Юрге и на Камчатке. Вдова, пытаясь прокормить детей, продала кусок сала на базаре и попала в трудовое поселение на 7 лет, но дети и она выжили, не смотря на голод и тиф. Благодаря войне и я родился, когда отец после контузии подлечивался в Уссурийске и потом встретил мою мать. Как говорится: «кому война, а кому мать родна». Так, уже, нерелигиозное поколение благодаря естественной духовности, смогло отстоять родину и дать пример нашему поколению. Учились сами, учились дети, чтобы выбраться из нищеты и приобщится к культуре. С всех плакатов звучало «учиться, и учиться, и учиться». С высшим образованием были единицы. Безграмотный отец уже в армии стал коммунистом и политруком, а после плотника, конюха и председателя колхоза освоил профессию крановщика и помощника машиниста, потом стал учителем труда, а в 55 лет, стал машинистом локомобиля электростанции. Художественная книга стала дефицитом. Громкоговорители постепенно заменялись сначала трофейными, а потом и отечественными радиоприемниками. Событием вселенского масштаба стал телевизор и, наконец, полеты спутников и Гагарина. Запуск космонавтов уже большим событием для нового подрастающего поколения, чем для пережившим войну. Молодежь хотела быть космонавтами, летчиками, моряками и геологами и пели об этом со сцен для художественной самодеятельности под музыку Пахмутовой. Пели тогда все и везде.

Приход к власти Хрущева с самого начала фронтовики не одобряли, но, с успехами прогресса и энтузиазма масс, его самодурство возрастало и привело едва ни к голоду и его вовремя убрали, вслед за убранным им Сталином. Брежневские времена показались народу теплей хрущевской оттепели, несмотря на цензуру и глушилки, но не сразу. По всей стране катались вагон- клубы и строились летние и зимние кинотеатры, чаще всего переделанные из церквей. Множество учебных заведений были на полном государственном обеспечении, включая интернаты, суворовские училища, мореходки. Не было платного обучения ни в вузах ни в техникумах. В школах работали кружки, организовывались клубы ДОСААФ, дома творчества, развивался спорт и в каждом дворе была футбольная и хоккейная команды, походы были любимым занятием детворы, как и военные игры «зарница». На весь Приморский край действовала только одна церковь в г.Уссурийске но не умолкали ее колокола. Никто не заметил, как лозунг о полном удовлетворении потребностей граждан превратился в центр идеологии страны. Кто смог перебрались из деревни в город, тем обрубив естественные корни духовности. Церковь гнобили. Идеология, загнанная в историю КПСС и научный коммунизм, не отвечала на возникающие вопросы, сжавшись до морального кодекса строителей коммунизма, сделанный из усеченного евангелия. Мои сверстники уже 1968 году вступали в комсомол только чтобы получить паспорт моряка, чтобы ходить в рейсы за границу, а там «Битлы», джинсы, жвачка, кола и прочая радиотехника. Первыми поняли, что цель не та, выпускники мореходок. Девяносто процентов выпускников оставили море и заграницу уже после пяти лет плавания. Более высокой ценностью оказались семья, образование, причастие к трудовому коллективу с его целями, культура, участие в жизни страны. Из четырех новых предприятий, где я начинал работать с момента его создания, я имел бесплатное, почти, жилье, прекрасную работу, трижды избирался в профком, отучился в институте, ездил на повышение квалификации по городам и весям, имел доступ при желании к культуре, был председателем избирательной комиссии при выборах Ельцина. Даже, с наступлением капитализма материальных благ стало хватать. В стране иссяк энтузиазм, не дотянув до коммунизма. Капитализм ему тоже не помог – духовно, мы катились по инерции за счет предыдущих поколений. Уже, в какой раз, Рай на Земле без Бога не состоялся. Он и не должен состояться - главная задача на Земле не допустить хаоса, который прокатился в девяностые. Все, выше перечисленные, атрибуты жизни не отвечали на вопрос «Зачем живем?». Я, как и многие из поселка, крестился всей семьей в 89 году и тем нашел работу уму и относительный душевный покой. Крестились в Уссурийской церкви за 200 километров от места проживания. Первую районную церковь отстроили лет через 18 после крещения, хотя сект хватало. В поселке Зарубино, Хасанского района Приморья, служба регулярно стала проводиться с 2016г., а ныне достраивается церковь Иконы Иверской Божьей матери, за судьбу которой я уже не опасаюсь. Ни жена, ни дети, так и, не воцерковились. Будучи учителем труда и профобразования в средней школе с 92 по 96 годы, я мог только учить кое - каким плодам; целенаправленности, аккуратности, уважению к старшим и друг другу, справедливости, использованию знаний математики, физики, самостоятельности, культуре производства. Пожалуй, этого в школе и достаточно, но для желающих, конечно, основы православной культуры должны быть доступны. Об основах православия даже заговаривать с дирекцией тогда было бесполезно. Уроки труда проходили на одном дыхании, было всем интересно и не скучно. Сын и дочь, учившиеся в той же школе, всячески отговаривали меня уйти со школы, глядя на предыдущих трудовиков, боясь кличек и неуважительного отношения, которые те имели. Но опасения их оказались напрасными. Это были мои самые трудные, но самые счастливые годы трудовой деятельности. Дети не только выматывали, но и придавали духовные силы в перестроечные годы, вселяли надежды на будущее. Ушел я, когда про школу государство забыло и все стали думать только о собственном обогащении и выживании. Не давали ни материалов, ни станков и оборудования, ни транспорта, ни нормальной зарплаты. Удручало и полное отсутствие общественной жизни учительского «коллектива», боязнь религиозности. Организовать при таких условиях полноценные занятия не представлялось возможным, а портить детей не хотелось. В поколении менеджеров школьных выпусков 97- 2017 годов мало кто стал настоящим предпринимателем. Другими образами для подражания стали артисты, политические авантюристы, интердевочки, бандиты, банкиры и блогеры. Заводы исчезли, рабочий класс заменился гастробайтерами, деревни превратились в призраки. Это поколение еще смогло проехаться на шее родителей, выучится с их поддержкой и получить наследство, но это не заставило их уважать родителей, ни помнить дедов, ни найти смысла в жизни. Вторая попытка принести христианство в школу состоялась в 2003 году, но это продлилось лишь три месяца и оффициально согласовать дополнительные уроки по культуре христианства в РОНО так и не удалось. Незаметно вырос информационный Вавилон и человечество полностью перешло в выдуманный им мир, который стоит на грани разрушения. Каждый стал сам себе режиссер, вместо богоцентричности. При монархии семья была в 12 детей, у воевавших в сороковых по 3-4, у семидесятников 1 -2, а ныне по одному и то после 40 лет, далее пошли суррогатные дети. Дают свои плоды ГМО, истощение природных ресурсов в угоду комфорту, засорение планеты отходами и продуктами техногенных катастроф. Без смысла нет ни одной вещи – не должна быть и жизнь без смысла, как нет тела без души. Богословие должно быть не только в церкви, оно должно пронизывать все области жизни, особенно в воспитании, идеологии, правосудии, культуре. Не вместо государства, но вместе с ним, как после крещения Руси. Мы не видим в современниках пророков, но они уже есть и каждый может их увидеть и услышать в наш информационный век, главное нажать ту кнопочку в компьютере и это, тоже, задача богословия. Началось искание ответа на вопрос вопросов, которое привело многих, почувствовавшими себя нищими духом не просто к евангелию, а к бездонному богословию. Науки, культура, поклонение культу, философия - первые ступеньки к богословию. В большой степени богословие присутствует в культуре (вере), законах правосудия, в основном законе страны, но не дремлет и противная сторона на тех же тропинках. Богословие должно пронизывать все сферы и оживлять их, не давать закостенеть и постоянно жить и развиваться само. Богословие, наверное, это наше понимания замысла Создателя о нас, основанное на откровении, философии, науках, соборном мышлении, знамениях, действиях Святого духа. Если богословие не доходит об информации подаваемой по разным проблемам в интернете, то неопытный ум превращается в раба манипуляций над ним. Ложь, смешанная с правдой самое излюбленное средство змея от Эдема. Ложное слово, оскорбления должны караться и светскими законами, а не только перечисляться в смертных грехах. Не должно быть оскорбленных достойных людей, учителей, немощных и это забота школы, в которой должно присутствовать весомо богословие. Хаос, творимый в сытых странах – это результат отсутствия живого богословия, не смотря на присутствие остальных базисов жизни. Богословие - это тот самый фонарик, который призван освещать все на тропе жизни, но понимается это умом, как правило, после 35, если не впитано с молоком матери. Если бы не литература, некоторые фильмы, оставшиеся церкви, оставшиеся верующие, зарубежная русская церковь и не терпение Господа, процесс возрождения мог затянутся до тяжких времен, похлеще, чем в 90-е годы. Иногда, даже, страшно подумать о масштабной войне или катаклизме всемирной. Исчезнет вся связь, встанут машины, отключится электроэнергия, за день опустеют магазины. Без лошадей не будет почты, возможности вспахать и что-то перевезти. Люди растеряют друг дуга и закроются, боясь бандитов, как в перестройку, когда всех курей поворовали ленивые, но голодные. В деревне, тоже, не спасешься от таких потребителей. Если сейчас сын на мать ополчается, что сделает в беду? То и будет апокалипсис, и не хватит ни каких сил ГО и ЧС. Одна надежда, что Бог терпелив и многомилостив, а мы ищем его пути. 10.10.2020г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: