Преступная деятельность несовершеннолетних лиц с психическими аномалиями.




В наши дни все больше специалистов из разных областей, касающихся социального благополучия населения, отмечают неуклонно растущий уровень преступности несовершеннолетних. Все более острая проблема роста числа различных вариантов девиантного поведения беспокоит политиков, правоохранителей, ученых, родителей и учителей. Для решения проблемы преступности несовершеннолетних необходим анализ и осознание всех механизмов проявления и работы преступности несовершеннолетних в нашем социуме.

Согласно УК РФ, к уголовной ответственности может быть привлечено лицо, достигшее ко времени совершения преступления возраста 16 лет, а за совершение преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 20 УК РФ- возраста 14 лет. Таким образом, преступность несовершеннолетних – это совокупность преступлений, совершенных лицами, в возрасте от 14 до 18 лет.

В общем числе преступлений, совершенных подростками, значительную часть занимает преступность несовершеннолетних с психическими отклонениями. Её показатели свидетельствуют о постоянной тенденции изменения ее характеристик: количественных и качественных, а также об опережении темпов роста по сравнению со «взрослой» преступностью, в связи с чем преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями вызывает особую тревогу.

Большая часть преступлений, совершаемых подростками с психическими аномалиями, воспринимается в виде фактора психологической недоразвитости и возрастной незрелости несформированной личности несовершеннолетнего; неспособности соотносить свои поступки и требования общества. По этой причине, как отмечает Е. Кожевникова, о многих таких преступлениях не сообщают в правоохранительные органы, социальные организации, медицинские учреждения, что увеличивает их латентность и отнимает способность объективно оценивать объем преступности несовершеннолетних с психическими отклонениями и своевременно реагировать на ее проявления.[8]

Необходимо остановиться на причинах преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями.

Как и преступность совершеннолетних имеющих психические аномалии лиц, преступность несовершеннолетних с психическими отклонениями имеет сложную структуру, представляющую собой соотношение биологических и социальных детерминант. Первой составляющей является наличие у лица в возрасте от 14 до 18 лет психической аномалии - расстройства психической деятельности, но не достигшие болезненного, психотического уровня, а именно хронических алкоголизма или наркотической зависимости, психопатии, олигофрении в форме дебильности, последствий черепно-мозговых травм. Само наличие описанных отклонений во многом определяет весьма высокую вероятность выбора преступного варианта поведения несовершеннолетним.

Второй, социальной, частью причинного комплекса является разнообразие отрицательных социальных факторов, оказывающих негативное влияние на пораженную аномалией психику несовершеннолетнего. Наиболее общими и распространёнными факторами такого рода являются морально-нравственное разложение молодежи в современном обществе, пропаганда посредством СМИ пьянства, алкоголизма, праздности, наркомании, порнографии, токсикомании, отсутствие хорошо организованной воспитательной работы в учебных заведениях, проблемы семьи, невозможность организовать достойный досуг для подростков и многое другое.

Существуют и более конкретные и частные формы негативного влияния на подростка извне, способствующие его уклонению к противоправному поведению.

Прежде всего это проблемы семьи и взаимоотношений родителей с детьми, особенно на раннем этапе жизни последних. В семье закладывается развитие духовных и нравственных основ, мировоззрения и других моральных установок ребенка. О пагубном воздействии на психику и сознание ребенка пьянства родителей, отсутствии любви, родительской ласки и понимания в данной работе упоминалось не единожды. Сейчас же стоит обратиться к более ранним этапам развития детей.

Выделяют несколько вариантов моделей поведения ребенка, выбор которых напрямую зависит от поведения членов его семьи.

Так, по мнению А. Савельева, мать ребенка должна брать на себя принятия решений за своего ребенка, ее желания и приоритеты он впитывает в себя с первых дней его рождения, отец к воспитательному процессу присоединяется позднее. В первые три года жизни ребенка именно матерью закладывается основа будущих жизненных позиций. В том случае, если мать не выполняет данной функции, у ребенка формируется либо агрессивная, либо зависимая модель поведения. Материнская депривация, отчуждение от ребенка может вызвать психоз либо стать причиной развития психической аномалии. Следовательно, наиболее значимым и требующим минимальное количество ошибок со стороны родителей в плане воспитания и формирования детского сознания является период жизни ребенка с рождения до достижения трехлетнего возраста. Таким образом этот важный аспект влияния семьи на внутренний мир ребенка носит не только социально значимый, но и частично биологический характер. То есть социальная детерминанта преступного поведения – негативное влияние семьи на сознание ребенка - перетекает порой в биологическую: служит причиной возникновения психических нарушений.

Другая, имеющая не меньшее значение, проблема развития несовершеннолетних заключается в той среде, в которую подросток попадает уже в более сознательном возрасте, идеалы и установки которой он вбирает в себя и следует им. Этой средой является круг общения несовершеннолетнего на улице либо в учебном заведении, то есть сверстники и та субкультура, которой они придерживаются. Субкультурой является определенный набор установок, ценностей, способов поведения относительно небольшой социальной общности, обособленной пространственно и социально. При формировании личности ребенка отрицательным значением обладают негативные, вредные субкультуры. Принадлежность к некоторым из таких общностей создает повышенный риск формирования противоправного поведения. Независимо от своего желания, подросток, попав под влияние уличной компании, принимает и следует тем установкам и ценностям, которые культивируются в данной группе.

Субкультурным объеднинениям присущи такие сугубо отрицательные признаки как систематическое употребление алкоголя, наркотиков, токсикомания, беспорядочные половые связи и другие негативные пристрастия. Так, основные признаки отрицательной субкультуры, например, «гопников» - дворовой субкультуры городских спальных районов - являют собой пониженный уровень интеллекта и рефлексии, злоупотребление алкоголем и, нередко, наркотиками и отсутствие критического отношения к совершаемым поступкам. При условии сочетания аномалии психики и принадлежности к подобному молодежному неформальному объединению, несовершеннолетний неизбежно становится на преступный путь.

В некоторых случаях две описанные проблемы – проблемы семьи и пагубное воздействие «улицы» интегрируются. Их общим негативным результатом также становится социальная дезадаптация несовершеннолетнего и становление его на путь преступности. Ниже приведена таблица, отражающая этапы диссоциального расстройства на примере подростков, подвергшихся сначала насилию и негативному воздействию со стороны семьи, затем уличного асоциального окружения, алкоголя, наркотиков, токсинов и наконец, на третьем этапе, исчерпавших собственные, внутренние компенсационно-сдерживающие механизмы, установки, запреты, ставших несовершеннолетними преступниками.

При изучении преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями необходимо обратиться к статистическим показателям по этому виду преступлений. В период с 2010 по 2015 годы динамика преступлений несовершеннолетних лиц с психическими аномалиями в России нестабильна: до конца 2011 года наблюдается снижение рассматриваемых показателей; с середины 2012 года и до настоящего момента, с небольшими колебаниями, число зарегистрированных преступлений, совершаемых подростками с психическими отклонениями, растет.

Отдельного внимания заслуживает рецидивная преступность несовершеннолетних, в том числе с психическими аномалиями. Для такого рода преступлений характерны групповой способ совершения преступлений, жестокость совершенных деяний и малый промежуток времени между совершением таких преступлений. Неблагоприятной тенденцией, в данном случае, является еще и повышение уровня организованности группировок, состоящих из несовершеннолетних правонарушителей, имеющих криминальный опыт, что существенно затрудняет розыск и привлечение виновных в совершении преступлений к уголовной ответственности.

По мнению Е. Кожевниковой, особое внимание следует уделять группе преступлений, совершаемых по причине физического или психического принуждения, а также в силу материальной зависимости. Эта категория преступлений более всего присуща именно подросткам с психическими аномалиями, поскольку те, в силу дефектов сознания и психики, гораздо чаще и легче попадают под физический, психический, материальный контроль и давление со стороны более сильных как умственно, так и физически подростков-лидеров уличных групп и неформальных молодежных объединений.

Распад социальных нравственных устоев и культуры, произошедший в переходный политический период в нашем государстве, до сих пор продолжает оказывать негативное влияние на миропонимание и образ жизни несовершеннолетних. Борьба с беспризорностью, пагубным воспитанием, неблагополучием в семьях и правонарушениями несовершеннолетних, а также профилактика, своевременное выявление и лечение психических аномалий у подростков является одним из важнейших направлений деятельности, не только специализированных медицинских, социальных и правоохранительных органов, но и государства и общества в целом.

 

 

Заключение.

В данной работе были рассмотрены проблемы, связанные с преступностью лиц, имеющих психические аномалии. Были раскрыты основные аспекты понятия «психические аномалии», рассмотрены виды этих аномалий, мотивации и причины преступлений, совершаемых лицами с дефектами психики. Была изучена психологическая характеристика лиц с психическими отклонениями, проанализированы понятия невменяемости, ограниченной вменяемости, виды аномалий и подвергнуты анализу некоторые категории преступников, страдающих психическими аномалиями, а именно дана их психологическая характеристика, причины деформации их психики и становления на преступный путь. Особое внимание было уделено вопросу профилактики возникновения психических аномалий и предупреждения преступности лиц, страдающих ими.

Психические аномалии, несомненно, являются криминогенным фактором, несмотря на то, что само по себе наличие у человека психической аномалии не является первостепенной причиной преступности. Просто психические аномалии- это определенный социальный фактор, фактор негативный. А все негативные социальные факторы являются второстепенной, косвенной причиной преступности в государстве.

За период написания работы я пришел к нескольким выводам.

Первый – это неглубокая изученность проблемы психических аномалий вообще и преступности лиц, их имеющих, в частности. По ряду причин отечественные ученые - психиатры, криминологи, криминалисты не уделяют достаточно внимания преступности психически неполноценных лиц, в то время как такой вид преступности, как говорилось ранее является острой социальной проблемой, требующей решительных мер. Необходимо более широко изучать патологии психики не сколько для непосредственного лечения больных с психическими аномалиями и расследования отдельных категорий преступлений, сколько для предотвращения и предупреждения преступности лиц с психическими отклонениями посредством научных знаний и методов профилактики.

Второй вывод заключается в том, что не в полной мере организовано сотрудничество правоохранительных органов и специалистов в области психологии и психиатрии. Такое взаимодействие есть только в аспекте расследования уже совершенных преступлений; требуется же совместная работа органов правопорядка и ученых-психологов по предупреждению, профилактике и изучению личности преступника с психическими отклонениями, с целью недопущения совершения такими лицами преступлений и их своевременного выявления и лечения.

Таким образом, улучшению качества работы, направленной на борьбу с преступностью лиц, имеющих психические аномалии, способствовала бы более глубокая и тщательная научная разработка данной проблемы. Важны и необходимы так же индивидуальные психологические исследования, с учетом видов психических аномалий конкретного пациента. Это поможет раскрыть содержательную сторону взаимосвязанности психических аномалий и преступного поведения. Отдельное внимание должно уделяться выявлению и устранению тех отрицательных социальных условий жизни, которые могут привести к расстройствам психической деятельности, а после – к преступному поведению.

Несмотря на несбалансированную экономическую ситуацию, наше государство обладает всеми ресурсами и возможностями по улучшению качества жизни населения, формировании общественно полезных потребностей и их удовлетворении, улучшения качества жизни людей. Именно эти факторы являются основой для успешного предупреждения преступлений и правонарушений.

 


Список использованной литературы.

 

1) Конституция РФ

2) УК РФ

3) Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступность и психические аномалии. - М., Наука, 1997.

4) Серийные сексуальные убийства: Учебное пособие. Под ред. Ю.М. Антоняна. – М.: МЮИ МВД России. Изд-во «Щит-М», 1997

5) Баженов А.В. Психические аномалии и преступное поведение несовершеннолетних // Конституционное общество и проблемы совершенствования законодательства. Сборник научных трудов. - С.-Пб.: Изд-во ГУАП, 2007.

6) Конева А.М. Нервно-психические расстройства и психические аномалии личности несовершеннолетнего преступника // Труды юридического факультета Ставропольского государственного университета. - Ставрополь: Сервисшкола, 2002, Вып. 1.

7) Психологическое отчуждение личности и преступное поведение. Генезис и профилактика дезаптивных преступлений / Антонян Ю.М. - Ереван: Айастан, 1987

8) Антонян Ю.М., Виноградов М.В., Голумб Ц.А. Преступное поведение лиц с психическими аномалиями и его профилактика // Вопросы борьбы с преступностью. - М.: Юрид. лит., 1980

9) Белокобыльская Т.К., Голумб Ц.А. Несовершеннолетние преступники с психическими аномалиями и проблемы ранней профилактики преступлений несовершеннолетних // Вестник Московского университета. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980

10) Особенности и место психических аномалий в структуре преступности.// Е., И. Шалашов Н., В. Гаврикова Журнал Психопедагогика в правоохранительных органах Выпуск № 2 / 1997

11) Психические аномалии и противоправное поведение несовершеннолетних//Горьковая, Ирина Алексеевна. Журнал Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Выпуск № 100 / 2009

 


[1] Неплох Я.М. Человек, познай себя. Записки психиатра. - С.-Пб, 1991. С. 37.

[2] Преступное поведение и психические аномалии / Антонян Ю.М., Бородин С.В.; Под ред.: Кудрявцев В.Н. - М.: Спарк, 1998.С. 14

[3] Значение психических аномалий для совершенствования уголовно-правовых мер борьбы с преступностью/ Михеев Р.И., Михеева А.В.; Издательство: Изд-во Дальневост. ун-та/ 1994.

[4] Белокобыльская Т.К., Голумб Ц.А. Несовершеннолетние преступники с психическими аномалиями и проблемы ранней профилактики преступлений несовершеннолетних // Вестник Московского университета. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980

 

[5]Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика/Издательский дом Моссовета/ М. — 1933.; С.43

[6] Криминология и социальная профилактика / Авансов Г. А. – М.Спирит-литера,-1993.; С. 7

[7] Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступность и психические аномалии. - М., Наука, 1997.

 

[8] Кожевникова Е.А. К вопросу о понятии преступности несовершеннолетних лиц с психическими аномалиями // Вестник Челябинского государственного университета. - Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2010, Вып. 24. - С. 81-83



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: