НА ТЕМУ: «ПАРК ЛЕТНЕГО ДВОРЦА ИХЭЮАНЬ»




ДОКЛАД

 

 

Выполнил:

студент группы АЛ/м- 20-1-о

Передерий М.П.

Проверила:

к.ф.н, доцент кафедры Архитектура и дизайна ИРГ

Попкова М.Д.

 

Севастополь 2020

История и планировка комплекса

Летний императорский дворец был построен около 1750 г. и почти полностью разрушенный в 1860 г. французскими и британскими войсками. В 1888 г., вдовствующая императрица Цыси, приказала заново отстроить этот комплекс для себя. Здесь она проводила летние и осенние месяцы, с 1898 г. - всегда вместе с императором, которого она лишила власти. Здесь постоянно варьируется тема долголетия и бессмертия: в названиях залов и местностей (Холм долголетия, Зал радости и долголетия и т. д.), а также в символике растительного покрова, орнаментов и предметов декора, например сосен, журавлей, персиков, грибов, бутылочных тыкв. Следует учитывать также религиозную символику летнего дворца, например в самом известном сооружении комплекса - «павильоне Ладана для Будды». Кроме того, сад должен был давать представление о масштабах Маньчжурской империи, отсюда - южнокитайский «сад грамотеев» с прудом лотосов и тибетский храм на северном склоне холма. Вообще же Летний императорский дворец служит преимущественно для развлечения: два театра, торговая улочка, длинная крытая галерея и, конечно же, вода предоставляют для этого достаточно возможностей.

Главные (восточные) ворота Ворота Жэньшоумынь. Два бронзовых льва фланкируют главный вход. Уже самой ориентацией на восток, а не на юг, он дает понять, что здесь не такие строгие порядки, как в императорском дворце. Следующие Ворота долголетия вследствие творимого добра открывают вид на обсаженный высокими соснами главный двор с залом аудиенций. Садовый камень высотой 3 м на главной оси сразу за воротами похож на абстрактную скульптуру - как и вообще садовые камни на всей территории дворца, это просто самый роскошный экземпляр. За камнем сидит на корточках бронзовый цилинь, копытное животное с головой дракона и чешучайтым телом. Он провозглашает эру блаженства. Бронзовые драконы и фениксы служили сосудами для ладана.

Зал для аудиенций Жэньшоудянь. Зал для аудиенций («Зал долголетия вследствие творимого добра») - подчеркнуто незатейливая постройка летнего дворца с простой серой крышей; она внушает скромность. Внутреннее оформление сохранилось почти в оригинале. Размещенный в центре трон окружен журавлями и сосудами с ладаном. Украшенная драконами ширма позади него двести двадцать шесть раз демонстрирует иероглиф «шоу» - «долголетие». Поперечная табличка над троном провозглашает: «Старость и добро сопутствуют друг другу» - отсюда название зала, отсылающее к «Беседам» Конфуция.

Сад добродетели и гармонии (Дэхэюань) - это лежащий к северу от зала аудиенций больший из двух дворцовых театров. Сцена высотой 21 м и шириной 17 м, оборудованная тремя ярусами, откидными люками и подъемными машинами, позволяла достигать поразительных эффектов. В боковых постройках, откуда вдовствующая императрица и ее свита следили за представлениями, сегодня размещена выставка личных вещей императрицы и полученных ею подарков, в том числе, «Бенц» 1898 г. выпуска.

Павильон Юйланьтан. К юго-западу от театрального комплекса на берегу расположен жилой двор «Зал нефритовых волн». Здесь вдовствующая императрица Цыси держала под домашним арестом своего племянника, императора Гуансу, с 1898 г. до смерти их обоих, пока сама она находилась в летнем дворце.

Павильон Лэшоутан. Сама Цыси жила в примыкающем с северо-запада комплексе, «павильоне радости и долголетия». Повсюду царят соответствующие символы, например бронзовый декор перед главным залом: по одной паре оленей, журавлей и ваз с рельефным узором, изображающим журавлей, сидящих на соснах. То, что предметов всего шесть, отражает китайскую поговорку: «Шесть соединенных - мир на Земле». Монументальный садовый камень, на взгляд китайцев, похож на гриб «линчжи», вкушание которого, согласно поверью, дарует бессмертие. В интерьере выставлены трон и обеденный стол Цыси. На вышивке изображен павлин, крутящий колесо, а также «сто птиц на аудиенции у Феникса» - аллегория Цыси, сравнивавшей себя с Фениксом, перед которым преклоняются все остальные. Павильон имеет свою собственную пристань для лодок. На 20-метровом каркасе, напоминающем ворота, когда-то висел бумажный фонарь, служивший маяком для ночных поездок на лодках.

Длинная крытая галерея. К павильону Лэшоутан примыкает, пожалуй, самое известное сооружение летнего императорского дворца – крытая галерея. 728 метров крыши и вид на озеро и гору составляют лишь часть ее привлекательности. Не менее интересны росписи, украшающие балки; это самая длинная расписанная крытая галерея в мире. Здесь представлено более 8000 сцен - это иллюстрации к популярным романам и красотам природы (ландшафты, птицы, цветы).

Дворец Пайюкьдянь. Посередине крытой галереи открывается доступ к архитектурной кульминации дворцового комплекса. Производимое им впечатление усиливают крыши, покрытые глазурованными кирпичами желтого императорского цвета и частично обрамленные синим. Та часть летнего дворца, которая выходит к озеру, зовется «Зал заоблачных высей» (Paiyun Dian). Это название намекает на стихотворение IV в., где проплывающие по небу облака упоминаются как спутники бессмертных, на которых бессмертные как вольные духи путешествуют сквозь пространство и время. В названиях залов сад, таким образом, переводит уже многократно раскрытую тему долголетия в поэтически-легендарное измерение. Череда восходящих к небу дворов, залов и лестниц начинается от озера, где стоят декоративные ворота. Двенадцать садовых камней на площадке перед дворцом олицетворяют животных двенадцатигодичного цикла китайского календаря. По ту сторону входных ворот через водоем перекинут беломраморный мост. За следующими воротами находится увенчанный двускатной крышей тронный зал. Здесь вдовствующая императрица принимала почести от придворных в день своего рождения. Богатое оформление сохранилось: большая часть экспонатов - подарки Цыси к ее семидесятилетию.

Павильон Ладана для Будды (Фосянгэ). Крытые лестницы ведут вверх к залу, крытому желтым. Оттуда открытые лестницы приводят к зданию, домнирующему над всем дворцом - павильону Ладана для Будды, восьмиугольному трехъярусному сооружению, которое оптически приподнимает на уровень вершины квадратная каменная терраса высотой 20 м. Избрать буддистскую постройку доминирующим демонстрационным объектом дворца прежде было немыслимо для властителя конфуцианского Китая. Однако маньчжуры были близки к буддизму. Внутри здания находится тысячерукая Гуаньинь. С террасы открывается великолепная панорама на озеро.

Бронзовый павильон. Западнее на склоне стоит сделанный целиком из бронзы маленький зал, «павильон облачных сокровищ» 1752 г. постройки. Этот архитектурный шедевр высотой 7,5 м стоит на белой террасе между другими зданиями посреди маленького двора. Формально он имитирует деревянную, крытую кирпичами зальную постройку.

Ресторан и театр Тинлигуань. Назад к крытой галерее: последний большой ансамбль зданий, к которому эта галерея ведет, называется «Дом Зова иволги» с дворцовым рестораном и меньшим из двух дворцовых театров. Название «Тинлигуань» - звукоподражание напеву китайской черноголовой иволги, намек на исполняемую здесь музыку.

Мраморная ладья. Павильон, стоящий на каменном цоколе в форме ладьи, - курьез сомнительного вкуса, особенно с тех пор как ладья, построенная в 1755 г., при императрице Цыси была снабжена мнимыми лопастными колесами. Сбивают с толку также надстройки в модном тогда европейском стиле: они сделаны из дерева, расписанного под мрамор. Это непотопляемое сооружение считается литературной реминисценцией к совету императора Тайцзуна из династии Тан (VII в.): «Вода, которая несет корабль, может его и опрокинуть». Под «кораблем» император разумел государство.

Сад Сецюйюань. Если от большого дворцового театра (Дэхэюань) пройти на север, а затем повернуть на восток, то можно попасть к идиллическому Саду внутреннего созвучия и внешнего благообразия. Он был оформлен как увеличенная копия среднекитайского «сада грамотеев». Со своим прудом с лотосами, окаймленным плакучими ивами и соснами, павильонами, залами и крытыми галереями, сменяющими друг друга в бодром ритме, он задуман, в первую очередь, как летний сад. Обходной путь, то там, то здесь ведущий через небольшие мостики, соединяет постройки. В одном из павильонов на южном берегу обустроена чайная.

Улица Сучжоу. В 1987 г. были реконструированы два разрушенных в XIX в. ряда магазинов, которые тянулись по обе стороны канала у северного подножья холма, по образцу среднекитайского города Сучжоу. Император, императрица и наложницы могли здесь поиграть в «простой народ» (привет Марии-Антуанетте!) В шестидесяти лавочках евнухи и служанки продавали им закуски, игрушки и изделия декоративно-прикладного искусства или приглашали отдохнуть за чашкой чая. Сегодняшние продавцы одеты в национальные костюмы, у входа в лавки висят старинные цеховые значки. Очень приятно погулять здесь.

Тибетский храм. На северном склоне Холма долголетия (Ваньшоушань) стоит группа из девятнадцати зданий в тибетском стиле. Они образуют мандалу, состоящую из «четырех континентов» буддистской картины мира, каждый - с двумя субконтинентами. Верхние одиннадцать этажей поднимаются на красной террасе, снабженной ложными окнами и напоминающей Красный дворец в тибетском комплексе Потала.

Озеро Куньмин. С дамбами, разделяющими его на западной стороне, и с мостами, перекинутыми над узкими местами, это старейшее из всех императорских садовых озер было оформлено как копия знаменитого озера Сиху в Ханчжоу. Лодки могут причаливать в различных местах северного берега, вблизи восточных ворот, а также у Южного острова. Прокат лодок находится рядом с Мраморной лодкой и на восточном краю Семнадцатиарочного моста.

Семнадцатиарочный мост. Элегантный мост длиной 150 м и шириной 8 м, возведенный в 1750 г. из белого естественного камня, относится к самым известным старинным мостам Китая. Каменные львы охраняют его по обоим берегам, маленькие каменные львы венчают опоры для перил. Мост ведет на самый большой из островов на озере, интересный особенно из-за вида на холм Ваньшоушань и дворцовые постройки на северном берегу. В древнем храме Драконьего царя на острове почитали несущего благословение Владыку Водоемов

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: