1. Умение сравнивать: Предложите сравнить 2-3 предмета между собой по ширине (найти самый широкий, узкий, средний); Найти самый высокий, низкий, средний предмет из группы; Выложить игрушки по их длине.
2. Поиск причинно следственных связей:
Просите пояснить, почему происходят те или иные события (падает листва — осень, мокрые качели — после дождя, машина не едет — отломалось колесо);
3. Классификация по признаку: Предложите рассортировать предметы по одному общему признаку (цвет, форма, материал); Предложите найти предмет, не обладающий названным признаком (среди шариков выбрать кубик).
4. Изучение сложных форм: Покажите малышу новые виды фигур (шестиугольник, полукруг, полумесяц);
5. Ориентация в пространстве. учите ориентироваться на плоскости (верх и низ листика, справа, слева); покажите, как ориентироваться на местности, подмечать особенности и запоминать расположение объектов.
6. Времена суток, года: Расскажите, чем отличаются между собой разные времена года, части суток. Чем обычно занимаются люди в разные отрезки времени (ночью — спят, утром — умываются, чистят зубы, делают зарядку, зимой — ездят на санках, летом — купаются);
7. Цифры и счет: Выучите цифры до 10. Покажите, как считать на пальчиках, палочках, вещах; Покажите, как пишутся разные цифры.
8. Сортировка Предложите сложить пирамидку из 7-9 колец, ориентируясь по размеру колец; Попросите разобрать игрушки по размеру, предназначению, цвету.
9. Подбор обобщающего слова Назовите ряд предметов и попросите назвать их одним словом (игрушки, посуда, мебель)
10. Критическое мышление Попросите найти лишнее в ряду (положите перед ребенком мяч, куклу, машинку и майку. Ребенок должен соотнести предметы по их предназначению, выбрать предмет, не подходящий по общему признаку);
Загадки. Предложите отгадывать простые загадки, отвечать на вопросы с подвохом.
Внимание, память Предложите ребенку: Выбрать 2 предмета из множества, обладающих названной характеристикой (2 желтых шарика, 2 пластиковые игрушки);
Запомнить и повторить 3-4 движения;
Запомнить и повторить 2 строчки стихотворения, соблюдая последовательность слов;
Собрать разрезанную картинку, пазл;
Показать дорогу домой, возвращаясь с прогулки;
Рассказать знакомую историю, ориентируясь по картинкам;
Выучить и рассказать стихотворение;
Запомнить и воспроизвести последовательность предметов, карточек;
Рассказать о событии, произошедшем недавно, описать увиденные предметы и людей.
Физическое развитие Во время утренней гимнастики предложите ребенку:
ходить на носочках, пяточках, внешней и внутренней стороне стопы; шагать высоко поднимая колени, передвигаться, шаркая ногами по полу;
регулировать темп движения по команде (идти медленно, быстро);
бегать, меняя темп движения по команде;
совершенствовать: навык броска мяча (из-за головы, вперед, назад, в стороны), умение ловить мяч с разного расстояния;
повторять движения за взрослым на ходу.
Во время маршировки, предложите повторять разные упражнения руками, не прекращая ходьбы; тренировать координацию (хождение по наклонной доске, бордюру).
Музыка. Ритм Расширение познания о музыке и эмоциях:
Слушайте с ребенком классические произведения. Предложите угадать настроение автора композиции;
Различать темпы музыки;
Называть знакомые инструменты, различать их по звучанию;
Прослушивать и подпевать знакомым детским песенкам;
Знакомиться с новыми детскими песенками;
Различать громкость музыки;
Выражать эмоции от музыки в танце;
Учить простые танцевальные движения.
Творчество Лепить простые фигурки, используя уже знакомые техники (отщипывание, скручивание, создание кружков и колбасок );
Рисовать кисточкой простые предметы, явления природы;
При помощи карандашей и фломастеров рисовать линии, круги, волны, простые предметы, фигурки; Раскрашивать рисунки в раскраске, не выходя за границы;
Клеить наклейки;
Рисовать линии и предметы при помощи линейки;
Создавать простые аппликации и з бумаги и подручных предметов (вата, листочки).
Окружающий мир Расширяйте познания ребенка в разных областях:
Домашние животные. Какие бывают, где живут, что едят, какие звуки произносят. Расскажите, какую пользу приносят животные фермы, чем питаются в разное время года? Дикие животные. Где живут, что едят, на каких континентах обитают;
Птицы. Какие бывают, что едят, где живут? Насекомые. Где живут, чем питаются, чем отличаются между собой?
Времена года. Чем отличаются, какие занятия доступны в разные периоды? Явления природы. Овощи, фрукты. Грибы, ягоды;
Профессии. Чем занимаются люди, какая польза от разных видов деятельности?
Транспорт. Где используется, что делает?
Город, деревня. В чем отличия, какие предметы можно встретить?
Лес, поле, море, река. Чем отличаются, какие живые существа можно встретить, какие предметы могут понадобиться?
Бытовые предметы и их назначение
Речь В течение дня предлагайте ребенку выполнить упражнения, способствующие формированию чистой активной речи:
артикуляционная гимнастика; повтор сложных слов;
разделение знакомых слов на слога на слух;
пересказ знакомой истории
тренировка навыка правильного ответа на вопрос;
описание иллюстрации;
совместное чтение; обсуждение прочитанного сюжета;
изучение и обсуждение изображений, ситуаций.
Мелкая моторика Для развития мелкой моторики в течение дня предлагайте ребенку:
Лепить или рисовать; собирать на прогулке небольшие предметы (шишки, камушки, листочки); играть с бусинами, крупами, шнуровки;
самостоятельно застегивать пуговицы, застежки;
играть с наклейками; вырезать ножницами;
собирать пазлы, вкладыши, мозаики; завязывать и развязывать узелки.
Основой для успешного освоения предложенных упражнений является создание подходящих условий, в которых малыш будет ощущать свободу выбора, интерес.