Моделируя урок здоровья, педагог должен учитывать различия между традиционным уроком и уроком здоровья.




Традиционный урок Урок здоровья
Тема урока Тема урока (имеет отношение к ребенку) Знаешь ли ты свое тело?
Цели и задачи урока образовательные развивающие (память, речь, мышление) воспитательные (любовь к …, патриотизм, коллективизм) Цель урока (имеет отношение к ребенку) Научить чувствовать собственное тело, формировать способность конструктивного взаимодействия с близкими людьми
  Уровни усвоения: отношение (сформировать убеждение о необходимости бережного отношения к своему организму) представления (сформировать убеждение о важности слаженной работы различных частей тела, их назначении и функции) способы поведения (привить привычку соблюдать правила личной гигиены, режима дня, закаливаться)
Организационный момент Мотивация (детям сообщается цель урока) Проверка домашнего задания Ритуал приветствия Мотивация (на протяжении всего урока прослеживается связь того, о чем говорится с потребностями детей) Проверка домашнего задания (рефлексия, эмоции детей)
Подготовка к объяснению нового материала (устный счет, разбор предложения) Объяснение нового материала Вводная часть (актуализация представлений учащихся, их отношения, стратегий и технологий) Основная часть (формирование представлений; методы: игра, беседа, аукцион идей)
Первичное закрепление (упражнения на новую тему) Самостоятельная работа на новую тему Итог урока (чем мы занимались? что изучили?) Домашнее задание Заключительная часть (отработка личной стратегии)   Итог урока (обобщение) Домашнее задание (с привлечением к выполнению близких взрослых)

При интегрированном подходе, в основу организации учебного занятия необходимо заложить характеристики здоровьесберегающего образовательного процесса на учебном занятии (авторы В.Н. Ирхин, И.В. Ирхина).

1.Условия проведения учебного занятия соответствуют гигиеническим нормам и требованиям.(освещенность, режим проветривания, мебель, дизайн, санитарно-гигиеническое состояние классного помещения)

2.Цели учебного занятия сориентированы на обучение, воспитание и развитие здоровой личности ученика; определены в соответствии с требованиями программы, трудностью и сложностью темы, реальными учебными, индивидуальными и возрастными возможностями и особенностями учащихся.

3.Организованы действия учащихся по принятию целей учебного занятия.

4.Созданы положительный эмоциональный настрой и рабочая обстановка в классе; организованы действия учащихся по мобилизации на учебное занятие.

5.Обеспечен высокий уровень мотивации учебной деятельности учащихся в течение всего учебного занятия.

6.Содержание учебного материала соответствует целям учебного занятия и отвечает следующим требованиям: полнота, системность, интегративность, практико-ориентированность, включенность субъектного опыта учащихся, дифференцированность, эмоциональная окрашенность.

7. Содержание учебного материала способствует формированию культуры здоровья учащихся.

8.Методы и формы обучения соответствуют:

- учебному содержанию;

- целям учебного занятия;

- психофизиологическим и учебным возможностям учащихся.

9.Используемые учителем методы и формы обучения обеспечивают:

- адекватный психофизиологическим особенностям ученика темп обучения;

- достаточную двигательную активность учащихся на уроке;

- учет индивидуальных и половозрастных особенностей учащихся;

- учет реальных учебных возможностей учащихся, дифференцированность обучения;

- включение каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность;

- дозированную помощь учащимся при затруднениях, создание ситуации успеха;

- обратную связь;

- объективную оценку продвижения и развития каждого ученика;

- контроль и оценку знаний учащихся, способствующих сохранению их психического здоровья;

- профилактику и снижение утомительности учебного занятия, преодоление психического и статического напряжения учащихся;

- доброжелательное и продуктивное сотрудничество учащихся, а также учителя и учащихся.

10.Педагогическая техника учителя обеспечивает создание благоприятного психологического климата, способствует раскрепощению ученика.

11.Трудность учебного занятия (количество новых учебных единиц, характер деятельности учащихся, уровень усвоения учебного материала) соответствует половозрастным индивидуальным и учебным возможностям учащихся.

12.Средства обучения используются в соответствии с гигиеническими нормами и требованиями.

13.Характер, объем и дифференцированность домашнего задания определяются реальными учебными возможностями, индивидуальными особенностями и способностями учащихся.

14.Уровень достижения целей учебного занятия.

9. Хронометраж урока проводится по следующим компонентам:

· плотности урока (% времени, затраченного школьниками на учебную работу);

· количеству видов учебной деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответ на вопрос, решение примеров);

· длительность каждого вида учебной деятельности (в минуту);

· частоте чередования видов деятельности (среднее время в минутах смены деятельности);

· количеству видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный через технические средства обучения, самостоятельная работа);

· месту, длительности и условиям применения ТСО;

· частоте чередования видов преподавания;

· наличию, месту, содержанию и длительности физкультминуток.

Отслеживается момент снижения учебной активности школьников как показатель наступления их утомления. (Определяется в ходе хронометража по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы). Кроме того, определяется и фиксируется психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок, соблюдение учащимися правильной позы, ее соответствие виду работы и чередование в течение урока.

 

Список используемой литературы

1. Возрастные особенности психического развития детей (Под ред. И.В.Дубровиной, М.И.Лисиной). М., 1982.
2. Гигиеническая оценка условий обучения школьников / Сост.: Н.В. Анисимова, Е.А. Каралашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 48 с.
3. Добровольская, С.Г. Педагогическая ориентация учащиейся иолодежи на здоровый образ жизни. – Казань: Центр инновационных технологий, - 189 с.
4. Зайцев, Г.К.. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечение здоровья учащихся и родителей. – 2-е изд., перераб. И доп., - СПб.: Акцидент, 2998. – 159 с.
5. Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов / Под редакцией В.Н. Касаткина, Л.А. Щеплягиной. Ярославль: Аверс Пресс, 2003. 2-е изд., доп. И испр., 446 с.
6. Ирхин, В.Н. Эксперимент в школе здоровья (из опыта работы школы здоровья Белгородской области) / В.Н.Ирхин: метод. Пособие. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – 112 с.
7. Мухина, В.С. Возрастная психология. М., 1998.
8. Педагогика и психология здоровья: Сборник работ сотрудников кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укреплания здоровья. – М.: АПКиПРО, 2003. – 128 с.
9. Попов, С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников). – СПб.: СОЮЗ, 1998, - 256 с.
10. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003. – 272с.
11. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПКиПРО, 2002. – 121 с.
12. Формирование здорового образа жизни российских подростков: Для классных руководителей 5 – 9 кл.: Учеб.-метод. Пособие / ВЛАДОС, 2002. – 192 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: