Социологические проблемы рыночной экономики




Оглавление

Оглавление.................................................................................................................................... 2

Введение........................................................................................................................................ 3

Социологические проблемы рыночной экономики................................................................. 5

Экономическое сознание......................................................................................................... 5

Экономическое поведение....................................................................................................... 6

Условия адаптации к рыночным отношениям...................................................................... 7

Молодежь и безработица...................................................................................................... 10

Понятие и виды безработицы................................................................................................ 10

Уровень и структура безработицы........................................................................................ 13

Дискриминация на рынке труда............................................................................................ 15

Социальные последствия безработицы................................................................................ 17

Решение проблемы занятости молодежи.................................................................................. 21

Меры, направленные на снижение уровня безработицы................................................... 21

Правовое регулирование молодежной политики............................................................... 22

Работа комитета по делам молодежи.................................................................................... 23

Содействие профессиональной подготовке молодежи и трудовой занятости................ 24

Заключение.................................................................................................................................. 25

Список литературы..................................................................................................................... 28

Введение

В своей курсовой работе я рассмотрю проблему положения молодежи в сфере труда и занятости, на примере российской молодежи, оценю уровни ее занятости и безработицы, ее положение на современном рынке труда, постараюсь отметить некоторые пути выхода из сложившейся кризисной ситуации в этой области российской действительности.

В данной работе я проанализирую тенденции спроса и предложения труда молодёжи в возрасте от 16 до 29 лет – именно в это время основная ее часть приобретает устойчивый профессионально – трудовой статус в общественной и социальной сфере. Молодежь - социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления.1 На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессиональной подготовки, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. Эта категория населения разбивается на ряд групп, определяющих их положение на рынке труда.

Рынок труда представляет собой совокупный спрос и предложение рабочей силы, обеспечивающийся за счет взаимодействия этих двух составляющих размещение относительно рабочих мест экономически активного населения по различным сферам хозяйственной деятельности. В последнее время в работах многих ученых, посвященных проблемам рынка труда наметилось различие в определении предмета купли-продажи на рынке труда: рабочая сила или труд. Однако продаваться может только рабочая сила, а не труд, так как последний есть ни что иное, как процесс. В таком случае было бы правильнее говорить о рынке рабочей силы, а не о рынке труда. Но, начиная с К. Маркса и кончая многими современными учеными данные понятия принято считать синонимами и не делать между их значениями никаких различий. На рынке труда складываются отношения между работодателями и наемными работниками. Они способствуют соединению рабочей силы со средствами производства, тем самым удовлетворяется потребность работодателей в труде, а наемных работников - в заработной плате.1

Анализ динамических изменений рынка труда основывается на оценке перемещения населения между тремя состояниями рынка труда: занятости, безработицы и экономической неактивности.

По классификации МОТ, которая приведена в статье Л.А. Гордона и Э.В. Клопова «Социальная эффективность и структура безработицы в России»1, все население Российской Федерации можно разделить на две группы:

1. Экономически активное население

Данная группа включает ту часть населения, которая обеспечивает предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. В свою очередь она делится на следующие категории:

· Занятые (Выполняют работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени; временно отсутствуют на работе из-за болезни, отпуска, работы по специальному графику, отпуска по беременности, обучения, забастовки, по другим причинам; самостоятельно обеспечивают себя работой)

· Безработные (Не имеют работу, т.е. доходного занятия; занимаются поиском работы, т.е. обращались в службы занятости, использовали объявления, обращались к работодателю и т.п.; готовы приступить к работе)

2. Экономически неактивное население

Данная группа включает в себя людей, не входящих в состав рабочей силы:

· Учащиеся и студенты, посещающие дневные учебные заведения

· Лица, получающие пенсии по старости, на льготных условиях, по инвалидности

· Лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми

· Отчаявшиеся найти работу и прекратившие ее поиск

· Другие лица, у которых нет необходимости работать

Границы рынка труда определяются следующей частью экономически активного населения России:

· Незанятые, но ищущие рабочее место

· Занятые, но неудовлетворенные работой и подыскивающие другую работу или дополнительное рабочее место

· Занятые, но рискующие потерять рабочее место

 

Вышеперечисленные группы образуют предложение труда. Владельцы рабочих мест формируют спрос на труд, складывающийся из числа вакансий и должностей тех работников, которым работодатель ищет замену.

 

Формирование комплекса рыночных отношений в сфере занятости началось с изменения приоритетов государственной политики: отказа от конституционных гарантий права на труд, сохранения за государством лишь функции содействия трудоустройству граждан. Кроме того, расширились права руководителей в вопросах найма и увольнения работников, что предполагало более эффективное использование рабочей силы.

 

Социологические проблемы рыночной экономики

Задача социологии в связи с преобразованием экономики в нашей стране состоит в изучении особенностей экономического сознания как тех, кто находится у власти, так и широких слоев населения, в выявлении фак­торов, влияющих на экономическое сознание, его стереотипы, в составлении прогнозов его изменения, в классификации различ­ных типов экономического сознания. Проблемы экономического сознания и поведения рассмотрены в главе учебника «Социология молодежи», посвященной теме молодежи в сфере труда и занятости1, именно их я хочу привести в следующих пунктах своей работы об экономическом сознании и поведении:

Экономическое сознание

Экономическое сознание инте­ресует социолога как определенная система, которая наряду с объективными условиями жизни (одновременно будучи опосре­дованной ими) формирует цели трудовой и социальной деятель­ности того или иного рода, мотивы социального и экономиче­ского поведения. Сознание в значительной мере определяет не только характер и качество деятельности, но и возможные для данного индивида с нравственной точки зрения средства дости­жения целей.

Экономическое сознание ограничено рамками объекта, на ко­торый оно направлено, но как вид сознания оно обладает все­ми присущими последнему свойствами. В сознании как фе­номене можно выделить две группы компонентов. Это, во-первых, глубинные, относительно постоянные компоненты, при­сущие сознанию отдельного человека или социальной группы в течение относительно длительного периода времени, задаю­щие направления осознания любого объекта и во многом об­условливающие его результаты. Это осознанные потребности, ценности, мотивы деятельности. В цепочке «потребности – интересы – ценностные ориентации» исходными являются по­требности. Именно они, как известно, выражают исходную фор­му активного, избирательного отношения человека к условиям внешней среды.1 Во-вторых, это поверхностные компоненты – оценки, мнения.

Потребности и степень их удовлетворенности интересуют социолога с двух точек зрения — как социальные факты и как компоненты сознания (осознанные потребности). В этой связи необходимо выявление закономерностей и тенденций формиро­вания и изменения потребностей, фиксация их динамики в со­циальной статистике (на сегодняшний день социальная стати­стика является явно недостаточной), разработка прогноза их развития, а также определение степени удовлетворенности раз­личных групп населения.

Экономическое поведение

Исследования показывают, что экономическое поведение людей определяется сложным взаимо­действием сознания и объективной действительности, которая влияет на формирование ценностей. И наоборот – уже сформи­рованные ценности во многом обусловливают восприятие ре­альности. В этой связи существенное значение приобрета­ет рассмотрение социальных аспектов формирования рыночной экономики.

Абсолютное большинство населения обобрано государством, потеряло все свои накопления и вступило в рынок, как и поло­жено пролетариату, свободным от всякой собственности.

В условиях жесткого и быстро развивающегося кризиса то­варопроизводители ощущают себя зажатыми в тиски инфляции, налогового пресса. Из-за недостатка оборотных средств, неиз­бежно ведущего к банкротству, они оказались неспособными пе­рестроиться, переоснаститься на выпуск новой продукции, мо­дернизировать производство, что необходимо для гарантиро­ванного выживания в новых условиях. В чрезвычайно сложной ситуации оказались и новые, рожденные рынком, субъекты – малый и средний бизнес, фермерство и т. д. Из-за того же де­фицита средств и времени, непредсказуемости экономической политики властей, политической ситуации они видят беспер­спективность усилий по созданию товаропроизводящих произ­водств. Где действительно наблюдается оживление, так это в сфере посреднического оборота, но и здесь товарная база по­стоянно сужается (снижение объемов производства, сокращение импорта).

Рынок, который в данный момент формируется в России, далек от цивилизованных форм, он чужд народу. Процесс первоначального накопления капитала протекает в России в худших традициях становления мирового рынка. Закономерно, что к числу основных явлений, сопровождающих процесс становления рынка, относятся обо­стрение экономических, социальных, политических, межнацио­нальных и других противоречий. Забыт, фактически, человек с его нуждами и запросами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: