Мотивация учеников к урокам физической культуры




И.М. Гущина

Уральский государственный педагогический университет Институт физической культуры

Резюме. В статье предлагается мотивация учеников 8-9 классов средней общеобразовательной школы к урокам физической культуры с использованием новой системы оценивания включая педагогические технологии (Представлена характеристика этой системы оценивания, позволяющая повысить эффективность и результативность обучения, гарантировать достижения поставленных целей).

Ключевые слова: мотивация, мотивы, устойчивый интерес, учащиеся, физическая культура.

В настоящее время политика образования Российской Федерации направлена на переход к развивающему обучению, где меняются цель, содержание и методы обучения. И в новой ситуации организации обучения эта проблема стоит на повестке дня. Массовые школы организуют свою деятельность в основном по традиционной системе обучения, но по-прежнему остро стоит вопрос: как формировать мотивацию учения. Нельзя насильно заставить школьника заниматься какой-либо деятельностью, а тем более заботиться о своем здоровье, нужны определенные стимулы, мотивы. Ребенок должен сам захотеть изменить отношение к самому себе. Но как это сделать?

Школьный возраст, как и все возрасты, является переломным. Он определяется моментом поступления ребенка в школу. У школьника начинается новая, по-своему содержанию и по всей функции деятельность - деятельность учения. Переход к новому положению, отношению с взрослыми и сверстниками, а также в семье определяются, тем как они выполняют свои первые и важные обязанности, и все это ведет к тем проблемам, которые связаны не только с семьей, но и с учебой. Учебная мотивация в процессе уроков физической культуры должна строиться на основе учёта индивидуальных качеств каждого школьника, опираясь на его самооценку.

Таким образом, наряду с вопросами формирования у учащихся мотивации к учению содержание образования предмета физическая культура ориентируется на укрепление здоровья обучающихся, их физическое развитие и общую физическую подготовку, обучение жизненно - важным двигательным навыкам и умениям, формам коллективного воздействия и сотрудничества, организации самостоятельных занятий физической культурой в условиях активного отдыха и досуга. Критерии оценивания, построение индивидуальной программы развития физических качеств каждого школьника, её реализация во время уроков физической культуры и самостоятельных занятий позволяют продуктивно влиять на рост показателей физического развития учеников. А это в целом позволяет повысить их мотивацию в обучении.

При изучении методов приема учебных нормативов по физической культуре, специальные исследования, убеждают в необходимости пересмотреть методику оценивания уроков, а именно её критерии.

К новым подходам в системе критериев оценивания при достижений планируемых результатов принят Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, где использование технологий оценивания образовательных достижений (учебных успехов), как мотивация учащихся приобретать и совершенствовать знания, умения и навыки и развивать двигательные и морально-волевые качества на уроках физической культуры. Важным достоинством этой системы оценивания является то, что цели оценочной деятельности ориентированы на достижение результата, духовно – нравственное развитие и воспитание (личностные результаты),формирование универсальных учебных действий, также обеспечивает комплексный подход к оценке всех перечисленных результатовобразования и возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами − возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования на любом уровне (в классе, школе, регионе и т.д.) Что позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовки учащихся при одинаковых затратах времени, а сами занятия сделать более интересны.

Одной из актуальных проблем современного образования является формирование осознанного отношения учащихся к тем требованиям, которые предъявляются учебной программой. В то же время, как указывают большинство исследователей, лишь не более чем у 30% учащихся в ходе овладения школьной программой формируются мотивы к занятиям физической культурой.

Выдающийся отечественный психолог С.Л. Рубинштейн писал: «Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятые им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опору в его переживании».

В свете данного высказывания одной из важнейших задач педагога является разработка мотивационной стратегии включения школьников в выполнение тех задач, которые предусмотрены учебной программой по физической культуре. Мотивационная стратегия может состоять из нескольких этапов, каждый из которых ориентирован на актуализацию значимых для учащихся мотивов.

Предметом исследования является технологии оценивания как средство повышения мотивации у учеников к занятиям физической культурой.

В связи с этим образовалась цель исследования:

- повышение стимулирующего воздействия на уроке физической культуры с помощью отметки;

- разработка критериев оценивания учащихся по предмету «физическая культура».

Анализ последних исследований и публикаций. Формирование мотивации учения неразрывно связано со специфическими психологическими характеристиками. Исследованием мотивации учебного процесса в теории и методике физического воспитания, педагогике и педагогической психологии занимаются достаточно давно, и этому направлению посвящено множество работ как отечественных, так и зарубежных авторов. Специалисты (В.Г. Григоренко, 1993; С.С. Занюк, 2002; Е.П. Ильин, 1987, 2000; В.Н. Пристинский, 2008 и др.) рассматривают мотивацию как основной фактор поведения человека, удовлетворения социальных и познавательных потребностей, которые складываются и изменяются в процессе всей его жизнедеятельности.

При организации воспитательной работы по развитию мотивации на занятиях по физической культуре, учителю необходимо учитывать общие тенденции возрастного развития школьников, что в первую очередь является отправной точкой в эффективности дальнейшей работы.

Основные материалы исследования. Многие учителя физической культуры уже давно работают, руководствуясь принципами гуманизации и демократизации, воспитания культуры здоровья, используют в своей работе психолого-педагогические и психолого-физиологические теории обучения, воспитания и развития личности.

Оценивание – важный момент контроля. Его результат – отметка. Она символизирует степень или уровень достижений школьника в усвоении им содержания урока по физической культуры.

Технология оценивания – это технология действия в ситуациях оценивания. Поэтому она описывается в виде правил действия для каждоговида случаев: «что оценивать», «кто оценивает», «когда оценивать», «где фиксировать результаты», «по каким критериям оценивать».

Оценивая, учитель устанавливает соответствие уровня фактической обученности учащихся по признакам, которые были заложены в формулировках целей, педагогических задач в конкретизированных циклах технологии учебно-воспитательного процесса.

Предметы оценивания по физической культуре - знания, двигательные навыки и умения, уровень развития двигательных качеств, сформированность видов физкультурной деятельности школьника.

Что оценивать, а за что ставить отметки?

– «Различение оценки и отметки»

Оцениваться может все. Фиксируется с помощью отметки (за исключением 1-го класса) только демонстрация умения применять знания (решать задачи).


Оценка

Это словесная характеристика результатов действия («молодец»,

«оригинально», «а вот здесь неточно, потому что…»).

 
 

 


Отметка

Это фиксация результата оценива-

ния в виде знака принятой системы

(цифровой балл в любой шкале,

любые цветовые и другие обозначения).

 

 

Можно оценивать любое действие

ученика (а особенно успешное):

 

 

удачную мысль, высказанную в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д.

 

 

Ставится только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат.


Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний, что отражает направленность и уровни реализуемых образовательных программ.

Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре, учителя реализуют не только собственно оценочную, но и стимулирующую и воспитывающую функции, учитывая темп (динамику изменения развития физических качеств за определенный период времени, а не в данный момент) и индивидуальные особенности учащихся (типы телосложения, психические и физиологические особенности). При этом учителю необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать человеческое достоинство обучающегося, заботясь о повышении и дальнейшем развитии интереса к физической культуре.

Итоговая отметка выставляется учащимся за овладение темы, раздела, за четверть (в старших классах - за полугодие), за учебный год. Она включает в себя текущие отметки, полученные учащимися за овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями, двигательными умениями и навыками, а также отражает сдвиги в развитии физических способностей, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.

При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста результатов. Задание учителя по улучшению показателей физической подготовленности (темп прироста) должны представлять определенную трудность для каждого учащегося, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий дает основание учителю для выставления высокой оценки.

Таким образом, оценка результатов учения школьников по физической культуре – это важный момент технологии преподавания. Отметка символизирует качественные показатели успешности учебной работы школьников.

Без отметочное обучение возможно при условии, что учащийся, как минимум, получает некоторое подкрепление своим усилиям, и при этом имеет какую-либо потребность (мотивацию) в обучении (необходимость, или любопытство, или если процесс учения связан для него с положительными эмоциями и т.д.) Школьная оценка выполняет функцию наказания, эту возможность, как утверждают психологи, необходимо свести к минимуму. Так, Э. Стоунс утверждает: «Атмосфера конфликта – это атмосфера, вредная для на учения. Небольшая тревожность по отношению к задаче на учения может оказаться полезной, но тревожность и отрицательные эмоциональные состояния, к которым приводят конфликтные ситуации, скорее всего, мешают на учению». С оценкой, способствующей эффективному на учению, должны быть связаны преимущественно положительные эмоциональные состояния.

Школьная оценка может влиять также на восприятие учащимся эффективности собственного учения. Определенное отношение к себе как к «успешному» или «неуспешному» ученику формируется у ребенка на основании его опыта учения в школе и определяется обратной связью с ровесниками и взрослыми и оценкой результатов испытаний. Сложившееся отношение к себе само становится значимым мотивационным фактором на учения, во многом предопределяющим будущие успехи или неудачи. Из трех аффективных факторов – отношение к предмету, отношение к школе и отношение к самому себе - последний имеет наибольшее значение. (Исследования показывают, что при прочих равных условиях дети, ориентированные на успех, научаются быстрее и легче чем дети, ориентированные на неудачу).

Таким образом, школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение и на учение ребенка, должна как минимум позволять:

- осуществлять информативную и регулируемую (дозированную) обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том насколько он продвинулся вперед, а на определенном этапе - и об общем уровне выполнения, и о слабых своих сторонах с тем, чтобы он мог обратить на это особое внимание, учителю же обратная связь должна давать информацию о том, достиг он или нет поставленных им целей;

- использовать ее как форму поощрения, но не наказания, стимулировать учение, сосредотачиваться более на том, что ученики знают, чем на том, чего они не знают;

- отмечать с ее помощью даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им продвигаться в собственном темпе, не используя фактор времени (поскольку скорость почти никогда не имеет отношения к качеству учения);

- ориентировать ученика на успех и не способствовать наклеиванию ярлыков, в том числе связанных с нереалистическими ожиданиями проверяющих;

- опираться на широкую основу, а не только на достижения ограниченной группы учащихся (класса), содействовать становлению и развитию самооценки.

Поддерживать интерес к учению у каждого ребенка не легко. С точки зрения педагогических задач, которые должна решать оценка, очень важно, чтобы новые ее формы позволяли одновременно в ходе изучения темы отражать индивидуальные достижения детей. Достичь этого можно при четком выделении учебных задач. Желание преодолеть затруднение возникает у ребенка тогда, когда он четко осознает свои пробелы, знает, как их исправить; когда чувствует поддержку учителя, родителей и товарищей, чтобы создать такую атмосферу в классном коллективе, необходимо доступное обозрение достигнутых успехов.

Поэтому новые стандарты второго поколения предлагают:

ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ?

По признакам трёх уровней успешности.

– Необходимый уровень (базовый) решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе).Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки - «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

– Повышенный уровень (программный) решение нестандартной задачи, где потребовалось:

- либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);

- либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

– Максимальный уровень (НЕ обязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка - «превосходно».

Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной (переосмысленной и желательно доработанной с помощью плюсов), в 10-балльную, 100-балльную, 6-балльную и т.д.

Данная система дает ученику:

1. Возможность решать самому судьбу своей отметки.

2. Возможность прогнозировать отметку.

3. Независимость от прихоти учителя.

4. Возможность сравнения своего результата с результатами учащихся своей школы.

5. Воспитание трудолюбия.

6. Стимул к росту физической подготовки.

7. Возможность лучшей подготовки к концу года.

8. Воспитание самодисциплины.

Эта система позволяет учителю объективно оценить достижения отдельных учеников, всего класса, видеть недостатки в развитии физических качеств у отдельных учеников.

Выводы. В результате исследования выяснилось, что новые технологии оценивания планируемых результатов в соответствии стандартов второго поколения подходит для восьмого и девятого классов, как мотивации эффективного обучения по предмету «Физическая культура».

При этом, следует отметить, что мы не знаем какой мотивирующий эффект эта система будет давать при постоянном использовании, поскольку в ней отсутствует момент наказания.

Анкетное исследование показало, что мнение классов относительно новой предложенной системы не сильно различается и в целом достаточно доброжелательно и оптимистично.

Разработанная система оценивания позволяет учитывать индивидуальные особенности учеников, а также проявленный ими интерес и инициативу: посещение секций во внеурочное время, участие в соревнованиях. Традиционная же система нацелена на оценивание преимущественно академических знаний. Ученик по желанию может самостоятельно фиксировать свои баллы в первой четверти и грамотно работать над их улучшением в следующих четвертях.

Данная система оценивания позволяет установить более тесный рабочий контакт между учеником и учителем при выставлении оценки. Система также позволяет устранить возможные разногласия в решении спорных моментов, аргументировано выявить обоснованность оценки. При этом выведенная оценка является объективной, дифференцированной и обоснованной индивидуально для каждого ученика.

При всех положительных моментах новая системы оценивания достаточно трудоемка для учителя. Система требует от учителя большого внимания к ученикам на занятиях, а также больших затрат времени на фиксацию и подсчет результатов занятий.

Разработанная система оценивания позволяет снять ряд психологических проблем на уроках физической культуры. Оценка в данной системе позволяет ученику иметь высокий уровень успеваемости, хорошие показатели физического здоровья, и, что наиболее важно, психологическую уверенность в своих силах.

Литература

1. Акимова, Н. К. Мнение учителей [Текст] / Н. К. Акимова // Теория и практика физкультуры. – 2006. – №3. – С. 38–41.

2. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания [Текст] /Учебное пособие/ Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов.– М.:Просвещение, 1990. – 287 с.

3. Водянкин, Е. Г. О системе оценивания [Текст] / Е. Г. Водянкин // Спорт в школе. – 2004. – №18. – С. 14-19.

4. Водянкин, Е. Г. Рейтинговая система получения отметки [Текст] / Е. Г. Водянкин // Спорт в школе. – 2004. – №18. – С. 20-24.

5. Крэтти, Б. Д. Мотивация [Текст] / Б. Д. Крэтти. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – C. 24.

6. Лях, В. И. Оценка успеваемости по физической культуре [Текст] / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон // Физическая культура в школе. – 1991. – № 11. – С. 22-24.

7. Машковцев, А. О. Оценивание на уроках физической культуры [Текст] / А. О. Машковцев // Спорт в школе. – 2005. – № 20. – С. 16-18.

8. Маркова, А. К. Формирование мотивов учения в школьном возрасте [Текст] / А. К. Маркова. – М.: Просвещение, 1990. – 110 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст]/Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: