Виды нарушений психофизического развития детей.




Причины детских аномалий и нарушений развития.

Под причиной отклонения в развитии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего неблагоприятного фактора, который определяет специфику поражения или нарушения развития психомоторных функций. В зависимости от причин возникновения аномалии и нарушения развития их подразделяют на врожденные и приобретенные.

К врожденным относятся: патогенные факторы, вызывающие заболевания матери в период беременности: токсикозы, скрытые хронические инфекции, такие, как токсоплазмоз, цитомегалия, сифилис и др., краснуха, эпидемический паротит, корь; многообразная акушерская патология; резус - несовместимости крови матери и плода; внутриутробные интоксикации, которые могут возникать при применении матерью во время беременности лекарственных средств, нарушения обмена веществ у беременной женщины; употребление матерью во время беременности алкоголя, наркотических средств, а также курение; различные физические факторы и в первую очередь ионизирующая радиация, а также действие токов высокой частоты, ультразвука и др.
К приобретенным нарушениям относят разнообразные отклонения в развитии, вызванные природовыми и послеродовыми поражениями организма ребенка: асфиксия (кислородная недостаточность); внутричерепная родовая травма; последствия перенесенных в раннем детском возрасте инфекционных болезней нервной системы (менингит, энцефалит, полиомиелит, грипп и корь); черепно-мозговые травмы.

Виды нарушений психофизического развития детей.

В дефектологии выделяют следующие виды нарушений психофизического развития:

1. Нарушения интеллекта (умственная отсталость)14- стойкое нарушение познавательной

деятельности, возникшее вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретённого). Понятие "умственная отсталость" включает в себя такие формы нарушений, как олигофрения и деменция15. Умственная отсталость, в зависимости от выраженности нарушений, подразделяется на степени 16:
Дебильность – умственная отсталость в такой степени, когда ребенок может обучаться по специальным программам образовательных школ, овладеть несложными рабочими профессиями.
Имбецильность - умственная отсталость в такой степени, когда ребенок имеет глубокие дефекты восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики и эмоционально – волевой сферы, он может овладевать речью и усваивать несложные навыки самообслуживания и обслуживающего труда.
Идиотия – самая глубокая степень умственной отсталости. Детям, страдающим идиотией недоступно осмысление окружающего мира, речь развивается крайне медленно или не развивается вообще, нарушена моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, затруднено формирование элементарных навыков самообслуживания. Часто такие дети ведут лежачий образ жизни.

Проблемы обучения, воспитания и социальной адаптации умственно отсталых детей разрабатывает олигофренопедагогика.

2. Задержка психического развития - вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития ("задержка темпа психического развития"), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия. Процесс развития познавательных способностей при ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка.

Прогноз психического развития и успешность обучения детей в значительной степени определяются ранней диагностикой ЗПР, своевременным лечением нервно-психических расстройств, организацией соответствующих коррекционно - развивающих мероприятий в дошкольном и школьном возрасте, благоприятным психологическим климатом в семье.

С 1981 создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с разными формами задержки психического развития (ЗПР), которые и входят в систему специальных (коррекционных) образовательных учреждений Министерства образования РФ.
Разработаны организационно-педагогические условия обучения и воспитания детей с ЗПР
3. Нарушения слуха, к которым относят тугоухость и глухоту.

К категориям детей с нарушениями слуха относят: детей со стойким двусторонним нарушением слуха, при котором обычное речевое общение с окружающими затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота).

Нарушения слуха разделяются на:

- Временные нарушения возникшие вследствие некоторых заболеваний (простуды, отиты), серных пробок, аномального строения наружного и среднего уха (отсутствие или недоразвитие ушных раковин, заращение слуховых проходов, дефекты барабанной перепонки, слуховых косточек и др.). Такие нарушения называются кондуктивными и устраняются методами консервативного лечения или с помощью оперативного вмешательства.

- Стойкие нарушения связанные с поражением внутреннего уха — сенсоневральная (нейросенсорная) тугоухость и глухота. В этих случаях восстановить слух невозможно, речь может идти лишь о поддерживающей терапии и профилактических мероприятиях, слухопротезировании и длительной систематической педагогической коррекции.

4. Нарушения зрения. К нарушениям зрения относят: слепоту, остаточное зрение, слабовидение, косоглазие.
Причины нарушений зрения: врождённая патология глаз; наследственность, обусловливающая появление катаракты, глаукомы, патологии сетчатки, атрофии зрительного нерва, близорукости и др.; аномалии рефракции: дальнозоркость, близорукость, астигматизм, косоглазие.

Для слабовидящих и слепых детей создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения: дошкольные учреждения и школы-интернаты.

5. Нарушения речи- отклонения от принятой в данной языковой среде речевой нормы, полностью или частично препятствующие речевому общению и ограничивающие возможности социальной адаптации человека, как правило, обусловленные отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствующие возрасту, самостоятельно не преодолевающиеся и оказывающие влияние на психическое развитие.

6. Нарушения опорно-двигательного аппарата - отклонения, проявляющиеся в ограничении объёма и силы движений, нарушении их темпа, координации, наличии непроизвольных движений. Встречаются у 5-7% детей. Причины: заболевания нервной системы (детский церебральный паралич, полиомиелит), врожденные деформации (аномалии развития позвоночника, недоразвитие и дефекты конечностей) или приобретённые заболевания (полиартрит и др.) и травмы. Для всех заболеваний и повреждений основным является двигательный дефект — задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций. Разработана система раннего выявления детей с детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: