Самостоятельная работа по дисциплине




«Общая и экспериментальная психология».

 

 

ВЫПОЛНИЛА: Трофимова Наталья Александровна

ПРОВЕРИЛ: Волохова Валентина Игоревна

 

 

НОВОСИБИРСК, 2015

 

 

1.Нейропсихологические и патопсихологические феномены нарушения целостности восприятия.

 

Необычные изменения восприятия возникают при поражении вторичных ­проекционно­-ассоциативных ­ отделов коры гo­ловного мозга. Агнозия – это нарушение узнавания явлений и предметов при сохранности сознания и элементарной чувствительности. Зрительные агнозии возникают при поражении вторичных от­делов зрительной коры и выражаются в том, что при сохранности остроты зрения пациент не может узнать предметы или их изоб­ражения на бумаге. Этот вид агнозии называется предметной aгнозией. Если больной не различает пространственные признаки объек­тов и пространственные координаты, то такие нарушения восприятия называются пространственной агнозией.

Тактильные агнозии проявляются в невозможности опознания предметов на ощуп ­астереоагнозия, в нарушении называния или локализации частей тела ­ аутотопагнозия или невозможно­сти опознания частей тела ­ соматоагнозия. Иноrда возникает нe­способность пациента локализовать или правильно реагировать на боль, ­болевая асимболия. Они имеют место при поражениях вторичных корковых зон теменных долей левого или правого полу­шарий.

Слуховые агнозии проявляются в форме нарушения фонемати­ческого слуха, т. е. невозможности различать речевые звуки, ­слу­хоречевая агнозия, или в виде неспособности узнавания ранее знакомых звуков неречевых звуков из обыденной жизни собственно слу­ховая, или звуковая, агнозия, или в виде расстройства музыкального слуха как невозможность узнавания ранее знакомых мелодий ­ амузия. Слуховые aгнo­зии возникают при поражениях вторич­ных корковых полей височных долей левого (слухоречевая агнозия) или пра­вoгo (слуховая агнозия и амузия) полушарий.

У дементных больных наблюдается выпадение смыслового компонента восприятия ­при показе картины они могут опознать отдельные детали рисунка, но eгo общее содержа­ние им остается непонятным.

Эмпирические исследования цветового зрения пока­зали значительно большую выраженность аномалий восприятия цвета у леворуких испытуемых по сравнению с праворукими.

 

 

2.Влияние химических веществ на сенсорные способности.

 

Мноrие химические вещества могут вызывать заметные изме­нения сенсорных способностей.

Б. Эмьюр, исследовав влияние никотина на проявление эф­фекта Мак­Калоха, связанного с появлением цветных после­ образов, обнаружил эффект замедленного восстановления нормального зрения после адаптации к предъявлявшемуся зри­тельному паттерну и предположил, что никотин нарушает ба­ланс процессов возбуждения и торможения в зрительной сис­теме.

Имеются разнообразные данные, свидетельствующие о влия­нии на восприятие лекарств, снижающих нервную активность, таких как седативные препараты, барбитураты, транквилизато­ры, алкоголь. Успокаивающие лекарства оказывают общее сниже­ние зрительной и слуховой сенсорной чувствительности.

В работе М. Бейт­са установлено, что даже малые дозы алкоголя уменьшали ceнсорную чувствительность к обнаружению движущихся объектов.

В работе д. Брэффа и соавт. показано, что прием марихуаны повышает пороги зрительной маскировки, тем самым подтверж­дая предположение о том, что наркотики, подобно алкоголю., оказывают общее седативное действие, снижая скорость перера­ботки информации. Ряд авторов сообщает, что после кype­ния марихуаны нарушаются восприятие глубины и величины видимого объекта прием таких наркотиков, как LSD и мескалина, снижают зри­тельную чувствительность, делают зрительные образы смазанны­ми и уменьшают способность различения оттенков цветов; более того, снижение ряда зрительных функций наблюдалось в течение двух и более лет после окончания приема LSD. В отличие от зре­ния прием LSD обострял слуховую чувствительность.

 

 

3.Нейроанатомия памяти.

В процессах памяти участвуют сообщества нервных клеток, относящихся к коре больших полушарий и подкорковым структурам мозга.

3.1. Проблема локализации психики.

Теория системной динамической локализации высших психических функций А. Р.Лурия при определении «места» локализации психических функций в мозге можно выделить два крайних подхода: локализационизм и антилокализационизм. Ярким воплощением локализационизма является френологическая концепция Ф. Галля, согласно которой каждый «бугорок» мозга отвечает за конкретную умственную способность. Представители втopoгo подхода уверены, что психические функции являются результирующей работой вceгo мозга в целом. По мнению А. Р.Лурия, высшие психические функции представляют собой функциональные системы, каждая из которых включает в себя несколько звеньев. В данном контексте трактовка термина «функция» отличается от обычной: функция как отправление какой-либо железы. Сам термин «функциональная система» был введен п. К.Анохиным В 1935 г. для описания организации процессов в целостном организме, взаимодействующем со средой. Для объяснения работы психических функций в указанном смысле А. Р. Лурия предложил теорию динамической системной локализации: «Если дыхание представляет собой столь сложную и пластичную функциональную систему, совершенно естественно, что не может быть и речи о локализации этой функции в каком-либо ограниченном участке мозга» (Лурия А. Р., 2004. ­ С. 195).

 

3.2. Функциональные системы памяти.

Функциональные системы памяти для решения двух задач: во-первых, это структуры, ответственные собственно за хранение информации во-вторых, это регyляторные системы. Если хранение информации за счет создания стабильных конфигураций нейронов ­моделей стимулов ­

происходит преимущественно в коре больших полушарий, то в регуляторных функциях ведущая роль принадлежит системе гиппокампа.

Термин «гиппокамп» возник от греческоrо hippocaтpus, что значит морской конек. Действительно, этот opган напоминает по форме это морское животное. Гиппокамп непосредственно связан с механизмами кодирования, классификации и извлечения материала.

В. И. Крюков предлагает модель гиппокампа как «нейролокатора»: «Мозг, подобно радару, посылает из стволовых структур запросный сигнал во все корковые структуры мозга и после некоторой задержки получает на входе в гиппокамп ответный сигнал на свой запрос, наподобие радарного импульса, отраженного от цели» (Крюков В. И., 2004. ­С. 23).

В основе памяти лежит фундаментальное свойство пластичности нервной системы.

Явления памяти связаны с электрическими, химическими и структурными изменениями в нервной системе, в первую очередь в головном мозге.

Основными анатомическими структурами, вовлеченными в формирование, сохранение и извлечение следов памяти, являются кора больших полушарий и система гиппокампа.

 

­4. Свойства нервной системы и индивидуальные различия в функционировании памяти.

Безусловно, память ­это общая для всех людей способность.

Проблема природы индивидуальных различий памяти наиболее продуктивно разрабатывается в рамках междисциплинарной специальной отрасли психологии ­ дифференциальной психофизиологии.

Впервые вопрос о влиянии физиологически обусловленных особенностей высшей нервной деятельности на индивидуальную память человека был поставлен основателем отечественной школы дифференциальной психологии Борисом Михайловичем Тепловым (1896­ 1965).

Сила нервной системы проявляется в высокой работоспособности и устойчивости к помехам. Однако слабость нервной системы вовсе не является негативным качеством. Слабости нервной системы сопутствует повышенная сенсорная чувствительность при невысокой выносливости.

Лабильность нервной системы проявляется в высокой скорости возникновения, протекания и прекращения нервного процесса, а также в быстром переходе от возбуждения к торможению и обратно. Инертность, напротив, обеспечивает медленное, стереотипное течение нервного процесса. Свойство активированности-инактивированности отражает типичный для субъекта уровень активации нервной системы в настоящее время можно считать установленным, что существуют природные детерминанты эффективности различных видов памяти. Учет данных факторов наряду с фактарами социальной детерминации дает возможность создать более полную картину индивидуальной вариативности феноменологии памяти.

 

Источники:

1. Общая психология: в 7 т.: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Б. с. Братуся. Т. 2: Ощущение и восприятие / А. Н. Гусев. М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 416 с.

2. Общая психолоrия. В 7 т.: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Б. С. Братуся. Т. 3. Память / В. В. Нуркова. М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 320 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: