Способы поддержки детской инициативы по всем образовательным областям




Образовательная область Младший дошкольный возраст 1-3 лет
Самостоятельная д-ть Непосредственно образовательная д-ть Совместная с педагогом д-ть
Познавательное развитие - побуждать ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности с предметами, материалами, веществами, - предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы; - обогащать сенсорный опыт детей по восприятию окружающего мира; - поощрять занятия любым видом д-ти и выражать одобрение любому результату труда ребенка - содержать в доступном месте все игрушки и материалы - побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру); - отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей; - проводить различные опыты, в ходе которого детям предоставляется возможность высказывать свои предположения о причинах наблюдаемого явления и выбирать способ решения познавательной задачи. - формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; - приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; - знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка, при этом поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты; - устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы; - четко исполнять правила поведения всеми детьми; - проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки
Речевое развитие - во всех ситуациях, когда ребенок повторяет предложение или строит его, воспитатель должен помогать ему правильно согласовывать слова («Не лай, собачка, не пугай птичек-синичек»); - стараться говорить с малышом при каждой возможности, как только тот изъявляет желание общаться; - вовлекать детей в разговор на определенную тему; - помогать ребенку вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками; - обогащать предметно-развивающую среду группы играми на развитие мелкой моторики   -организовывать занятия по рассматриванию сюжетных картин. (картины Е. Радиной и В. Езикеевой, Е. Батурииой, С. Веретенниковой, В. Гербовой и В. Сотниковой); - проводить подгрупповые занятия (Прогулки по группе, рассматривание и обследование вещей, игры с некоторыми из них, - дать понять ребенку, что он рад общению с ним, готов выслушать его и не намерен торопиться; -много и целенаправленно говорить в течение всего дня: когда общается с отдельным ребенком (играет с ним, умывает его, рассматривает книжку и т.п.); - проводить игры-инсценировки, игры-драматизации, инсценировки, пластические этюды, хороводные игры; - приобщать ребенка к народной поэзии: потешкам («Ладушки», «Гуленька», «Сорока-белобока»), песенкам («Киска», «Петушок, петушок...» и др.); - ежедневно проводить работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук — пальчиковая гимнастика; - ежедневно читать детям вслух
Художественно-эстетическое развитие - обогащать предметно-развивающую среду группы играми на развитие художественного воображения; - развивать умение создавать индивидуальные, композиции в рисунках, лепке, аппликации; - наполнить предметно-развивающую среду материалами, стимулирующими реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); - стимулировать развитие самостоятельности в принятии решений в процессе творческой деятельности; - создавать доброжелательный характер общения с ребенком - формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью; - развивать умение в рисовании, лепке, аппликации, изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность - использовать в работе игры на развитие художественного воображения: «Расколдуй картинку», «На что это похоже», «Продолжи рисунок», «Волшебные картинки», «Дорисуй», «На что похожи наши ладошки» и т.п.; - использовать в работе нетрадиционные техники рисования (отпечаток лодошками, оттиск, кляксография и т.п); - проводить интегрированные занятия, цель которых – дать детям представление о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, литература); - использовать музыкальное сопровождение занятий детей обостряется развитие чувственного восприятия живописи. Наряду с иллюстрациями русских народных сказок, использую репродукции картин художников-пейзажистов. - обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости от их созерцания; - вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда); - научить детей воспринимать прекрасное в окружающей жизни и искусстве, способствовать становлению хорошего музыкального вкуса, приобщать к первоначальным исполнительским навыкам;  
Физическое развитие - поощрять занятия двигательной; - формировать потребности в ежедневной двигательной деятельности. - учить детей ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног; - учить реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой» и др., выполнять правила в подвижных играх. - поощрять самостоятельные игры с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами, мячами; шарами, развивать навыки лазанья, ползания; ловкость, выразительность и красоту движений, вводить в игры более сложные правила со сменой видов движений. - р азвивать умение различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. - у чить сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии. -учить кататься на санках, садиться на трехколесный велосипед, кататься на нем и слезать с него. - учить детей надевать и снимать лыжи, ходить на них, ставить лыжи на место. - ф ормировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни. - обращать внимание на сохранность правильной осанки в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии. - развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх.
Социально-коммуникативное развитие - поощрять участие детей в совместных играх. Развивать интерес к различным видам игр. - помогать детям объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий. - развивать умение соблюдать в ходе игры элементарные правила. - в процессе игр с игрушками, природными и строительными материалами развивать у детей интерес к окружающему миру - побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений (готовить материалы к занятиям; убрать за собой рабочее место) - формировать бережное отношение к своим поделкам и поделкам сверстников - воспитывать положительное отношение к труду - развивать умение самостоятельно одеваться (раздеваться, замечать неопрятность в одежде; - воспитывать желание в уходе за растениями на участке и группе детского сада
Образовательная область Средний дошкольный возраст (3-5 лет)
Познавательное развитие - создать в группе определённую развивающую среду (разнообразные емкости, шприцы, трубочки, воронки, сито, увеличительные стекла, лупы, измерительные приборы, компас, бинокль и т.п.); - Поддерживать попытки самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы - совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). - развивать умение использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т.п.); - развивать умение подбирать предметы по 1-2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.). -стимулировать исследовательскую деятельность детей, направленную на исследование свойств объектов неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, магнит и пр; - показать простейшие опыты (познакомить детей с переходом тел из одного состояния в другое (вода-лёд-вода) - развивать исследовательскую деятельность ребенка, оказывать помощь в оформлении ее результатов и создавать условия для ее презентации сверстникам
Речевое развитие - помогать детям выражать свою точку зрения, обсуждать со сверстниками различные ситуации. - совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. - развивать умение детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала. Закреплять умение пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок. - расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в собственном опыте дошкольников. - активизировать употребление в речи названий предметов, их частей материалов, из которых они изготовлены. -вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия. - совершенствовать умение детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. - развивать умение детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала. - обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения. - выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; - помогать логично и понятно высказывать суждение. - способствовать развитию любознательности. - помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться - закреплять умение пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
Физическое развитие - Продолжать развивать активность детей в играх с мячами, скакалками, обручами и т. д. - Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности - Приучать детей к самостоятельному и творческому использованию физкультурного инвентаря и атрибутов для подвижных игр на прогулках. Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием (Я чищу зубы — значит, они у меня будут крепкими и здоровыми», «Я промочил ноги на улице, и у меня начался насморк»). - Воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр. - Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом - Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов - Во всех формах организации двигательной деятельности развивать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Художественно-эстетическое развитие - Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг их ломов, детского сада. - На прогулках в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части. - Поощрять проявления активности и творчества. - Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); - учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). - Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ежики и т.д.). - Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира. - Развивать интерес к аппликации, лепке, рисованию - Упражнять в вырезании круглых форм из квадрата и овальных из прямоугольника путем скругления углов, использовании этого приема изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т.п - Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, слушать произведение до конца).
Социально-коммуникативное -Развивать у дошкольников интерес к различным видам игр, самостоятельность в выборе игр; - побуждать к активной деятельности. - Формировать у детей умение соблюдать в процессе игры правила поведения - Приучать к самостоятельному выполнению правил. Развивать творческие способности детей в играх (придумывание вариантов игр, комбинирование движений) - Формировать предпосылки ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо). -Знакомить с дидактическими играми, направленными на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствование умения сравнивать предметы по внешним признакам, группировать, составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы). - Поощрять стремление детей освоить правила простейших настольно-печатных игр («Домино», «Лото») - Закреплять умение поливать растения, класть корм в кормушки - Приучать детей к работе на огороде и в цветнике (посев семян, поливка, сбор урожая). - Формировать у детей умение договариваться, - Расширять область самостоятельных действий детей в выборе роли, разработке и осуществлении замысла, использовании атрибутов; - Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада; убирать на место строительный материал, игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки - Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым
Образовательные области Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
Познавательное развитие - Создавать условия для реализации проектной деятельности творческого типа, которые носят индивидуальный характер. - использовать в работе методы, повышающие познавательную активность (элементарный анализ, сравнение по контрасту и подобию, сходству; группировка и классификация, моделирование и конструирование, ответы на вопросы детей, приучение к самостоятельному поиску ответов на вопрос) - Создавать условия для реализации детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных - через проектную деятельность, экскурсии, игры, произведения литературы продолжать знакомство с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем), их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения.
Речевое развитие -Приучать детей — проявлять инициативу с целью получения новых знании. - предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов с целью развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения   - Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем - Помогать составлять план рассказа и придерживаться его. - Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. - совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему. - Формировать умение отстаивать свою точку зрения. - Приучать детей к самостоятельности суждений - Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению
Физическое развитие -Учить использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем. -Учить активному отдыху. Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур - Развивать самостоятельность, творчество; формировать выразительность и грациозность движений. - Развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Формировать интерес и любовь к спорту.
Художественно-эстетическое развитие - Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка -Развивать танцевально-игровое творчество; формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок. - Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда). - Предлагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа. - Направлять внимание детей на новые способы работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); -Формировать умение строить композицию рисунка и проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения   - Предлагать детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений. - Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений - развивать навыки инсценирования песен; умение изображать сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т.д.) в разных игровых ситуациях
Социально- коммуникативное развитие - Через экспериментирование и практическую деятельность дать детям возможность познакомиться с элементами профессиональной деятельности (провести и объяснить простейшие эксперименты с водой, воздухом, магнитом; создать коллективное панно или рисунок, приготовить что-либо; помочь собрать на прогулку младшую группу; вырастить съедобное растение, ухаживать за домашними животными) - Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни, впечатлений о произведениях литературы, мультфильмах. - Закреплять умение детей играть в различные дидактические игры (лого, мозаика, бирюльки и др.). - Развивать умение организовывать игры, исполнять роль ведущего. - Закреплять умение согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. - Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу. - Привлекать к созданию некоторых дидактических игр («Шумелки», «Шуршалки» и т. д.). Развивать и закреплять сенсорные способности - Развивать инициативу, организаторские способности. Воспитывать умение действовать в команде - Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа; отчетливость произношения. - Закреплять умение использованные средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: