Почему пожертвование считается займом?




Согласно одному из хадисов, святой Пророк (ДБАР) сказал однажды, что тот, кто подает милостыню, будет вдвойне вознагражден на небесах. Абульдахдах Ансари, обратившись к Посланнику Аллаха (ДБАР), сказал, что у него имеется два сада, и если он пожертвует один из них на благотворительные цели, то значит ли это, что ему воздастся вдвойне на небесах? Пророк ответил утвердительно, и тот отдал лучший из своих садов Пророку (ДБАР), после чего было ниспослано это откровение, благодаря которому его воздаяние увеличилось в тысячу тысяч раз. Так следует толковать выражение /ад‘афан касиран/ 'многократно'.

В этом аяте ставится вопрос о том, кто дает Аллаху прекрасный заем и жертвует из того богатства, которое Он ему даровал, не только на нужды неимущих, но и на цели Священной войны, чтобы Аллах многократно воздал ему за это.

Кто даст Аллаху прекрасный заем, чтобы Он вернул ему, увеличив многократно?

Таким образом, как гласит этот аят, заем Аллаху включается в счет того, что жертвует человек на цели Священной войны.

В заключении аята говорится о том, что Аллах может лишать своих рабов пропитания и он же может щедро одаривать их. Смысл этой идеи в том, что не следует думать, будто пожертвования и подаяния на нужды неимущих лишают вас части богатства. Умножение или уменьшение вашего содержания зависит только от Аллаха.

Аллах и воздерживается [от дарения], и щедро дарует, и к Нему будете вы возвращены

Почему пожертвование считается займом?

Во многих аятах Корана пожертвование во имя Аллаха представляется как предоставление Аллаху займа. Это показывает, во-первых, несравненную милость, которую Аллах оказывает Своим рабам, а во-вторых, - чрезвычайную важность самого вопроса о жертвовании.

В «Нахдж аль-балага» Повелитель правоверных Имам Али (ДБМ) говорит: «Господь просит вас о займе, тогда как ему принадлежат все сокровища неба и земли, ведь он Достохвальный, Самодостаточный. (Не из-за нужды он делает это), а ради того, чтобы проверить, кто из вас лучший в своих поступках». [268]

****

Сура Аль Бакара (Корова)

Аят: 246

أَلَمْ تَرَ إِلَى الْمَلإِ مِن بَنِي إِسْرَائِيلَ مِن بَعْدِ مُوسَى إِذْ قَالُواْ لِنَبِيٍّ لَّهُمُ ابْعَثْ لَنَا مَلِكًا نُّقَاتِلْ فِي سَبِيلِ اللّهِ قَالَ هَلْ عَسَيْتُمْ إِن كُتِبَ عَلَيْكُمُ الْقِتَالُ أَلاَّ تُقَاتِلُواْ قَالُواْ وَمَا لَنَا أَلاَّ نُقَاتِلَ فِي سَبِيلِ اللّهِ وَقَدْ أُخْرِجْنَا مِن دِيَارِنَا وَأَبْنَآئِنَا فَلَمَّا كُتِبَ عَلَيْهِمُ الْقِتَالُ تَوَلَّوْاْ إِلاَّ قَلِيلاً مِّنْهُمْ وَاللّهُ عَلِيمٌ بِالظَّالِمِينَ ﴿246﴾

246. Не задумывался ли ты о знати сынов израилевых, живших после Моисея, когда они сказали своему Пророку: «Поставь над нами царя, чтобы мы могли сражаться на пути Аллаха»? Он спросил: «Не случится ли так, что вам будет предписано сражаться, а вы не станете?» Они ответили: «Почему же нам не сражаться на пути Аллаха? Ведь мы изгнаны из наших жилищ и разлучены с нашими детьми». А когда им предписали сражаться, они уклонились, кроме немногих. Аллах знает нечестивцев.

Пояснение

Предисловие к приведенной выше группе аятов

В этих аятах Всевышний и Всеблагой напоминает историю о чудесных приключениях, которые пришлось пережить израильтянам после Моисея (ДБМ). Эта история не случайно следует за установлениями, касающимися Священной войны и защиты рубежей религии Аллаха, каковые, по существу, являются рубежами бытия всего человеческого рода. А чудесные ее события призваны стать поучительным примером для мусульман.

Поучительные события

Сыны израилевы, которые под властью Фараона утратили богатство и силу, под мудрым руководством Моисея (ДБМ) вновь обрели славу и могущество.

Благодаря святости этого Великого Пророка (ДБМ), Аллах осыпал их многочисленными благами, даровав в том числе Ковчег Завета. неся Ковчег впереди своих войск, иудеи обретали, благодаря ему, духовную силу и уверенность. слава и могущество сопровождали их еще в течение длительного времени и после смерти Моисея (ДБМ). Однако победоносное прошлое и изобилие полученных благ постепенно вселили в них гордыню и непокорность.

В конце концов они потерпели сокрушительное поражение от филистимлян и утратили все свое могущество, власть и сам Ковчег Завета. В результате они были ослаблены и разрознены до такой степени, что оказались беззащитными перед самым слабым врагом. Многие из них были изгнаны врагами с родной земли, а сыновья их попали в плен.

Так продолжалось много лет. Наконец, их молитвы были услышаны и Аллах избрал из их числа Пророка по имени Самуил, чтобы тот возглавил их и повел к спасению.

Сыны Израилевы, измученные и исстрадавшиеся от жестоких притеснений со стороны своих врагов, жаждали избавления. Это заставило их сплотиться вокруг Самуила и просить назначить им царя.

Они решили, что будут следовать за своим царем в единой борьбе против врага и станут под его началом самозабвенно сражаться, чтобы вернуть утраченную честь и славу.

Пророк Самуил, которому издавна были хорошо известны особенности их характера и непостоянство пристрастий, сказал им, что опасается, что, столкнувшись лицом к лицу с врагом, они перестанут подчиняться своему командующему и откажутся выполнять приказ выступить на Священную войну во имя Аллаха.

Но те возразили, заявив, что, мол, как они могут ослушаться своего командующего и отказаться выполнять свой долг, когда злобный враг изгнал их из собственных домов, захватил их земли и пленил их детей.

Когда Пророк Самуил увидел, что эти люди осознали свой недуг и жаждут найти лекарство от него, то есть поняли тайную причину своих неудач, он вознес молитву Господу и передал Ему просьбу своего народа. Ответом ему было откровение назначить Саула царем.

Самуил сказал Аллаху, что никогда доселе не видал Саула и не знает его. Тогда ему было явлено еще одно откровение, указывающее, что Саул будет послан к нему, а самому Самуилу было велено, когда Саул придет к нему, вручить ему командование войском в Священной войне.

****

Комментарий

После Пророка Моисея (ДБМ) сыны израилевы утратили свое могущество, ибо, потакая собственным слабостям, погрязли в роскоши и лени. Из-за этого они вновь подверглись гнету и гонениям со стороны тиранов и утратили свободу и кров. Чтобы избежать скитальческой доли и избавиться от ярма тирании, они решили сражаться. Поэтому они обратились к своему Пророку и попросили его назначить им царя, который повел бы их на Священную войну против деспота.

Не задумывался ли ты о знати сынов израилевых, живших после Моисея, когда они сказали своему Пророку: «Поставь над нами царя, чтобы мы могли сражаться на пути Аллаха»?

Имея в виду печально известные факты из истории сынов израилевых, Пророк (ДБМ) спрашивал их: а не получится ли так, что, получив приказ выступить на войну, они ослушаются его и не станут сражаться?

Он спросил: «Не случится ли так, что вам будет предписано сражаться, а вы не станете?»

Но те возразили ему, заявив, что готовы сражаться, ибо были изгнаны от родных очагов и долгое время скитались, ибо города их захвачены врагом, а сыновья томятся в плену.

Они ответили: «Почему же нам не сражаться на пути Аллаха? Ведь мы изгнаны из наших жилищ и разлучены с нашими детьми»

Но все эти слова оказались пустыми, и когда прозвучал приказ вступить в бой, все они, за малым исключением, ослушались его и бежали с поля брани.

А когда им предписали сражаться, они уклонились, кроме немногих. Аллах знает нечестивцев

Пояснение [269]

События, на которые ссылается аят 246, описаны также в Библии (Первая книга Царств, 8:19,20).

19. Но народ не согласился послушаться голоса Самуила, и сказал: нет, пусть царь будет над нами;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: