Анализ взаимного влияния факторов общего внешнего окружения организации (макроокружения).




Для этого используется методика T.E.M.P.L.E.S. (Technology, Economics, Market, Politics, Laws, Ecology, Society). Она позволяет рассмотреть группу вопросов, связанных с внешней средой, разделив их на несколько подгрупп для соответствующего определения и классификации. Каждый из этих факторов подвергают соответствующему анализу, чтобы выяснить, какие трудности могут возникать при работе в данной сфере и какие здесь открываются позитивные возможности. Названные причины удобно анализировать с учетом различных (в основном долгосрочных и среднесрочных) перспектив, когда необходимо предугадать, какие изменения ожидают компанию в будущем, и подобрать стратегии, максимально адекватные складывающейся ситуации.

Кроме этого, часто используется такой инструмент как PEST-анализ, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании.

Основные положения PEST – анализа:

  1. стратегический анализ каждой из четырех указанных компонент должен быть системным, т.к. все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны;
  2. нельзя полагаться только на эти компоненты внешней среды, так как реальная жизнь значительно шире и многообразнее;
  3. PEST – анализ не является общим для всех организаций, т.к. для каждой из них существует свой особый набор ключевых факторов.

Потребители являются центральным фактором внешней среды. Цель бизнеса – не только обслуживание, но и создание потребителя. Следует отметить, что для подавляющего числа предприятий потребитель является ключевой фигурой в процессе достижения стратегических и тактических целей. Основная информация о потребителях связана с оценкой возможностей и угроз, исходящих от них.

Принципиальная схема структуры профилей потребителей включает следующее:

  • географическое местоположение, адрес, наименование;
  • демографические характеристики: пол, возраст, образование, сфера деятельности и др.;
  • социально-психологические характеристики, отражающие положение в обществе, стиль поведения, вкусы и т.п.;
  • отношение к продукту: длительность сотрудничества, оценка покупательной способности, спектр потребляемых услуг и товаров, объем потенциальных закупок.

Поставщики формируют входы организации. Это все ресурсы, потребляемые организацией: материалы, капитал, информация и трудовые ресурсы. Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различными видами ресурсов, от которых зависит эффективность работы организации. Силу поставщика определяют факторы:

  • уровень специализированности, стоимость переключения на других клиентов, лояльность;
  • концентрированность поставщика на определенных клиентах;
  • объемы продаж, возможность их роста;
  • стоимость и качество поставляемого ресурса (прайс-листы), гибкая ценовая политика, скидки;
  • временной график поставки и пунктуальность его выполнения, условия поставок по кредитной линии и т.д.

Конкуренты во многих случаев больше, чем потребители, определяют, какого рода продукты можно продать и какую цену можно за это запросить. Изучение конкурентов направлено, прежде всего, на выявление их сильных и слабых сторон, определяющих стратегию конкурентной борьбы. При этом субъектами конкурентной среды являются не только внутриотраслевые, производящие аналогичную продукцию и реализующие ее на одном и том же рынке, но и фирмы, которые могут появиться на рынке, производящие также и замещающий продукт. На конкурентную среду оказывают также влияние потребители и поставщики, способные заметно ослабить или усилить позицию организации конкурентной среде.

Портреты конкурентов подобны структуре портрета поставщика и потребителя. Как правило, портрет составляется для трех основных конкурентов с наибольшей долей рынка. Информация о них может быть получена с сайтов самих конкурентов, рекламных кампаний, проходивших в СМИ, годовых отчетов, маркетинговых исследований потребителей конкурентов.

Структура профиля конкурента включает:

  • общую информацию (адрес, телефоны, количество работников, ФИО директора и лиц, принимающих решения);
  • схему продвижения на рынок (средства рекламы, предлагаемый сервис, способы наружной рекламы и т.д.);
  • каналы продаж (число каналов, номенклатура, объемы продаж);
  • целевая аудитория с разделением на сегменты;
  • финансовое положение;
  • ценовая политика;
  • ассортимент продукции;
  • сильные и слабые стороны, исходящие угрозы.

К числу стратегических партнеров можно отнести финансово-кредитные учреждения, и, прежде всегокоммерческие банки. Акционеры могут влиять на политику организации, а в ряде случаев, и на текущее функционирование.

Законодательные государственные органы, в том числе местные, формируют правовые ограничения и условия функционирования организации.

Для анализа изменений в законодательстве необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Какие возможные изменения в существующем законодательстве могут повлиять на вашу компанию?
  2. Какие законодательные изменения могут осуществлять местные органы власти (например, предоставление грантов)?
  3. Помогает ли вам действующее в настоящее время законодательство защищаться от конкурентов?
  4. Понимаете ли вы, какие шаги необходимо предпринять, чтобы и позиция, и положение на рынке вашей компании было максимально неуязвимым или, но крайней мере, не было связано с риском?

Завершает анализ непосредственного окружения организации рынок рабочей силы, определяющий потенциальные возможности в обеспечении организации необходимыми кадрами. Здесь необходимо выявить наличие на нем кадров необходимой специализации и квалификации, уровня образования, пола и возраста. Анализ должен также определить политику профсоюзов, имеющих влияние на этом рынке.

Макроокружение создает общие условия среды нахождения организации. При этом степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна, что объясняется как различиями в сфере деятельности организации, так и различиями во внутреннем потенциале организации.

Научно-технические достижения серьезно изменяют среду функционирования фирмы. Появляются новые информационные технологии, новые изделия, новые стандарты оборудования, что, безусловно, усиливает конкуренцию. Многие компании систематически отслеживают тенденции научно-технического прогресса, что положительно сказывается на их деятельности. Научно-технические разработки изменяют образ жизни потребителя, повышают качество удовлетворения потребителей. Научно-технические новинки появляются в дизайне, конструировании моделей, распределении и сбыте, маркетинге, тем самым оказывая влияние на общую стратегию организации.

Анализ т ехнологического фактора макроокружения позволяет своевременно выявить те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции и ее модернизации, для технологии производства и сбыта продукции. Особую значимость технология приобретает для организаций, имеющих дело с наукоемкими бизнесами, отраслей и сфер с высокой конкурентоспособностью. Несвоевременная реакция на изменения в области технологии почти всегда ведет к потере своей доли рынка, к крайне негативным последствиям для организации.

В литературе обычно выделяют следующие вопросы для анализа технологических факторов:

  1. Как изменились взаимоотношения между вами, вашими сотрудниками и покупателями после внедрения новых способов доставки товаров и в связи с использованием новых методов получения хранения и обработки информации?
  2. Повлияло ли на ваш бизнес развитие Интернета и прочих дополнительных каналов связи?
  3. Может ли ваша компания внедрять и использовать новые технологии?
  4. Появились ли на рынке новые технологии, применение которых позволяет вам изготавливать товары более высокого качества или увеличивать производительность труда?
  5. Изменился ли срок жизни вашего оборудования после появления новых технологий?
  6. Что вам известно о новых разработках в той сфере, в которой функционирует ваша компания?
  7. Имеются ли заметные нововведения в том, что связано с доставкой товаров?
  8. Изменились ли за последнее время железнодорожные или иные тарифы?
  9. Можно ли изменить состав вашей компании и насколько годятся для нее новые подходы к работе (например, когда ваши сотрудники выполняют основную часть работы не в офисе, а у себя дома, либо осуществляют связь с вами с помощью Интернета, находясь в других регионах страны)?
  10. Оказывают ли влияние на ваш бизнес изменения в стоимости оборудования?

 

9 / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ/

Влияние экономического фактора макроокружения связано в основном с механизмом формирования и распределения ресурсов. При изучении этого фактора необходимо учитывать общий уровень экономического развития, добычу природных ресурсов, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структуру населения, уровень подготовки рабочей силы и величину заработной платы. Для того чтобы выработать правильную стратегию, руководству фирмы необходимо знать, какие экономические условия деятельности имеются в регионе:

  • темпы роста отраслей;
  • динамика развития рынка и его насыщенность;
  • уровень инфляции и безработицы;
  • процентные ставки за кредит;
  • инвестиционная и налоговая политика;
  • политика в области заработной платы и цен;
  • налоговая база;
  • экономическая ситуация в регионе;
  • уровень доходов населения;
  • темпы роста экономики страны и отрасли, уровни ВНП и ВВП;
  • внешнеторговые барьеры;
  • таможенная политика.

Поскольку мировая экономика существенным образом влияет на жизнь и деятельность компании, следует тщательно анализировать общеэкономические процессы (например, рост безработицы и инфляции, увеличение количества компаний, работающих на импорт или экспорт). В этой связи будет полезно ответить на некоторые вопросы:

  1. Какие наблюдаются колебания валютных курсов и влияют ли они на ваших покупателей?
  2. Зависит ли ваша компания от кредитных ставок, которые выдают банки соответственно от учетной ставки?
  3. Растет ли занятость в вашей отрасли?
  4. Ограниченный или замедленный рост в той или иной отрасли нередко объясняется недостатком профессиональных работников. Справедливо ли это по отношению к вашей компании?
  5. Как на вас влияет изменение потребительского спроса?
  6. Какие именно группы населения тратят деньги на произведенную вами продукцию?
  7. Существует ли внутренняя конкуренция в пределах России с другими регионами, в которых производят аналогичную продукцию, или вы конкурируете со странами СНГ и другими странами?

 

10 /ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ/

Политический фактор формирует представления о намерениях государственной власти в отношении развития общества и средствах, с помощью которых государство намерено проводить свою политику в жизнь. Анализ этого фактора предполагает учет программ различных партийных структур, групп лоббирования в органах государственной власти, изменения в законодательстве и правовом регулировании и т.п. При этом необходимо выявить политическую идеологию, определяющую политику правительства, наличие и действенность оппозиционных политических структур.

Обычно к политическим факторам относят:

  • политическую ситуацию в стране;
  • стабильность;
  • лояльность властей;
  • протекционизм в отрасли;
  • наличие административных барьеров;
  • систему охраны собственности.

При этом следует учитывать такие важные движущие силы, как изменение общественно-политического строя, вспышки религиозной нетерпимости и оживление национализма. Нельзя сбрасывать со счетов угрозу вооруженных конфликтов, резкое сокращение импорта или экспорта, введение эмбарго и различных торговых санкций, рассчитанных на экономическое подавление. Необходимо ответить на целый ряд вопросов:

  1. Каких ближайших по времени политических решений можно ожидать от ныне существующего (или нового) правительства?
  2. Какое влияние на ваш бизнес оказывают новые программы, которые исходят от правительства?
  3. Считаете ли вы, что законодательные органы оказывают позитивное и стабилизирующее влияние на бизнес вообще и на ваш бизнес в частности? Можете ли вы планировать какие-то факторы на основании принятых сверху решений?
  4. Насколько хорошо вы представляете себе внешнюю политику страны?
  5. Можете ли вы с достаточной долей уверенности предугадать, как государственная политика воздействует на ваш бизнес? (Вполне вероятно, что эмбарго, либо те или иные торговые ограничения, либо установление или разрыв отношений с определенными странами сильно повлияют на вашу компанию.)
  6. Могут ли повлиять на ваш бизнес какие-либо политические изменения (если они будут связаны с поставщиками необходимого вам сырья, материалов и пр.)?
  7. Сможет ли ваша компания адекватно функционировать, если работа производится на условиях аутсорсинга или в тех государствах, которые являются рынками для вашей страны?

 

11 / Анализ социокультурных факторов внешней среды организации/

Анализ социокультурного фактора макроокружения должен быть направлен в первую очередь на уяснение влияния на бизнес таких социальных явлений и процессов, как: отношение людей к работе и качеству жизни; средний уровень дохода и прожиточный минимум; доминирующие в обществе обычаи и религиозные верования; разделяемые моральные ценности; демографическая и половозрастная структуры общества; уровень образования.

К социальным факторам, играющим существенную роль в функционировании предприятия, относят также способ привлечения сотрудников к профессиональной деятельности и в составе вашего предприятия, а именно: насколько значима и/или престижна для них работа в штате предприятия или же они вполне удовлетворяются работой по контракту. Кроме того, к социальным факторам можно отнести стиль жизни ваших работников; степень их вовлеченности в решение внутренних управленческих задач; качественные изменения во взаимоотношениях сотрудников, стоящих на разных ступенях иерархии; внутренние ожидания людей от работы вашей организации; различные риски, опасения и пр. В процессе анализа социальных факторов будет полезно ответить на следующие вопросы:

  1. Считается ли ваше предприятие градообразующим?
  2. Зависит ли от него социальная жизнь тех групп населения, которые прямо либо косвенно связаны с деятельностью вашего предприятия?
  3. Можете ли вы назвать какие-либо конкретные услуги, которые ваше предприятие предлагает определенным группам населения, живущим в непосредственной близости от вашего предприятия?

Если компания обеспечивает население такими услугами и товарами, которые дифференцированы либо по возрастным категориям покупателей, входящих в различные группы, либо по половому признаку, то проведение анализа демографического фактора может оказаться чрезвычайно ценным вкладом в разработку стратегии.

Так, в настоящее время в России наблюдается рост рождаемости, в результате чего увеличивается спрос на соответствующие товары и услуги. Значит, этот фактор стимулирует развитие именно тех отраслей, которые связаны с производством товаров и услуг для удовлетворения многообразных запросов и потребностей молодых семей. На демографическую ситуацию немалое влияние оказывают специфические особенности регионов, где размещаются данные компании или предприятия. Например, может иметь место постоянный приток или, наоборот, отток населения из региона; национальный состав зачастую играет определяющую роль в структуре спроса. При анализе демографических факторов обычно задают следующие вопросы:

  1. Как вы считаете, изменяется ли население вашей страны по тем или иным демографическим показателям?
  2. Увеличивается ли рождаемость?
  3. Каково процентное соотношение между мужчинами и женщинами в вашей стране (городе, регионе)?
  4. Какой процент от общего числа дееспособного населения составляют молодые и пожилые люди?

Местное население формирует среду обитания организации наряду с географическим положением. Это общины, города и населенные пункты, климат и природные ресурсы.

Особое место во внешней среде имеет международное окружение, оказывающие влияние на экспорт-импорт, лицензирование, создание совместных предприятий и многонациональные корпораций, возможности прямых капиталовложений и т.д.

В настоящее время все большее число компаний уделяет внимание состоянию окружающей среды. Поэтому круг вопросов, связанных с ее защитой, играет важную роль при стратегическом планировании многих развивающихся производств и компаний. При анализе окружающей среды возникают вопросы:

    1. С какими проблемами экологического характера приходится сталкиваться вашему предприятию?
    2. Есть ли у вас конкуренты, которые в своей маркетинговой политике используют вопросы экологии и защиты окружающей среды? Добиваются ли они в этом успеха?
    3. Использует ли ваша компания вторичное сырье?
    4. Установлено ли на вашем предприятии оборудование, которое защищает окружающую среду от вредных выбросов?
    5. Внедряете ли вы новые способы использования вторичного и переработанного сырья при организации производства на своем предприятии?
    6. Есть ли какие-то группы влияния, которые связаны с тем, чтобы воздействовать на вашу компанию через факторы, связанные с угрозой окружающей среде?

Изучение факторов макроокружения предполагает не только констатацию того, в каком состоянии они находятся в настоящее время, но и вскрытие тенденций изменения наиболее важных факторов, прогноз их развития. Прежде всего, необходимо выявить то, какие угрозы ожидают организацию и какие возможности могут открыться перед ней в будущем. Весьма серьезной проблемой проведения анализа макросреды является проблема информационного обеспечения (от использования средств массовой информации до изучения мнений сотрудников организации).

Дополнительно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: