Сокровищница Атрея – Гробница Агамемнона




Гробница Агамемнона, известная также как Сокровищница Атрея - отца Агамемнона. Это название носит самое большое в Микенах царское захоронение, представляющее собой настоящее монументальное сооружение. К сожалению, эта сокровищница была разграблена ещё в древности.

Сооружена гробница Агамемнона была в XIII веке до нашей эры – как раз в период правления того самого мифического царя Атрея. Даже опустевшая сокровищница производит впечатление настоящего царского величия. Над входной дверью в гробнице вместо верхних балок лежат две огромные каменные плиты, общий вес которых составляет примерно 120 тонн. Внутренняя часть плит специально обточены, благодаря чему стены приобрели круглую форму.

К нашим дням гробница Агамемнона прекрасно сохранилась. Утрачены были только все сокровища Атрея.

Храм Деметры в Элевсине

Согласно древнегреческим мифам, именно Деметра даровала людям зерно, а также плуг и навыки земледелия. Культ этой богини, начиная с VI века до н. э. очень тесно был связан с Афинами, неподалеку от которых находится Элевсина.
У входа в храм Деметры заканчивается Священная дорога, ведущая от Керамикоса в Афинах. Сохранилась часть построек: мостовая, мощные обводные стены, окружавшие комплекс. Справа от лестницы хорошо виден колодец, рядом с которым согласно мифологии, сидела задумчивая Деметра. Большую часть ценных предметов отсюда перевезли в Национальный музей в Афинах

20. Археологические памятники Рима.

Колизей

Само слово «колизей» означает в переводе с латинского «огромный» или «громадный». Возможно, этот памятник архитектуры и истории получил своё имя из-за размеров. Но некоторые считают, что это название появилось ещё до возникновения самого сооружения. В самом начале нашей эры император Римской империи Нерон приказал своим подданным построить ему шикарный дворец. Это было поистине колоссальное сооружение, оно располагалось на склонах сразу трёх холмов и называлось «Золотой дом Нерона». Дворец занимал настолько большую территорию, что вызывал недоумение у жителей Рима.

Как известно, в 98 году Нерон покончил жизнь самоубийством, и на его место встал новый император — Веспасиан из династии Флавиев. Он разрушил дворец до основания. Искусственное море было осушено, а на его месте был заложен фундамент огромной арены, которую мы сейчас и называем Колизей. А тогда её называли «Амфитеатр Флавиев». С помощью этой постройки Веспасиан хотел показать жителям Рима, что он в отличие от Нерона заботится не столько о себе, сколько о своём народе.

О том, что когда-то здесь был водоём, говорили лишь каналы и шлюзы. Позже их использовали для зрелищных морских боёв, затапливая арену. Чтобы представить масштабы сооружения, нужно представить себе толпу в 60 тысяч человек. Все они поместились бы в Колизее.

Строился «Амфитеатр Флавиев» в течение 8 лет. Он был построен в форме овала, по периметру арены были возведены 80 больших арок, на них — более мелкие. Арену окружает стена в 3 яруса, а общее количество больших и малых арок составляло 240. Чуть подальше были сооружены галереи, предназначенные для отдыха зрителей, там же крикливые торговцы продавали различные товары.

Снаружи Колизей был отделан мрамором, по его периметру располагались прекрасные статуи. Внутри него сверху вниз спускались 80 рядов, где сидели зрители. Заходили римляне сразу через 64 входа, которые располагались с разных сторон амфитеатра. Внизу были расположены специальные места для вельмож Рима и, конечно же, трон императора.

На каждом ярусе стояли колонны, выполненные в разных стилях. На первом — в дорическом, на втором — в ионическом, а на третьем — в коринфском стиле. Также на втором и третьем ярусах были установлены статуи, выполненные лучшими римскими мастерами.

Пол арены, где происходило самой действо, был сделан из дерева, обычно его посыпали песком. Но иногда арену затапливали водой и устраивали настоящие морские бои — с кораблями и оружием, их называли навмахиями. Вот тогда-то и шли в ход шлюзы и каналы, сделанные ещё Нероном.

Колизей был предназначен для различных представлений — и театральных, и спортивных. Но наиболее известны нам кровавые гладиаторские сражения. Счастливчики после боя уходили со множеством наград, а вот побеждённые или погибали на месте, или по желанию толпы убивались в камерах. Очень редко люди давали шанс побеждённому гладиатору.

Что касается животных, то часто их привозили из других стран. Это были величественные хищные звери, но им суждено было погибнуть под рёв многотысячной толпы, обезумевшей от жажды крови.

Несмотря на предназначение этого сооружения, Колизей поистине — великое творение человеческих рук. В 13 веке из него сделали каменоломню. Камни, из которых был построен Колизей, использовали для строительства домов аристократов, церквей, а позже — канцелярии Папы Римского и мостов.

 

Римский форум

Римский форум — площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Первоначально на ней размещался рынок, позже она включила в себя комиции (место народных собраний), курию (место заседаний Сената) и приобрела также политические функции.

Форум служил центром общественной жизни. Место для Форума было выбрано не случайно — именно здесь было заключено перемирие между римлянами и сабинами, и с той поры долину объявили «местом для торговли и общих встреч”. На Форуме проходили народные собрания, заседания Сената и выборы магистратов, а также религиозные обряды и судебные разбирательства.

Форум, расположенный в долине между тремя холмами — Палатином, Капитолием и Эсквилином, в давние времена был пустынной болотистой местностью, которая была осушена во времена правления царя Тарквиния Древнего. В эпоху правления Августа Форум Романум в результате постепенной разновременной застройки достиг таких огромных размеров, что превратился в центр деловой, религиозной и общественной жизни города. Затем наступил долгий период спада активности Форума, и новый его расцвет наступает в эпоху правления Максенция и Константина, давших указание построить базилику Ромула и базилику Константина. В период заката Римской империи Форум испытал гибельные последствия нашествий варваров, в особенности готов — в 410 году н. э. и вандалов — в 455 году н. э.

Когда Империя пала, форумы вымерли. Точнее, превратились в гигантскую каменоломню, откуда все кому не лень тащили строительный материал для дворцов, церквей и оборонительных башен. То, что оставалось, постепенно уходило под землю и зарастало травой.

С возникновением христианства первые христиане стали возводить на месте Форума свои церкви. Со временем Форум был полностью заброшен. Часть обрушившихся зданий была использована жителями для строительства домов, но большинство развалин было уничтожено.

С запада на восток через весь Римский Форум проходит Священная дорога Древнего Рима — место триумфальных шествий Республики и Империи.

Заканчивается Виа-Сакра у храма Сатурна, построенного около 489 года до н. э. вскоре после победы над этрусскими царями из рода Тарквиниев.

Во времена Республики храм служил сокровищницей.

До наших дней сохранилось лишь несколько колонн ионического ордера.

Впереди справа — колонна Фоки, построенная в 608 г. в честь визита византийского императора Фоки в Рим. Это одна из немногих колонн, сохранивших вертикальное положение с момента сооружения.

За колонной Фоки находятся ростры и храм Веспасиана. Строительство храма началось по решению Сената после смерти императора Веспасиана в 79 году и завершено при Домициане.

За аркой Септимия Севера находится большое здание Курии — место заседаний Сената. Построенная по приказу Тулия Остилия, она демонстрирует элементы античного убранства.

Рядом находился Золотой столб, от которого велся отсчет расстояний до важнейших поселений империи и столиц римских провинций, а также пуп города — руины небольшого храма на Римском форуме, который символизировал собой центр Рима и Мира, то есть символический центр подвластных Риму земель.

Справа от Курии — развалины базилики Эмилиа (179 г. до н. э.), сгоревшей в 410 г. во время нападения вестготов. Неподалеку в центре Форума видны остатки храма Цезаря, который построили на месте сожжения тела Юлия Цезаря. На правой стороне Виа-Сакра на ступенчатом стилобате располодена базилика Юлия.

 

Домус Ауреа

Дворцово-парковый комплекс в Риме, начатый постройкой после разрушительного пожара 64 года н. э. — крупнейшая по площади городская резиденция монарха, когда-либо существовавшая в Европе, однако уступающая в площади Запретному городу в Пекине.

Римский пожар 64 года расчистил в городе обширные пространства, прилегавшие к Палатинскому холму, центру империи (arx imperii), некогда — месту жительства легендарных царей Рима.

Планы Севера и Целера не сохранились; современные историки оценивают площадь дворца от 40 до 120 га. Территория его захватывала Палатин, Эсквилин, склоны Квиринала и Целия, и низину между ними, где впоследствии был построен Колизей.

Ядром нероновой виллы стал собственно дворец, руины которого сегодня доступны для посетителей. Золотым он был назван из-за позолоченного купола (впервые в Риме применённого в частной, а не храмовой, постройке). Вероятно, это был единственный из запланированных дворцов, завершённых до смерти Нерона.

Прихожая в нем была такой высоты, что в ней стояла колоссальная статуя императора высотой 36 метров; площадь его была такова, что тройной портик по сторонам был длиной более 1,5 км; внутри был пруд, подобный морю, окруженный строениями, подобными городам, а затем — поля, пестреющие пашнями, пастбищами, лесами и виноградниками, и на них — множество домашней скотины и диких зверей… в обеденных палатах потолки были штучные, с поворотными плитами, чтобы рассыпать цветы, с отверстьями, чтобы рассеивать ароматы; главная палата была круглая и днем и ночью безостановочно вращалась вслед небосводу; в банях текли соленые и серные воды. И когда такой дворец был закончен и освящен, Нерон только и сказал ему в похвалу, что теперь, наконец, он будет жить по-человечески (Светоний, Жизнь двенадцати цезарей).

Вопреки утверждению Светония, сооружённая греком Зенодором статуя Нерона (Colossus Neronis, Колосс Нерона) стояла не под куполом, а вне здания, на границе дворца и города, лишь окружённая портиком. Высота её оценивается от 30 (Плиний) до 36 (Светоний) метров.

На землях Золотого дворца Флавии построили новый форум, термы, амфитеатр; отдалённые участки отошли под частную застройку. При этом низменности были засыпаны землёй и спланированы; под этими завалами сохранились в неприкосновенности, дошедшие до нас залы дворца.

 

Пантеон

Пантеон — памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный во II веке н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Однако сам характер постройки и штампы на кирпичах, которыми облицованы бетонные стены, говорят о том, что здание было возведено около 126 года н. э., во время правления императора Адриана.

Огромный купол и ротонда представляют собой шедевр римской строительной техники: вся конструкция выполнена из монолитного бетона, лишь нижняя зона купола армирована кирпичными арками. Для облегчения конструкции ротонда расчленена семью большими симметрично расположенными нишами (четыре проямоугольных и три полуциркульных), место восьмой ниши занимает вход. Полусферический кессонированный купол имеет в центре круглое обрамленное бронзовым бордюром отверстие (окулус) диаметром около 9 м, через которое и проникает свет. В период полдня через это отверстие проникает наиболее сильный световой столб.

Пантеон отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа.

Пантеон сохранился в сравнительно хорошем состоянии благодаря тому, что с 609 был превращен в христианский храм Санта Мария ад Мартирес.

В Пантеоне погребены некоторые известные люди Италии, в частности, в одной из боковых капелл Пантеона похоронен Рафаэль.

Термы Каракаллы

Термы были построены в начале III века нашей эры при императоре, правившем под именем Марка Аврелия Антонина, но более известном, как это часто случается с римскими императорами, по сохраненному историками прозвищу Каракалла.

Это было гигантское общественное здание, в котором новыми были только размеры и богатство отделки, тогда как общественный характер и сам тип были повторены в Риме уже множество раз.

Термы Каракаллы были просто брошены на произвол судьбы.

С началом ренессансных раскопок термы, разумеется, стали доступнее обозрению — но не понятнее. Из земли окончательно извлекли все драгоценные «антики», украшавшие интерьеры терм, однако назначение огромного комплекса долгое время оставалось непонятым.

Как первоначальное оформление интерьеров терм, так и мудреные системы водоснабжения и отопления ныне можно только воображать, хотя среди этих руин не очень думается о первоначальных красотах. Дело в том, что развалины Каракалловых терм совершенно не вызывают жалости (которая обычно и вызывает желание хотя бы мысленно вернуть зданию былое благообразие) — слишком уж велик их масштаб, слишком неимоверно величие того, что от них осталось. Именно поэтому они воспринимаются как природный, ланшафтный объект, как естественная гора Благоговейный трепет, пожалуй, тоже неподходящее чувство при осмотре этого колосса.

21. Памятники римской эпохи на территории Европы.

Всего в Европе за пределами Италии насчитывается примерно 75 относительно хорошо сохранившихся памятников римской эпохи, десять из которых внесены в Список объектов Всемирного наследия. Они находятся на территории Южной Франции (Прованс), западной части Испании, на юге Албании, на адриатическом побережье Хорватии, на западе Германии и на севере Великобритании. Среди этих памятников преобладают театры и амфитеатры, акведуки, мосты, триумфальные арки, выдержавшие испытание временем, но встречаются также дворцовые и другие здания.

Романская эпоха – так традиционно в истории искусства обозначают период в развитии Западной Европы с X по XII век. Само понятие «романская» появилось в науке в XIX веке и означало «ориентирующееся на римское искусство» (romanus – римский). Но мы говорим не просто о формах, которые брали из римской архитектуры и, основываясь на них, создавали новые. Мы ведем речь об эпохе в целом, поэтому надо отметить, что романика – это не время обращения к античности, но время создания первого средневекового стиля в искусстве и особого мировоззрения на территории Западной Европы.

Христианство существовало на территории Западной Римской империи еще до ее распада, до ее захвата варварами в 476 году, но оно не охватывало все земли. Карл Великий создал первую крупную – новую – империю на территории Западной Европы в конце VIII – начале IX века, но его завоевания были еще христианскими завоеваниями язычников. Но уже к X веку можно говорить о формировании западноевропейского христианского мира, где важнейшую роль играли не только светские владыки и папы, находящиеся в Риме, но и монастыри.
Монастыри были не только центрами христианства, но и центрами цивилизации, форпостами на завоеванных христианством территориях – военными и духовными.

После падения Рима на территории Европы существовало множество самостоятельных маленьких государств.
Поначалу, в силу резкого упадка мастерства по сравнению с эпохой Рима, христианские памятники создавались на основе старых базилик римской эпохи, отталкивались от них или даже частично их использовали. Невозможно говорить о специфическом, западном средневековом искусстве, наверное, вплоть до романики, до X века. Бывало, что в своих заимствованиях мастера обращались и к опыту Византии, как это видно, например, на капелле в Аахене, выстроенной во времена правления Карла Великого: колонны для храма просто выламывались из античных построек. Бывало, что для строительства приглашались мастера из Рима или из Константинополя, но все эти памятники были единичными, исключительными.
К Х веку более или менее определяются границы стран, и возникает новая, могущественная германская Священная империя. Как видно из самого названия, империя была аллюзией на Римскую империю, но новое государство – христианское (Священное), достаточно крупное, единое и могущественное. И вместе с новым крупным государственным образованием возникает общий единый стиль в искусстве, который также ориентируется на Рим – романский стиль.
Одним из замечательных памятников ранней романской архитектуры является церковь святого Михаила в Хильдесхайме на территории Германии. Она была построена во времена императора Оттона III, императора Священной Римской империи. Церковь Архангела Михаила в Хильдесхайме является уникальным памятником не только как раннее романское произведение, но и как масштабное строение, памятник, на котором осуществляется переход к новому типу церковной архитектуры.
Ранняя христианская базилика представляла собой трехнефное пространство, то есть три вытянутых коридора, разделенных опорами, центральный из которых был выше других и мог иметь небольшие окна. Все это пространство было перекрыто стропилами, плоскими перекрытиями. Такая архитектура достаточно проста, она позволяла возводить храмы быстро и использовать в них фрагменты других зданий.
Мастера обращаются к опыту античной архитектуры, но создают абсолютно новую структуру соборов. С одной стороны, романский собор еще не являет собой того единства, которое есть, например, у византийских или более поздних готических соборов. Как правило, это соединенные между собой простейшие геометрические объемы. Но совмещая их, мастер стремится к единству, старается создать некое общее пространство, подчеркнуть значимость сакрального места храма – алтаря. Если посмотреть на планировку храма сверху, то он будет напоминать крест, на котором распяли Христа. И иногда над тем местом, где пересекаются «рукава» креста помещают алтарь, воздвигают высокий купол, опирающийся на барабан. Это место является зоной повышенного внимания в храме.

22. Античные города Северного Причерноморья.

Анти́чные города́ Северного Причерноморья; возникли в ходе греческой колонизации с 6 в. до н. э. Крупнейшие античные города: на севере — Тира, Ольвия, Херсонес, Феодосия, Пантикапей, Фанагория, Танаис; на Кавказском побережье — Горгиппия, Диоскуриада, Фасис. Вели торговлю с городами Др. Греции и М. Азии, скифами. В 5 в. до н. э. часть городов объединилась в Боспорское государство. С 3 в. до н. э. подвергались нападениям скифов, сарматов. Во 2 в. до н. э. под властью Понтийского государства, затем Рима. После вторжения готов и гуннов (сер. 3 — кон. 4 вв. н. э.) пришли в упадок.

А. г. в С. П. жили самостоят. жизнью, сохраняя со своими метрополиями торг. и культурные связи. Большуюроль в их экономич. жизни играла торговля с городами Греции и М. Азии и с племенами северочерноморских степей. Античные города ввозили из басс. Эгейского м. вино, оливковое масло, металлич. изделия, мрамор,керамику, дорогие ткани и пр. и вывозили хлеб, скот, кожи, соленую рыбу, рабов. Важную роль в их х-ве играли промыслы, ремесло, земледелие и скотоводство. По социальному и политич. устройству все А. г. в С. П. первоначально были рабовладельч. полисами, причем значение рабского труда по сравнению с трудом свободных в первые столетия существования городовпостепенно возрастало. Тира, Ольвия, Херсонес сохранили полисную структуру города-гос-ва в течениевсего своего существования. Херсонес подчинил себе значит. терр. в Юго-Зап. и Зап. Крыму. Нек-рые города, расположенные вокруг Керченского пролива, уже в 480до н. э. объединились вокруг Пантикапея в единое Боспорское государство. В результате Боспор сталкрупнейшим рабовладельч. государством в Сев. Причерноморье, отличавшимся от прочих А. г. в С. П. своим политич. устройством. Расцвет А. г. в С. П. падает на 4 в. до н. э., когда они являлись важнейшимипоставщиками хлеба и других продуктов потребления для мн. городов Греции и М. Азии.

В культурной жизни Боспора и др. антич. гос-в Сев.Причерноморья переплетались элементы греч., скифской, меотской, сарматской, таврской культур. Этосказалось и в религ. представлениях обитателей А. г. в С. П.; у них, наряду с чисто греческими божествами(Аполлон, Деметра и др.), получили распространение и культы негреч. божеств, например таврской богиниДевы и др.

В 3 веке до н. э.А. г. в С. П. испытали значит. экономические затруднения, связанные с ослаблением торг.связей с Грецией, т. к. боспорский хлеб стал вытесняться на греч. рынке более дешевым хлебом из Египта, ис усложнением обстановки в Северном Причерноморье. Скифы, теснимые из придонских и приднепровскихстепей сарматами, начали оказывать давление на города побережья. В Крыму возникло Скифское царство состолицей в Неаполе. В первых веках н. э. А. г. в С. П. вновь пережили период подъема. В первых веках н. э. в экономич., политич. и культурной жизни А. г. в С. П. все большую роль играют негреч.,гл. обр. сарматские, элементы. Резко сократились связи городов со Средиземноморьем, и осн. торговлявелась с городами Юж. Причерноморья. В середине 3 в. н. э. античные города подверглись разорит.нашествию готов. Ольвия пришла в полный упадок и не была восстановлена. На Боспоре готы и союзные имплемена временно захватили власть и сделали его базой для своих пиратских набегов на побережьяЧерного и Эгейского морей.

В сер. 3 в. н. э. начался быстрый упадок Боспорского гос-ва, резко палаторговля, сократилось ремесло, происходила натурализация х-ва, в 1-й трети века прекратилась чеканкамонеты. В кон. 4 в. н. э. на Сев. Причерноморье обрушились опустошит. завоеват. походы гуннов,довершившие упадок ангич. городов. А. г. в С. П. сыграли большую роль в истории народов Вост. Европы какпроводники наиболее передовых для их времени рабовладельч. социально-экономич. отношений икультуры, как посредники между этими народами и центрами антич. рабовладельч. мира Средиземноморья.

23. Латенская культура.

Латенская культура — кельтская археологическая культура железного века (V—I вв. до н. э.), распространённая по всей Центральной и Западной Европе (Франция, Швейцария, Испания), на Балканах, Малой Азии, Британии и Ирландии. Названа по селению Ла-Тен (La Tène) в Швейцарии, в нескольких километрах от Нёвшателя.

Латенская культура — прежде всего, культура многочисленных кельтских племён: галлов, бриттов и многих других. Однако в ряду её создателей также иберы, лигурийцы, иллирийцы, фракийцы; к примеру, котёл из Гундеструпа сочетает в себе кельтские изобразительные элементы с типичной фракийской технологией изготовления.

Латенская культура является наследником гальштатской культуры. Плавный переход к ней происходит в V веке до н. э. К I веку н. э. латенская культура в основном подавляется римской провинциальной.

Строительство

Памятники латенской культуры — поселения и погребения. Поселения в ранний период представляют собой крепости, посёлки и зачатки городов, а к концу эпохи многие из них превращаются в крупные центры торговли и ремесла. Укрепления этой эпохи — прежде всего «галльская стена», описанная ещё Юлием Цезарем: деревянные клети, заполненные землёй и камнем и с внешней стороны обложенные камнем или сырцовым кирпичом. Такое устройство делало стену гибкой (устойчивой к таранным ударам), но в то же время огнеупорной (из-за каменной обкладки). Жилища латенской культуры — первоначально небольшие прямоугольные наземные дома со стенами из прутьев, обмазанных глиной, на цоколе из камня и с соломенными крышами, или округлые землянки с такими же крышей и стенами. Позднее появились жилища с двойными утеплёнными стенами.

В латенской культуре преобладают (в отличие от гальштатской) бескурганные захоронения; более того, со временем курганов становилось всё меньше и меньше. Практиковались как трупоположение, так и кремация. В раннем и среднем латене встречаются погребения на колесницах. Для латенских погребений характерно то, что вещи, положенные в могилы, часто преднамеренно портили — гнули, ломали. Видимо, таким образом их «убивали», чтобы они последовали за своим владельцем.

Предметы, относящиеся к латенской культуре

Римско-кельтское бронзовое зеркало из Десборо, Британия

Оружие — практически всё делалось из железа. Латенские мечи длиннее гальштатских; со временем они из колющих становятся режущими. Клинок делался в основном из мягкого железа, о чём свидетельствуют находки в погребениях свёрнутых в восьмёрку и даже в спираль (!) мечей. Также известны кинжалы, копья с наконечниками, боевые топоры. Стоит отметить латенские шлемы, вначале представлявшие собой подражание греческим и римским, но впоследствии приобретшие знаменитую полушарную форму с полыми рогами. Конское снаряжение — кельты, как и гальштатцы, использовали и повозки, и верховую езду, а значит, псалии и упряжь. Кроме того, они использовали железные подковы.

Из кельтских украшений следует выделить гривны, или торквесы — бронзовые или золотые, полые, витые или ложновитые незамкнутые ожерелья с утолщениями на концах. Часто встречаются также браслеты, бусы и застёжки-фибулы.

Керамика латенской культуры сделана в основном на гончарном круге. Это как серебристые (с добавками графита в глину), так и красного цвета сосуды с орнаментом или изображениями животных, людей. Также встречаются бронзовые сосуды.

Основой латенской экономики было плужное земледелие, в связи с чем мы находим много металлических частей плугов и других земледельческих орудий труда.

Кроме того, кельты переняли у греков и римлян практику изготовления монет. Вначале это грубые подражания, однако потом на монетах стали появляться собственно кельтские изображения, а также имена вождей, записанные латиницей.

Для искусства латенской культуры характерен орнамент с растительными, животными и геометрическими мотивами.

 

 

24. Царские курганы скифов Северного Причерноморья.

Царские курганы скифов Северного Причерноморья - сосредоточены на Н.Днепре в районе Никополя и Запорожья и датируются в основном IV и н.III вв.до н.э. Курганы: Солоха, Чертомлык, Александрополь, Толстая могила и др. Известны такие курганы и на Керченском п-ове (Куль-Оба) и ок.Ростова. Они характеризуются высокими насыпями (20 м) и погребальными сооружениями, опущенными в грунт до 10-12 м (из входной ямы отходят одна или несколько подземных камер-катакомб). Иногда подземные камеры соединяются с входными ямами при помощи подземных коридоров, достигающих в длину 10-12 м. На Керченском п-ове погребальные сооружения представляют собою грандиозные наземные склепы, возведённые из камня. Главные погребенные положены в роскошной одежде, в сложных погребальных уборах, закрыты покрывалами. Всё это расшито многочисленными золотыми бляшками и пластинами.

Скифская культура. Электроновый сосуд из кургана Куль-Оба

Вместе с ними и в особые тайники кладутся золотые украшения, ритуальные сосуды из драгоценных металлов и парадное оружие - мечи в ножнах, украшенных золотыми пластинами, лук и стрелы в футлярах (горитах) с золотыми накладками. В камерах-катакомбах помещались запасы вина в амфорах, бронзовые котлы и т.д. Погребения главных лиц обычно сопровождаются захоронениями насильственно убитых слуг ("оруженосцев", "виночерпиев" и т.д.). Устраивались и захоронения верховых коней (от 1 до 12) в отдельных, специально вырытых могилах. Рядом с могилами коней находились и погребения нескольких "конюхов". Характерно для Царских курганов нахождение в них высокохудожественных произведений греческих торевтов и ювелиров, сделанных по специальным заказам скифской знати: золотая пектораль из Толстой могилы, золотой гребень из Солохи, электровый сосуд из Куль-Обы, серебряная ваза из Чертом-лыка и др. На таких изделиях часто имеют место многофигурные композиции, воплощающие различные сюжеты из скифской мифологии. Наиболее богатые из этих могил рассматриваются исследователями как погребения скифских царей, остальные же - как погребения представителей скифской знати. В ряде случаев курганы (Солоха, Толстая могила) содержат основные центральные могилы (над которыми насыпался курган) и боковые (впущенные гробницы в готовый курган). В одном кургане сочетаются главное мужское с главным женским погребением. По торжественности обряда и богатству погребального инвентаря боковые и основные могилы оказываются равноценными.

25. Памятники Южной Сибири раннего железного века (пазырыкская, тагарская и таштыкская культуры).

Железный век Сибири лучше всего изучен по саяно-алтайским древностям. Его начинает тагарская культура (VIII—III вв. до н. э.), названная по острову на Енисее напротив Минусинска. Одно­временная скифской культуре, она близка ей и по формам хозяйст­ва, что отразилось в сходстве многих вещей, и в искусстве.

Тагарцы.

Обычно считают, что одним из главных различий этих двух культур является несходство в ведущем металле, но этот вопрос дискуссионен. Сибироведы указывают что господство бронзы у тагарцев кажущееся, что это представление вызвано особенностью погребального обряда, в поселениях же преобладают железные ве­щи.

Металлургия бронзы достигает уровня развития ремесла, но еще долго, как это было повсеместно, укладывается в рамки разла­гающегося родового строя.

Из бронзы, состав которой по сравнению с предшествующим временем был улучшен, делали большое количество разнообразных вещей. Многие из них представляют собой случайные находки, что типично для тагарских древностей. Среди них чеканы и кинжалы, кельты, тесла, ножи, много украшений, из которых следует отме­тить бронзовые бляхи, считающиеся изображением солнца. Часты находки бронзовых серпов с дырочкой для ремня, при помощи ко торой серп надевали на руку.

О развитом земледелии тагарских племен говорят имеющиеся каналы, считающиеся оросительными, многие из которых относят­ся к этому времени. В силу крутизны местности каналы были недлинными и не требовали значительного труда для их сооруже­ния. Обычно считают, что тагарское земледелие было мотыжным, но некоторые археологи доказывают, что землю уже пахали. Еще в афанасьевское время население, пришедшее с запада, принесло сюда культуру пшеницы, проса и ячменя. Зерна этих растений на­ходят в тагарских погребениях.

Существенная роль в хозяйстве принадлежала скотоводству, постепенно утрачивавшему свое ведущее значение. О составе ста­да говорят найденные кости коров, овец, лошадей, свиней. Наход­ки частей конской сбруи свидетельствуют, что лощадь использова­ли и как верховое животное.

Тагарские племена были оседлыми. Среди них были постоянные (типа селищ и городищ) и временные (сезонные).

Гончарное производство тагарцев продвинулось вперед, но еще не достигло уровня ремесла: решающий признак — гончарный круг — только появляется, и притом лишь кое-где. Возникли но­вые формы сосудов, в частности кувшины. Существовало кожевен­ное, скорняжное, косторезное производство, довольно часто нахо­дят остатки шерстяных тканей — было развито прядение и ткаче­ство.

Основными памятниками тагарской культуры являются погребе­ния. Тагарские курганы окружены четырехугольными оградами из каменных плит. Под курганными насыпями находятся квадратные могильные ямы с как бы вставленными в них срубами. Иногда вместо срубов стенки могильных ям обложены каменными плитами. Умение делать деревянные срубы говорит и о распространенности срубных жилищ (царские курганы – предыдущий вопрос).

Культуры скифо-сибирского типа складываются в VIII—VII вв. до н. э. в степной полосе от Дуная до Китая и характеризуются сходным хозяйством — кочевым скотоводством, с переходом к кото­рому эти отличные друг от друга, непохожие племена приобрели многие общие черты, свойственные кочевым общинам независимо от места их обитания, от особенностей хозяйственной и социальной жизни. Их жилищами часто служили легкие переносные шатры или целые вереницы крытых повозок; утварь была портативной, небьющейся, одежда — приспособленной для кочевой жизни. Пита­лись сибирские племена мясом и молоком, которые им давали ог­ромные стада. В перекочевках племена часто встречались, что обусловливало обмен культурными достижениями.

На Горном Алтае железо появляется в VI в. до н. э. Культура племен этой области также развивалась на местной основе при оживленном общении с ближними и дальними племенами. Облик этой алтайской культуры тоже скифо-сибирский. Формы алтайских стрел, уздечек, бронзовых зеркал известны и в других странах. Изо­бражения оленя, козла, тигра, хищной птицы и других животных характерны для скифо-сибирского звериного стиля. Но манера ис­полнения в Сибири несколько отлична: звери изображались в схватке, хищники — с оскаленными зубами, терзавшие каких-то травоядных.

Пазырыкцы.

Остатки поселений этого времени на Горном Алтае пока не от­крыты. Исследованы курганы, в которых умерших хоронили с вер­ховым конем, мужчинам клали оружие. Наиболее интересны по­гребения вождей, открытые первоначально в курганах урочища Пазырык, от которого происходит название пазырыкской культу­ры (VI—III вв. до н. э.). Покойников хоронили в больших ямах, в которых строили два сруба, один в другом. Во внутренний сруб помещали деревянный саркофаг и погребальный инвентарь, после чего сооружение перекрывали настилом бревен. Пространство меж­ду срубами забивалось хворостом. Сверху возводилась насыпь из больших камней. Грунт был глинистый или скальный, поэтому в яме застаивалась вода, просачивавшаяся в нее в дождливые перио­ды. При наступлении холодов она замерзала, а летом не таяла, так как мощная насыпь не прогревалась солнцем. С течением времени вся камера заполнялась льдом. Промерзала и прилегающая к мо­гильной яме земля, отчего образовывалась линза мерзлоты вне зоны вечной мерзлоты. Благодаря этому здесь великолепно сохра­нились все вещи и даже органические остатки.

Покойников в них обычно два: мужчи­на и женщина. Они находились в одной долбленой колоде — гробу. Трупы мумифицированы и иногда татуированы. Рисунки татуиров­ки выполнены в скифо-сибирском зверином стиле. Такими же ри­сунками покрыта колода: изображены петухи, тигры, лоси и другие животные. Стены сруба увешаны войлочными коврами с аппликациями. Здесь же имелись глиняные кувшины, курильницы, дере­вянные чаши. Большой интерес представляет собой одежда погре­бенных— полотняные рубахи, меховая верхняя одежда, войлочные кафтаны, чулки, кожаные и меховые сапожки, пояса, шапки. Все украшено художественным шитьем, а некоторые виды одежды — золотыми нашивками. Золота почти не сохранилось. Оно употреб­лялось в виде фольги, которой были обернуты небольшие кусочки кожи, пришивавшиеся на одежду. Эти кусочки кожи сохранились, а золото было унесено. В погребении обнаружены бронзовые и се­ребряные зеркала, музыкальные инструменты.

Погребения людей обычно сопровождались погребениями лоша­дей. В каждом кургане их встречено от 5 до 14. Все лошади убиты чеканом. Порода лошадей близка среднеазиатской. Сбруя, седла, уздечки украшены различными аппликациями и золотыми нашив­ками. Попоны иногда сделаны из привозных иранских тканей. Ло­шади были меченые, на их ушах имелись различные тамги. Веро­ятно, на погребение вождя собирались приношения от отдельных родов или патриархальных семей.

Пазырыкские курганы свидетельствуют о значительном накоп­лении богатств у родовых вождей скотоводческих племен Алтая.

Таштыкцы.

На Среднем Енисее таштыкская культура (I в. до н. э. — V в. н. э.) наследовала традиции тагарской культуры пе



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: