Руководитель
__________________
Инструкция
По организации и проведению туристских походов, краеведческих экспедиций, палаточных лагерей для воспитанников ОЦДЮТК ЦСМ
Полная безопасность – обязательное правило организации туристических мероприятий для учащихся. Особое внимание следует обратить на мероприятия, проводимые на местности. При выборе места для них, необходимо помнить о безопасности - избегать мест, которые могут представлять опасность, например: оползневый берег реки, стремнина, крутой обрывистый склон, наклоненные или надломленные деревья, опоры ЛЭП.
Обязанности руководителя похода.
1. Организация проведения выездного мероприятия: оформить приказ и маршрутную документацию (на соревнования – дополнительный мед. допуск и мед. страховку), провести инструктаж по технике безопасности; довести до сведения учащихся их родителей время и место встречи, маршрут прохождения ПВД (начальный, промежуточные и конечный пункт), сообщить родителям контрольное время возвращения домой (с учетом возможной задержки по техническим причинам) и дежурный телефон по которому они смогут получить информацию. Предварительно составить список необходимого снаряжения и инвентаря и проверить его исправность и распределить среди, ответственных за его транспортировку, участников. Иметь при себе или у ответственного участника походную аптеку. Иметь информацию о ближнем мед. пункте в районе путешествия.
2. Проведение выездного мероприятия: при выезде за город на общественном или специально заказанном транспорте необходимо заранее распределить группы по вагонам, автобусам и т.д., назначить старшего воспитанника в малых группах 4-7 человек. Проводить расчет присутствующих перед выходом на маршрут, в разведку и по возращению, перед купанием и после него; тщательно следит за тем, чтобы все участники выполняли установленные правила действий на местности. Для устранения мелких неполадок в снаряжении, одежде, обуви надо устраивать остановки во время движения по 10 минут через 40-50 минут. Дежурные у костра должны быть одеты и обуты, иметь рукавицы, костровые приспособления должны быть надежны, половники с длинными ручками. Не следует собирать и использовать неизвестные или старые грибы. Желательно знать опасные растения, которые могут встретиться в походе (вех ядовитый, волчьи ягоды, волчье лыко, бузина, марьин корень, белоголов пятнистый). Руководитель должен обследовать места переправ или купания. Нельзя нырять в неизвестных местах, купаться сразу после перехода или еды. Не нужно двигаться в темноте, особенно по лесу: можно легко повредить ноги, глаза. В лесу при грозе не следует прятаться под высокие деревья. На открытом месте нужно сесть в сухую яму, канаву. Руководители ПВД обязаны не только сами заботиться о полнейшей безопасности мероприятия, но и воспитывать такое же отношение у обучаемых, настойчиво прививая им чувство ответственности за здоровье и жизнь товарищей. Для этого нужны и личный пример, и постоянные напоминания, особенно тем ребятам, кто «болен» лихачеством и безответственностью или рассеян.
Обязанности участников похода.
Докладывать руководителю о замеченной опасности, о травмах, признаках заболевания, утомления и др. Соблюдать специальные правила самостраховки и страховки, при движении по чаще или густому кустарнику соблюдать безопасный интервал, оберегать товарищей, идущих сзади от веток, предупреждать их о всяком участке пути, требующем осторожности. Запрещается:
· носить без чехла колющие, режущие предметы топор, пилу,
· стоять под деревьями при рубке сухих сучьев,
· разжигать костры огнеопасными средствами (бензином и т.д.),
· оставлять горящий костер без присмотра,
· приносить спиртные напитки,
· купаться без разрешения руководителя.
Рекомендуется на биваке ставить котлы с горячей пищей только рядом с костром либо в специально отведенном для этого месте, в период клещевой опасности регулярно осматривать себя и товарищей, не использовать воду из сомнительных источников. и т.д.
Причины травматизма и несчастных случаев при проведении туристических мероприятий.
· плохая подготовка и хранение снаряжение и обуви. Отсутствие соответствующей одежды и обуви,
· несоблюдение правил движения по дорогам с интенсивным потоком машин,
· нарушение элементарных правил безопасности во время бивачных работ,
· недостаточный контроль руководителя и самоконтроль со стороны участников при резком похолодании и ухудшении погоды,
· отсутствие навыков оказании первой мед. помощи при заболевании, травме,
· неподчинение указанием руководителя или отсутствие организованного управления.
· недостаточная физическая и техническая подготовка участников и несоответствие их опыта прохождению сложных участков маршрута,
· слабое знание руководителем района и маршрута ПВД, что приводит к неправильному планированию маршрута,
· несоблюдение техники безопасности при прохождении маршрута.
Несчастье может произойти не от прямой опасности, а вследствие паники, замешательства. Дружное взаимодействие группы помогает не только в аварийной ситуации. Велика роль руководителя в предупреждении и ликвидации аварийной ситуации, он должен держать всю группу в поле зрения, место руководителя при движении зависит от рельефа и сложности участка. На лесной тропе, подъеме он идет последним; на спуске, переправе, завале и вообще сложном рельефе первым. Руководить в походе должен один, дискуссии и споры на подходе к препятствию недопустимы. Руководителю нужно критически оценивать свои действия. Важно научиться взвешивать свои возможности, быть осторожным. На маршруте не должно быть приключений, если они были, значит что-то упущено. В особых случаях, когда ликвидировать аварию силами группы невозможно и нет связи, в ближайший населенный пункт для оказания помощи отправляют не менее двух человек – участников группы.
Овладение техникой движения на маршруте, правильное применение снаряжения и одежды, продуманная тактика, физическая и психологическая подготовка - таковы основные меры безопасности в туризме.
Инструктаж провел:_________________________________________/______________________
Инструктаж прослушали:
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
Дата проведения инструктажа _________________________________________________________