Психологическая готовность к посещению ДОУ - один из важнейших показателей его психического и физического развития.




Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям

Дошкольного учреждения.

 

Известно, что даже незначительные изменения условий жизни маленького ребенка вызывают нарушение его эмоционального состояния, сна, аппетита и тому подобное. Именно поэтому создание условий для успешной адаптации является достаточно серьезной проблемой, которая волнует врачей, психологов, педагогов.

Процесс адаптации - это постоянный процесс, который сопровождает человека на протяжении всей жизни. Ученые определяют адаптацию как приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, направленное на сохранение равновесия.

Адаптация (от лат. "приспособление") - приспособление организма, которое происходит на разных уровнях, физиологическом, социальном, психологическом.

В зависимости от того, на каком уровне происходит адаптация организма, существуют несколько классификаций этого процесса. В пределах освещения проблемы адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного заведения следует остановиться на исследованиях, авторы которых доказывают существование таких видов адаптации как физиологическая и социальная.

Физиологическая адаптация - реакция функциональных систем организма, которая наиболее полно отвечает потребностям определенной ситуации.

Под социальной адаптацией понимают постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социального положения, а также результаты этого процесса.

Рождение ребенка - это один из самых ярких примеров физиологичной адаптации. Следовательно, системы дыхания, кровообращения, пищеварения на момент рождения должны иметь соответствующий уровень готовности всех адаптационных механизмов. Исследования доказывают, что здоровый малыш имеет этот уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию в новых для него условиях. Конечно, на протяжении следующих лет происходит совершенствование адаптационных механизмов, формируются предпосылки социальной адаптации.

Результаты наблюдений удостоверяют, что, в первую очередь негативно повлиять на формирование адаптационных механизмов детского организма могут такие факторы, как токсикозы І, ІІ половины беременности, острые инфекционные заболевания, обострения хронических заболеваний, прием лекарств, стрессовые ситуации, вредная работа, употребление алкоголя, курение. Среди интранатальных факторов риска медики определяют наличие асфиксий у ребенка, родильные травмы, хирургическое вмешательство, несовместимость по резус-фактором между матерью и ребенком и тому подобное.

Незаурядное значение для формирования адаптационных механизмов ребенка имеет и постнатальный период. Именно поэтому такие факторы, как большая масса тела ребенка, заболеваемость на протяжении 1 месяца жизни, употребление матерью алкоголя, курение во время вскармливания ребенка, искусственное вскармливание, наличие хронических заболеваний, задержки нервно-психического развития могут стать тормозом в формировании и развитии адаптационных механизмов. Среди социальных следует обратить внимание на такие факторы риска, как неудовлетворительные материально-бытовые условия жизни, конфликты в семье, отсутствие отца или матери.

На протяжении дошкольного детства малыш неоднократно реализует собственные адаптационные возможности - это и поступление в детский сад, и переход из одной группы в другую, а потом и в школу. Не нуждается в доказательстве тот факт, что в детский сад ребенок должен приходить с прогнозом на адаптацию. Если же прогноз отсутствует, его составляет врач вместе с психологом. Согласно прогнозу, они определяют особенности организации режима, питания, сна каждого ребенка. Именно этими назначениями желательно руководствоваться воспитателям во время адаптации малыша к условиям дошкольного заведения.

Привыкание ребенка к новым условиям сопровождается нарушением сна, аппетита, общим ослаблением организма, негативных эмоций, что передается целой палитрой плача. Спутником негативных эмоций является страх - источник стрессового состояния ребенка. К сожалению, в период адаптации проявление малышом позитивных эмоций является очень редким явлением. Кроме этого, нарушается функциональное состояние нервной системы - некоторые дети зовут мать, не могут заснуть и тому подобное, другие - длительное время находятся в заторможенном состоянии, неохотно общаются со взрослыми и сверстниками, а иногда совсем молчат. Наблюдаются сдвиги и в некоторых вегетативных реакциях, а именно: теряется вес, заостряются аллергические реакции, внезапно повышается температура тела и тому подобное.

Достаточно часто у детей нарушаются уже приобретенные культурно-гигиенические навыки, снижается иммунитет.

Хотя эти негативные проявления встречаются не у всех детей и являются временными, не обращать внимания на них нельзя, ведь они свидетельствуют о нарушении нормального функционирования коры больших полушарий, негативно влияют на поведение ребенка. Такие изменения объясняются перестройкой привычного динамического стереотипа поведения, приобретенного под воздействием домашних условий, на новый стереотип в условиях дошкольного заведения9.

Различают три степени адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения: легкая, средняя и тяжелая.

При легкой адаптации на протяжении месяца у ребенка нормализуется поведение. Малыш начинает спокойно или радостно относиться к детской группе. Настроение бодрое, проявляет заинтересованность к окружающим, в сочетании с незначительным утренним плачем. Аппетит ухудшается, однако не очень и на конец первой недели становится обычным, сон возобновляется в течение 10-15 дней.

Отношения с родными при легкой адаптации у ребенка не нарушаются, малыш легко прощается утром, быстро отвлекается, его интересуют и другие взрослые, он достаточно активный, но не возбужден. К детям в группе может быть безразличным или заинтересованным. Интерес к окружающим возобновляется на протяжении 2-3 недель с помощью взрослого.

Речь затормаживается, но ребенок отзывается и выполняет определенные просьбы или указания взрослого. До конца первого месяца возобновляется активная речь.

Снижение защитных сил организма значительно не выражено и до конца 2-3 недели возобновляется. Болеет не больше раза в месяц, длительностью не больше десяти дней, без осложнений.

Во время адаптации средней степени нарушения в поведении и общем положении ребенка выражены более выразительно и более длительно. Сон нормализуется лишь через 20-40 дней, качество сна тоже неудовлетворительное. Аппетит возобновляется в такие же сроки. Настроение неустойчиво на протяжении всего месяца, значительно снижается активность: малыш становится плаксивым, малоподвижным, не пытается исследовать новое окружение, не использует приобретенные ранее бытовые навыки. Речь или не используется, или снижается. В игре ребенок также не применяет приобретенных навыков, игра ситуативная. Все эти изменения держатся в течение 5-6 недель.

Отношение ребенка к близким - эмоционально-возбужденное (плач, крик во время расставания). Отношение к взрослым выборочное. Отношение к детям, как правило, безразличное, однако может быть и заинтересованным.

Заболеваемость - до двух раз в месяц, сроком не больше 12 дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций.

Особенную тревогу вызывает состояние тяжелой адаптации. Ребенок начинает длительное время и трудно болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не исполняют свою роль - не предотвращают многочисленные инфекционные заболевания, с которыми постоянно придется сталкиваться малышу. Это неблагоприятно отражается на его физическом и психическом развитии.

Другая форма хода тяжелой адаптации - неадекватное поведение ребенка, которое граничит с невротическим состоянием. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами. Сон чувствителен, короток. Аппетит ухудшается сильно и надолго, ребенок может отказываться от еды или срыгивать пищу при попытке его накормить, могут возникать функциональные нарушения опорожнений, бесконтрольные опорожнения.

Во время периода бодрствования ребенок подавлен, не интересуется окружением. Отношение к детям отчужденное, сверстников избегает или проявляет по отношению к ним агрессию. Отношение к близким эмоционально возбужденное, лишено практического взаимодействия. Не реагирует на приглашения участвовать в любой деятельности. Речью не пользуется или прослеживается задержка речевого развития на значительный период. Нет настроения, ребенок длительное время плачет, напряженно сжимает в кулачке носовой платочек или домашнюю игрушку. Взрослым, трудно осознать степень его страданий.

Следует помнить, что ребенок, который бурно выражает свой протест против новых условий криком, громким плачем, привередничеством, цепляется за маму, падает в слезах на пол, волнителен для родителей и воспитателей, однако вызывает меньше волнений у детских психологов и психиатров, чем ребенок, который цепенеет, становится безразличным к тому, что с ним происходит, к еде, мокрым штанишкам, даже холоду. Такая апатия является типичным проявлением детской депрессии.

Следовательно, адаптация ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс.

Привыкание к дошкольному учебному заведению зависит также от типа темперамента. Хуже других чувствуют себя дети с флегматичным темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. Легче всего приспосабливаются дети-сангвиники.

Усложняющим фактором адаптации следует также назвать и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети поневоле усваивают отрицательные черты поведения родителей, которое усложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, потому не могут быть легко принятыми в группе11.

Следовательно, социально-психологическая адаптация к детскому саду происходит неодинаково у разных детей, в соответствии с возрастом, типом высшей нервной системы, состоянием здоровья, стилем воспитания в семье, семейных взаимоотношений, уровнем развития у ребенка игровых навыков, его контактности, доброжелательности, эмоциональной зависимости от матери.

Таким образом, адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

От того, насколько ребенок в семье подготовлен к переходу в детское учреждение, зависит течение адаптационного периода, который может продолжаться иногда в течение полугода, а также, дальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению его эмоционального состояния.

Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей. Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей.

Задача воспитателя успокоить взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке

Советы родителям по подготовке ребенка к поступлению в ДОУ:

1) укреплять иммунитет ребенка, проводить закаливание;

2) приучать малыша к самообслуживанию, умению самостоятельно потреблять пищу;

3) учить чистоплотности и аккуратности, приучать к ежедневному выполнению гигиенических процедур;

4) постепенно корректировать режим дня ребенка, приближая его к режиму детского сада;

5) учить ребенка играть самостоятельно;

6) водить ребенка на детскую площадку и учить общаться с другими детьми;

7) перенести начало посещения детского сада на более раннее время, если в семье ожидается прибавление.

Советы родителям по облегчению адаптации ребенка к ДОУ:

1) первый раз привести ребенка в детский сад только для знакомства с группой и воспитателем, не оставлять одного;

2) постепенно увеличивать время пребывания ребенка в детском саду, оставляя его сначала до завтрака, потом до обеда. Затем забирать после сна и только через 3-4 недели оставлять на целый день;

3) самим забирать ребенка из детского сада на протяжении всего адаптационного периода;

4) рассказать воспитателю и медперсоналу ДОУ об особенностях и привычках ребенка (какие нравятся сказки, во что любит играть, как реагирует на громкие звуки, большое количество людей, от чего плачет и т. д.);

5) принести из дома игрушку, фотографию, книжку, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким, брошенным, имел хоть что-то из Привычной ему обстановки;

6) обязательно расспрашивать ребенка о том, как прошел его день в ДОУ, похвалить его за поведение, удачи;

7) в выходные, период болезни и другие дни, когда ребенок находится вне детского сада, уделять ему достаточно внимания, чтобы он не чувствовал себя брошенным;

8) не переводить малыша в другой детский сад.

Эти меры помогут детям быстрее пройти период адаптации и вернуться в привычное физиологическое и психическое состояние.

Для того чтобы у ребенка сложился положительный образ ДОУ, родителям в семье следует всегда положительно отзываться о работе воспитателей, об условиях жизни, оформлении интерьера, режиме детского дошкольного учреждения, несмотря на возможное критическое личное отношение. Если малыш в чем-либо отстает, с чем-то не справляется, ему следует оказать поддержку, настроить его на позитивный лад, научить преодолевать препятствия. Невыполнение каких-либо требований воспитателей и медперсонала ДОУ ведет к отрицательным формам поведения ребенка; чтобы этого избежать, необходимо убедить его в необходимости подчиняться требования режима ДОУ.

Психологическая готовность к посещению ДОУ - один из важнейших показателей его психического и физического развития.

Успешность адаптации зависит от достигнутого ребенком уровня психического и физического развития, состояния его здоровья, степени закаленности, привитых ему навыков самообслуживания, умения общаться со взрослыми и сверстниками, личностных качеств ребенка, степени его тревожности, личностных качеств и социального положения его родителей.

Если у ребенка есть какие-либо отклонения в одной из вышеперечисленных сфер, ему будет труднее адаптироваться к новому микроклимату, иным условиям организации жизни и деятельности. Вот почему на первых порах его пребывания в ДОУ так необходимы медико-психолого-педагогическое сопровождение, анализ и, если нужно, помощь.

Адаптация-всегда живой, активный процесс вживания ребенка в коллектив, привыкания его к новым условиям, она может быть как успешной, так и негативной, стрессовой. Чаще период адаптации вызывает как раз стрессовую ситуацию в организме.

При адекватной адаптации ребенок испытывает внутренний комфорт, эмоциональную удовлетворенность, его поведение отличается способностью быстро и без сопротивления выполнять любые требования, которым подчиняется детский коллектив.

Для успешной адаптации малыша персоналу ДОУ необходимо:

1) дать понять ребенку, что ему в группе рады, что о нем проявляют заботу, к нему внимательны;

2) постараться сделать так, чтобы он чувствовал себя в детском саду комфортно, получал удовольствие от общения со взрослыми и сверстниками;

3) обеспечить стабильность педагогического состава и других сотрудников ДОУ на весь период адаптации и пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, не допускать перевода ребенка из группы в группу;

4) на время адаптации обеспечить ему щадящий режим пребывания в детском саду;

5) регулярно обсуждать на педагогических советах процесс адаптации детей к ДОУ;

6) выработать единые требования для всех воспитанников ДОУ по их поведению, согласовать требования с родителями, с тем чтобы они поддерживали эти же требования дисциплины и дома.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: