Стадии развития по Эриксону




18.Исходные принципы и основные понятия теории интеллектуального развития ребенка Ж.Пиаже.

Теорию детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии. Он исходил из идей о том, что основой психического развития является развитие интеллекта. Этапы психического развития – это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребенок в формировании все более адекватной схемы ситуации. Основа этой схемы – логическое мышление.
По Пиаже, субъекту свойственны 2 функции:

организация – определенная структура поведенческого акта;

адаптация – активное взаимодействие организма со средой, в процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде.
Процесс развития – чередование ассимиляции и аккомодации. До определенного предела ребенок старается пользоваться старой схемой, а затем изменяет ее, выстраивая другую, более адекватную.
Равновесие – означает такое соотношение между ассимиляцией и аккомодацией, при котором наступает адаптация.
Эгоцентризм проявляется в неумении воспринять иную точку зрения. Эгоцентризм — это совокупность докритических, объективных позиций в познании мира.
В речи ребенка очень часто встречается местоимение ‘я’. Не вся спонтанная речь ребенка эгоцентрична. Существует некий коэффициент эгоцентрической речи — отношение числа эгоцентрических высказываний к числу спонтанных.
Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.
Сначала формируются сенсомоторные структуры - системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций - системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально - логических операций. Основной критерий - интеллект.
• сенсомоторный интеллект (от рождения до 2 лет)
• дооператорный интеллект (2 – 7 лет)
• конкретные операции (7 – 12 лет)
• формальные операции (от 12 лет).

 

19.Феномен и закон Пиаже — психологическое явление, наблюдаемое у детей дошкольного возраста и заключающееся в невозможности постижения ими таких характеристик окружающих предметов, как количество, размер, объём и т. п.

Этот феномен выражается в ошибках количественного сопоставления характеристик. Проверка производится рядом опытов, называемых задачами Пиаже (англ. Piaget's conservation experiments). Например, ребёнок может указывать, что:

1.предметов, положенных в ряд, по его мнению, становится больше, если их же расставить с бо́льшими промежутками.

2.кусок пластилина, по его мнению, уменьшается, если из шарика его раскатать в «сосиску» или полоску.

3.верёвка становится короче, если её изогнуть.

При этом «правильному» ответу с умением «правильно» его объяснить ребёнка возраста 4-6 лет обычно невозможно научить — он так же легко «переучивается» обратно.

Феномен объясняют тем, что понимание абстрактных законов происходит в процессе воспитания не сразу. При этом обычно закон сохранения количества предметов (при их передвижении) постигается ребёнком на 1,5-2 года раньше, чем закон сохранения непрерывного вещества (при деформировании тела) и законы типа «где забрали больше, осталось меньше», а также обратимость операций.

Стадии реакции ребёнка на проводимые опыты:

1.непонимание сохранения (4-6 лет) — ответ зависит от расположения и формы;

2.промежуточный уровень (7-10 лет) — ребёнок либо даёт разные по правильности ответы в разных ситуациях, либо даёт правильный ответ, но не может объяснить; либо меняет ответ в зависимости от контрвнушения;

3.понимание сохранения (11-13 лет) — ребёнок уверенно даёт правильный ответ и может его объяснить.

Эксперименты показали, что дети, у которых был обнаружен феномен Пиаже, при выборе «больше»/«меньше», «одинаково»/«не одинаково», имеют в виду каждый раз разные параметры (количество, длина, габарит), в определённые моменты ими более чётко и наглядно воспринимаемый.

Отсюда можно сделать вывод, что овладение действием количественного сравнения не происходит спонтанно, как утверждал Ж. Пиаже, а требует специального обучения, в том числе обучения логическим правилам выполнения этого действия.

 

 


20.Культурно-историческая теория развития психики и развития личности разрабатывалась Выготским

В этом подходе Л.С. Выготский предлагает рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии.

Первая следует путем естественного созревания, вторая состоит в овладении культурой, способами поведения и мышления. По теории Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через использование ребенком "психологических орудий", путем овладения системой знаков-символов, таких как - язык, письмо, система счета.

Развитие мышления, восприятия, памяти и других психических функций происходит через этап (форму) внешней деятельности, где культурные средства имеют вполне предметный вид и психические функции действуют вполне внешне, интрапсихически. Только по мере отработки процесса деятельность психических функций сворачивается, интериоризируется, вращивается, переходит из внешнего плана во внутренний, становится интерпсихической.

В процессе своей отработки и сворачивания вовнутрь психические функции приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность.

Именно сотрудничество с другими людьми является главным источником развития личности ребенка, а важнейшей чертой сознания является диалогичность.

Л.С. Выготский вводит понятие "зона ближайшего развития" - это то пространство действий, которые ребенок пока не может выполнить сам, но может осуществить вместе со взрослыми и благодаря им. По взглядам Выготского, только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.

Для Выготского личность есть понятие социальное, то, что в нем привнесено культурой. Личность"не врожденна, но возникает в результате культурного развития" и "в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций".

Другой аспект теории Л.С. Выготского - представление о развитии не как о ровно-постепенном, а как о стадиальном, ступенчатом процессе, где периоды ровного накопления новых возможностей сменяются этапами кризиса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: