Методические рекомендации для студентов и преподавателей по написанию и оформлению
Исследовательских работ
Красноярск, 2015
ББК 74я7
Л87
Рекомендован для преподавателей редакционным советом Красноярского медицинского техникума.
Л87 | Методические рекомендации для студентов и преподавателей по написанию и оформлению курсовых и дипломных работ/ Под ред. Д.В.Лушниковой; Красноярский медицинский техникум – Красноярск, 2013. – с. |
Методические рекомендации к выполнению исследовательских (курсовых и дипломных) работ являются элементом учебно-методического комплекса по дисциплине, МДК, ПМ. Содержит перечень ключевых слов, основные требования к написанию, оформлению данных работы. Предназначены для студентов специальностей 060102 Акушерское дело и 060501 Сестринское дело всех форм обучения.
ББК 74я7
КГБПОУ «Красноярский медицинский техникум», 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Структура курсовой и дипломной работ
1.1 Введение
1.2 Теоретическая (основная) часть научно-исследовательской работы
1.3 Практическая часть исследовательской работы
1.4 Заключение
1.6 Приложения
1.5 Список используемой литературы
2. Основные требования к текстовой части исследовательской работы
2.1 Общие требования
2.2 Оформление таблицы
2.3 Правила составления библиографического описания
2.4 Правила оформления иллюстрации
2.5 Правила оформления библиографических ссылок
Приложение 1 Пример оформления титульного
листа курсовой работы
Приложение 2 Пример оформления титульного листа
дипломной работы
Приложение 3 Пример оформления оглавления
Введение
Исследовательская работа – самостоятельная научная работа студента, содержащая систематизированные сведения по определенной теме дисциплины, МДК, ПМ. Данный вид деятельности направлена на закрепление, углубление и обобщение знаний, профессиональной подготовки, овладение методами научных исследований, формирование навыков решений творческих задач в ходе научного исследования по определенной теме.
Методические рекомендации к выполнению курсовых и дипломных работ помимо основных требований к их написанию, оформлению и защите содержат библиографические списки учебной и научной литературы, перечень ключевых слов. И потому призваны помочь выполнить этот самостоятельный и весьма сложный вид работы более эффективно и качественно.
Структура курсовой и дипломной работ
1.1 Введение
Введение - вступительная часть научно-исследовательской работы, которая содержит обоснование актуальности и проблематики выбранной темы, определение объекта и предмета, указывая, в чем новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов. В этой же части излагаются цель, гипотеза, задачи, методика и методы исследования (перечисляются применяемые методики с указанием литературных источников, из которых они берутся).
1. Актуальность исследования определяется следующими факторами:
- степенью востребованности, необходимостью решения определенной проблемы;
- потребностью в новых данных;
- потребностью в новых методах;
- потребностью практики;
- уровнем готовности здравоохранения к разрешению возникших проблем.
Обоснование актуальности включает выделение сути проблемной ситуации и направления ее решения.
Проблема исследования появляется в том случае, если в теоретическом знании не содержатся соответствующие объяснения и решения, т.е. появляется потребность в «знании о незнании», предположении о возможном открытии неизвестного закона, принципа, подхода, способа деятельности. Проблема должна обозначать, что необходимо найти и где следует искать.
Обосновать актуальность — значит показать суть проблемной ситуации и направления ее решения.
2. Цель исследования - это желаемый, конечный результат исследования. Наиболее типичны следующие цели:
- определение характеристики явлений, не изученных ранее, малоизученных;
- изучение динамики явлений;
- выявление факторов развития, благоприятствующих условий;
- разработка технологий, способов управления;
- сохранение здоровья, успешное обучение;
- обобщение, выявление общих закономерностей;
- создание методики;
- адаптация методик.
Например:
· Цель исследования - коррекция кифотической деформации позвоночника у лиц зрелого возраста средствами оздоровительной физической культуры.
· Цель – определение структуры острых отравлений у детей.
· Цель – изучение влияния аборта на психоэмоциоанльное состояние женщин.
· Целью работы служит исследование аффективных состояний среднего медицинского персонала в условиях повышенной моральной ответственности.
3. Объект исследования - это процесс, система или явление, порождающее проблемную ситуацию, или это крупная относительно самостоятельная часть объектной области, в которой находится предмет исследования.
4. Предмет исследования - это то, что находится в границах объекта: определенные свойства объекта, их соотношения, зависимость объекта и свойств от каких-либо условий, факторы, условия которые предполагается изучить. Предмет исследования должен вытекать из темы и проблемы, не дублируя их, а раскрывая исследуемые связи, ожидания, механизмы.
Например:
· Объект исследования - средства оздоровительной гимнастики для коррекции кифотических нарушений позвоночника у лиц зрелого возраста. Предмет исследования - методика применения корригирующих упражнений у лиц зрелого возраста с кифотическими нарушениями позвоночника.
· Объектом исследования: психоэмоциональная сфера женщин. Предмет: психоэмоциональная сфера женщин, готовность прервать беременность медицинским абортом.
· Объектом исследования: аффективная сфера среднего медицинского персонала. Предмет: особенности аффективной сферы среднего медицинского персонала.
· Объект исследования: психологические особенности личности пациента. Предмет исследования: взаимосвязь между защитными механизмами личности и копинг-стратегиями с тактикой общения в системе «медицинская сестра-онкобольной».
5. Гипотеза (от греч. hypothesis- основа, предположение) - предположение о путях, способах, условиях решения поставленных задач и возможных результатах; предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Поэтому существует рабочая гипотеза - временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала; и научная (реальная) гипотеза - создается, когда накоплен значительный фактический материал и появляется возможность сформировать положение, которое с определенными уточнениями молено превратить в научную теорию.
Гипотеза чаще всего имеет структуру: «если... (что-то ввести, изменить подход, создать условия, активизировать какие-то факторы), то...» (будет достигнут такой-то результат), или предположение о том, за счет чего, с помощью каких механизмов будет получен положительный результат: «так как...» или «потому что...».
Например:
· В нашем исследовании мы предположили, что у онкобольных в отличие от здоровых, наблюдается более выраженное механизмы психологической защиты как отрицание, и не выражены – замещение и регрессия.
· В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что у большей части среднего медицинского персонала наблюдаются высокий уровень личностной тревожности, признаки умеренной депрессии и высокий уровень стресса.
· Гипотеза исследования. Эмоциональная сфера беременных женщин, оформляющихся на медицинский аборт, характеризуется эмоциональной неустойчивостью и повышенной тревожностью.
· Гипотеза исследования. Использование статических и статодинамических упражнений в методике оздоровительной гимнастики у лиц зрелого возраста будет способствовать коррекции грудного кифоза, а также улучшит показатели силовой выносливости и гибкости.
6. Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели.
Можно выделить четыре группы задач:
1. Диагностическая - связана с изучением и анализом ситуации, истории вопроса, опыта решения обсуждаемых проблем. Средствами реализации задач этой группы служит изучение литературы и других источников, наблюдение, беседа, опрос, экспертная оценка, тестирование.
2. Теоретико-моделирующая - связана с выявлением структуры исследуемого процесса, факторов, принципов и методов преобразований. Реализуется на основе теоретического анализа и синтеза, моделирования и прогнозирования.
3. Опытно-экспериментальная - заключается в конструировании и реализации исследования. Определяются конкретные способы организации опытно-поисковой и экспериментальной работы и интерпретации ее результатов.
4. Прикладная - определение условий, способов реализации, разработки методик и технологий практического использования результатов исследования.
Формулировка задач обычно отражает название глав.
Они должны быть точными и краткими, формулируются в глагольной форме (изучить..., исследовать..., проанализировать..., оценить..., охарактеризовать..., определить..., обосновать..., сформировать..., разработать...).
Пример 1:
· Провести анализ историй болезней с острыми отравлениями по половой, возрастной принадлежности.
· Выявить причину отравлений у детей.
· Выявить клинические симптомы при отравлениях у детей.
· Разработать профилактические мероприятия по предупреждению отравлений у детей.
Пример 2:
· Провести анализ проблемы аффективной сферы среднего медицинского персонала.
· Подобрать методическое обеспечение для исследования аффективной сферы.
· Провести эмпирическое исследование аффективной сферы среднего медицинского персонала на предмет выявления симптомов нервного истощения.
· Разработать и внедрить комплекс мероприятий по психологической реабилитации лиц, связанных с повышенной моральной ответственностью.
Пример 3:
· Определить основные причины возникновения кифотических деформаций позвоночника у лиц зрелого возраста.
· Выявить средства оздоровительной гимнастики для лиц зрелого возраста с кифотическими деформациями позвоночника.
· Разработать и экспериментально обосновать методику применения оздоровительной гимнастики для лиц зрелого возраста с кифотической деформацией позвоночника.
7. Процедура проведения эмпирического исследования. Указываются последовательность и условия проведения используемых методик, предлагаемые инструкции и др.
8. Методы исследования – это способы сбора и обработки информации. Выбор методов определяется объектом и целями научного исследования (наблюдения, опрос, беседа, анкетирование, тестирование, статистическийметод)
9. Выборка. Дается общая характеристика испытуемых. Указываются их количество, пол, возраст, профессиональная принадлежность, а также те их характеристики, которые представляют интерес для исследователя.
1.2 Т еоретическая (основная) часть