Теперь расскажем о звуковом оформлении карнавального шествия. 9 глава




Транспорт также является очень удобной самодвижущейся де корацией. Без применения современной техники трудно предста вить себе любое шествие. А если в массовом представлении по, открытым небом есть цирковые номера, то техника просто необхо дима. «Воздушный полет», смонтированный под вертолетом ил1 на стреле подъемного крана, акробаты-каскадеры на автомобилях и мотоциклах, велофигуристы и т. д- стали обычным явлением на стадионном представлении.

Поскольку-мы заговорили о цирке, нельзя не упомянуть о жи вотных. «Конная атака» и «тачанка» в сцене «Революция» или бе лые голуби в эпизоде «Миру — мир!» применяются сейчас повсе местно. Но в массовом представлении случается использовать со бак и оленей, верблюдов и дрессированных медведей. В одном и:, спектаклей под открытым небом, поставленных в 30-е годы в Зс леном театре ЦПКиО им. Горького, «участвовало» стадо баранов В карнавале в Сочи (см. главу X) у нас «играли роли» осел и ко рова, а вместе с клоуном Ю. Куклачевым выступали его дресси рованные кошки. Зачастую включение в массовое представление животных помогает образному решению темы.

В ряду необычных средств театрализации, которыми распола­гает режиссер массового представления, стоят также силы приро­ды: огонь, вода, воздух, свет солнца или луны и т. д.

Вспомним опять В. В. Маяковского. В либретто цирковой пан­томимы «Москва горит» (кстати, еще один образец прекрасного сценария для массового театрализованного представления) у него действовали не только люди, куклы и звери, но также огонь и вода.

О различных приемах использования «живого» огня мы уже не раз говорили на страницах этой книги. В качестве дополнитель­ного примера можно вспомнить массовое представление на ста­дионе им. В. И. Ленина в Лужниках, посвященное закрытию VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, на котором 1800 лучших гимнасток Советского Союза демонстрировали мас­совые спортивные выступления с булавами, начиненными бенгаль­ским огнем, складывая из них огненные клумбы, дорожки, волны и т. п. (режиссер М. Д. Сегал).

Огонь — одно из самых сильных средств художественной вы­разительности в массовом представлении под открытым небом. Достаточно сказать, что если каждый исполнитель в огромной массе людей одновременно по команде зажжет обыкновенную спичку, то даже такой примитивный трюк даст совершенно оше­ломляющий эффект.

Любопытные приемы использования в массовом представлении огня и воды можно найти в спектаклях английского уличного театра «Уэлфейр стейт» (по­литический термин, означающий -««Государство всеобщего благосостояния»). Актеры этого театра называют себя «инженерами воображения». Спектакли их — это бессмысленный сюрреалистический набор различных символов и алле­горий, не связанных ни сюжетом, ни мыслью, ни логикой. Но отдельные техни-«егкие приемы заслуживают того, чтобы о ких рассказать.

Спектакль готовится большим количеством людей и в течение длительного-времени (иногда месяц) и идет целую ночь. Повторить его нельзя, так как в процессе представления уничтожается все, что было изготовлено. Спектакль, который довелось видеть мне, шел в парке на большом пространстве, огоро­женном канатами. В рашых местах этого пространства стояли сделанные из бумаги почти в натуральную величину пароход, дом и даже корова Целая по­ляна была утыкана бумажными флажками разных стран мира (такие флажкл ставят обычно на столах делегаций во время переговоров). На высоком дереве висели две громадные человеческие фигуры, выполненные из металлической фольги. Ветер шуршал, шелестел, звенел ими, и они шевелились, как живые. Другие фигуры — неподвижные куклы в человеческий рост — были сделаны из-соломы и «жили» в доме, «плыли» на пароходе, «пасли» корову.. Еще была громадная «голова» (как в «Руслане и Людмиле»), лежавшая у подножия хол­ма По всему этому населенному странными персонажами пространству бродили такие же странные люди. Два «поджигателя» в костюмах «огня» (оранжевые,, красные и желтые ленты у него на плечах, как пончо, у нее на поясе, как юбка) "одят и зажигают бачки с горючей смесью разного цвета, множество воткнутых в землю свечей (поле павших?) Постепенно весь абсурдный мир начинает раз­рушаться, уничтожаться. «Голова» встает на ноги (оказывается, внутри все это время сидел человек), идет на холм и там с треском лопается. Фигуры из фоль­ги падают с дерева, сминаются в бесформенную кучу, и их топчут ногами. ^Дин из актеров, одетый в костюм пирата, берет брандспойт и мощной струей ВоДЫсначала гасит все свечи, а затем сбивает флажки. Они плывут, кувыркаясь в потоках воды и грязи. От бачков постепенно загораются пароход, дом и ко-

рова. Соломенные куклы корчатся в пламени, как живые, а от бумажных кон­струкций остается только обугленный проволочный каркас-скелет...

Некоторые технические приемы этого странного зрелища, на мой взгляд, заслуживают внимания. Например, поле флагов — это любопытно, фигуры из фольги — крас*иво, а горящая корова — это очень страшно. Как писал бюлле­тень фестиваля «Курьер»: «Немного «шума из ничего», немного фантазии, не­много детской игры, а в результате возникает нечто не повседневное, возника­ет система меняющихся образов на пленэре»...

Для сравнения расскажу еще об одном представлении, поставленном мною в 1970 году. Оно было посвящено 25-летию ЗФДМ и происходило на берегу Волги, на территории одного из наших международных лагерей отдыха, где в те дни находились представители прогрессивной молодежи многих стран мира. Это было время, когда еще полыхала война во Вьетнаме, у власти в Греции на­ходились «черные полковники*, а в Испании правил фашистский каудильо Франко. Многое изменилось в международной обстановке за эти годы, поэтому диктор­ский текст кое в чем устарел. Но «ход» представления, а главное — специфика выразительных средств, основным из которых стало использование «живого» огня, кажутся нам заслуживающими внимания.

Итак, поздний летний вечер. Зрители сидят амфитеатром на крутом берегу реки, а действие происходит внизу на узкой полосе песчаного пляжа. После музыкального пролога («заставка» на тему песни «Мы все за мир!») на пло­щадке появляются трое юношей,— белый, черный и желтый — с горящими фа­келами в руках Они исполняют танец «Свобода, равенство и братство», на какой-то момент застывая ъ скульптурной мизансцене — эмблеме ВФДМ. Танец заканчивается тем, что юноши одновременно поджигают факелами концы бик­фордова шнура, уложенного на землю в специальную канавку. Огонь бежит по шнуру, поджигая заложенную в канавки горючую смесь, и на земле вспыхи­вают горящие цифры и буквы: «1945—ВФДМ—1970». Одновременно звучит дик­торский текст (фонограмма):

— В 1945 году впервые в истории был зажжен факел организованного Ме­
ждународного молодежного движения борьбы за мир, демократию и социализм.
С того дня минуло четверть века. И из искры возгорелось пламя!..

От последней цифры огонь бежит по шнуру дальше, и вот в самом центре площадки вспыхивает громадный костер. Звучит песня «Если бы парни всей земли», и на фоне мелодии продолжается дикторский текст:

—...Пламя борьбы и труда молодежи всех континентов! В горниле этогс пламени закалялась и крепла юность планеты, в зареве этого пламени ВФДМ прожила 25 героических лет, искры этого пламени — в сердцах молодых патри отов Вьетнама и юных докеров Франции, студентов США, сжигающих свои при зывные повестки, и молодых квакеров, публично сжигающих себя в знак проте (\ ста против агрессии... Ибо в противовес очищающему пламени борьбы за свобо ' \ ду враги человечества вновь пытаются раздуть смрадный огонь во.йны, ненави \сти и расизма... Сгоревшие города, сожженные люди, опаленные души... Воду w валивают водой, но грозный пожар войны можно потушить огнем юных сер 4 дец—нашим встречным палом — чистейшим огнем человеческого мужества -стойкости и борьбы!.. И сегодня, здесь, в день 25-летия ВФДМ мы символичес­ки предаем огню возмездия все, что сеет на земле ненависть, страх, смерть' Барабанная дробь. Группа молодых солдат несет над головой гигантскую бутафорскую свастику.

Т — В огне второй мировой войны, на полях сражений и в печах крема ' ториев сожжены десятки миллионов наших сверстников. Мы предаем огшг символ фашизма, эмблему угнетения и рабства!

Свастика летит в костер. А с другой стороны площадки уже движется ко лонна молодежи в национальных костюмах разных народов мира. Они нес} т громадную цепь.

— Тысячелетиями держали в угнетении людей всех народов и рас цепи
религии, цепи мракобесия, цепи покорности. Сейчас пытаются сковать цепями
волю народов Греции и Испании, Никарагуа и Гаити... Не выйдет! Советскш"(
народ первым порвал эти цепи, порвут их все народы Земли. В огонь!

В костер летит цепь, и уже подходит третьи колонна — девушки в белых одеяниях. Они несут макет атомной бомбы.

— В августе 1945 года в огне атомного пожара были сожжены мирные
японские города — Хиросима и Нагасаки. Пепел двухсот тысяч стариков, жен­
щин, детей, сгоревших заживо, стучит в наши сердца. Нет! — атомному по­
вару!

Бомба — в костер. Идет отряд молодых бойцов Фронта освобождения Юж­ного Вьетнама. Они несут макет стратегического бомбардировщика В-52.

— Эти самолеты несут смерть рисовым полям Вьетнама. В огне напалма
горят больницы и школы, храмы и пагоды, заживо горят люди. Мы помним,
что такое война, мы с тобой, Вьетнам! В костер огнедышащего дракона, в ко­
стер символ империализма и агрессии!

Самолет бросают в костер. Появляется группа негров. Они несут высокий крест с надетым на него балахоном ку-клукс-клана.

— Горящими крестами усеян путь ку-клукс-клана, минитменов, общества
Джона Бэрча. Это они стреляют из-за угла в борцов за свободу и гражданские
права негров, это они подбрасывают бомбы в школы и церкви, это они сеют
террор в негритянских гетто и преследуют «Черных пантер», это они убили
Мартина Лютера Кинга. В огонь символ расизма!

Балахон гоже летит в огонь, а к костру уже подходит колонна детей — мальчишек и девчонок в пионерских галстуках. Они несут громадное чучело Войны — скелет в сапогах, в каске, в противогазе и с автоматом.

— И наконец, сегодня мы хотим предать огню сам символ Войны!.. Поджи­
гатели войн! Очи всегда начинали с того, что сжигали на площадях книги —
наследие всех прошлых веков, они всегда кончали тем, что заживо сжигали де­
тей— надежду всех будущих веков!1 Так пусть навсегда сгинет Война!

Чучело тоже летит в костер. Барабанная дробь сменяется мелодией «Гимна демократической молодежи мира». На его фоне продолжает звучать дикторский голос:

— Во имя отцов, которых мы не дождались с полей сражений!

Во имя братьев, погибающих под бомбами, от голода и напалма, от сна­рядов и пуль!

Во имя детей, которые еще не родились и перед которыми мы в ответе!

Клянемся не допустить, чтобы погас в наших сердцах священный огонь борьбы за мир.

Все. Клянемся!

И на склоне реки вспыхивают тысячи маленьких факелов — это все зри­тели одновременно зажгли свернутые в трубку газеты. И пока они горят, зву­чат последние слова диктора'

— В 1917 году одним из первых декретов Советской власти был Декрет
о мире. В ответ 14 империалистических держав пошли на нас войной.

В тридцатые годы мы пели: «Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути1» И бронепоезду пришлось выйти в бой в сорок первом.

На этих берегах, у стен легендарного Сталинграда, изменили наши отцы ход истории. От этой великой реки двинулись мы на Запад, неся мир народам земного шара.

И сегодня, в 1970-м, мы вновь говорим: «Мы все за мир!»

Все. Мы все за мир!

Диктор. Пусть над землей сияют только мирные огни — огни мартенов и
новостроек, лампочки Ильича и неоновые рекламы, пионерские костры и ново­
годние свечи... О

И над всем берегом в небо взмывают сотни воздушных шаров, с привязан­ными к ним гор ящими бенгальскими огням и.. Они летят над рекой на фоне лу­ны, и веселые огни рассыпаются искрами, тысячекратно дробясь и отражаясь в темной воде, сверкая золотыми брызгами в серебряной лунной дорожке...

В этом представлении было еще много всевозможного использования огня — и ночное шествие со свечами к братской могиле воинов, погибших в годы Ве-

' Эта фраза — цитата из дикторского текста митинга-реквиема на Пискарев- кладбище, но мы сознательно использовали ее еще раз.

ликой Отечественной войны, и ритуальное зажигание Вечного огня, и грандиоз­ный фейерверк с противоположного берега реки и т. д. Но, конечно, все вырази­тельные возможности такого средства, как «живой» огонь, были все равно не исчерпаны. Наверное, они и неисчерпаемы.

Вода используется в качестве основного выразительного сред­ства на ежегодном «Празднике фонтанов» в Петергофе (автор и режиссер И. Гуревич). Но в любом представлении на воде можно легко соорудить фонтаны произвольной мощности и высоты с по­мощью гидромониторов или противопожарных судов. Ночью эти фонтаны можно красиво подсветить цветными прожекторами. А если на фоне специально подобранной музыки синхронно с ее ритмом и настроением менять количество струй, их высоту, мощ­ность и цвет, то может получиться феерическое зрелище.

В качестве примера приведем эпизод из поставленного М. Д. Сегалом в 1946—1947 годах на стадионе «Динамо» Всесоюзного парада физкультурников. Едоль всей южной трибуны были уложены трубы с отверстиями и устроены специальные водостоки. В определенный момент в небо ударили сотни искря-шихся на солнце водяных струй. Над стадионом повисла радуга, на фоне ко­торой выступали гимнасты. То, что фонтаны забили не у реки или у моря, а на стадионе, было полнейшей неожиданностью для зрителей и произвело огром­ный эффект...

 
 

Последний по времени Международный фестиваль молодежной песни «Крас­ная гвоздика» в Сочи мы ставили в новом киноконцертном зале «Фестиваль­ный». При целом ряде архитектурных погрешностей у этого зала есть одно конструктивное достоинство — со сцены можно снять деревянные щиты и на морозить лед для выступления фигуристов. Лед нам был не нужен, но щить и ы сняли, покрасили бетонную ванну в черный цвет и залили ее водой. Белы* ажурные конструкции на черном водяном зеркале (художник Р. Л. Казачек) композиции из цветов на водяной глади (аранжировщик — известный сочин ский цветовод С. И. Вен.чагов), световые блики,1 рябь и силуэты певцов, отра женные водой и спроецировавшиеся на громадный киноЗкранТ создали очеш красивое зрелище (рис. 30).

Все это примеры того, как используется вода в представлениях на суше. Но ведь существует множество представлений, которые полностью ставятся на воде (например, популярный в курортных городах традиционный «Праздник Нептуна»). В таких представ­лениях вода, естественно, становится главным выразительным средством, а с помощью тех же фонтанов можно создать своеоб­разный водяной занавес, чтобы скрыть перестановки.

Раз уж мы заговорили вновь о занавесе, надо вспомнить еще об одной его разновидности — дымовом занавесе, который полу­чают, зажигая дымовые шашки. Этот занавес может быть сам по себе очень красив (дымы бывают разного цвета), а можно на бе­лую дымовую завесу пускать кинопроекцию и т. д. Но использо­вать этот трюк надо очень осторожно: при перемене ветра дым от­несет на зрителей, при его отсутствии дымовая завеса стоит долго на месте. Для создания дымового занавеса необходимо иметь спе­циальные «ветродуи», провести ряд технических репетиций и т. д.

Вот пример, как можно совместить в представлении технику и стихию. На одной из репетиций массового представления, которое готовилось на гребном канале в Крылатском, ко мне подошел руководитель группы спортсменов-под­водников ДОСААФ и предложил следующее: «Товарищ режиссер! Давайте

Рис. 30. Использование воды в массовом театрализованном представлении. Фестиваль песни «Красная гвоздика». Сочи, киноконцертный зал «Фестиваль­ный», 1979 г. Художник Р. Казачек.

сделаем такой номер. Мои ребята десантируются над каналом с вертолетов, вна­чале буд>т падать «затяжным» и рисовать в небе цветными дымами, потом от­кроют разноцветные парашюты и сориентируются на трассу канала в зоне три­бун, над самой водой отстегнутся, уйдут под воду, цветные купола парашютов поплывут по течению, а а это время хлопцы зажгут под водой специальные фа­келы и выйдут из канала на берег с горящими факелами в руках. А?..» Мы попробовали. Так все п было. Спортсмены в черных резиновых костюмах под­водников с масками и аквалангами, с которых стекала вода, но с горящими фа­келами в руках, строем, держа равнение, вышли «из пучины вод» и маршем под музыку оркестра прошли по набережной. К сожалению, репетицией при­шлось ограничиться, в представление этот номер не вошел...

Мы уже говорили о том, что режиссер массового представления под откр'ытым небом должен учитывать и уметь использовать естественное освещение местности: солнце, луну, звезды.

Вот два примера.

В сочинском карнавале, который проходил, к сожалению, днем, у нас дей­ствовали в одном из эпизодов «солнечные зайчики». Это были дети в соответ­ствующих костюмах с карманными зеркальцами в руках. Поймав лучи солнца, они по команде ярко освещали находившуюся до этого в тени Гелио — богиню Солнца.

А в «Артеке» начало представления было точно приурочено к моменту вос­хода луны. И когда девочка взмахнула жезлом, из-за Медведь-горы появился огромный багровый диск луны. Пока все участники представления, возглавляе­мые маленьким тамбурмажором, маршировали в прологе, луна медленно и тор­жественно выкатывалась в небо, дополняя и усиливая настроение и атмосферу представления...

Большинство массовых театрализованных представлений, про­ходящих на открытом воздухе, заканчивается фейерверком. К со­жалению, искусство пиротехники у нас сегодня во многом утрачено. В 30-е годы в ЦПКиО им. Горького была своя полукустар­ная пиротехническая мастерская, которая для парковых карнава­лов изготовляла огненные буквы и змеи, вертящиеся солнца и мельницы, огненные рамы с портретами внутри, световые транспа­ранты и огненные эмблемы, цветы и кусты из огней, бенгальские факелы и свечи, булавы для гимнастов с бенгальским огнем и т. д. и т. п. На одном из таких карнавалов (1936 г., «Ночь фейервер­ков») на Москве-реке стояло двенадцать барж, и на каждой была своя пиротехническая композиция. В те же годы широко прак­тиковался дневной фейерверк: ракеты с разноцветными дымами; пушки, стреляющие конфетти и серпантином; пушки, стреляющие сотнями маленьких цветных парашютиков (на каждом был либо букетик цветов, либо куколка, либо конфета. Парашюты раскры­вались в небе и медленно опускались в руки восторженных зри­телей). В 1930 году,-на одном из карнавалов были чучела высотой в 15 м и весом по полтонны каждое, которые по сюжету взрыва­лись и пылали.

Сейчас, к сожалению, есть только одна пиротехническая ма­стерская в Харькове, которая «по заказу организаций» постав­ляет стандартный фейерверк с примитивным набором ракет и бомб — то, что по привычке до сих пор именуют «салютом». Есть одиночки энтузиасты в «Артеке», которые самодеятельным путем пытаются изготовить нечто более интересное. Вот, пожалуй, и все. Остается надеяться, что с ростом количества и качества массовых представлений это положение изменится к лучшему.

Глава VII.

«УВЕЛИЧИВАЮЩЕЕ СТЕКЛО»

(ОБРАЗНАЯ, ПОЭТИЧЕСКАЯ

И СИМВОЛИЧЕСКАЯ ПРИРОДА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: