Транспорт также является очень удобной самодвижущейся де корацией. Без применения современной техники трудно предста вить себе любое шествие. А если в массовом представлении по, открытым небом есть цирковые номера, то техника просто необхо дима. «Воздушный полет», смонтированный под вертолетом ил1 на стреле подъемного крана, акробаты-каскадеры на автомобилях и мотоциклах, велофигуристы и т. д- стали обычным явлением на стадионном представлении.
Поскольку-мы заговорили о цирке, нельзя не упомянуть о жи вотных. «Конная атака» и «тачанка» в сцене «Революция» или бе лые голуби в эпизоде «Миру — мир!» применяются сейчас повсе местно. Но в массовом представлении случается использовать со бак и оленей, верблюдов и дрессированных медведей. В одном и:, спектаклей под открытым небом, поставленных в 30-е годы в Зс леном театре ЦПКиО им. Горького, «участвовало» стадо баранов В карнавале в Сочи (см. главу X) у нас «играли роли» осел и ко рова, а вместе с клоуном Ю. Куклачевым выступали его дресси рованные кошки. Зачастую включение в массовое представление животных помогает образному решению темы.
В ряду необычных средств театрализации, которыми располагает режиссер массового представления, стоят также силы природы: огонь, вода, воздух, свет солнца или луны и т. д.
Вспомним опять В. В. Маяковского. В либретто цирковой пантомимы «Москва горит» (кстати, еще один образец прекрасного сценария для массового театрализованного представления) у него действовали не только люди, куклы и звери, но также огонь и вода.
О различных приемах использования «живого» огня мы уже не раз говорили на страницах этой книги. В качестве дополнительного примера можно вспомнить массовое представление на стадионе им. В. И. Ленина в Лужниках, посвященное закрытию VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, на котором 1800 лучших гимнасток Советского Союза демонстрировали массовые спортивные выступления с булавами, начиненными бенгальским огнем, складывая из них огненные клумбы, дорожки, волны и т. п. (режиссер М. Д. Сегал).
Огонь — одно из самых сильных средств художественной выразительности в массовом представлении под открытым небом. Достаточно сказать, что если каждый исполнитель в огромной массе людей одновременно по команде зажжет обыкновенную спичку, то даже такой примитивный трюк даст совершенно ошеломляющий эффект.
Любопытные приемы использования в массовом представлении огня и воды можно найти в спектаклях английского уличного театра «Уэлфейр стейт» (политический термин, означающий -««Государство всеобщего благосостояния»). Актеры этого театра называют себя «инженерами воображения». Спектакли их — это бессмысленный сюрреалистический набор различных символов и аллегорий, не связанных ни сюжетом, ни мыслью, ни логикой. Но отдельные техни-«егкие приемы заслуживают того, чтобы о ких рассказать.
Спектакль готовится большим количеством людей и в течение длительного-времени (иногда месяц) и идет целую ночь. Повторить его нельзя, так как в процессе представления уничтожается все, что было изготовлено. Спектакль, который довелось видеть мне, шел в парке на большом пространстве, огороженном канатами. В рашых местах этого пространства стояли сделанные из бумаги почти в натуральную величину пароход, дом и даже корова Целая поляна была утыкана бумажными флажками разных стран мира (такие флажкл ставят обычно на столах делегаций во время переговоров). На высоком дереве висели две громадные человеческие фигуры, выполненные из металлической фольги. Ветер шуршал, шелестел, звенел ими, и они шевелились, как живые. Другие фигуры — неподвижные куклы в человеческий рост — были сделаны из-соломы и «жили» в доме, «плыли» на пароходе, «пасли» корову.. Еще была громадная «голова» (как в «Руслане и Людмиле»), лежавшая у подножия холма По всему этому населенному странными персонажами пространству бродили такие же странные люди. Два «поджигателя» в костюмах «огня» (оранжевые,, красные и желтые ленты у него на плечах, как пончо, у нее на поясе, как юбка) "одят и зажигают бачки с горючей смесью разного цвета, множество воткнутых в землю свечей (поле павших?) Постепенно весь абсурдный мир начинает разрушаться, уничтожаться. «Голова» встает на ноги (оказывается, внутри все это время сидел человек), идет на холм и там с треском лопается. Фигуры из фольги падают с дерева, сминаются в бесформенную кучу, и их топчут ногами. ^Дин из актеров, одетый в костюм пирата, берет брандспойт и мощной струей ВоДЫсначала гасит все свечи, а затем сбивает флажки. Они плывут, кувыркаясь в потоках воды и грязи. От бачков постепенно загораются пароход, дом и ко-
рова. Соломенные куклы корчатся в пламени, как живые, а от бумажных конструкций остается только обугленный проволочный каркас-скелет...
Некоторые технические приемы этого странного зрелища, на мой взгляд, заслуживают внимания. Например, поле флагов — это любопытно, фигуры из фольги — крас*иво, а горящая корова — это очень страшно. Как писал бюллетень фестиваля «Курьер»: «Немного «шума из ничего», немного фантазии, немного детской игры, а в результате возникает нечто не повседневное, возникает система меняющихся образов на пленэре»...
Для сравнения расскажу еще об одном представлении, поставленном мною в 1970 году. Оно было посвящено 25-летию ЗФДМ и происходило на берегу Волги, на территории одного из наших международных лагерей отдыха, где в те дни находились представители прогрессивной молодежи многих стран мира. Это было время, когда еще полыхала война во Вьетнаме, у власти в Греции находились «черные полковники*, а в Испании правил фашистский каудильо Франко. Многое изменилось в международной обстановке за эти годы, поэтому дикторский текст кое в чем устарел. Но «ход» представления, а главное — специфика выразительных средств, основным из которых стало использование «живого» огня, кажутся нам заслуживающими внимания.
Итак, поздний летний вечер. Зрители сидят амфитеатром на крутом берегу реки, а действие происходит внизу на узкой полосе песчаного пляжа. После музыкального пролога («заставка» на тему песни «Мы все за мир!») на площадке появляются трое юношей,— белый, черный и желтый — с горящими факелами в руках Они исполняют танец «Свобода, равенство и братство», на какой-то момент застывая ъ скульптурной мизансцене — эмблеме ВФДМ. Танец заканчивается тем, что юноши одновременно поджигают факелами концы бикфордова шнура, уложенного на землю в специальную канавку. Огонь бежит по шнуру, поджигая заложенную в канавки горючую смесь, и на земле вспыхивают горящие цифры и буквы: «1945—ВФДМ—1970». Одновременно звучит дикторский текст (фонограмма):
— В 1945 году впервые в истории был зажжен факел организованного Ме
ждународного молодежного движения борьбы за мир, демократию и социализм.
С того дня минуло четверть века. И из искры возгорелось пламя!..
От последней цифры огонь бежит по шнуру дальше, и вот в самом центре площадки вспыхивает громадный костер. Звучит песня «Если бы парни всей земли», и на фоне мелодии продолжается дикторский текст:
—...Пламя борьбы и труда молодежи всех континентов! В горниле этогс пламени закалялась и крепла юность планеты, в зареве этого пламени ВФДМ прожила 25 героических лет, искры этого пламени — в сердцах молодых патри отов Вьетнама и юных докеров Франции, студентов США, сжигающих свои при зывные повестки, и молодых квакеров, публично сжигающих себя в знак проте (\ ста против агрессии... Ибо в противовес очищающему пламени борьбы за свобо ' \ ду враги человечества вновь пытаются раздуть смрадный огонь во.йны, ненави \сти и расизма... Сгоревшие города, сожженные люди, опаленные души... Воду w валивают водой, но грозный пожар войны можно потушить огнем юных сер 4 дец—нашим встречным палом — чистейшим огнем человеческого мужества -стойкости и борьбы!.. И сегодня, здесь, в день 25-летия ВФДМ мы символически предаем огню возмездия все, что сеет на земле ненависть, страх, смерть' Барабанная дробь. Группа молодых солдат несет над головой гигантскую бутафорскую свастику.
Т — В огне второй мировой войны, на полях сражений и в печах крема ' ториев сожжены десятки миллионов наших сверстников. Мы предаем огшг символ фашизма, эмблему угнетения и рабства!
Свастика летит в костер. А с другой стороны площадки уже движется ко лонна молодежи в национальных костюмах разных народов мира. Они нес} т громадную цепь.
— Тысячелетиями держали в угнетении людей всех народов и рас цепи
религии, цепи мракобесия, цепи покорности. Сейчас пытаются сковать цепями
волю народов Греции и Испании, Никарагуа и Гаити... Не выйдет! Советскш"(
народ первым порвал эти цепи, порвут их все народы Земли. В огонь!
В костер летит цепь, и уже подходит третьи колонна — девушки в белых одеяниях. Они несут макет атомной бомбы.
— В августе 1945 года в огне атомного пожара были сожжены мирные
японские города — Хиросима и Нагасаки. Пепел двухсот тысяч стариков, жен
щин, детей, сгоревших заживо, стучит в наши сердца. Нет! — атомному по
вару!
Бомба — в костер. Идет отряд молодых бойцов Фронта освобождения Южного Вьетнама. Они несут макет стратегического бомбардировщика В-52.
— Эти самолеты несут смерть рисовым полям Вьетнама. В огне напалма
горят больницы и школы, храмы и пагоды, заживо горят люди. Мы помним,
что такое война, мы с тобой, Вьетнам! В костер огнедышащего дракона, в ко
стер символ империализма и агрессии!
Самолет бросают в костер. Появляется группа негров. Они несут высокий крест с надетым на него балахоном ку-клукс-клана.
— Горящими крестами усеян путь ку-клукс-клана, минитменов, общества
Джона Бэрча. Это они стреляют из-за угла в борцов за свободу и гражданские
права негров, это они подбрасывают бомбы в школы и церкви, это они сеют
террор в негритянских гетто и преследуют «Черных пантер», это они убили
Мартина Лютера Кинга. В огонь символ расизма!
Балахон гоже летит в огонь, а к костру уже подходит колонна детей — мальчишек и девчонок в пионерских галстуках. Они несут громадное чучело Войны — скелет в сапогах, в каске, в противогазе и с автоматом.
— И наконец, сегодня мы хотим предать огню сам символ Войны!.. Поджи
гатели войн! Очи всегда начинали с того, что сжигали на площадях книги —
наследие всех прошлых веков, они всегда кончали тем, что заживо сжигали де
тей— надежду всех будущих веков!1 Так пусть навсегда сгинет Война!
Чучело тоже летит в костер. Барабанная дробь сменяется мелодией «Гимна демократической молодежи мира». На его фоне продолжает звучать дикторский голос:
— Во имя отцов, которых мы не дождались с полей сражений!
Во имя братьев, погибающих под бомбами, от голода и напалма, от снарядов и пуль!
Во имя детей, которые еще не родились и перед которыми мы в ответе!
Клянемся не допустить, чтобы погас в наших сердцах священный огонь борьбы за мир.
Все. Клянемся!
И на склоне реки вспыхивают тысячи маленьких факелов — это все зрители одновременно зажгли свернутые в трубку газеты. И пока они горят, звучат последние слова диктора'
— В 1917 году одним из первых декретов Советской власти был Декрет
о мире. В ответ 14 империалистических держав пошли на нас войной.
В тридцатые годы мы пели: «Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути1» И бронепоезду пришлось выйти в бой в сорок первом.
На этих берегах, у стен легендарного Сталинграда, изменили наши отцы ход истории. От этой великой реки двинулись мы на Запад, неся мир народам земного шара.
И сегодня, в 1970-м, мы вновь говорим: «Мы все за мир!»
Все. Мы все за мир!
Диктор. Пусть над землей сияют только мирные огни — огни мартенов и
новостроек, лампочки Ильича и неоновые рекламы, пионерские костры и ново
годние свечи... О
И над всем берегом в небо взмывают сотни воздушных шаров, с привязанными к ним гор ящими бенгальскими огням и.. Они летят над рекой на фоне луны, и веселые огни рассыпаются искрами, тысячекратно дробясь и отражаясь в темной воде, сверкая золотыми брызгами в серебряной лунной дорожке...
В этом представлении было еще много всевозможного использования огня — и ночное шествие со свечами к братской могиле воинов, погибших в годы Ве-
' Эта фраза — цитата из дикторского текста митинга-реквиема на Пискарев- кладбище, но мы сознательно использовали ее еще раз.
ликой Отечественной войны, и ритуальное зажигание Вечного огня, и грандиозный фейерверк с противоположного берега реки и т. д. Но, конечно, все выразительные возможности такого средства, как «живой» огонь, были все равно не исчерпаны. Наверное, они и неисчерпаемы.
Вода используется в качестве основного выразительного средства на ежегодном «Празднике фонтанов» в Петергофе (автор и режиссер И. Гуревич). Но в любом представлении на воде можно легко соорудить фонтаны произвольной мощности и высоты с помощью гидромониторов или противопожарных судов. Ночью эти фонтаны можно красиво подсветить цветными прожекторами. А если на фоне специально подобранной музыки синхронно с ее ритмом и настроением менять количество струй, их высоту, мощность и цвет, то может получиться феерическое зрелище.
В качестве примера приведем эпизод из поставленного М. Д. Сегалом в 1946—1947 годах на стадионе «Динамо» Всесоюзного парада физкультурников. Едоль всей южной трибуны были уложены трубы с отверстиями и устроены специальные водостоки. В определенный момент в небо ударили сотни искря-шихся на солнце водяных струй. Над стадионом повисла радуга, на фоне которой выступали гимнасты. То, что фонтаны забили не у реки или у моря, а на стадионе, было полнейшей неожиданностью для зрителей и произвело огромный эффект...
Последний по времени Международный фестиваль молодежной песни «Красная гвоздика» в Сочи мы ставили в новом киноконцертном зале «Фестивальный». При целом ряде архитектурных погрешностей у этого зала есть одно конструктивное достоинство — со сцены можно снять деревянные щиты и на морозить лед для выступления фигуристов. Лед нам был не нужен, но щить и ы сняли, покрасили бетонную ванну в черный цвет и залили ее водой. Белы* ажурные конструкции на черном водяном зеркале (художник Р. Л. Казачек) композиции из цветов на водяной глади (аранжировщик — известный сочин ский цветовод С. И. Вен.чагов), световые блики,1 рябь и силуэты певцов, отра женные водой и спроецировавшиеся на громадный киноЗкранТ создали очеш красивое зрелище (рис. 30).
Все это примеры того, как используется вода в представлениях на суше. Но ведь существует множество представлений, которые полностью ставятся на воде (например, популярный в курортных городах традиционный «Праздник Нептуна»). В таких представлениях вода, естественно, становится главным выразительным средством, а с помощью тех же фонтанов можно создать своеобразный водяной занавес, чтобы скрыть перестановки.
Раз уж мы заговорили вновь о занавесе, надо вспомнить еще об одной его разновидности — дымовом занавесе, который получают, зажигая дымовые шашки. Этот занавес может быть сам по себе очень красив (дымы бывают разного цвета), а можно на белую дымовую завесу пускать кинопроекцию и т. д. Но использовать этот трюк надо очень осторожно: при перемене ветра дым отнесет на зрителей, при его отсутствии дымовая завеса стоит долго на месте. Для создания дымового занавеса необходимо иметь специальные «ветродуи», провести ряд технических репетиций и т. д.
Вот пример, как можно совместить в представлении технику и стихию. На одной из репетиций массового представления, которое готовилось на гребном канале в Крылатском, ко мне подошел руководитель группы спортсменов-подводников ДОСААФ и предложил следующее: «Товарищ режиссер! Давайте
Рис. 30. Использование воды в массовом театрализованном представлении. Фестиваль песни «Красная гвоздика». Сочи, киноконцертный зал «Фестивальный», 1979 г. Художник Р. Казачек.
сделаем такой номер. Мои ребята десантируются над каналом с вертолетов, вначале буд>т падать «затяжным» и рисовать в небе цветными дымами, потом откроют разноцветные парашюты и сориентируются на трассу канала в зоне трибун, над самой водой отстегнутся, уйдут под воду, цветные купола парашютов поплывут по течению, а а это время хлопцы зажгут под водой специальные факелы и выйдут из канала на берег с горящими факелами в руках. А?..» Мы попробовали. Так все п было. Спортсмены в черных резиновых костюмах подводников с масками и аквалангами, с которых стекала вода, но с горящими факелами в руках, строем, держа равнение, вышли «из пучины вод» и маршем под музыку оркестра прошли по набережной. К сожалению, репетицией пришлось ограничиться, в представление этот номер не вошел...
Мы уже говорили о том, что режиссер массового представления под откр'ытым небом должен учитывать и уметь использовать естественное освещение местности: солнце, луну, звезды.
Вот два примера.
В сочинском карнавале, который проходил, к сожалению, днем, у нас действовали в одном из эпизодов «солнечные зайчики». Это были дети в соответствующих костюмах с карманными зеркальцами в руках. Поймав лучи солнца, они по команде ярко освещали находившуюся до этого в тени Гелио — богиню Солнца.
А в «Артеке» начало представления было точно приурочено к моменту восхода луны. И когда девочка взмахнула жезлом, из-за Медведь-горы появился огромный багровый диск луны. Пока все участники представления, возглавляемые маленьким тамбурмажором, маршировали в прологе, луна медленно и торжественно выкатывалась в небо, дополняя и усиливая настроение и атмосферу представления...
Большинство массовых театрализованных представлений, проходящих на открытом воздухе, заканчивается фейерверком. К сожалению, искусство пиротехники у нас сегодня во многом утрачено. В 30-е годы в ЦПКиО им. Горького была своя полукустарная пиротехническая мастерская, которая для парковых карнавалов изготовляла огненные буквы и змеи, вертящиеся солнца и мельницы, огненные рамы с портретами внутри, световые транспаранты и огненные эмблемы, цветы и кусты из огней, бенгальские факелы и свечи, булавы для гимнастов с бенгальским огнем и т. д. и т. п. На одном из таких карнавалов (1936 г., «Ночь фейерверков») на Москве-реке стояло двенадцать барж, и на каждой была своя пиротехническая композиция. В те же годы широко практиковался дневной фейерверк: ракеты с разноцветными дымами; пушки, стреляющие конфетти и серпантином; пушки, стреляющие сотнями маленьких цветных парашютиков (на каждом был либо букетик цветов, либо куколка, либо конфета. Парашюты раскрывались в небе и медленно опускались в руки восторженных зрителей). В 1930 году,-на одном из карнавалов были чучела высотой в 15 м и весом по полтонны каждое, которые по сюжету взрывались и пылали.
Сейчас, к сожалению, есть только одна пиротехническая мастерская в Харькове, которая «по заказу организаций» поставляет стандартный фейерверк с примитивным набором ракет и бомб — то, что по привычке до сих пор именуют «салютом». Есть одиночки энтузиасты в «Артеке», которые самодеятельным путем пытаются изготовить нечто более интересное. Вот, пожалуй, и все. Остается надеяться, что с ростом количества и качества массовых представлений это положение изменится к лучшему.
Глава VII.
«УВЕЛИЧИВАЮЩЕЕ СТЕКЛО»
(ОБРАЗНАЯ, ПОЭТИЧЕСКАЯ
И СИМВОЛИЧЕСКАЯ ПРИРОДА