Диалектика и метафизика.




Материализм и идеализм.

Вся окружающая людей действительность включает в себя два исходных вида явлений. Один вид – материальное, т.е. вещественные явления; они существуют вне человеческого сознания в виде предметов, процессов и независимо от него. Другой вид – идеальные (духовные), т.е. невещественные явления; они существуют лишь в человеческом сознании в виде мыслей, чувств и неотъемлемы от него.

Поскольку, кроме материального и идеального (духовного), ничего иного в действительности нет, важно понять характер их связи между собой. Без этого невозможно нарисовать общую картину мира, создать то или иное мировоззрение. Отсюда вопрос об отношении сознания к материи, духа к природе, мышления к бытию составляет основной вопрос любой философии.

В свою очередь основной вопрос философии имеет две стороны. Первая сторона касается выяснения: что первично и что вторично – сознание или материя, материальное ли порождает идеальное или наоборот? Вторая сторона касается выяснения: познаваем ли мир, способно ли сознание составить верные представления о нем?

В зависимости от ответа на поставленные вопросы выделяются два течения: материализм и идеализм.

Согласно немецкому философу Фридрих Шлегелю: материализм все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей; идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю.

Соответственно, философы считающие материальное первичным, а идеальное вторичным относятся к материалистам; философы считающие первичным идеальное и вторичным материю относятся к идеалистам.

В быту значениям терминов «материалист» и «идеалист» часто придается ложная трактовка: под материалистом подразумевается индивид, стремящийся лишь к достижению материальных благ, а идеалист ассоциируется с бескорыстным человеком, характеризующимся возвышенными духовными ценностями и идеалами.

Материалисты признают познаваемость мира, способность сознания составить верные представления о нем.

Часть идеалистов считает возможным познать мир, но рассматривает познание не как проникновение в глубь материи, а как познание собственных мыслей (субъективный идеализм), или познание некоего порождающего материю (по их мнению) духа (объективный идеализм). Часть же идеалистов вообще отрицает возможность достоверного познания (агностицизм).

Главная черта материализма – представить мир таким, какой он есть на самом деле, без всяких прибавлений и выдумок. Главная черта идеализма, напротив, заключается в отказе и неспособности объяснить мир из него самого. Отсюда следует, что материализм соответствует научному знанию и, как правило, служит прогрессивным силам общества, заинтересованным в правдивом взгляде на действительность для ее успешного преобразования в интересах большинства.

Марксистско-ленинская философия базируется на прочных и безусловно материалистических обоснованиях, исходит из первичности материи и вторичности сознания (духа). Согласно марксистско-ленинским воззрениям, материя есть то, что составляет всю объективную реальность. Материя естественна, вечна, ее никто никогда не создавал и никаких нематериальных, сверхъестественных, потусторонних сил в мире не существует. Сознание (дух, идея) есть свойство материи, но не всей, а только высокоорганизованной. Суть этого свойства – отражать материю и воспроизводить объективную реальность в субъективных идеальных образах.

Сознание, как порождение материи, способно не только отображать объективную реальность, оно в определенном смысле обретает самостоятельность, способно оказывать активное влияние на породившую его материю. Человек получает возможность не просто приспосабливаться к окружающему миру, а изменять существующее в соответствии со своими потребностями.

Диалектика и метафизика.

На протяжении длительного развития философии и науки складывались и формировались два взгляда, два направления в понимании сущности развития. Одно направление рассматривает мир в состоянии покоя, в статике, другое – в динамике. Возникли и сформировались две концепции развития – метафизика и диалектика.

Метафизика (от греч.) - после физики. Термин “метафизика” ввел систематизатор произведений Аристотеля Андроник Родосский. (1 в. до н.э.)

В истории философии термин “метафизика” часто употребляют как синоним философии. В философии марксизма - как синоним антидиалектики.

Диалектика – составляющая часть классической философии, это учение о всеобщем и полном свободном от ограничений движении, изменении и развитии, учение о всеобщих связях, существующих в мире и всеобщих законах развития природы, общества, познания и мышления. Диалектика выступает одновременно как всеобщий философский метод познания действительности. Диалектика делится на материалистическую и идеалистическую, на объективную и субъективную. Материалистическая диалектика – это диалектика самой материи; идеалистическая – диалектика духа, сознания; объективная – диалектика объективно существующего мира; субъективная – диалектика нашего сознания.

Метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохватывающей теорией, но метафизика на многие сходные вопросы смотрит с позиций, противоположных диалектике. Можно выделить следующие конкретные отличия метафизики от диалектики:

– по вопросу о причине движения – согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок;

– по вопросу взаимосвязи количества и качества – сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством; по их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изменяется благодаря качеству (т. е. само по себе улучшается, ухудшается);

– по вопросу направленности движения, развития – если диалектика считает, что развитие происходит главным образом по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития;

– в отношении к окружающей действительности – диалектика видит мир во всем его многообразии («цветное видение мира»), а метафизика – однообразно, по принципу «черное–белое»;

– в отношении к познанию – согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс движения к абсолютной истине через последовательное постижение пока познаваемых (относительных) истин; согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу с помощью чувственных и сверхопытных приемов.

– в отношении к окружающему миру – диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, а метафизика – состоящим из отдельных вещей и явлений.

Таким образом, метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития. Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, количества и качества, направленности развития, мышления, познания, отношения к окружающему миру. Метафизика основывается на статической картине мира, в которой бытие и его многообразные формы пребывают в устойчивом, неизменном состоянии.

В XX в. получила развитие так называемая негативная или неклассическая диалектика. Она разрушает ряд устоявшихся постулатов общепринятой диалектики, более критически смотрит как на саму себя, так и на окружающий мир. Неклассическая диалектика развивается в неомарксизме, экзистенциализме и других течениях. Основоположниками и видными представителями негативной диалектики являлись Т. Адорно (1903–1969), Ж.-П. Сартр (1905–1980). Можно выделить главные идеи негативной диалектики:

– диалектика должна постоянно в каждом предмете, явлении искать повод для критики, все подвергать сомнению, все отрицать;

– новое должно полностью и безвозвратно отвергать старое и тут же подвергаться критике, поиску еще более нового (т. е. диалектика должна идти вперед и вперед, не задерживаться на месте, перешагивать через все преграды);

– негативная (критическая) диалектика не имеет объективного значения, она имеет отношение только к сознанию, поскольку все отвергает и критикует только сознание;

– отрицание отрицания никогда не должно перейти в позитив (нахождение идеала), необходимо постоянно отрицать и подвергать критике все явления действительности.

Принципы диалектики

Важнейшим принципом диалектики является принцип всеобщей связи. Диалектика утверждает, что все в мире взаимосвязано, взаимообусловлено. Связь представляет собой отношения между предметами и событиями, когда изменение одного ведет к изменению другого. К основным формам связи относятся: пространственные, временные, генетические, причинно-следственные, существенные и несущественные, необходимые и случайные, закономерные, непосредственные и опосредованные, внутренние и внешние, прямые и обратные, главные и второстепенные, явные и скрытые и другие формы связи. Все виды связи взаимодействуют между собой. Для реализации той или иной связи необходимы определенные условия. Они различны для различных систем. Например, гравитационная связь возможна лишь при условии определенного расстояния между объектами.

Принцип развития является центральным, исходным началом диалектики, вокруг которого группируются все ее элементы, с разных сторон раскрывающие развитие. Материалистическая диалектика считает, что развитие объективно, материально, так как развивается сам объективный мир, а сознание лишь отражает это развитие. Поскольку в мире развивается все, то развитие всеобще, объективно, необратимо, обязательно включает качественные изменения. Развитие противоречиво, оно представляет собой неотъемлемое, коренное свойство действительности. Все это находит выражение в принципе развития.

Законы диалектики

По степени распространенности за­коны делятся:

1)универсальные, или всеобщие, действующие во всем мире, т. е. в материальной и идеальной сферах. Эти законы исследуются философией. Всеобщие законы – это законы диалектики;

2) общие – законы, сфера действия которых ограничена или природой, или обществом, или мышлением (например, закон сохранения энергии);

3) частные, действующие в некоторой части фундаментальных областей мира (например, законы электричества, экономические законы, законы логики и т. д.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: