Форма общения между дошкольниками отличаются от тех, которые свойственны младенцам. Тесные контакты с родителями, которые являются характерными для детей до трех лет, теперь постепенно ослабевают, все большее значение приобретают их отношения со сверстниками. Старшие дошкольники лучше контролируют свое поведение и поэтому с большим успехом налаживают сотрудничество с другими детьми при достижении какой-то общей цели. К шести годам коммуникабельность значительно возрастает. Общаясь с детьми, ребенок научится не только считаться с другими, но и постоять за себя. В этом возрасте появляются первые привязанности, которые представляют зародыши дружбы. Поэтому в этом разделе подбирались сказки и игровые ситуации о дружбе, чувствах, которые мешают дружить, о том, как помочь изменить чувства другого человека, о силе воле.
К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных умений. В процессе приобретения этих знаний формируется необходимая будущему первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания. Сказки и специально подобранные игровые ситуации помогают детям принять роль ученика, формировать положительное отношение к школе.
Реализовывая программу, рекомендуется активно привлекать ближайшее социальное окружение. Окружение ребенка – родители, воспитатели, предметно-развивающая среда – играет решающую роль в его психическом развитии.
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ
Индивидуальные консультации по организации предметно – развивающей среды
Групповая консультация: «Роль сказки в жизни ребенка»
Тренинговая программа
«Сказочный колейдоскоп»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Групповая консультация: «Путешествие в сказку»
Индивидуальное консультирование родителей по вопросам развития психических процессов
Тренинговая программа
«Сказочный колейдоскоп»
Оформление наглядной информации для родителей на тему «Как рассказывать детям сказки»
Показатели эффективности:
· В результате у детей снимается физическое и психическое напряжение, увеличивается работоспособность, увеличивается способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества.
· На данных занятиях дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.
· Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику и речь.
· Путешествуя по сказочным сюжетам, пробуждается фантазия и образное мышление, мышление освобождается от стереотипов и шаблонов, даются простор творчеству.
· Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.
·
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Программа «Здравствуй, сказка» разработана с учетом возрастных особенностей. Занятия проводятся психологом, но могут проводиться и воспитателем в течение всего года. Продолжительность занятия зависит от возраста детей: для детей 3-4 лет – 15минут, для детей 4-5 лет – 20 минут, для старших дошкольников – 25 минут.
Большое значение имеет размещение детей в комнате. Дошкольников лучше всего рассаживать «парашютиком», то есть полукругом-куполом, ведущий при этом находится на некотором расстоянии от купола.
Программа рассчитана на 4 года обучения.
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | ||
Неделю | Месяц | Год | ||
1. | Этот странный взрослый мир. | |||
2. | Кто я? Мои чувства. | |||
3. | Умение владеть собой | |||
4. | Я учусь дружить. Дорога к школе |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Для детей 2-3 лет (младший возраст)
Задачи:
1. Формировать умения принимать самого себя и других людей;
2. Формировать умения осознавать свои чувства;
3. Обучать детей положительному самоотношению и принятию других людей;
4. Формировать потребность в саморазвитии;
5. Обучать рефлексивным умениям.
ОКТЯБРЬ
Дидактический материал:
Мягкие игрушки (кошка, лисичка, зайчик), музыкальное сопровождение
№ занятия | Содержание занятия |
Приветствие Игра «Ласковое имя» Упражнение «Если он медведь, назови его ласково» Игра «Я мама зайчиха» Прощание «Тихий час для мышат» | |
Приветствие Упражнение «Здравствуй, я котик» Игра «Котик ласкает» Игра «Раз, два, три, зайцы - замри» Прощание «Тихий час для мышат» | |
Приветствие Упражнение «Здравствуй, я лисичка» Игра «Зайчики и лиса» Игра «Я бросаю тебе мяч: кто как веселится» Прощание «Тихий час для мышат» | |
Приветствие Упражнение «Здравствуй, я зайчик» Игра «Зайчики и лиса» Упражнение «Зайчик позвонил по телефону» «Зайчик пошел в лес» (инсценировка истории) Прощание «Тихий час для мышат» |
НОЯБРЬ
№ занятия | Содержание занятия |
Приветствие Упражнение «Здравствуй, я девочка (мальчик)» Игра «Ветер дует на…» Игра «Страшный – веселый стульчик» Рассказ «Чего боялся зайчик» Беседа, обсуждение рассказа Игра «АУ» Прощание «Тихий час для мышат» | |
Приветствие Упражнение «Ласковое имя» Игра «Ракета» Игра «Семья собачек» Прощание «Тихий час для мышат» | |
Приветствие Игра «Угадай чувство» Игра «Стрелочка» Игра «То, что я люблю делать» Прощание «Тихий час для мышат» | |
Приветствие Игра «Карандашик - кисточка» Игра «Стрелочка» Рассказ «Вот так» - театр Прощание «Тихий час для мышат» |
ДЕКАБРЬ
№ занятия | Содержание занятия |
Приветствие Игра «Дружба начинается с…» Упражнение «Сочиним историю» Игра «Поехали, поехали» Прощание «Тихий час для мышат» | |
Приветствие Игра «Пальцы - дождик» Игра «Зеркало» Игра «Я бросаю тебе мяч: кто как грустит» Игра «У кого больше любимок» Прощание «Тихий час для мышат» | |
Приветствие Игра «Пальцы - зайцы» Игра «Мы солдаты» Рассказ «Кто как обижается» Беседа, обсуждение рассказа Игра «Черепаха» Прощание «Тихий час для мышат» | |
Приветствие Игра «Добрые - злые» Игра «Зеркало» Игра «Пальцы – звери добрые, пальцы – звери злые» Упражнение «Кто больше знает мирилок» Прощание «Тихий час для мышат» |
ЯНВАРЬ
№ занятия | Содержание занятия |
Приветствие Упражнение «Превратились» Сказка «Корова Буренка» Беседа, обсуждение сказки Пантомимический этюд «Горе» Игра «Природные явления» Прощание «Тихий час для мышат» | |
Приветствие Сказка «Кот Васька» Беседа, обсуждение сказки Пантомимический этюд «Удивление» Игра «Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай» Пальчиковая игра «Поссорились, помирились» Прощание «Тихий час для мышат» | |
Приветствие Упражнение «Моем стекла» Сказка «Добрая темнота» Беседа и обсуждение сказки Игра «Ну – ка игрушки, поменяйтесь местами» Игра «Танец мира» Прощание «Тихий час для мышат» | |
Приветствие Сказка «Цыпленок - хвастунишка» Беседа и обсуждение сказки Этюд «Поучение» Упражнение «Угадай по музыке» Игра «Ветер, ветерок, ураган» Прощание «Тихий час для мышат» |
ФЕВРАЛЬ
№ занятия | Содержание занятия |
Приветствие Русская народная сказка «Колобок» Беседа и обсуждение сказки Игра «Ветер, ветерок, ураган» Игра «Громко - тихо» Игра «Жмурки» Прощание «Тихий час для мышат» | |
Приветствие Чтение сказки «Каприза» Беседа и обсуждение сказки Пантомимический этюд «Удивление», «Каприз» Игра «Поменяйтесь местами» Прощание «Тихий час для мышат» | |
Приветствие Игра «Я - маленький. Я - большой» «Театр» по стихотворению Э. Мошковской Упражнение «Девочки и мальчики умеют» Игра «Жмурки» Прощание «Тихий час для мышат» | |
Приветствие Игра «Поздоровайтесь быстрей» Сказка «Теремок» Обсуждение сказки, беседа Игра «Мышь и мышеловка Прощании «Тихий час для мышат» |
МАРТ
№ занятия | Содержание занятия |
Приветствие Упражнение «Собачка хочет ласки» Упражнение «Танцы для пальцев» Театр по стихотворению С.Я. Маршака Игра «Простучи обиду на барабане» Прощание «Тихий час для мышат» | |
Приветствие Игра «Нет! Да!» Сказка «Жадный великан» Беседа и обсуждение сказки Упражнение «Движения героев сказки» Прощание «Тихий час для мышат» | |
Приветствие Игра «ракета» Сказка «Волшебные слова» Игра «Доброе животное» Прощание «Тихий час для мышат» | |
Приветствие Упражнение «Рассмотри, кто перед тобой» Игра «Мишка ночью и днем» Упражнение «Любимая сказка» Прощание «Тихий час для мышат» |