Учебно-методические материалы по дисциплине




Статистика

Методические указания

И контрольные задания

Для студентов специальностей

Экономика и бухгалтерский учет»,

Заочной формы обучения

ВОРОНЕЖ


2012


ББК 60.6

М 54

 

 

Печатается по решению методического совета

Воронежского государственного

промышленно-гуманитарного колледжа

 

 

Составитель: методист И.Н. СТРОКОВА

 

  М54 Методические указания по статистике: для студентов заочной формы обучения. – Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж; cост. И.Н. Строкова. – Воронеж: ВГПГК, 2012. 37 с. Изложено рабочая программа по дисциплине, алгоритмы решения типовых задач, варианты контрольных заданий, вопросы к экзамену, зачету. УДК 655.4/5 ББК 76.17

 

 

© © Строкова Н.Н., 2012 Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж, 2012

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Выписка из Государственного образовательного стандарта

 

ОПД 03 Статистика:

Предмет, метод и задачи статистики, статистические наблюдения; сводка и группировка; способы наглядного представления статистических данных; абсолютные и относительные величины; средние величины и показатели вариации; статистическое изучение связи между явлениями; ряды динамики и ряды распределения; индексы; выборочные наблюдения.

должен: иметь представление о:

– роли общепрофессиональных дисциплин в области современной науки, экономики и технологии;

– системе показателей, общих правилах и принципах статистического исследования; о природе статистических совокупностей.

Знать: экономико-статистические методы обработки учетно-экономической информации.

Уметь: применять основные методы и приемы статистики для решения практических задач, оформлять результаты в виде таблиц-графиков, делать выводы и давать практический анализ исчисляемых показателей.

 

1.2 Тематический план

 

Наименование темы Максималь­ная учебная нагрузка студента Количество аудиторных часов Самостоя­тельная работа студента
Всего Практические занятия
1. Введение. Предмет, метод, задачи статистики орг. гос. службы        
2. Статистическое наблюдение        
3. Сводка и группировка. Ряды распределения        
4. Способы наглядного представления статистических данных        
5. Абсолютные и относительные величины        
6. Средние величины и показатели варации стр. средние        
7. Статистическое изучение связи между явлениями        
8. Ряды динамики        
9. Индексы        
10. Выборочное наблюдение        
11. Методы статистического наблюдения        
12. Группировка данных. Ряды распределения. Полигон. Гистограмма        
13. Статистические таблицы и графики        
14. Условно-натуральные показатели. Относительные показатели        
15. Расчет средних величин, показателей вариации, структурных средних        
16. Расчет показателей рядов динамики, средних показателей в рядах динамики, обработка рядов динамики        
17. Индексы. Расчет агрегатных индексов, средних индексов        
18. Решение задач на тему «Выборочное наблюдение»        
Итого 87 72      

 

Пояснительная записка

 

Программа учебной дисциплины «Статистика» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по экономическим специальностям

В результате освоения программы дисциплины студент должен знать экономико-статистические методы обработки учетно-экономической информации, уметь рассчитывать основные экономические показатели деятельности предприятия по принятой стандартной методике, применять основные способы и приемы статистики для решения практических задач, оформлять результаты в виде таблиц, делать выводы и давать краткий анализ исчисляемых показателей.

 

Содержание дисциплины

Введение

 

Студент должен иметь представление об истории развития статистики, об основоположниках современной теории, о месте и роли статистики в ряду других общественных наук и в жизни общества, о государственной организации службы статистики в настоящее время.

 

Тема 1. Введение. Предмет, метод и задачи статистики

 

Студент должен иметь представление об основных понятиях, категориях, методологии статистики, об общенаучных и специфических методах статистики, об инструментах статистического исследования;

должен знать:

- определение статистики, круг проблем статистики и задачи государственной службы статистики на современном этапе, этапы статистического исследования.

 

Тема 2. Статистическое наблюдение

 

Студент должен иметь представление об объектах статистического исследования, средствах получения статистической информации, о носителях статистических данных, о программе статистического наблюдения, о точности и ошибках наблюдения;

должен знать:

– этапы статистического наблюдения, понятия цели, объекта, единицы наблюдения, отчетной единицы, формы, виды и способы наблюдения;

должен уметь:

– выявлять качественные и количественные признаки объекта наблюдения, определять цель наблюдения и составлять программу наблюдения.

 

Тема 3.Сводка и группировка. Ряды распределения

 

Студент должен иметь представление об этапах статистического исследования, сводке и группировке как логическом продолжении статнаблюдения, о распределении единиц совокупности по качественному и количественному признаку, о дискретных и непрерывных вариационных рядах, в том числе интервальных, о роли группировок в статистике;

должен знать:

– виды сводок и группировок, приемы построения рядов распределения, принципы группировок, способы представления вариационных рядов в виде полигона и гистограммы;

должен уметь:

– строить ряды распределения по дискретному и непрерывному признаку, представлять их в виде полигона и гистограммы, строить графически и по рассчитанным накопленным частотам, анализировать полученные данные.

 

Тема 4. Способы наглядного представления

статистических данных

 

Студент должен иметь представление о табличной и графической форме представления статистической информации, как наиболее рациональной и компактной, служащей средством научного обобщения;

должен знать:

– элементы статистической таблицы, подлежащее и сказуемое, виды таблиц, правила построения таблиц, этапы анализа табличных данных; элементы графика, такие как графический образ, поле графика, пространственные ориентиры, масштаб, экспликация; виды графиков;

должен уметь:

– строить таблицы и графики, выбирать наиболее оптимальные их разновидности, проводить анализ табличных и графических данных, делать выводы по результатам анализа.

 

Тема 5. Абсолютные и относительные величины

 

Студент должен иметь представление об основных обобщающих показателях, используемых при анализе статистических данных; о формах выражения абсолютных и относительных величин

должен знать:

– единицы измерения натуральных, условно-натуральных, относительных исчисляемых величин, виды относительных показателей, методику расчета относительных величин;

должен уметь:

– рассчитывать условно-натуральные величины, относительные величины структуры, динамики, сравнения, интенсивности, координации, плана, базисные и цепные показатели, анализировать полученные данные и делать выводы.

 

Тема 6. Средние величины и показатели вариации

 

Студент должен иметь представление о сущности средней величины как об обобщающей характеристике совокупности, о качественно однородных и неоднородных совокупностях, о вариации признака в совокупности и мерах вариации, о структурных средних

должен знать:

– методы расчета средних и показателей вариации, логическую форму средней, основные виды средних, определение моды и медианы, формулы для расчета средних, моды, медианы, среднего линейного отклонения, дисперсии, коэффициентов вариации.

должен уметь:

– рассчитывать средние величины простые и взвешенные, структурные средние простые и взвешенные, показатели вариации простые и взвешенные, давать оценку исчисляемым показателям.

 

Тема 7. Статистическое изучение связи между явлениями

 

Студент должен иметь представление о социально-экономической сущности причинно-следственных связей между явлениями, об установлении характера зависимости – функциональной либо корреляционной, о факторных и результативных признаках, о форме и тесноте связи между ними для проведения качественного анализа

должен знать:

– виды и формы связи, методы корреляции и регрессии

должен уметь:

– выявлять зависимость между признаками, устанавливать форму связи, находить ее аналитическую форму и уравнение регрессии, на основании чего прогнозировать дальнейшее развитие социально-экономического явления.

 

Тема 8.Ряды динамики

 

Студент должен иметь представление о динамических рядах, об условиях сопоставимости рядов, о закономерностях (тенденциях) изменения явлений, о сущности способов обработки рядов с целью выявления тенденций и сглаживания случайных колебаний

должен знать:

– классификацию рядов динамики, методы расчета простейших показателей, таких как средняя хронологическая, абсолютные приросты, темпы роста и темпы прироста, абсолютное значение одного процента прироста, приемы обработки рядов

должен уметь:

– рассчитывать показатели сопоставимых динамических рядов базисные и цепные, представлять результаты графически, проводить анализ полученных данных.

 

Тема 9. Индексы

 

Студент должен иметь представление об индивидуальных и общих индексах как относительных показателях, характеризующих соотношение явлений во времени, в пространстве и по сравнению с планом, о способах построения общих индексов - агрегатных и средних из индивидуальных, о качественных и количественных индексах, о базисных и цепных

должен знать:

– терминологию и символику индексного метода, экономический смысл индексов качественных и количественных показателей, индексов Ласпереса и Пааше, методы построения агрегатных индексов и средних из индивидуальных, методы расчета базисных и цепных индексов

должен уметь:

– рассчитывать индексы физического объема производства, товарооборота, индексы цен, стоимости продукции.

 

Тема 10. Выборочное наблюдение

 

Студент должен иметь представление об одном из важнейших методов статистического исследования – выборочном наблюдении, о способах отбора объектов наблюдения, о целях выборочного наблюдения, об ошибках репрезентативности, о способах распространения выборочных данных на всю совокупность

должен знать:

– методы расчета средней и предельной ошибок выборки для повторного и бесповторного отбора, соотношение между генеральной и выборочной средней

должен уметь:

– рассчитывать средние и предельные ошибки выборки для повторного и бесповторного отбора по качественным и количественным признакам, на основе вычисленных ошибок оценивать пределы генеральной средней величины или генеральной доли.

 

Учебно-методические материалы по дисциплине

 

1. Теория статистики. Под ред. Р.А. Шмойловой. М. «Финансы и статистика», 2000.

2. Общая теория статистики. Под ред. О.Э. Башиной. А.А. Спирина М, Финансы и статистика, 1999.

3. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. и др. Общая теория статистики М, «Инфра-М», 1998.

4. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики М, «Финансы и статистика», 1999.

5. Тория статистики. Учебно-практическое пособие для системы дистанционного образования. Под ред. В.Г. Минашкина М, МЭСИ, 1998.

6. Кожухарь Л.И. Основы общей теории статистики М, «Финансы и статистика», 1999.

7. Популярный экономико-статистический словарь-справочник Под ред. И.И. Елисеевой М. «Финансы и статистика», 1993.

8. Практикум по теории статистики Под ред. проф. Р.А. Шмойловой М. «Финансы и статистика», 2000.

9.М.Р. Ефимова. О.И. Ганченко, Е.В. Петрова Практикум по общей теории статистики М, «Финансы и статистика», 1999.

10. Громыко. Практикум по общей теории статистики М, «Финансы и статистика», 2000.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

И ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ;

ВАРИАНТЫКОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: