ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ЗНАНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ




Александр Владимирович Ткаченко, кандидат исторических наук, доцент

(ИПССО МГПУ, г. Москва)

 

Познание религии веками считалось одним из лучших средств профилактики асоциального поведения. Объяснение этого убеждения представляется очевидным: чем больше человек изучает религию, тем больше он задумывается над теми советами, запретами и предписаниями, которые в ней содержатся. Поэтому знать основы традиционных вероучений, их историю и религиозно-этические наставления полезно для всех — не только для приверженцев самих религий, но и для атеистов, итсистов и агностиков [Ткаченко А.В. Итсизм как основная форма религиозных представлений современной молодёжи // Системная психология и социология. 2012. № 6. С. 112-120.].

Современная светская этика исторически уходит корнями в религиозную этику. Поэтому религиозные предписания, сделанные сотни и тысячи лет назад, не теряют актуальности и поныне. И в первую очередь это касается христианского учения о морали, которое неплохо было бы знать как преподавателям, так и учащимся современных школ и вузов. Достаточно привести всего несколько примеров этических наставлений, которые содержатся в Библии, чтобы увидеть, насколько они созвучны нормам поведения, принятым в современном обществе [Ткаченко А.В. Учёт национальных и конфессиональных условий в социальном проектировании дополнительного образования молодёжи крупного города // Системная психология и социология. 2013. № 8. С. 109-118.].

Обращение к Библии в целях профилактики асоциального (девиантного) поведения неслучайно. Дело в том, что нельзя говорить как о том, что религия — это хорошо, так и о том, что религия — это плохо. Есть религиозные учения, которые учат не добру, а вражде. Поэтому когда мы говорим о профилактике асоциального поведения, мы должны обратиться к морали, проверенной веками и выраженной в текстах священных писаний не всех, а только традиционных религий [Ткаченко А.В. Отношение московской молодёжи к религии и нравственности // Системная психология и социология. 2012. № 5. С. 97-107.]. И конечно, для российского общества наибольший интерес представляет христианство как основная традиционная религия русского и ряда других народов России.

Прежде всего, христианская религия учит познавать мир через учение. И здесь она не противоречит другим традиционным религиям России — исламу и иудаизму. Школьным педагогам можно посоветовать почаще цитировать на уроках отрывки из входящей в Библию «Книги притчей Соломоновых», где содержатся, например, такие советы для детей и подростков: «Кто любит наставление, тот любит знание...» [Притч. 12, 1]; «Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум» [Притч. 18, 2]; «Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра» [Притч. 16, 16]; «Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием» [Притч. 14, 18]; «Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания» [Притч. 18, 16].

Религиозная педагогическая мысль созвучна с современной светской педагогикой, и живший около 3000 лет тому назад царь Соломон советовал учителям: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» [Притч. 22, 6]. Иными словами, чем раньше учитель начнёт формировать нравственные качества личности учащегося, тем больше шансов на то, что, став взрослым, этот ученик не совершит асоциальные поступки. Как видим, религия не только не отрицает ценность познания мира, но и настаивает на как можно более раннем начале обучения и на совмещении обучающих функций образования с воспитательными [Ткаченко А.В. Нравственное здоровье московских школьников: социологический аспект // Психическое здоровье школьников в условиях московского мегаполиса: Материалы международной научно-практической конференции (8 – 9 апреля, 17 апреля 2014 года). М.: МГПУ, 2014. С. 40-45.].

Однако, «по сравнению с большинством религий, христианство ужесточило требования к нравственному поведению человека в обществе. Задача христианина – так приспособиться к жизни в несовершенном обществе, чтобы не потерять в нём нравственный облик» [Ткаченко А.В. Социальная направленность посланий Нового Завета // Религия и общество: Сборник научных статей и эссе. М.: МГПУ, 2007. С. 63-73.]. Для этого Библия советует христианам «не сообщаться с тем, кто... остаётся блудником, или лихоимцем,... или злоречивым, или пьяницею, или хищником...» [1 Кор. 5, 11].Как видно, разврат, приобретение выгоды за счет затруднительного положения ближнего (лихоимство), сквернословие, пьянство и насилие – это то, чего, по Библии, нужно избегать в первую очередь.

Пьянство вообще возбраняется традиционными религиями как своего рода «добровольное безумие». Поэтому в «Книге притчей Соломоновых» можно прочесть эмоциональную тираду: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином...» [Притч. 23, 29-30]. Авраамические религии убеждают нас, что нельзя во всём угождать телу. Так, апостол Павел писал: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» [1 Кор. 8, 8]. И тот же апостол укорял жителей древнего Коринфа за то, что у них «всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается» и добавлял к сказанному: «Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю» [1 Кор. 11, 21-22].

Важно подчеркнуть, что христианская религия содержит призывы не разжигать конфликты между людьми. По словам апостола Павла, «если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» [Гал. 5, 15].Павлу принадлежат слова:«Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми»[Рим. 12, 18]; «... солнце да не зайдёт во гневе вашем... Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе... Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга...» [Еф. 4, 26-32]; «Удерживайтесь от всякого рода зла» [1 Фес. 5, 22]; «... будьте долготерпеливы ко всем» [1 Фес. 5, 14]. Современным психологам, конфликтологам и педагогам небесполезно было бы прочесть и такое соображение Павла: «От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; … не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым...» [2 Тим. 2, 23-24].

То, что в ответ на грубость и резкие слова, как правило, можно получить такую же грубость и ругань, знал и апостол Пётр, который писал: «Не воздавайте злом за зло, или ругательством за ругательство; … Уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и стремись к нему...» [1 Пет. 3, 9-11]. О том же говорят и притчи Соломона: «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города» [Притч. 16, 32]; «Начало ссоры — как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она» [Притч. 17, 14]; «У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость» [Притч. 14, 29]; «Гнев губит и разумных. Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость» [Притч. 15, 1]; «Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян» [Притч. 14, 16]. Для профилактики асоциального поведения детей и молодёжи можно рекомендовать использование данных текстов в учебном процессе.

Традиционные религии учат не лгать и отстаивать правду любой ценой. Среди притч Соломона есть такие, которые прямо предписывают идти по «пути правды»: «Венец славы — седина, которая находится на пути правды» [Притч. 16, 31]; «Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою» [Притч. 16, 8]; «Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели богатый со лживыми устами, и притом глупый» [Притч. 19, 1]. Новый Завет часто противопоставляет правду и ложь, и апостол Иоанн Богослов указывал: «Кто делает правду, тот праведен...» [1 Ин. 3, 7]. Ему вторил апостол Пётр, говоря, что «лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые...» [1 Пет. 3, 17].

Хотя христианство и призывает к кротости и смирению, оно учит дорожить своей честью: «Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» [Притч. 22, 1]. Каждый член общества должен трудиться и добросовестно исполнять свои обязанности: «Имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении…» [Рим. 12, 7]. Поэтому, изучая религию, приходишь к убеждению в том, что она учит не избегать жизненных трудностей, а преодолевать их каждодневным трудом.

Христианская религия приучает к общественно полезному труду. Так, апостол Павел напоминал фессалоникийцам: «… мы... ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить» никого, «ибо… если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» [2 Фес. 3, 8-10]. Павел убеждал людей «жить тихо, делать своё дело и работать своими собственными руками» [1 Фес. 4, 11], так как «трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов» [2 Тим. 2, 6]. А в послании к жителям Эфеса содержалось такое поучение Павла: «Кто крал, вперёд не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное...» [Еф. 4, 28]. Подтверждение апостольских слов содержится в притче Соломона: «От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб» [Притч. 14, 23].

Традиционные религии призывают помогать слабым и бедным, и апостол Павел советовал: «... утешайте малодушных, поддерживайте слабых...» [1 Фес. 5, 14]; «Богатых... увещевай, чтоб они высоко не думали о себе и уповали не на богатство неверное, … чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры...» [1 Тим. 6, 17-18]; «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем...» [Гал. 6, 10]. Апостол Иаков по этому поводу замечал: «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?» [Иак. 2, 15-16] Иоанн Богослов патетически восклицал: «Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом...» [1 Ин., 3, 18]. А апостол Пётр добавлял: «Наконец будьте... сострадательны, братолюбивы, милосерды...» [1 Пет. 3, 8].

В «Книге притчей Соломоновых» также содержатся неоднократные упоминания о необходимости помощи нуждающимся. Например, такое: «Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, — и не будет услышан» [Притч. 21, 13]. Современному обществу следует поучиться милосердию у библейских пророков [Ананишнев В.М. Здоровье нации и проблема эвтаназии в современном обществе // X Международная научная конференция «Сорокинские чтения» «Здоровье российского общества в XXI веке: социологические, психологические и медицинские аспекты»: Сборник материалов. М.: МГУ, 2016. С. 6-8.].

Христианство ставит под защиту не только любовь, но и дружбу: «Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья» [Притч. 17, 17]; «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат» [Притч. 18, 25]; «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» [Ин. 15, 13]. Подобные цитаты целесообразно использовать во время школьных занятий, иллюстрируя их конкретными примерами бескорыстной дружбы и взаимопомощи [Ткаченко А.В. Учёт национальных и конфессиональных условий в социальном проектировании дополнительного образования молодёжи крупного города // Системная психология и социология. 2013. № 8. С. 109-118.].

Вопреки распространённому с эпохи Просвещения мнению, христианство воспринимает каждого человека как личность и призывает его быть свободным. Но апостол Пётр трактовал свободу как освобождение от материальных страстей. Если человек подвержен страстям и аффектам, то он несвободен, так как зависит от своих желаний и эмоций, «ибо, кто кем побежден, тот тому и раб» [2 Пет. 2, 19].О том же писал Павел: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти…» [Гал. 5, 13]. Поэтому «не будь побеждён злом, но побеждай зло добром» [Рим. 12, 21]. Эту мысль можно доходчиво объяснить студентам вуза в ходе преподавания учебных дисциплин, связанных с изучением религии: истории и теории религии, религиоведения, социологии религии и т.д. [Ткаченко А.В. Методика преподавания социологии: Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2015. 369 с.].

Библия убеждает нас никогда не отчаиваться: «... мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся», — признавался апостол Павел [2 Кор. 4, 8] и много раз повторял: «Всегда радуйтесь» [1 Фес. 5, 16] и «не унывайте, делая добро» [2 Фес. 3, 13]. Оптимистический настрой, подкреплённый осознанием ответственности за свои поступки, является прекрасным средством в борьбе против уныния, депрессии и проявления суицидальных наклонностей [Бокуть Е.Л. Жизнестойкость как профессионально значимое качество личности психолога системы образования // Психология нравственности и религия: XXI век: Материалы международной конференции. Щёлково, Издатель Мархотин П.Ю., 2011. С. 108-111.]. Следовательно, и в этом отношении изучение религии является полезным для любого общества.

Для нашего времени актуально убеждение традиционных религий в том, что женщина не должна вести себя так, как мужчина, а мужчина не должен вести себя так, как женщина. Авраамические религии осуждают однополую любовь. Например, Павел «постыдными страстями» называл ситуации, когда «женщины… заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставивши естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга...» [Рим. 1, 26-27].

Излишняя косметика и дорогие одежды и украшения не нужны христианам, и Павел желал «чтобы… жёны, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою, но добрыми делами...» [1 Тим. 2, 9-10]. А царю Соломону приписывают авторство следующей присказки: «Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная» [Притч. 11, 22]. Современные школьницы тоже должны знать, что, помимо искусственной и внешней красоты, женщина должна заботиться о красоте своих слов и поступков, и последнее гораздо важнее для формирования цельной личности. Ведь не секрет, что, стремясь к модельной внешности, современные девушки совершают необдуманные поступки вплоть до того, что теряют чувство реальности и, страдая от комплекса неполноценности, доводят себя до анорексии.

Общеизвестно, что традиционные религии защищают институт семьи и настаивают на том, что мужчина и женщина не должны изменять друг другу. Апостол Павел поучал жителей Коринфа: «… в избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» [1 Кор. 7, 2], добавляя: «Соединён ли ты с женою? Не ищи развода» [1 Кор. 7, 27]. В наше время, когда разводы и частная смена половых партнёров всё больше превращаются в общественную норму [Романова Е.С., Бершедова Л.И., Рычихина Э.Н., Набатникова Л.П. Психологические грани семьи: психодиагностика: Учебное пособие для студентов и преподавателей. М.: Онтопринт, 2015], именно обращение к религии является залогом возвращения общества к семейным ценностям.

Религия отвергает семейное насилие. Поэтому Павел писал колоссянам: «Мужья, любите жён своих и не будьте к ним суровы»[Кол. 3, 19]. А Пётр указывал: «... мужья, обращайтесь благоразумно с жёнами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь...» [1 Пет. 3, 7].

При этом религия требует от детей послушания, а от родителей — понимания детской психологии: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всём... Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали [Кол. 3, 20-21]. Для профилактики семейных конфликтов уместно почаще вспоминать о таких притчах Соломона, как: «Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою» [Притч. 15, 20]; «Венец стариков — сыновья сыновей, и слава детей — родители их» [Притч. 17, 6]; «Глупый сын — досада отцу своему и огорчение для матери своей» [Притч. 17, 25] и особенно — «Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы» [Притч. 20, 20].

Интересно, что в 1-м послании к Тимофею апостол Павел предсказал современную деградацию общества через разрушение института семьи: « …в последние времена отступят некоторые от веры, внимая... учениям бесовским», запрещающим «вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил…»[1 Тим. 4, 1-3]. Данное пророчество является поводом для размышлений современного человека.

В подтверждение вышесказанного можно привести пример близости религиозных наставлений и положений «Этического кодекса», разработанного для школьников Центром диагностики и консультации «Благо» ИДО МГПУ [Любимов М.Л. Инклюзивное образование: помощь детям с ограниченными возможностями здоровья // Социальная педагогика. 2012. № 2. С. 48-53.]. В этом «кодексе», в частности, есть такие положения: «Уважай... традиции, добросовестно выполняй свои обязанности... [ср.: Рим. 12, 7].... Используй все предоставленные тебе возможности для развития... знаний [ср.: Притч. 18, 16]. Береги своё доброе имя [ср.: Притч. 22, 1], соблюдай приличия в школе и в семье [ср.: Притч. 20, 20]: не допускай лжи [ср.: 1 Ин. 3, 7], хвастовства, хамства, сквернословия [ср.: 1 Кор. 5, 11], не унижай другого, оправдываясь тем, что многие так делают. Умей видеть личность в каждом человеке [ср.: Гал. 5, 13].... Воспитывай в себе терпимость... [ср.: Притч. 14, 29; 1 Фес. 5, 14]. … Предлагай помощь тем, кому она необходима [ср.: 1 Фес. 5, 14].... цени усилия и труд каждого [ср.: 2 Фес. 3, 8-10], радуйся успехам другого [ср.: 1 Фес. 5, 16]». Этот список поведенческих ценностей имеет массу параллелей с библейскими предписаниями.

Подводя итог, можно сказать, что религиозные знания не просто социально ориентированы, но затрагивают все важнейшие сферы жизни общества. «Общество как социальная система приобрело с апостольских времен более сложную и дифференцированную структуру. Но основные социальные институты – семьи, собственности, государства, права, армии, религии – и связанные с ними проблемы остались неизменными» [Ткаченко А.В. Социальная направленность посланий Нового Завета // Религия и общество: Сборник научных статей и эссе. М.: МГПУ, 2007. С. 63-73.].

Учитывая то, что религия по-прежнему существенно влияет на общество, а созданные ею моральные и правовые традиции усваиваются россиянами в процессе их социализации, уместно заметить, что религиозные знания нисколько не потеряли своей социальной значимости. «Поучая отдельные общины, апостолы, по сути, обращались ко всему человечеству – и современному им, и современному нам». И предложенная ими линия поведения, при всей кажущейся на первый взгляд архаичности, вполне соответствует тому поведению, которого современные педагоги хотели бы добиться от школьников и студентов.

 

Литература

 

1) Ананишнев В.М. Здоровье нации и проблема эвтаназии в современном обществе // X Международная научная конференция «Сорокинские чтения» «Здоровье российского общества в XXI веке: социологические, психологические и медицинские аспекты»: Сборник материалов. М.: МГУ, 2016. С. 6-8.

2) Бокуть Е.Л. Жизнестойкость как профессионально значимое качество личности психолога системы образования // Психология нравственности и религия: XXI век: Материалы международной конференции. Щёлково, Издатель Мархотин П.Ю., 2011. С. 108-111.

3) Любимов М.Л. Инклюзивное образование: помощь детям с ограниченными возможностями здоровья // Социальная педагогика. 2012. № 2. С. 48-53.

4) Романова Е.С., Бершедова Л.И., Рычихина Э.Н., Набатникова Л.П. Психологические грани семьи: психодиагностика: Учебное пособие для студентов и преподавателей. М.: Онтопринт, 2015.

5) Ткаченко А.В. Итсизм как основная форма религиозных представлений современной молодёжи // Системная психология и социология. 2012. № 6. С. 112-120.

6) Ткаченко А.В. Методика преподавания социологии: Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2015. 369 с.

7) Ткаченко А.В. Нравственное здоровье московских школьников: социологический аспект // Психическое здоровье школьников в условиях московского мегаполиса: Материалы международной научно-практической конференции (8 – 9 апреля, 17 апреля 2014 года). М.: МГПУ, 2014. С. 40-45.

8) Ткаченко А.В. Отношение московской молодёжи к религии и нравственности // Системная психология и социология. 2012. № 5. С. 97-107.

9) Ткаченко А.В. Социальная направленность посланий Нового Завета // Религия и общество: Сборник научных статей и эссе. М.: МГПУ, 2007. С. 63-73.

10) Ткаченко А.В. Учёт национальных и конфессиональных условий в социальном проектировании дополнительного образования молодёжи крупного города // Системная психология и социология. 2013. № 8. С. 109-118.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: