ЭТАПЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ




ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ. ЭТАПЫСТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Методическая разработка для студентов

 

Курс – 4, семестр-VIII

Факультет – лечебный

Продолжительность занятия – 3,5 академических часа

Место проведения – учебная комната кафедры

 

Пермь, 2009

ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ. ЭТАПЫСТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Значение изучения данной темы для последующего обучения в вузе и будущей практической деятельности:

В своей практической деятельностиврач любой специальности (врач-стоматолог, врач-педиатр, врач-гигиенист, участковый терапевт, семейный врач и др.) ежедневно (на приеме в поликлинике, на дому, в стационаре) проводят исследование здоровья пациента. Делают это они в определенной последовательности. В конце года каждый врач подает отчет о своей работе. Отчет представляет собой обобщенную характеристику здоровья той группы лиц, которая обслуживается. Такой метод работы по исследованию здоровья населения называется методом медико-статистического исследования. Получается, что каждый врач проводит такое исследование и представляет государству сведения о здоровье населения. Исследование с применением медико-статистического метода требует от врача соответствующей теоретической подготовки, ибо только в этом случае он проведет его квалифицированно и получит достоверные данные.

 

Цель занятия: ознакомиться с современными подходами к изучению здоровья населения, с предметом и содержанием медицинской статистики как науки, систематизировать знания поизучению этапов статистического исследования, научиться практическому выполнению статистического исследования.

 

Студент должен знать:

- основные определения и понятия медицинской статистики;

- значение статистического метода при изучении общественного здоровья и организации медицинской помощи;

- основные этапы организации статистического исследования.

 

Студент должен уметь:

- составлять программы и планы исследований;

- проводить сбор информации и обработку данных с использованием современных математико-статистических методов и вычислительных средств;

- анализировать и оформлять результаты статистического исследования;

- использовать и внедрять результаты исследований в практику, оценивать эффективность.

 

Самоподготовка к занятию:

Студент должен подготовиться по следующим источникам:

1. Общественное здоровье и здравоохранение. Под ред. Миняева В.А., Вишнякова Н.И.., Учебник – 4-ое изд. м.: МЕД пресс-ИНФОРМ, 2006. – С.76-84.

2. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник – м.: ГЭОТАР – Медиа, 2007. С. 276-288.

3. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения: учебное пособие для практических занятий. Под ред. В.З. Кучеренко – 2-ое изд. стереотип. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – С. 59-79.

4. Методическая разработка кафедры по теме: «Организация изучения здоровья населения. Методика статистического исследования».

 

Базисные разделы для повторения:

При подготовке к занятию студенты должны прочитать основные источники информации: 1) лекции: «Основы общественного здоровья и здравоохранения как учебной и научной дисциплины», «Теоретические основы медицинской статистики»; 2) учебник по тем же темам;

- проработать методические рекомендации для студентов по темам занятия;

- выполнить тестовые задания из методических рекомендаций для студентов в рабочей тетради.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Назовите этапы статистического исследования.
  2. Перечислите основные элементы первого этапа статистического исследования.
  3. Что такое единица наблюдения?
  4. Дайте определение статистической совокупности.
  5. Что такое генеральная статистическая совокупность?
  6. Что такое выборочная статистическая совокупность?
  7. Какие требования предъявляются к выборочной статистической совокупности?
  8. Дайте определение текущего и единовременного исследования.
  9. Каким требованиям должна соответствовать программа сбора данных?
  10. Что представляет собой программа анализа полученных данных?
  11. Назовите виды статистических таблиц. Правила их построения.
  12. Чем определяется вид таблиц?
  13. Какие требования предъявляются к заголовку таблицы?
  14. Дайте определение второго этапа статистического исследования.
  15. Что включает в себя третий этап исследования?
  16. Дайте определение группировки и сводки материала.
  17. Что такое статистический анализ?

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫНА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ:

ЗАДАНИЕ №1

Сформулировать тему, определить цель и задачи статистического исследования, пути формирования статистической совокупности по охвату, времени и способу наблюдения; определить единицу наблюдения и учетные признаки; составить статистический учетный документ (карту); привести макеты таблиц (групповые, комбинационные). При выполнении задания необходимо учесть соответствующие варианты ситуаций.

СИТУАЦИИ

Вариант 1. Повысился уровень травматизма среди школьников города А.

Вариант 2. Выросло число детей и подростков, пролечившихся в течение года в стационаре наркологического диспансера города Б. по поводу алкоголизма.

Вариант 3. В последние годы в городе В. появилась проблема детской и подростковой наркомании.

Вариант 4. В городе Г. растет число пациентов токсикологического отделения детской городской больницы.

Вариант 5. В городе Д. среди пациентов психиатрического

отделения городской больницы увеличилось число лиц, госпитализированных по поводу суицидальных действий.

Вариант 6. В селе Е. увеличилось число больных кишечными инфекциями.

Вариант 7. В селе Ж. вырос уровень алкоголизма среди взрослого трудоспособного населения.

Вариант 8. В области З. имеется тенденция к росту уровня распространенности врожденных пороков развития детей.

Вариант 9. В городе И. увеличилось число врожденных аномалий челюстно-лицевой области.

Вариант 10. В городе К. повысился уровень челюстно-лицевого травматизма среди взрослого населения.

Вариант 11. В городе Л. увеличились распространенность и интенсивность кариеса среди детей.

Вариант 12. В Н-ском сельском районе отмечено индифферентное отношение жителей к заболеваниям своих зубов.

Вариант 13. У детей школьного возраста г. О. отмечен некоторый рост зубочелюстных аномалий.

Вариант 14. Работники химического комбината г.М. часто обращаются к стоматологу по поводу заболеваний слизистой оболочки полости рта.

ЗАДАНИЕ №2

Определите вид статистической таблицы и обоснуйте.

При выполнении задания необходимо воспользоваться комплектом статистических таблиц, имеющимся в учебно-методическом кабинете кафедры.

 

 

ВОПРОСЫДЛЯ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ:

ДОПОЛНИТЕ:

1. Основным методом медико-социального анализа является______________________ метод.

2. В статистическом исследовании выделяют __________этапа.

3. Статистическое исследование начинается с определения __________и __________________.

4. Группа относительно однородных элементов в конкретных условиях времени и пространства называется _________________________________________________.

5. Единица наблюдения – это первичный элемент статистической совокупности, имеющий признаки сходства и ______________.

6. Составление плана и программы исследования – это _________________ этап статистического исследования.

7. Признаки, по которым различаются элементы статистической совокупности – это ______________ признаки.

8. Учетные признаки статистической совокупности по характеру подразделяются на количественные и _____________________________________________________

9. Учетные признаки статистической совокупности по роли в совокупности бывают факторными и __________________.

10. В зависимости от охвата единиц наблюдения статистическая совокупность бывает генеральной и _____________________.

11. Наблюдение за всеми единицами изучаемой совокупности называется ___________________________________.

12. Наблюдение, охватывающее часть единиц совокупности для характеристики целого, - это _________________наблюдение.

13. Обследование, проведенное на определенную дату (время), называется _____________________________наблюдением.

14. Основное требование к выборочной совокупности – это __________________________________________________.

15. Таблицы бывают простые, групповые и __________________.

16. Вторым этапом статистического исследования является _________________________ ______________________.

ОБВЕДИТЕ КРУЖКОМ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА

17. Статистическая совокупность состоит из

1) статистических величин

2) единиц наблюдения

3) средних величин

4) всего перечисленного.

18. Свойством репрезентативности обладает совокупность

1) генеральная

2) выборочная

19. Статистическое наблюдение – это этап статистического исследования:

1) первый

2) второй

3) третий

20. Статистическая разработка – это этап статистического исследования

1) первый

2) второй

3) третий

4) четвертый

21. В программу статистического исследования входит определение

1) объема наблюдения

2) места и сроков наблюдения

3) видов наблюдения

4) единицы наблюдения и учетных признаков

22. Единица наблюдения – это

1) первичный элемент статистического наблюдения, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации

2) первичный элемент, из которых состоит вся наблюдаемая совокупность

3) перечень элементов, определяющих комплекс признаков, подлежащих регистрации

4) перечень признаков, определяющих совокупность наблюдения.

23. Основным требованием к выборочной совокупности является

1) репрезентативность

2) однородность групп

3) типичность входящих в группу единиц

24. По времени статистическое наблюдение может быть

1) текущее

2) сплошное

3) выборочное

25. Существуют признаки различия (учетные)

1) количественные

2) результативные

3) факторные

4) атрибутивные

5) все перечисленное

26. В комбинационной таблице представлена группировка данных по

1) одному признаку

2) двум признакам

3) трем признакам и более

ОБВЕДИТЕ КРУЖКОМ НОМЕРА ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

27. Групповые свойства статистической совокупности

1) распределение признаков

2) средний уровень признака

3) разнообразие признака

4) репрезентативность

5) однородность

6) взаимосвязь признаков.

28. По охвату статистическое наблюдение бывает

1) текущее

2) единовременное

3) сплошное

4) выборочное

29. Учетные признаки по характеру могут быть:

1) количественные

2) факторные

3) качественные

4) результативные

30. К количественным учетным признакам можно отнести

1) диагноз

2) длительность заболевания

3) исход заболевания

4) возраст

5) степень тяжести заболевания

31. Единовременным наблюдением является

1) изучение рождаемости

2) профилактический осмотр населения

3) перепись больных, находящихся в стационаре

4) изучение инвалидности

32. Текущим наблюдением является

1) перепись населения

2) изучение рождаемости

3) изучение заболеваемости по данным обращаемости

4) изучение обеспеченности населения больничными койками

33. Для формирования выборочной совокупности используют метод

1) механический

2) типологический

3) основного массива

4) сплошного отбора

5) случайный

34. К программе статистического исследования относятся

1) организация исследования, финансирование и др.

2) определение единицы наблюдения и учетных признаков

3) определение видов наблюдения

4) разработка статистического документа

5) разработка макетов статистических таблиц

35. К плану статистического исследования относятся

1) определение видов наблюдения

2) определение объекта исследования

3) организация исследования, финансирование и др.

4) разработка статистического документа

5) составление анкеты.

36. Статистическое наблюдение включает

1) инструктаж исполнителей

2) выкопировку сведений

3) контроль качества регистрации (логический и аналитический)

4) составление макетов таблиц.

37. Статистическая разработка включает

1) контроль собранного материала

2) шифровку материала в соответствии с группировочными

признаками

3) раскладку карт в соответствии с макетами разработочных

таблиц

4) составление макетов таблиц

5) заполнение таблиц и подсчет итогов

 

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ

 

38. Первый этап исследования: Содержание:
1)план статистического исследования 2)программа статистического исследования А.Разработка макетов таблиц Б.Определение объекта наблюдения. В.Составление анкеты. Г.Определение единицы наблюдения и учетных признаков Д.Определение вида статистического наблюдения

Ответ: 1 -; 2 -.

 

 

39. Наблюдение Характеристика
1)текущее 2) единовременное А.Наблюдение охватывающее часть единиц совокупности для характеристики целого. Б.Наблюдение, приуроченное к одному моменту В.Наблюдение в порядке текущей регистрации. Г.Исследование всех единиц изучаемой совокупности

Ответ: 1 -; 2 -.

 

40. Наблюдение Характеристика
1) сплошное 2) выборочное А.Наблюдение в порядке текущей регистрации. Б.Исследование всех единиц изучаемой совокупности В. Наблюдение, охватывающее часть единиц совокупности для характеристики целого. Г. Наблюдение, приуроченное к одному моменту  
   
   

Ответ: 1 -; 2 -.

 

 

41. Вид таблицы Характеристика
1)простая 2)групповая 3)комбинационная А.Исследуемое явление представлено во взаимосвязи нескольких признаков Б.Исследуемое явление рассматривается по одному какому- либо признаку В.Расположение по определенной системе ряда чисел Г.Исследуемое явление не представлено во взаимосвязи Д.Исследуемое явление расчленяется на группы и характеризуется определенным признаком. Е.Сравнительная характеристика статистической совокупности

 

Ответ: 1-; 2 -; 3 -.

 

 

42. Вид выборочного исследования Характеристика:
1) типологическое 2) механическое А.Разбивка совокупности на одинаковые количественные группы Б.Разбивка совокупности на однотипные качественные группы по определенному признаку В.Отбор наугад, по жребию, без учета носителей признаков. Г.Процентный отбор наблюдений из общего числа.

Ответ: 1 -; 2 -.

 

УСТАНОВИТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

43.Этапы статистического исследования:

1) сбор материала

2) анализ данных

3) разработка материала

4) составление плана и программы исследования.

44. Содержание Ш этапа статистического исследования:

1) шифровка

2) вычисление показателей

3) сводка (заполнение таблиц)

4) контроль документов

5) распределение по группам для подсчета

6) графическое изображение.

ОТВЕТЫНА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

  1. статистический
  2. 4
  3. цели и задач
  4. статистической совокупностью
  5. различия
  6. первый
  7. учетные
  8. качественные
  9. результативными
  10. выборочной
  11. сплошным
  12. выборочное
  13. единовременным
  14. репрезентативность
  15. комбинационные
  16. статистическое наблюдение (сбор материала)
  17. 2
  18. 2
  19. 2
  20. 3
  21. 4
  22. 1
  23. 1
  24. 1
  25. 5
  26. 3
  27. 1,2,3,4,6
  28. 3,4
  29. 1,3
  30. 2,4
  31. 2,3
  32. 2,3
  33. 1,2,5
  34. 2,5
  35. 1,2,3
  36. 1,2,3
  37. 1,2,3,5
  38. 1 – Б,Д; 2 – А,В,Г.
  39. 1 – В; 2 – Б.
  40. 1 – Б; 2 – В.
  41. 1 – Б; 2 – Д; 3 – А.
  42. 1 – Г; 2 – В.
  43. 4,1,3,2
  44. 4,1,5,3,2,6.

 

ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ

1. Общественное здоровье и здравоохранение. Под ред. Миняева В.А., Вишнякова Н.И. Учебник – 4-ое изд. М.:МЕД пресс-ИНФОРМ, 2006. – 528 с.

2. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 512 с.

3. Методические рекомендации кафедры для студентов по теме.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Герасимов А.Н. Медицинская статистика. Учебное пособие – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. – 480 с.

2. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения. Учебное пособие для практических занятий (под ред. В.З Кучеренко – 2-ое изд. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2005. – 192 с.)

 

 

ПЛАН РАБОТЫНА ЗАНЯТИИ:

1. Вводное слово преподавателя об особенностях проведения занятий на кафедре, правилах отработки пропусков, об экзамене по предмету, о важности изучения предмета для будущей врачебной деятельности. – 15 мин.

2. Определение исходного уровня знаний путем активного собеседования – 30 мин.

3. Самостоятельная работа студентов – 70 мин.

4. Обсуждение и проверка выполненного задания – 40 мин.

5. Подведение итогов. Задание на дом. – 3 мин.

 

 

Место проведения занятия: учебная комната кафедры

 

Время проведени я:9.00 -11.50.

 

Оснащение занятия: 1) таблицы по теме; 2) методические материалы кафедры; 3) комплект таблиц по статистике.

 

Форма отчетности: в конце занятия студент должен представить рабочую тетрадь с результатами выполнения самостоятельной работы, конспектами по самоподготовке и выполненными тестовыми заданиями.

БЛОК ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:

ЭТАПЫСТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1 ЭТАП - составление плана и программы исследования.

П этап – сбор материала.

Ш этап – обработка материала (шифровка, группировка, сводка, вычисление относительных величин, средних величин, графическое их изображение).

1У этап – статистический анализ и оформление результатов исследования, выводы, предложения с указанием путей их внедрения в практику.

У этап – внедрение результатов исследования в практику и оценка эффективности.

Эти этапы – строгая методическая последовательность выполнения исследования.

1 этап. Содержание плана статистического исследования.

Всякая работа требует плановости, а тем более исследовательская деятельность. Поэтому начинать ее надо с составления плана. В плане предусматривается последовательность выполнения отдельных элементов работы в отдельные, определенные временные интервалы.

План должен начинаться с названия темы исследования, ее цели и задач. Цель и тема исследования должны быть четко сформулированы. Например, если мы решили изучить травматизм, то надо установить, какой травматизм – бытовой, производственный, спортивный. Далее необходимо определить объект (город, район, завод, школа, цех, дети, рабочие) и время исследования. Наименование темы, например, может быть таким –«Производственный травматизм у работающих на Н-ском заводе за 2003 год». После этого необходимо выработать рабочую гипотезу, которая должна помочь в составлении программы исследования. Например, мы предполагаем, что уровень травматизма может быть неодинаков у мужчин и у женщин, у разных возрастных групп. Возможно имеется зависимость частоты травм от локализации и вида травмы, от времени суток, месяца, года, места, где произошла травма.

Требуется выбрать метод исследования: сплошной или выборочный. При сплошном методе изучают генеральную совокупность – все возможные для данного исследования единицы наблюдения (т.е. элементы данной совокупности, случаи того явления, которое мы изучаем), например, каждый случай производственного травматизма работающих на Н-ском заводе за 2003 год. При выборочном методе изучают выборочную совокупность, которая должна быть репрезентативной, т.е. представительной (в отобранной части должны быть представлены все элементы и в том же соотношении, как в генеральной совокупности. Например, если мужчин на заводе 60%, а женщин 40%, то в выборочной совокупности их доли нужно сохранить теми же). Выборочная совокупность должна соответствовать следующим требованиям: а) она должна быть достаточной по количеству единиц наблюдения, существуют специальные формулы для расчета такого минимально необходимого числа наблюдений; б) она должна быть максимально типичной (репрезентативной) для всей генеральной совокупности.

Самый простой способ получить типичную выборку – применить механический отбор единиц наблюдения – взять, например, для изучения каждый пятый, десятый, двадцатый случай. Существуют и более точные способы получения выборки.

Выбирают вид исследования по времени наблюдения: текущее – за интервал времени (на протяжении года или другого времени) или единовременное – на какой-то момент времени (перепись населения) или дату (медосмотр).

Планируют время исследования, например, 3 года или 1 месяц.

Выбирают единицу наблюдения (каждый отдельный элемент изучаемой совокупности - т.е. рабочий, ребенок и т.д. или каждый случай травмы, заболевания и т.д.).

Включают в план, какие средства потребуются, источники финансирования и руководителя исследования.

Программа исследования включает в себя:

1) программу сбора материала;

2) программу разработки материала;

3) программу анализа.

Рассмотрим подробнее:

1) программа сбора материала – представляет собой бланк, на котором указана единица наблюдения и перечислены вопросы, по которым нужно получить сведения об этой единице наблюдения. Каждый такой вопрос называется учетным признаком. Например, форма истории болезни является документом на каждого больного. На карточке истории болезни перечислены учетные признаки, по которым каждый врач стационара должен собрать сведения. Это: ФИО, пол, возраст, семейное положение, диагноз заболевания и др. Врачи сами не составляют программы сбора материала, а пользуются утвержденными формами (бланками). Делается это для получения унифицированных данных.

Требования к программе сбора данных: а) не упустить ни одного существенного признака (возраст, исход травмы); б) не загромождать программу ненужными признаками (партийность); в) каждый учетный признак (вопрос) должен быть четко, ясно, кратно сформулирован, рационально расположен и пронумерован; г) необходимо предложить варианты ответов на каждый вопрос, которые при заполнении будут лишь подчеркнуты. Например, учетный признак «семейное положение: женат, брак зарегистрирован; женат, брак не зарегистрирован; холост (никогда не был женат, вдовец, разведен)».

2) программа разработки материала заключается в разработке макетов статистических таблиц, в соответствии с которыми затем будет выполняться следующий (третий) этап исследования.

3) программа анализа материала включает в себя осмысление исследователем следующего: какой результат он предполагает получить, какие показатели он будет рассчитывать, каким будет литературное оформление результатов; формулировка выводов, внедрение результатов исследования в практику.

П этап. Сбор материала.

Сбор материала – заполнение составленных и размноженных программ исследования. Используют методы интервьюирования, самозаполнения анкет, выкопировки данных из медицинской и другой документации, непосредственного наблюдения (измерение роста, артериального давления и т.д.).

Врачи заполняют утвержденные программы сбора сведений о больных – истории болезни, амбулаторные карты, статистические талоны, больничные листы.

Таким образом, ежедневная работа врача есть выполнение второго этапа исследования.

Ш этап. Обработка материала.

После заполнения программ сбора материала следует произвести шифровку материала. Шифровка – это технический прием, который заключается в установленном обозначении регистрируемых признаков, чаще арабскими цифрами.

Например: образование 1-среднее, 2 – средне-специальное, 3 – высшее.

Группировка – расположение статистических данных путем их объединения в качественно однородные группы. Например, по полу: 1 – мужчины, 2- женщины; по возрасту: 1 – 15-19 лет; 2 – 20-24 г.; 3 – 25-29 лет; образованию; стажу работы; диагнозам; исходу заболеваний и т.д.

Для группировки заболеваний используется международная статистическая классификация болезней, травм и причин смерти. При группировке признаков наблюдения нужно стремиться, во-первых, использовать виды группировок, применяемые при подобных исследованиях другими авторами, чтобы иметь возможность сравнивать полученные данные. Во-вторых, следует помнить о том, что закономерности или типичные черты явления, а также влияния и взаимосвязи факторов выявляются только при достаточном количестве наблюдений. Большое дробное количество группировок может привести к нежелательному размежеванию материала и не даст возможности уловить закономерность.

После того, как все признаки, записанные в программе исследования, будут зашифрованы, приступают к разработке и сводке материала. Например, истории болезни сначала раскладываются на группы в соответствии с диагнозом, а затем уже каждая такая группа разбивается по полу, возрасту. Подсчитанные количества единиц наблюдения в каждой группе вносятся в макеты таблиц, рассчитываются относительные величины и др. В процессе сводки должны быть сопоставлены и скомбинированы отдельные группы признаков или выявлены связи между явлениями. Результаты статистической сводки систематизируются в таблицах, в которых цифровой материал становится более наглядным, облегчается сопоставление показателей и их анализ.

 

ТАБЛИЦЫ

Таблица распределяются на простые и сложные. Сложные делятся на групповые и комбинационные.

Требования к таблицам:

1.Таблица должна иметь четкое и краткое заглавие, в котором слово «таблица» не пишется.

2. Заголовок должен полностью отражать содержание таблицы, включая наименование единиц, в которых представлен цифровой материал.

3. В заголовке сначала упоминается подлежащее, а затем сказуемое таблицы.

4. Должны быть итоговые строки и графы.

В таблице различают подлежащее (то, о чем говорится) и сказуемое

(то, что объясняет подлежащее).

Статистическое подлежащее – это основной признак изучаемого явления, оно располагается по горизонтальным строкам таблицы. Статистическое сказуемое – признаки, характеризующие подлежащее, располагаются в вертикальных графах таблицы.

Простой называется таблица, в которой представлена итоговая сводка данных лишь по одному признаку (чего сколько было).

Пример простой таблицы:

Возраст Количество больных
0 – 4 5 – 6 7 – 8 10 – 14  
Всего  

 

Групповой называется таблица, в которой представлены данные с группировкой их, как минимум, по двум признакам, причем один из них находится в подлежащем, другой – в сказуемом таблицы. Если сказуемых несколько, они располагаются вертикально по очереди. Подлежащее через цифру связано с каждым сказуемым отдельно, а сказуемые между собой не связаны, поэтому информативность этих таблиц ограничена.

 

Пример групповой таблицы:

Диагноз заболевания Возраст больных (в годах) Пол
0-4 5-6 7-9 10-14 итого муж. жен. итого
Грипп ОРВИ Пневмония                
Всего                

Цифра «10» говорит о том, что десять детей в возрасте 5-6 лет (сказуемое) болели гриппом (подлежащее), а какого пола были эти дети, сказать нельзя.

Комбинационной называется таблица, в которой представлены сводные данные с непременным сочетанием трех и более взаимосвязанных признаков. Подлежащее через цифру связано со всеми сказуемыми, а сказуемые связаны между собой.

Пример комбинационной таблицы:

Диагноз заболевания 0-4 5-6 7-9 10-14 итого
м. ж. оба пола м. ж. оба пола м. ж. Оба пола м. ж. Оба пола м. ж. Оба пола
Грипп ОРВИ Пневмония                              
Всего                              

Как видно, по цифре «10», можно сразу сказать, чем болели эти десять детей, какого они были пола и возраста (сказуемое).

Итак, вид таблиц зависит от того, связаны или нет сказуемые между собой.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: