Тема: «Технология инклюзивного образования»




Семинарское занятие №10

План:

1. Технологии инклюзивного образования – это те технологии, которые ведут к созданию условий для качественного доступного образования всех без исключения детей.

2.

Название технологии Сущность технологии Возможности использования в инклюзивном и интегрированном образовании
  Личностно- ориентированные Ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. отвлеченной цели. Характеризуются гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. (использование возможно)
  Гуманно- личностные технологии Отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Отвергая принуждение, "исповедуют" идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы. (использование возможно)
  Технологии сотрудничества Реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Воспитатель и дети совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. (использование возможно)
  Игровые технологии Основное достоинство этой технологии заключается в том, что она связывает игру с развитием и ищет смысл ее в той роли, которую она в развитии выполняет. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни. Игра используется для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. (использование возможно)
  Технологии обучения Создается и осуществляется такой учебный процесс, который в состоянии гарантировать достижение поставленных целей. Такой учебный процесс направлен на формирование знаний в виде хорошо организованной системы, на гарантированное достижение результатов всех учащихся. (использование возможно)

 

3. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым 4 февраля 2010 года, особое место отведено вопросу доступности образования для лиц с ограниченными возможностя­ми здоровья (ОВЗ). В рамках реализации этой кон­цепции разработана и утверждена программа конкрет­ных мероприятий на 2010—2015 гг., в которой предус­матривается возможность получения образования для лиц с ОВЗ в любом из выбранных ими образователь­ных учреждений. Не будем останавливаться на техни­ческих возможностях последних — проблем действи­тельно много и не только материально-технического характера. На наш взгляд, гораздо более серьезная проблема — готовность педагогического состава школ к подобным изменениям.

Следует признать, что в нашей стране уже можно говорить о формировании системы дошкольного и на­чального школьного инклюзивного образования. Од­нако такой системы пока не существует в средней и старшей школе. Нам, учителям-предметникам, прихо­дится всерьез готовиться к тому, что в классы придут дети с ОВЗ. Безусловно, определенный опыт работы с такими детьми есть практически у каждого педагога, но сейчас мы говорим о системе. Каждый учитель по­нимает, что для качественной результативной работы в новых условиях от него потребуется, прежде всего, овладение новыми образовательными технологиями. Хочу остановиться на опыте использования одной из таких инновационных технологий — «портфолио». Практика показала, что данная технология может рас­сматриваться и в инклюзивном образовании в качест­ве достаточно эффективного инструмента по органи­зации и управлению образовательным процессом. С ее помощью складывается наглядная и целостная карти­на, отражающая систему оценки качества образования по предмету (отдельным модулям, темам). Технология «портфолио» позволяет качественно и тактично реализовывать дифференцированный подход, осуществ­лять индивидуализацию учебного процесса с учетом не только умственных, но и физических данных уче­ников, не акцентируя на этом их внимание, не выделяя их «ограниченные возможности». Еще раз хочу под­черкнуть — тактично, так как данный аспект, на наш взгляд, является важным в инклюзивном образова­нии.

Цель применения данной технологии — обеспечить каждому ученику условия для максимального разви­тия его способностей, удовлетворения познаватель­ных потребностей, развития личностных компетенций в процессе освоения содержания образования. В со­временных условиях модернизации образования, пе­рехода к новым образовательным стандартам одним из основных аспектов изменений является переход от си­стемы «мне дали знания» к системе «я хочу получить их сам», а технология «портфолио» предоставляет для этого широкие возможности как учителю, так и само­му ученику. Речь идет о новом понимании учебного процесса как стимулирующего саморазвитие школь­ника путем повышения его самооценки, свободы вы­бора им видов, способов, средств деятельности. Воз­можность выбора не только создает условия для раз­вития индивидуальности, но и учит самостоятельнос­ти, способствует качественной социализации ребенка. Роль учителя в этом случае, по мнению специалистов, заключается в «создании необходимых условий для становления учащегося как свободного и самостоя­тельного субъекта деятельности. Другими словами, он должен организовать такое взаимодействие в системе «учитель-ученик», в котором школьник осуществлял бы самоуправление учением».

Что же такое технология «портфолио»? В научной литературе мы встречаем различные подходы к опре­делению самого понятия «портфолио». Принято счи­тать, что оно появилось еще в эпоху Возрождения в творческой среде художников и архитекторов, кото­рые систематизировали работы в специальных папках. В ХХ веке портфолио прочно закрепилось в политиче­ской, финансовой и культурной сферах. Идея созда­ния и использования его в образовании возникла в се­редине 80-х годов в США, в начале XXI века портфолио получило широкое распространение и в России. Однако до недавнего времени в российском образова­нии оно рассматривалось преимущественно как «пап­ка индивидуальных достижений», простой набор ма­териалов, документов, свидетельствующих о позитив­ных результатах деятельности субъекта.

Сформировавшийся в современном российском образовании технологический подход позволяет рас­сматривать «портфолио» как одну из успешных инно­вационных педагогических технологий, включающую в себя не только простой набор работ учащегося, сви­детельств его достижений за определенный период обучения, но и динамику результатов самостоятель­ной деятельности, прогрессирующей непрерывной си­стемы самооценки и самоконтроля. Иными словами, «портфолио, независимо от его вида, представляет со­бой одновременно форму, процесс организации и тех­нологию работы учащихся с продуктами их собствен­ной творческой, исследовательской, проектной или познавательной деятельности, предназначенными для демонстрации, анализа и оценки, для развития ре­флексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности» [1, с. 40]. Таким образом, при применении технологии «портфолио», акцент смеща­ется с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, данному предмету, в интеграции качественной оценки. И, наконец, акцент переносится с оценки обучения на самооценку. В этом, по мнению большинства специалистов, состоит глав­ное преимущество технологии «портфолио», и с этим нельзя не согласиться. Однако в данном контексте не­обходимо рассматривать эту инновационную техноло­гию с точки зрения ее преимуществ для применения в инклюзивном образовании.

«Портфолио» — качественно новый подход, на­правленный не просто на получение знаний, но и на развитие творческой, исследовательской, проектной деятельности учащегося, развитие его критического отношения к своей деятельности, повышение само­оценки на основе свободы выбора видов деятельности, форм ее реализации с учетом собственных возможнос­тей и доступности средств достижения поставленных познавательных задач. Ученик в данной технологии рассматривается как субъект познавательной деятель­ности, он овладевает умением учиться и критически оценивать ее результаты. Именно в свободе выбора со­стоит главное преимущество технологии «портфолио» в инклюзивном образовании (безусловно, при нали­чии иных составляющих, среди которых едва ли не главное — профессионализм педагога).

Следует остановиться более подробно на примере применения технологии «портфолио» в процессе пре­подавания курса «История России». Как и любая инновационная технология, технология «портфолио» неотделима от иных современных технологий, боль­шинство из которых используется комплексно, в неразрывной связи. В данном конкретном случае речь идет о первом модуле в курсе отечественной истории «Восточные славяне в древности». Он рассчитан на 6 уроков. В структуру модуля входят уроки различного типа. Первый урок — ознакомительная лекция по теме «Восточные славяне в древности» с широким исполь­зованием мультимедийных пособий, позволяющих сделать урок более увлекательным и продуктивным. Модуль включает урок — практикум работы с истори­ческой картой и анализом исторических источников; интегрированный урок истории, музыки и рисования по теме «Материальная и духовная культура восточ­ных славян в VI—VIII вв.»; обобщающий урок с эле­ментами игровой деятельности. Уже на первом уроке учащиеся получают рабочие листы со структурой мо­дуля, основными направлениями предстоящей рабо­ты. Это позволяет ученикам осознать круг изучаемых вопросов и определить свои основные действия. При подобном построении изучения темы технология «портфолио» оказывается незаменима. Она учитывает все стадии и формы обучения, дает свободу выбора средств и форм выполнения заданий, подразумевает взаимопомощь и поддержку одноклассников, включе­ние в процесс обучения родителей как полноправных участников процесса. К концу изучения темы в портфолио ученика по модулю накоплен материал, позво­ляющий ему на последнем уроке самостоятельно оп­ределить уровень и качество освоения материала, вы­явить пробелы и определить достоинства. Домашнее задание по результатам изучения темы состоит в ре­флексивном комментарии — анализе не изученного материала, а самого хода работы над темой: что понра­вилось, что особенно удалось, что не получилось, как можно улучшить свои результаты при изучении сле­дующего модуля.

При построении рабочих листов для портфолио ученика в инклюзивном классе учитель должен учи­тывать многие факторы. Среди них — четкость постав­ленных перед учащимися целей и задач; условия, по­вышающие их мотивацию; структура будущего портфолио (планирование этапов работы, возможное со­держание). Но особое внимание педагог должен обра­тить на доступность и альтернативность источников и средств обучения, продумывание системы ученичес­кого самоконтроля, творческий характер заданий. При правильном учете последних к концу изучения темы у ребенка формируется комплект материалов различно­го характера — исторический словарь персоналий, тер­минов и понятий; творческие рисунки и (или) презен­тации; выполненная контурная карта; список исполь­зованных источников и интернет- ресурсов; листы, от­ражающие работу с историческими документами; по­лезные материалы одноклассников и пр.

Технология «портфолио» позволяет индивиду­ально решать многие проблемы инклюзивного обра­зования. Для некоторых учеников с особо ограничен­ными двигательными функциями подобное портфолио — возможность полноценно реализовать свои способности (в электронном виде с помощью про­стейших компьютерных программ). Роль учителя при создании модульного портфолио — научить уче­ника уже на этом этапе всесторонне использовать интернет- ресурсы (интернет как поисковая система, как электронная библиотека, как исторический архив, как средство связи и электронной почты, как вирту­альный музей и др.).

Таким образом, опыт работы с технологией «портфолио» в инклюзивном образовании позволяет к чис­лу его достоинств отнести следующее:

— возможность для учителя дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения с учетом ограниченных возможностей здоровья учеников, прак­тически не акцентируя на этом внимания самих обучающихся;

— важность не столько результата, сколько самого процесса создания портфолио, развивающего индиви­дуальность обучающегося и его творческие личност­ные компетенции;

— возможность для ученика осуществлять само­оценку своей самостоятельной познавательной дея­тельности и совершенствовать ее в процессе создания портфолио, работы с ним, обмена опытом с однокласс­никами, родителями и учителем.

4. Одна из основных целей модернизации инфраструктуры ДОУ является: обеспечение прав граждан на получение качественного дошкольного образования.

В процессе модернизации решается задача – создание в ДОУ без барьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, развитие сотрудничества ДОУ с учреждениями социальной сферы.

Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно -образовательный процесс.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.

Восемь основных принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Недостатками инклюзивного образования является психологическая неготовность общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, несовершенство системы социальной поддержки и обеспечения таких лиц и инвалидов.

Инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение.

Участники воспитательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ, несмотря на имеющиеся у них нарушения.

Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в ДОУ делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.

Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс.

«Инклюзия" в переводе с англ. языка inclusive-означает "включенность», с франц. языка inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю, общим словом - включенное образование, термин, используемый для описания процесса обучения детей с ОВЗ в образовательных организациях. Инклюзия (включение) - процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого; это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума. Инклюзивное образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану.

Инклюзия - формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Вопросы и задания:

2.

3.

По горизонтали:

4. __________ (какая) среда позволяет всем людям, включая людей с инвалидностью, пользоваться окружающим пространством независимо от чьей-либо помощи, это возможность для людей с инвалидностью участвовать в общественной, производственной, культурной и спортивной сферах жизни страны, получить достойное образование и квалифицированную работу, вести полноценную и насыщенную жизнь.

По вертикали:

1. Эта технология содержит дидактические игры, сконструированные на основе театральных упражнений, дворовых и обучающих игр, которые не только развивают внимание, волю, память, речь, сообразительность, координацию движений и прочее, но и формируют навыки делового взаимодействия одноклассников друг с другом и с обучающим их педагогом, что особенно важно в условиях инклюзивного образования.

2. Под этой технологией понимается упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей.

3. Целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции

5. Интеграция обеспечивает ____________.

6. Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития инклюзивной практики – активное приспособление человека или социальной группы к меняющимся социальным условиям, т.е. _______________.

Ответы:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: