Краевский, В. В. Общие основы педагогики. Учеб. Пособие. – М.: Академия, 2006.- 256 с. МОРФ




8.Краевский В.В. Методология педагогического исследования. – Самара: СамГПИ, 1994; (формат doc)(В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ)

Педагогика: учебник для студ. Педагог. Вузов / под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагог. Общ. России, 2004. – 608 с. МОРФ

Педагогика: учеб. Пособие для студентов педагог. Вузов и педагог. Колледжей. – М.: Педагог. Общество России, 2000. – 640 с. МОРФ

Нигматов, З.Г., Хузиахметов, А.Н. Курс лекций по педагогике. – Казань: Матбугат йорты, 2000. – 384 с. МОРФ

Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.

 

Вопросы к экзамену

«Введение в педагогическую деятельность»

  1. Возникновение и становление педагогической профессии.
  2. Общая характеристика и особенности педагогической профессии.
  3. Профессиональная деятельность и личность педагога.
  4. Возрастание социальной значимости и педагогической деятельности в современном обществе.
  5. Социально и профессионально обусловленные функции педагога.
  6. Основные виды педагогической деятельности.
  7. Структура и содержание педагогической деятельности.
  8. Коллективный характер педагогической деятельности.
  9. Творческая природа труда учителя.
  10. Общая и профессиональная культура педагога.
  11. Профессиональная деятельность и профессионально – значимые качества личности педагога.
  12. Профессиональная этика.
  13. Педагогический такт.
  14. Педагогическое мастерство, основные психолого – педагогические предпосылки и условия его формирования.
  15. Требования ГОС высшего профессионального образования к личности и профессиональной компетентности педагога.
  16. Сущность понятия «профессиональной компетентности» педагога.
  17. Структура «профессиональной компетентности» педагога.
  18. Содержание теоретической готовности педагога.
  19. Содержание практической готовности педагога.
  20. Соотношение профессиональной компетентности и педагогического мастерства.
  21. Система профессиональной подготовки педагогических кадров.
  22. Понятие профессионального самовоспитания его роль в становлении личности педагога.
  23. Основы самообразовательной работы педагога.

«Общие основы педагогики»

  1. Общее понятие о педагогике как науке. Объект, предмет и функции педагогики.
  2. Категории педагогической науки: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс.
  3. Сущность образования как общественного явления и как осо­бой формы социальной жизни. Роль образования в процессе со­циализации человека.
  4. Исторический характер образования и важнейшие этапы его развития. Образование как педагогиче­ский феномен.
  5. Сущность педагогического процесса как систе­мы, как целостного явления, его структура. Движущие силы пе­дагогического процесса. Педагогическое взаимодействие и его виды.
  6. Единство воспитания и обучения в педагогическом процес­се. Цель как системообразующий компонент образовательной системы. Конкретно-исторический характер целей воспитания и обучения, источники целеполагания (человек, общество).
  7. Об­щая характеристика системы образования. Образовательный процесс как динамическая педагогическая система. Принципы организации педагогического процесса.
  8. Педагогическая наука и педагогическая практика как раз­личные способы освоения педагогической действительности. Функции педагогической науки и педагогической практики.
  9. Единство и различие основных видов педагогической деятельности. Схема взаимодействия и взаимного влияния педагогической науки и педагоги­ческой практики.
  10. Связь педагогики с другими науками — фило­софией, психологией, социологией, этикой, биологией, теорией систем, теорией управления.
  11. Сущность понятия «методология педагогической науки». Уровни методологии педаго­гики. Общенаучный уровень методологии педагогики: понятие о системном и целостном подходах. Конкретно-научный уро­вень методологии педагогики.
  12. Философские основания педагогики (экзистенциализм, позитивизм, прагматизм, неотомизм, диалектический материа­лизм).
  13. Личностный, деятельностный, куль­турологический подходы: их сущность, основные положения. Основные методологические принципы педагогики.
  14. Понятие методологической культуры. Сущность и структура методологической культуры педагога. Соотношение общей, пе­дагогической и методологической культуры педагога. Способы освоения методологической культуры.
  15. Основные характеристики науч­но-педагогического исследования: актуальность, проблема, тема, цель, задачи, объект и предмет исследования; гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость. Логика и динамика исследовательского поиска.
  16. Методы педагогического исследования и их характеристика.

«История педагогики и образования»

40. История педагогики и образования как область научного знания. Основные подходы к изучению процессов становления и развития образования.

41. Феномен древневосточных цивилизаций как прародины образования. Педагогика конфуцианства.(Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай)

42. Античная педагогика: афинская и спартанская системы воспитания. Продолжение древнегреческой педагогической традиции в римской школе.

43. Педагогические идеи во взглядах: Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля, Квинтилиана.

44. Воспитание и образование в эпоху средневековья. Типы учебных заведений в эпоху средневековья. Влияние христианства на школу. Рыцарская система воспитания.

45. Гуманисты эпохи Возрождения о воспитании и образовании. Теоретическое обоснование школы нового типа.

46. Создание педагогической теории и классно-урочной системы Я. А. Коменского.

47. Теория элементарного образования И. Г. Песталоцци.

48. Теория воспитывающего обучения в концепции И. Ф. Гербарта.

  1. Теория развивающего обучения Ф. А. Дистервега.
  2. Реформаторская педагогика (М. Монтессори., В.Лай, Мейман, Э.Торндайк, Г. Кершенштейнер, Д. Дьюи, С.Френе).
  3. Вальдорфская педагогика.(Р.Штайнер)

52. Воспитание и обучение Киевской Руси и Русском государстве (доXVIII в.).

  1. Школа и образование в период правления Петра I.Школа и образование во второй половине XVIII века. Просветители России о воспитании и образовании.(Ф.Прокопович, М.Ломоносов, Н.Новиков, И.Бецкой)
  2. Система образования в России в первой половине 19 века (устав 1804г., реформы Александра I). Типы учебных заведений в России.(приходские училища, уездные училища, гимназии, университеты).
  3. Педагогические взгляды К.Д.Ушинского.
  4. Общественно-педагогическое движение в России до 90-х годов XIX в. (Н.И.Пирогов, Н.А.Корф, В.Стоюнин, Н.Бунаков, А.Острогорский).
  5. Идеи свободного воспитания в педагогической деятельности Л.Н.Толстого.
  6. Социально ориентированная педагогика Советского государства (А. С. Макаренко). Развитие идей личностно ориентированной педагогики в трудах П. П. Блонского, С. Т. Шацкого. Педагогические идеи В. А. Сухомлинского.
  7. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: