1. Контролируйте время, которое ребенок проводит в Интернете.
Длительное времяпровождение в Сети может быть связано с «заигрываниями» со стороны педофилов, особенно в блогах и социальных сетях.
2. Периодически читайте электронную почту ребенка.
Несмотря на моральный аспект, это вполне эффективный способ узнать, с кем ваш ребенок контактирует в Интернете и что за этим может последовать. Другое дело, что это можно делать, только если у вас есть достаточные основания полагать, что ребенку кто-то наносит вред через электронную переписку – ребенок после прочтения электронной почты регулярно растерян, испуган, расстроен.
3. Будьте в курсе того, с кем контактирует в Интернете ваш ребенок.
Помогайте ему увидеть тех, кто явно выдает себя в Сети не за того, кто он есть.
4. Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести мягкий обучающий разговор, в ходе которого следует разъяснить ребенку возможные опасности такого контакта, его последствия в дальнейшей жизни, потенциальные цели педофилов.
5. Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок.
Если ребенок желает познакомиться с взрослым интернет-другом, следует настоять на вашем сопровождении его на эту встречу.
6. При обнаружении признаков совращения следует немедленно сообщить об этом в правоохранительные органы.
Правоохранительные органы в любом случае обязаны принять заявление о преступлении и при необходимости перенаправить его в профильное ведомство (например, Следственный комитет при прокуратуре).
7. Если Вы увидели в Сети детскую порнографию – сообщите об этом на «Горячую линию» по борьбе с противоправным контентом в Интернете.
В отличие от правоохранителей (включая веб-формы правоохранительных сайтов), здесь принимается анонимное заявление. «Горячая линия» приложит все усилия для того, чтобы противоправный контент был удален или закрыт.
Приложение 3
Критическая оценка информации на примере постеров по медийно-информационной грамотности ЮНЕСКО, разработанных в целях
противодействия дезинформации в отношении COVID-19 [16]
Приложение 4
Тест «Как вы читаете?» [17]
Ответьте на вопросы теста, оценивая свои ответы соответствующим числом баллов:
«Почти всегда» – 2 балла;
«В большинстве случаев» – 4 балла;
«Иногда» – 6 баллов;
«Редко» – 8 баллов.
Всегда ли вы, начиная чтение, имеете четкую цель и мотив?
Всегда четкую | |
Как правило, четкую | |
Иногда четкую | |
Всегда приблизительную | |
Цели не имею |
Удается ли вам сосредоточиться на тексте?
Не удается | |
Удается всегда, когда материал интересный | |
Иногда удается | |
В основном удается | |
Всегда удается |
Как вы понимаете структуру читаемого материала?
На структуру не обращаю внимания | |
Плохо понимаю структуру текста | |
Представляю структуру только после прочтения | |
Хорошо понимаю структуру отдельных разделов | |
Всегда и быстро улавливаю структуру текста |