Александр Невский и телепроект «Имя России»




Работу выполнил:

Козловский Николай Васильевич

Преподаватель ОБЖ

ГБПОУ РТК

 

 

Ржев 2020

 

В 2008 г., когда российское телевидение проводило общественный конкурс-опрос «Имя России», первое место телезрители отдали святому благоверному великому князю Александру Невскому. В последнее время в российской исторической науке вновь разгорелись дискуссии между апологетами древнерусского князя Александра Ярославича (который чаще именуется в них Александром Невским) и его «дискредитаторами». Особую остроту им придал телепроект «Имя Россия», реализованный государственным телеканалом «Россия» в 2008 г. «Победителем» в нем и стал Александр Невский - его представлял митрополит Смоленский и Калининградский (ныне - Патриарх Московский и всея Руси) Кирилл, за него проголосовало большинство телезрителей (независимо от того, как проводился подсчет голосов). После такого триумфа любое сомнение в том, что все содеянное князем Александром было во благо Отечества, рассматривается как «пренебрежение национальными ценностями, насаждаемое ныне в нашем обществе извне».

Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в семье князя Ярослава Всеволодовича, младшего сына Всеволода Большое Гнездо, в городе Переяславле (ныне - Переяславль-Залесский). Он был крещен в Спасо-Преображенском соборе, который сохранился и по сей день. В 1225 г. пятилетний Александр был в этом же соборе посвящен в воины, т.е. ему был учинен «княжеский постриг».

Княжение 16-летнего Александра в Великом Новгороде началось в 1236 г. Спустя четыре года, в 1240 г. на Русь напали шведы, которые стремились захватить устье реки Невы, Ладогу, Новгород, чтобы контролировать всю Восточную Прибалтику.

20-летний князь Александр Ярославич выступил со своим войском против отряда шведов под командованием Биргера Ярля и разгромил их на реке Неве. Эта битва принесла князю Александру общерусскую славу и прозвище «Невский».
В том же 1240 г. немецкие рыцари-крестоносцы Ливонского ордена начали наступление в районе Пскова, они двигались в новгородские пределы. В 1242 г. князь Александр Невский выступил со своими дружинами в поход против немцев. Главная битва состоялась на льду Чудского озера, отчего она получила в истории название Ледового побоища. Летопись «Житие Александра Невского» говорит, что «на замерзшем озере нельзя было льда видеть, ибо покрыт он был кровью».

После Чудской битвы на Русь начали совершать набеги литовцы, засевшие в городе Торопце. В 1245 г. Торопец был взят войсками князя Александра Невского, а западные границы Руси были защищены от набегов воинственных соседей. В 1243 г. на Руси началось монголо-татарское иго, когда хан Батый обосновался со своим войском в районе Нижней Волги. Теперь русские князья «должны были ехать к Батыю и из его рук получать княжеский ярлык». При внуке Батыя Менгу-Тимуре Александр Невский в 1252 г. становится великим князем Владимирским, верховным правителем всех Русских земель. Историки государства Российского считают, что великий князь Александр Невский ослабил тяготы монголо-татарского ига своей умелой политической деятельностью и дипломатией. Александр Невский скончался в 1263 г. от тяжкой болезни. В 1547 г. на церковном Соборе «состоялось причисление святого благоверного князя Александра Невского к лику общероссийских святых».

Тем не менее сомневающиеся в том, что Александр Невский, за которого голосовали участники проекта, был именно таким, каким представляют его адепты, существуют и продолжают сомневаться.

Суть споров сводится к следующему.

Поборники «солнца земли Русской» полагают, что именно Александр совершил судьбоносный для России выбор между Западом и Востоком - в пользу последнего. Именно он в 1240 г. предотвратил «потерю Русью берегов Финского залива и полную экономическую блокаду Руси»; именно его героическим сопротивлением крестоносной агрессии в Прибалтике было остановлено продвижение Ордена на восток; именно под его командованием «все объединенные силы, которыми тогда располагала Русь», в 1242 г. в «решительной битве» на льду Чудского озера, о которой «с тревогой и надеждой думал народ и в Новгороде, и в Пскове, и в Ладоге, и в Москве, и в Твери, и во Владимире», определили дальнейшую судьбу Русской земли; именно он своим «подвигом самодисциплины и смирения» «сохранил православие как нравственно-политическую силу русского народа», и именно наследием его подвигов явилось великое Государство Российское.

При этом основное внимание еще несколько десятилетий тому назад уделялось победе над Орденом: «Победа на Чудском озере - Ледовое побоище - имела огромное значение для всей Руси, для всего русского и связанных с ним народов, так как эта победа спасала их от немецкого рабства. Значение этой победы, однако, еще шире: она имеет международный характер»; «этой крупнейшей битвой раннего Средневековья впервые в международной истории был положен предел немецкому грабительскому продвижению на восток, которое немецкие правители непрерывно осуществляли в течение нескольких столетий»; «Ледовое побоище сыграло решающую роль в борьбе литовского народа за независимость, оно отразилось и на положении других народов Прибалтики»; «решающий удар, нанесенный крестоносцам русскими войсками, отозвался по всей Прибалтике, потрясая до основания и Ливонский, и Прусский ордена». В последнее время все настойчивее подчеркиваются политические таланты князя, поскольку, оказывается, «свой главный подвиг Александр Невский совершил не на поле брани в качестве военачальника, а на политическом поприще в качестве государственного деятеля». При этом «наш великий предок… самоотверженно защищал Русь от внешних врагов и понимал решающую роль народа в этой защите».

Сторонники другого подхода не склонны преувеличивать заслуги
Александра перед Отечеством. Они обвиняют князя в коллаборационизме,
в том, что именно он «сдал» монгольским ордам Великий Новгород и
Псков, до которых не добрались полчища Батыя в 1237-1238 гг.; именно он, топя в крови первые попытки сопротивления Орде городских «низов»,
обеспечил почти на четверть столетия власть ордынских ханов и, следовательно, закрепил деспотическую систему государственного управления на Руси, навязав ее своей родине и тем самым затормозив развитие на несколько столетий вперед. «Позор русского исторического сознания, русской исторической памяти в том, что Александр Невский стал непререкаемым понятием национальной гордости, стал фетишем, стал знаменем не секты или партии, а того самого народа, чью историческую судьбу он жестоко исковеркал... Александр Невский, вне всякого сомнения, был национальным изменником».

Разобраться в этом споре можно только при условии полного отказа от априорных политических оценок, обратившись к историческим источникам и тщательно анализируя ретроспективную информацию, которую
они донесли до нас.

Остается лишь сказать, что Александр Невский - не злодей и не герой. Он - сын своего непростого времени, которое вовсе не ориентировалось на «общечеловеческие ценности» XX-XXI вв. Не совершал он никакого судьбоносного выбора - его самого выбирали ордынские ханы, а он лишь исполнял их волю и использовал их силу для решения своих сиюминутных проблем. Боролся Александр не с крестоносной агрессией, а с
Дерптским епископом за сферы влияния в Восточной Прибалтике и вел
переговоры с Папой Римским (разрешив, судя по имеющимся источникам,
уже после Ледового побоища строительство кафедрального католического
храма в Пскове). И сражения, которые он выиграл, вовсе не являлись
«крупнейшими битвами раннего Средневековья». Не был Александр Ярославич и предателем национальных интересов: хотя бы потому, что этих
самых интересов, как и нации, еще не было и быть не могло.

Говоря об Александре Невском нужно различать по крайней мере пять образов-ретроспекций, существующих в нашей истории и культуре. Каждый из них - порождение своего времени. Прежде всего, это - великий князь Александр Ярославич, живший в середине XIII в. Во-вторых, святой благоверный князь Александр Ярославич, защитник православия, причисленный к лику святых уже лет через сорок после кончины. В-третьих, несколько модернизированный в XVIII в. Образ святого Александра Невского - борца за выход к Балтийскому морю (он ведь победил шведов практически на том самом месте, которое Петр I избрал для строительства столицы Российской империи). В-четвертых, образ великого защитника всей Русской земли от немецкой агрессии Александра Невского, созданный в конце 1930-х годов совместными усилиями Сергея Эйзенштейна, Николая Черкасова и Сергея Прокофьева.

В последние годы к ним добавился пятый Александр, за которого, видимо, и голосовало большинство телезрителей телеканала «Россия»: справедливый сильный правитель, защитник «низов» от бояр - «олигархов». Он готов и рыбу с этими самыми «низами» ловить, и рыболовную сеть руками порвать, и укрепить границы государства, и непристойный анекдот выслушать, а потом, основываясь на этом анекдоте, гениально организовать построение своих войск, и в момент своего триумфа взять на руки мальчонку (все из тех же самых «низов»).

Поэтому, прежде чем давать оценку деятельности Александра, необходимо выяснить, какому из пяти персонажей она дается: реальному историческому деятелю, святому благоверному князю, борцу за выход к Балтике, защитнику от немецкой агрессии или справедливому и сильному правителю?

Как ни парадоксально, если с образами памяти об Александре Невском все более или менее понятно, то работа по научной реконструкции
биографии реального князя Александра Ярославича и событий, с ним связанных, еще далека от завершения. Казалось бы, это странно, тем более
что исторических источников, несущих информацию об этой личности,
чрезвычайно мало. Как писал один из апологетов Александра Невского, «к
великому сожалению, в рассказе о св. Александре Невском нам приходится довольствоваться скудными историческими известиями».

 

 

Список литературы

 

1. Водовозов Н.В. Повесть XIII века об Александре Невском // Ученые записки Моск. гор. педагогического ин-та им. В.П. Потемкина. - М., 1957. - Т. 67 / Кафедра русской литературы. - Вып. 6. - С. 21-45.

2. Долгов В. Сквозь темное стекло // Родина. - М., 2003. - №. 12. - С. 86-87.

3. Комарович В.Л. Повесть об Александре Невском // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. - М.; Л., 1945. - Т. 2, ч. 1: Литература 1220-1580-х гг. - С. 50-58.

4. Соколов Р.А. Александр Невский в современной историографии // Александр Невский: Государь. Дипломат. Воин. - М., 2010. - С. 420-429.

5. Шенк Ф.Б. Александр Невский в русской культурной памяти: Святой, правитель, национальный герой (1263-2000). - М., 2007. - 619 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: