Правовая база стандартизации
На основании, Концепции развития национальной системы стандартизации, стандартизация является ключевым фактором поддержки государственной социально-экономической политики, способствует развитию добросовестной конкуренции, инноваций, снижению технических барьеров в торговле, повышению уровня безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, обеспечивает охрану интересов потребителей, окружающей среды и экономию всех видов ресурсов.
Законодательную и нормативную базу национальной системы стандартизации составляют:
· Конституция Российской Федерации, которая относит стандарты к вопросам исключительного ведения Российской Федерации;
· Федеральный закон "О техническом регулировании", определивший правовые основы стандартизации в Российской Федерации, участников работ по стандартизации, правила разработки и добровольность применения стандартов;
· нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стандартизации;
· основополагающие стандарты национальной системы стандартизации.
Стандартизация осуществляется в целях:
· Повышения уровня безопасности:
o жизни и здоровья граждан;
o имущества физических и юридических лиц;
o государственного и муниципального имущества;
o в области экологии;
o жизни и здоровья животных и растений;
o объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
· Обеспечения:
o конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
o научно-технического прогресса;
o рационального использования ресурсов;
o совместимости и взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов);
o информационной совместимости;
o сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений технических и экономико-статистических данных;
o сравнительного анализа характеристик продукции;
o государственных заказов, внедрения инноваций;
o подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);
o решений арбитражных споров;
o судебных решений;
o выполнения поставок.
Законодательная и нормативная база работ по стандартизации
Законодательную и нормативную базу работ по стандартизации составляют: Конституция Российской Федерации, которая относит стандарты к вопросам исключительного ведения Российской Федерации; Федеральный закон «О техническом регулировании», определивший правовые основы стандартизации в Российской Федерации, участников работ по стандартизации, правила разработки и добровольность применения стандартов; нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стандартизации; основополагающие стандарты национальной системы стандартизации Российской Федерации, определяющие разработку, оформление, изложение, утверждение, учет, официальное опубликование национальных стандартов Российской Федерации, внесения в них изменений и отмену. Национальные и международные стандарты могут использоваться в качестве основы для разработки технических регламентов и содействия соблюдению их требований.
Органы и службы стандартизации.
Органы и службы стандартизации — организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.
Органы по стандартизации — это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.
Службы стандартизации — специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления — государственном, отраслевом, предприятий (
Органы и службы стандартизации Российской Федерации
Органы и службы стандартизации-организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.
Органы по стандартизации - это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.
Руководство российской национальной стандартизацией, как уже указывалось выше, осуществляется национальной орган по стандартизации-агенство Ростехрегулирование. Он как орган по стандартизации,признанный на национальном уровне,имеет право представлять интересы страны в области стандартизации в соответствующей международной или региональной организации по стандартизации.
Ростехрегулирование осуществляет:
-Принятие программы разработки национальных стандартов;
-утверждение национальных стандартов;
-учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам;
-введение в действие общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.
Ростехрегулирование осуществляет свои функции непосредственно и через свои межрегиональные территориальные управления(МТУ), а также российские службы стандартизации.
В структуру Ростехрегулирования входят:
Центральное межрегиональное территориальное управление (мест расположения центрального аппарата территориального органа- г. Москва);
Северо-Западное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа- г. Санкт-Петербург);
Южное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа- г. Ростов-на-Дону);
Приволжское межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа – г. Нижний Новгород);
Уральское межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа - г. Екатеринбург);
Сибирское межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа- г. Хабаровск).
Службы стандартизации - специально создаваемые организации для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления – государственном, отраслевом, предприятий(организации).
Российские службы стандартизации- научно-исследовательские институты Госстандарта России(23 научно-исследовательские организации) и технические комитеты по стандартизации).
К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ ИНСТИТУТАМ Госстандарта, например, относятся: НИИ стандартизации (ВНИИстандарт) - головной институт в области национальной системы стандартизации; ВНИИ сертификации продукции (ВНИИС)- головной институт в области сертификации продукции (услуг) и систем управления качеством продукции (услуг) и систем управления качеством продукции (услуг); ВНИИ по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ) – головной институт в области разработки научных основ унификации и агрегатирования в машиностроении и приборостроении; ВНИИ комплексной информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ)- головной институт в области разработки и дальнейшего развития Единой системы классификации и кодирования технико- экономической информации, стандартизации научно-технической терминологии.Федеральный фонд стандартов и технических условий ВНИИКИ проводит в установленном порядке учет и регистрацию стандартов и ТУ, учитывает и хранит отечественную и зарубежную НД, обеспечивает по заявкам копиями стандартов и ТУ.
ТЕХНИЧЕСКИЕ КОМИТЕТЫПО СТАНДАРТИЗАЦИИ (ТК) создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал. В настоящее время зарегистрировано более 350 ТК.
Как указывалось выше, любой стандарт – продукт согласованного мнения всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей). Задача Технического комитета (далее- ТК) заключается в обеспечении <<круглого стола>> участников разработки проекта стандарта. Поэтому в состав этих ТК включают представителей разработчиков, изготовителей, поставщиков, потребителей (заказчиков) продукции, обществ (союзов) потребителей и других заинтересованных предприятий и организаций, а также ведущих ученых и специалистов в конкретной области. ТК несут ответственность за качество и сроки с действующим законадательством и заключенными договорами на проведение этих работ.
Укажем для примера структуру и состав некоторых ТК.
В ТК 389 «Оценка имущества» действуют подкомитеты (ПК): ПК 1 «Общие принципы и терминология»; ПК 2 «Оценка недвижимого имущества»; ПК 3 «Оценка движимого имущества»; ПК 4 «Оценка действующего предприятия»; ПК 5 «Оценка нематериальных благ».
Для организации и координации работ по стандартизации в отраслях народного хозяйства в необходимых случаях создают подразделения (службы) стандартизации министерств (и других органов государственного управления) и головные организации по стандартизации из числа организаций с высоким научно- техническим потенциалом в соответствующих областях науки и техники.
Руководители предприятий непосредственно несут ответственность за организацию и состояние выполняемых работ по стандартизации на этих предприятиях. Предприятия создают при необходимости службы стандартизации (отдел, лабораторию, бюро), которые выполняют научно- исследовательские, опытно- конструкторские и другие работы по стандартизации.