Тема 4. Процесс формирования сводного бюджета




 

Студент должен знать:

- составные элементы сводного бюджета организации;

- назначение и порядок формирования операционного и финансового бюджета организации.

 

Студент должен уметь:

- обосновывать составные элементы операционного и финансового бюджета организаций различных организационно-правовых форм;

- формировать операционные и финансовые бюджеты организаций промышленности.

 

Содержание темы

Сводный бюджет организации: понятие и назначение. Составные элементы сводного бюджета. Операционный бюджет и его составные элементы. Бюджет продаж как основной документ операционного бюджета. Факторы, оказывающие влияние на прогнозирование объемов продаж. Характеристика и формирование бюджета производства. Назначение и формирование бюджета производственных запасов, бюджета затрат на основные материалы, бюджета трудовых затрат. Составление бюджетов коммерческих, общепроизводственных накладных и управленческих расходов. Финансовый бюджет и его составные компоненты. Элементы налогового планирования. Достоинства и недостатки системы бюджетирования. Долгосрочные и краткосрочные меры по увеличению потока денежных средств организации.

Рекомендуемая литература по теме:

Основная

1. Бадокина Е.А., Ружанская Н.В. Бюджетирование. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2002, 170 с.

2. Добровольский Е., Карабанов Б., Боровков П., Глухов Е., Бреслав Е. Бюджетирование. Шаг за шагом. Серия: Практика менеджмента: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Питер, 2006 г. - 448 с.

3. Кислов Д.В. Составление финансовых планов: методы и ошибки / Д. Кислов, Б. Башилов. – М.: Вершина, 2006. – 384 с.

4. Шаховская Л., Хохлов В., Кулакова О. Бюджетирование. Теория и практика: Уч. пособие. – М.: КноРус,

5. 2009 г. - 396 с.

 

Дополнительная

1. Бочаров В.В. Внутрифирменное финансовое планирование и контроль. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. - 192 с.

2. Бримсон Д., Антонс Д., Коллинз Д. Процессно-ориентированное бюджетирование. Внедрение нового инструмента управления стоимостью компании: Учеб. пособие. – М.: Изд-во «Вершина», 2007 г. - 336 с.

3. Карпов А. 100% практического бюджетирования. Книга 1. Бюджетирование, как инструмент управления: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Результат и качество, 2007 г. - 400 с.
Карпов А. 100% практического бюджетирования. Книга 2. Регламент системы бюджетирования: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Результат и качество, 2008 г. - 472 с.

4. Карпов А. 100% практического бюджетирования. Книга 3. Финансовая модель бюджетирования: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Результат и качество, 2009 г. -
528 с.

5. Карпов А. 100% практического бюджетирования. Книга 5. Роль финансовой дирекции в бюджетировании: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Результат и качество, 2008 г. - 256 с.

6. Карпов А. 100% практического бюджетирования. Книга 7. Бюджетный комитет компании: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Результат и качество, 2007 г. - 208 с.

7. Карпов А. 100% практического бюджетирования. Книга 8. Технология постановки бюджетирования в компании: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Результат и качество, 2008 г. -
336 с.

8. Кислов Д.В. Практическое бюджетирование для нефинансовых менеджеров: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Налог Инфо, Статус-Кво 97, 2008 г. - 160 с.

9. Красова О.С. Бюджетирование и контроль затрат на предприятии. Серия: Организация и планирование бизнеса: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Омега-Л, 2009 г. - 176 с.

10. Методические ре­комендации по реформе предприятий (организаций): Приложение к приказу Министерства экономики РФ от 01.10.97 г. № 118 // Экономика и жизнь, 1997, № 40. С.20-23.

 

 

Практическая работа № 2 по теме «Процесс формирования сводного бюджета»

Вопросы:

1. Сводный бюджет: назначение и порядок формирования.

2. Составные элементы сводного бюджета.

3. Порядок и инструменты формирования операционных бюджетов.

4. Порядок и инструменты формирования финансовых бюджетов.

Задание 1

Прогноз компании по продаже дверей для гаражей на 200Х год:

Январь   Июль  
Февраль   Август  
Март   Сентябрь  
Апрель   Октябрь  
Май   Ноябрь  
Июнь   Декабрь  

 

Прогноз продаж на январь 200Х1 года - 50000 дверей. Начальные запасы на 1 января 200Х года составили 15000 дверей. Компания придерживается такой политики, что минимальный уровень запасов должен равняться 15000 шт., а максимальный - половине количества продаж следующего месяца. Максимальная производительность составляет 65000 дверей в месяц.

Подготовьте бюджет производства на 200Х год с указанием количества дверей, которое необходимо произвести ежемесячно. Какое количество дверей будут составлять конечные запасы готовой продукции на 31 декабря 200Х года?

 

Задание 2

Бюджет продаж на первые 5 месяцев 200Х года для одной производственной линии компании «VV» выглядит следующим образом:

- январь - 10800 шт.

- февраль - 15600 шт.

- март - 12200 шт.

- апрель - 10400 шт.

- май - 9800 шт.

Запасы готовой продукции на конец каждого месяца должны быть равны 25% продаж, предполагаемых в следующем месяце. На 1 января на складе было 2700 шт. этого вида продукции. На конец месяца незавершенного производства не остается. Для производства единицы продукции требуются два типа материалов в следующих количествах:

- материал А - 4 ед.

- материал В - 5 ед.

В конце каждого месяца на складе должно быть материалов в количестве, равном половине потребностей следующего месяца. Это требование было выполнено на 1 января 200Х года.

Подготовьте бюджет, показывающий количество материалов каждого типа, которые необходимо приобретать каждый месяц в 1 квартале 200Х года.

Задание 3

Группа инвесторов планирует учредить компанию по производству и реализации спортивной обуви. Следует определить плановую потребность производства в финансовых средствах с помощью построения прогнозного баланса на 31 декабря 200Х года - дату окончания первого года после начала производства. Выручка от реализации на 200Х год запланирована на уровне 20 млн. руб. Ниже приводятся среднеотраслевые финансовые соотношения между показателями для компаний-производителей спортивной обуви:

 

Выручка от реализации к собственному капиталу  
Краткосрочные пассивы к собственному капиталу 50%
Все заемные средства к собственному капиталу 80%
Коэффициент текущей ликвидности 2,2
Коэффициент оборачиваемости запасов  
Дебиторская задолженность к выручке от реализации 10%
Основные средства к собственному капиталу 70%
Рентабельность реализованной продукции 3%
Норма выплаты дивидендов 30%

 

1. Составить прогнозный баланс, считая, что компания ориентируется на среднеотраслевые значения финансовых коэффициентов.

Актив Пассив
Денежные средства Краткосрочные пассивы
Дебиторская задолженность Долгосрочные пассивы
Запасы Всего заемных средств
Всего оборотных средств Собственный капитал
Основные средства  
Баланс Баланс

2. Если группа инвесторов полностью предоставляет средства для создания собственного капитала, то какой объем средств им потребуется внести в 200Х году?

 

Задание 4

Составьте прогноз движения денежных средств на основе следующей информации (в тыс. руб.):

 

Месяц Продажи Закупки Зарплата Производ. Расходы, без аморт. Управл.+ Коммер. расх., без аморт. Прочие расх. Закупка основн. Активов
Январь         285+69    
Февраль         291+73    
Март         298+75    
Апрель         313+85    
Май         313+89    
Июнь         315+92    

 

Анализ дебиторской задолженности и существующей кредитной политики вашей организации показал:

- 30% продукции организация реализует за наличный расчет, остальные 70% передаются на реализацию дилерам с отсрочкой оплаты до 30 дней. При этом, как правило, 25% дилеров или 15% от общего числа покупателей задерживают перечисление денег в среднем до 60 дней

- Доля безнадежных долгов - 5% от общего объема продаж в кредит.

- Ожидается поступление от дебиторов за продукцию, реализованную в прошлый год: в январе - 2300 тыс. руб., в феврале - 700 тыс. руб.

На основе данных отдела закупок установлено:

- Поставщики материалов и комплектующих предоставляют организации продукцию с рассрочкой оплаты до одного месяца. В случае оплаты в течение первых 10 дней поставщики предоставляют скидку в размере 5% от стоимости поставленных товаров

- Вам необходимо погасить кредиторскую задолженность за закупки прошлого года: в январе - 700 тыс. руб.

Руководством организации приняты решения:

- расчеты с поставщиками производить по схеме: 50% по предоплате и оставшиеся 50% с оплатой в течение месяца после поставки

- погасить задолженность по оплате труда за прошлый год в сумме 200 тыс. руб. в январе и придерживаться сроков выплаты заработной платы: 50% в текущем месяце и 50% в следующем месяце

- все накладные и прочие расходы (производственные, управленческие, коммерческие и т.д.) выплачивать в период их возникновения.

- при необходимости привлекать кредит в размере до 200 тыс. руб. (18% годовых) с выплатой в течение года. Погашение процентов - ежемесячное.

Задание 5

Подготовьте бюджет продаж и график погашения дебиторской задолженности организации «N» на 3 квартал 200Х года, если известна следующая информация:

1. Планируемые продажи (тыс. шт.):

- товар А: июль - 36, август - 34, сентябрь - 30

- товар В: июнь - 22, август - 15, сентябрь - 13

- товар С: июль - 33, август - 45, сентябрь - 24

2. Фактические продажи (тыс. шт.):

- товар А: май - 40, июнь - 43

- товар В: май - 22, июнь -23

- товар С: май - 35, июнь - 34

3. Цена за единицу изделия (руб.): товар А - 157, товар В - 175, товар С - 112.

4. С 1 сентябрь 200Х года планируется повышение цен. Новая цена (руб.): товар А - 165, товар В - 180, товар С - 120.

5. Как показывает практика, от общего объема реализованной организацией продукции 50% продаж оплачивается в период реализации, 20% и 30% продаж оплачиваются в последующих периодах соответственно.

 

Задание 6

Организация планирует достичь годового объема реализации в размере 34 млн. руб. Реализация в течение года осуществляется равномерно. Составьте прогнозный баланс и бюджет прибылей и убытков на конец планируемого периода (года), используя следующие данные для расчета:

 

Период оборачиваемости дебиторской задолженности 60 дней
Оборачиваемость производственных запасов 8 оборотов в год
Остаточная стоимость основных средств на конец года   5 млн. руб.
Кредиторская задолженность по товарным операциям В размере месячной закупки
Прочая кредиторская задолженность 3% от объема реализации
Краткосрочные банковские кредиты, в т.ч. - на конец года - на начало года - проценты к уплате   0,5 млн. руб. 2,5 млн. руб. 20%
Долгосрочный заемный капитал, в т.ч. - на начало года - погашено к концу года - проценты к уплате   3 млн. руб. 0,75 млн. руб. 25%
Акционерный капитал (изменений не предвидятся) 1 млн. руб.
Прибыль к распределению 8% от объема реализации
Себестоимость реализованной продукции 60% от объема реализации
Расходы на сырье и материалы 50% себестоимости реализованной продукции
Налог на прибыль 24%

 

На основе прогнозных расчетов сделайте вывод о возможности достижения запланированного объема реализации. Возникнет ли при этом у организации дополнительная потребность в источниках финансирования?

 

Задание 7

Компания «Восток» открыта в качестве дочерней организации большого производственного холдинга, для того чтобы сразу приступить к выпуску карманных калькуляторов. Для 200Х г. были сделаны следующие оценки основных показателей:

 

Нормативы на одно изделие, руб.

 

Цена продажи  
Переменные затраты  
В т.ч. прямые материальные  
прямые прочие  
коммерческие  

 

Постоянные затраты за год, руб.

 

Прямые трудовые  
Накладные производственные  
Накладные управленческие  
Накладные коммерческие  

 

Максимальная мощность производства составляет 12000 ед. в год.

 

Требуется:

1. Разработать бюджет о прибылях и убытках, исходя из объемов в 60%, 65% и 70% от максимальной мощности.

 

  Объем выпуска/продаж
  60% 65% 70%
Объем выпуска/продаж (ед.)      
Тыс. руб.
Выручка      
Переменные затраты:      
В т.ч. прямые материальные      
прямые прочие      
коммерческие      
Постоянные затраты      
В т.ч. оплата труда      
накладные производственные      
накладные управленческие      
накладные коммерческие      
Прибыль      
           

 

 

2.Провести анализ отклонений фактического выполнения от бюджетного, принимая во внимание, что на 200Х г. компанией «Восток» был принят бюджет, соответствующий 65% максимальной производительности. Неблагоприятные отклонения отмечать буквой «Н», а благоприятные – «Б»

 

  Бюджет Отклонение факта от бюджета Гибкий бюджет Отклонение факта от гибкого бюджета Факт
Объем в процентах от максимально возможного уровня   65%     72%     72%
Объем выпуска/продаж (ед.)          
Тыс. руб.
Выручка          
Переменные затраты:         1365,12
В т.ч. прямые материальные           812,16
прямые прочие         371,52
коммерческие         181,44
Постоянные затраты          
В т.ч. оплата труда          
накладные производственные          
накладные управленческие          
накладные коммерческие          
Прибыль         197,68

 

Самостоятельная работа

Цель: углубление и закрепление у студентов знаний основ формирования операционных и финансовых бюджетов, ознакомление с методикой разработки операционных и финансовых бюджетов коммерческой организации.

Вопросы для самостоятельного изучения темы:

1. Сводный бюджет: понятие и основные этапы формирования.

2. Взаимосвязь операционного и финансового бюджетов.

3. Составные элементы операционного бюджета и их роль в обеспечении эффективности деятельности организации.

4. Процедуры планирования доходов и коммерческих расходов.

5. Методы планирования расходов на проведение рекламных мероприятий.

6. Процесс планирования производства и материальных расходов.

7. Процесс планирования расходов на оплату труда, накладных и административных расходов.

8. Составные элементы финансового бюджета и их роль в обеспечении эффективности деятельности организации.

9. Бюджет прибылей и убытков: понятие и порядок составления. Трудности формирования бюджета прибылей и убытков.

10. Бюджет движения денежных средств: понятие и необходимость формирования.

11. Методы формирования бюджета движения денежных средств.

12. Прогнозный баланс: понятие и порядок формирования. Роль прогнозного баланса в общей системе финансового планирования.

13. Методы формирования прогнозного баланса.

14. Достоинства и недостатки системы бюджетирования.

Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

Основная

1. Бадокина Е.А., Ружанская Н.В. Бюджетирование. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2002, 170 с.

2. Добровольский Е., Карабанов Б., Боровков П., Глухов Е., Бреслав Е. Бюджетирование. Шаг за шагом. Серия: Практика менеджмента: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Питер, 2006 г. - 448 с.

3. Кислов Д.В. Составление финансовых планов: методы и ошибки / Д. Кислов, Б. Башилов. – М.: Вершина, 2006. – 384 с.

4. Шаховская Л., Хохлов В., Кулакова О. Бюджетирование. Теория и практика: Уч. пособие. – М.: КноРус,

5. 2009 г. - 396 с.

 

Дополнительная

1. Бочаров В.В. Внутрифирменное финансовое планирование и контроль. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. - 192 с.

2. Бримсон Д., Антонс Д., Коллинз Д. Процессно-ориентированное бюджетирование. Внедрение нового инструмента управления стоимостью компании: Учеб. пособие. – М.: Изд-во «Вершина», 2007 г. - 336 с.

3. Карпов А. 100% практического бюджетирования. Книга 1. Бюджетирование, как инструмент управления: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Результат и качество, 2007 г. - 400 с.
Карпов А. 100% практического бюджетирования. Книга 2. Регламент системы бюджетирования: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Результат и качество, 2008 г. - 472 с.

4. Карпов А. 100% практического бюджетирования. Книга 3. Финансовая модель бюджетирования: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Результат и качество, 2009 г. -
528 с.

5. Карпов А. 100% практического бюджетирования. Книга 5. Роль финансовой дирекции в бюджетировании: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Результат и качество, 2008 г. - 256 с.

6. Карпов А. 100% практического бюджетирования. Книга 7. Бюджетный комитет компании: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Результат и качество, 2007 г. - 208 с.

7. Карпов А. 100% практического бюджетирования. Книга 8. Технология постановки бюджетирования в компании: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Результат и качество, 2008 г. -
336 с.

8. Кислов Д.В. Практическое бюджетирование для нефинансовых менеджеров: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Налог Инфо, Статус-Кво 97, 2008 г. - 160 с.

9. Красова О.С. Бюджетирование и контроль затрат на предприятии. Серия: Организация и планирование бизнеса: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Омега-Л, 2009 г. - 176 с.

10. Методические ре­комендации по реформе предприятий (организаций): Приложение к приказу Министерства экономики РФ от 01.10.97 г. № 118 // Экономика и жизнь, 1997, № 40. С.20-23.

Тема 5. Процесс внедрения и автоматизация системы финансового планирования и бюджетирования

 

Студент должен знать:

- содержание, цели и направления разработки дивидендной политики;

- особенности разработки дивидендной политики в РФ.

 

Студент должен уметь:

- формулировать основные элементы дивидендной политики российских организаций;

- давать оценку современному инструментарию разработки и проведения дивидендной политики в целях влияния на рыночную стоимость организации.

 

Содержание темы

Механизм внедрения системы финансового планирования и бюджетирования: этапы и составные элементы. Организационные процедуры внедрения системы финансового планирования и бюджетирования. Информационная система организации как основа эффективного внедрения системы финансового планирования и бюджетирования. Роль управленческого учета в практике формирования финансовых планов и бюджетов. Бюджетные контроль и его роль в системе бюджетного управления организацией. Гибкий бюджет: экономическое содержание и роль в системе бюджетного контроля. Автоматизация процесса финансового планирования и бюджетирования. Специализированные программные продукты в области финансового планирования и бюджетирования.

Рекомендуемая литература по теме:

Основная

1. Бадокина Е.А., Ружанская Н.В. Бюджетирование. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2002, 170 с.

2. Добровольский Е., Карабанов Б., Боровков П., Глухов Е., Бреслав Е. Бюджетирование. Шаг за шагом. Серия: Практика менеджмента: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Питер, 2006 г. - 448 с.

3. Кислов Д.В. Составление финансовых планов: методы и ошибки / Д. Кислов, Б. Башилов. – М.: Вершина, 2006. – 384 с.

4. Шаховская Л., Хохлов В., Кулакова О. Бюджетирование. Теория и практика: Уч. пособие. – М.: КноРус,

5. 2009 г. - 396 с.

 

Дополнительная

1. Бочаров В.В. Внутрифирменное финансовое планирование и контроль. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. - 192 с.

2. Бримсон Д., Антонс Д., Коллинз Д. Процессно-ориентированное бюджетирование. Внедрение нового инструмента управления стоимостью компании: Учеб. пособие. – М.: Изд-во «Вершина», 2007 г. - 336 с.

3. Карпов А. 100% практического бюджетирования. Книга 1. Бюджетирование, как инструмент управления: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Результат и качество, 2007 г. - 400 с.
Карпов А. 100% практического бюджетирования. Книга 2. Регламент системы бюджетирования: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Результат и качество, 2008 г. - 472 с.

4. Карпов А. 100% практического бюджетирования. Книга 3. Финансовая модель бюджетирования: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Результат и качество, 2009 г. -
528 с.

5. Карпов А. 100% практического бюджетирования. Книга 5. Роль финансовой дирекции в бюджетировании: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Результат и качество, 2008 г. - 256 с.

6. Карпов А. 100% практического бюджетирования. Книга 7. Бюджетный комитет компании: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Результат и качество, 2007 г. - 208 с.

7. Карпов А. 100% практического бюджетирования. Книга 8. Технология постановки бюджетирования в компании: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Результат и качество, 2008 г. -
336 с.

8. Кислов Д.В. Практическое бюджетирование для нефинансовых менеджеров: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Налог Инфо, Статус-Кво 97, 2008 г. - 160 с.

9. Красова О.С. Бюджетирование и контроль затрат на предприятии. Серия: Организация и планирование бизнеса: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Омега-Л, 2009 г. - 176 с.

10. Методические ре­комендации по реформе предприятий (организаций): Приложение к приказу Министерства экономики РФ от 01.10.97 г. № 118 // Экономика и жизнь, 1997, № 40. С.20-23.

 

Семинарское занятие № 3 по теме «Процесс внедрения и автоматизация системы финансового планирования и бюджетирования»

Вопросы:

1. Этапы внедрения системы бюджетирования.

2. Система управленческого учета: содержание и значение в обеспечении эффективности бюджетного процесса в организации.

3. Алгоритм разработки и внедрения системы управленческого учета: опыт организаций РФ и РК.

4. Особенности управленческого учета в российских организациях.

5. Управленческая отчетность: содержание, состав и принципы формирования.

6. Разработка классификаторов и методов управленческого учета затрат и калькулирования себестоимости.

7. Бюджетный регламент: понятие, необходимость и порядок разработки. Элементы бюджетного регламента.

8. Роль бюджетирования в совершенствовании информационной системы организации.

9. Роль бюджетирования в совершенствовании аналитического инструментария оценки деятельности организации.

10. Автоматизированные системы бюджетирования: понятие, элементы и функциональное назначение.

11. Зарубежные и российские автоматизированные системы бюджетирования: преимущества и недостатки.

 

Самостоятельная работа

Цель: закрепление у студентов знаний теоретических основ и практических особенностей разработки и проведения мероприятий по внедрения системы финансового планирования и бюджетирования в практику финансового управления организацией, ознакомление с инструментами автоматизации процесса финансового планирования и бюджетирования.

Вопросы для самостоятельного изучения темы:

1. Анализ отклонений как средство контроля затрат. Гибкий бюджет: понятие и назначение.

2. Порядок и практика формирования гибких бюджетов в организациях РФ и РК.

3. Роль бюджетирования в совершенствовании системы внутреннего контроля организации.

4. Бюджетный контроль: содержание и значение в обеспечении эффективности бюджетного процесса в организации.

5. Практика организации бюджетного контроля в российских организациях.

6. Зарубежные автоматизированные системы бюджетирования: преимущества и недостатки.

7. Отечественные автоматизированные системы бюджетирования: преимущества и недостатки.

8. Работы по внедрению системы бюджетирования.

Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

Основная

1. Бадокина Е.А., Ружанская Н.В. Бюджетирование. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2002, 170 с.

2. Добровольский Е., Карабанов Б., Боровков П., Глухов Е., Бреслав Е. Бюджетирование. Шаг за шагом. Серия: Практика менеджмента: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Питер, 2006 г. - 448 с.

3. Кислов Д.В. Составление финансовых планов: методы и ошибки / Д. Кислов, Б. Башилов. – М.: Вершина, 2006. – 384 с.

4. Шаховская Л., Хохлов В., Кулакова О. Бюджетирование. Теория и практика: Уч. пособие. – М.: КноРус,

5. 2009 г. - 396 с.

 

Дополнительная

1. Бочаров В.В. Внутрифирменное финансовое планирование и контроль. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. - 192 с.

2. Бримсон Д., Антонс Д., Коллинз Д. Процессно-ориентированное бюджетирование. Внедрение нового инструмента управления стоимостью компании: Учеб. пособие. – М.: Изд-во «Вершина», 2007 г. - 336 с.

3. Карпов А. 100% практического бюджетирования. Книга 1. Бюджетирование, как инструмент управления: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Результат и качество, 2007 г. - 400 с.
Карпов А. 100% практического бюджетирования. Книга 2. Регламент системы бюджетирования: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Результат и качество, 2008 г. - 472 с.

4. Карпов А. 100% практического бюджетирования. Книга 3. Финансовая модель бюджетирования: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Результат и качество, 2009 г. -
528 с.

5. Карпов А. 100% практического бюджетирования. Книга 5. Роль финансовой дирекции в бюджетировании: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Результат и качество, 2008 г. - 256 с.

6. Карпов А. 100% практического бюджетирования. Книга 7. Бюджетный комитет компании: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Результат и качество, 2007 г. - 208 с.

7. Карпов А. 100% практического бюджетирования. Книга 8. Технология постановки бюджетирования в компании: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Результат и качество, 2008 г. -
336 с.

8. Кислов Д.В. Практическое бюджетирование для нефинансовых менеджеров: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Налог Инфо, Статус-Кво 97, 2008 г. - 160 с.

9. Красова О.С. Бюджетирование и контроль затрат на предприятии. Серия: Организация и планирование бизнеса: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Омега-Л, 2009 г. - 176 с.

10. Методические ре­комендации по реформе предприятий (организаций): Приложение к приказу Министерства экономики РФ от 01.10.97 г. № 118 // Экономика и жизнь, 1997, № 40. С.20-23.

 

Список используемой литературы и средства обучения

Основная

 

1. Бадокина Е.А., Ружанская Н.В. Бюджетирование. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2002, 170 с.

2. Добровольский Е., Карабанов Б., Боровков П., Глухов Е., Бреслав Е. Бюджетирование. Шаг за шагом. Серия: Практика менеджмента: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Питер, 2006 г. - 448 с.

3. Кислов Д.В. Составление финансовых планов: методы и ошибки / Д. Кислов, Б. Башилов. – М.: Вершина, 2006. – 384 с.

4. Шаховская Л., Хохлов В., Кулакова О. Бюджетирование. Теория и практика: Уч. пособие. – М.: КноРус,

5. 2009 г. - 396 с.

 

Дополнительная

 

1. Бочаров В.В. Внутрифирменное финансовое планирование и контроль. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. - 192 с.

2. Бримсон Д., Антонс Д., Коллинз Д. Процессно-ориентированное бюджетирование. Внедрение нового инструмента управления стоимостью компании: Учеб. пособие. – М.: Изд-во «Вершина», 2007 г. - 336 с.

3. Карпов А. 100% практического бюджетирования. Книга 1. Бюджетирование, как инструмент управления: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Результат и качество, 2007 г. - 400 с.
Карпов А. 100% практического бюджетирования. Книга 2. Регламент системы бюджетирования: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Результат и качество, 2008 г. - 472 с.

4. Карпов А. 100% практического бюджетирования. Книга 3. Финансовая модель бюджетирования: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Результат и качество, 2009 г. -
528 с.

5. Карпов А. 100% практического бюджетирования. Книга 5. Роль финансовой дирекции в бюджетировании: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Результат и качество, 2008 г. - 256 с.

6. Карпов А. 100% практического бюджетирования. Книга 7. Бюджетный комитет компании: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Результат и качество, 2007 г. - 208 с.

7. Карпов А. 100% практического бюджетирования. Книга 8. Технология постановки бюджетирования в компании: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Результат и качество, 2008 г. -
336 с.

8. Кислов Д.В. Практическое бюджетирование для нефинансовых менеджеров: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Налог Инфо, Статус-Кво 97, 2008 г. - 160 с.

9. Красова О.С. Бюджетирование и контроль затрат на предприятии. Серия: Организация и планирование бизнеса: Уч. пособие. – М.: Изд-во: Омега-Л, 2009 г. - 176 с.

10. Методические ре­комендации по реформе предприятий (организаций): Приложение к приказу Министерства экономики РФ от 01.10.97 г. № 118 // Экономика и жизнь, 1997, № 40. С.20-23.

Контроль знаний

Контроль знаний проводится на основе выполнения студентами очного и заочного отделения контрольной работы

 

ВАРИАНТЫЗАДАНИЙ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Примечание: вариант задания для контрольной работы устанавливается в зависимости от начальной буквы фамилии студента.

Начальная буква фамилии Номер задания
А, П, Э  
Б, Р  
В, С  
Г, Т  
Д, У  
Е, Ж, З  
И, Ф  
К, Х, Ю  
Л, Ц  
М, Ч  
Н, Ш  
О, Щ, Я  

 

Задание для контрольной работы № 1

 

Задание 1

Теоретическая часть

1. Какую информацию можно получить, сравнивая а) гибкий бюджет и фактическое выполнение плана, б) гибкий и основной бюджеты, в) основной бюджет и фактическое выполнение плана? Обоснуйте.

2. Объясните, какие прогнозные оценки следует учитывать при составлении бюджета движения денежных средств?

 

Практическая часть

Продажи компании составляют (шт.):

- январь – 4000,

- февраль – 8000,

- март – 16000,

- апрель – 12000.

Менеджеры считают, что производство должно быть равномерным, и предлагают производить ежемесячно по 10000 шт. продукции. Какие запасы продукции будут оставаться на конец месяца? Если предположить, что стоимость хранения запасов составляет 100 ден. ед. за шт. в месяц, и хранение будет финансироваться кредитом банка под 8% годовых, какова будет стоимость хранения в каждый месяц и в целом за 4 мес.?

 

Задание 2

Теоретическая часть

1. Поясните, чем отличается бюджет доходов и расходов (прибылей и убытков) от бюджета движения денежных средств. Продемонстрируйте различия на условном примере.

2. Какие преимущества и недостатки имеет планирование по центрам финансовой ответственности и центрам финансового учета?

 

Практическая часть

Прибыль до выплаты налога на прибыль и процентов за кредит (EBIT) компании планируется в размере 300000 ден. ед. Рассмотрите, какой может быть EPS, если налог на прибыль составляет 24%, и компания может выбрать один из следующих сценариев:

 

Показатель Сценарий 1 Сценарий 2
Заемные средства (10% годовых), ден. ед.    
Собственный капитал, ден. ед.    
Количество обыкновенных акций, шт.    

 

Какой будет цена акции, если Р/Е = 20? Предположим, Р/Е = 15 для более рискового сценария и 26 – для менее рискового. Какой будет цена акции в каждом случае? В каком случае акции будут покупать в первую очередь и почему?

 

Задание 3

Теоретическая часть

1. Каковы задачи и функции планирования?

2. Какой бюджет движения денежных средств можно считать оптимальным и почему? Обоснуйте.

 

Практическая часть

Компания планирует выручку от продаж 10 млн. ден. ед., при этом ее внеоборотные активы составляют 40% выручки, запасы – 25%, дебиторская задолженность – 15%, расчетный счет и касса – 5%. Источниками финансирования имущества могут служить:

- собственный капитал – 1 млн. ден. ед.,

- нераспределенная прибыль по итогам года – 3,3 млн. ден. ед.,

- долгосрочные обязательства – 1,5 млн. ден. ед.,

- кредиторская задолженность – 1,5 млн. ден. ед.,

- краткосрочная задолженность перед банком – 1.2 млн. ден. ед.

Рентабельность продаж (после уплаты налога на прибыль) составляет 6%. Достаточно ли имеющихся средств для обеспечения данного объема продаж? Что изменится. Если дивидендные выплаты необходимо поддерживать на уровне 50% чистой прибыли? Сколько дополнительно средств потребуется, если продажи возрастут на 15%, прибыль – на 20%, кредиторская задолженность будет изменяться пропорционально объему продаж? Что изменится, если требования акционеров возрастут до 70% чистой прибыли?

 

Задание 4

Теоретическая часть

1. Какие основные черты имеет финансовое планирование в рыночных условиях?

2. Почему формирование прогнозного баланса является важнейшим этапом финансового планирования? По какой причине менеджеры российских компаний пропускаю данный этап формирования финансового бюджета?

 

Практическая часть

Опыт компании показывает, что 15% продукции оплачивается в день ее приобретения, 20% дебиторской задолженности – в текущем месяце, 60% - в следующем, оплата 5% дебиторской задолженности будет просрочена или станет безнадежной и будет списана. Каковы будут денежные поступления в ноябре и декабре, если известно, что выручка от продаж в октябре составляла 18 млн. ден. ед., в ноябре – 20 млн. ден. ед., в декабре – 35 млн. ден. ед. Кроме того, в декабре будет возвращено 75% ранее просроченной дебиторской задолженности, которая к этому периоду составляла 10 млн. ден. ед.

 

 

Задание 5

Теоретическая часть

1. Предположим, вам необходимо сформировать сводный бюджет для организации промышленности. Что будет положено в основу планирования, и какие основные бюджеты необходимо сформировать? Какова очередность формирования бюджетов?

2. Может ли успешная, прибыльная организация испытывать недостаток денежных средств? если да, то в какие периоды жизн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: