Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Минусинский медицинский техникум»
Дневник
Практических работ
По дисциплине «Анатомия и физиология человека»
Для студентов медицинского техникума по специальностям
Лечебное дело, 34.02.01 Сестринское дело
Ф.И.О. ________________________________________
Группа_______________________________________
Минусинск, 2019
Раздел: Гистология
Тема: Основы цитологии и гистологии. Определение разновидностей тканей на микропрепаратах. Орган, системы органов.
Цели темы: знать - схему строения эукариотической клетки, основы строения, расположение и функции различных видов тканей.
уметь - различать на микропрепаратах и плакатах разновидности эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной ткани.
задания:
1. Познакомьтесь со строением микроскопа (см. приложение 2 методического пособия).
2. Рассмотрите микропрепараты.
3. Составьте схемы: «Виды тканей», «Виды эпителиальных тканей», «Виды соединительных тканей», «Виды мышечных тканей».
4. Сделайте обозначения у рисунков, укажите главные свойства тканей и расположение в организме (топографию).
5. Ответьте на контрольные вопросы темы.
6. Подготовьтесь к решению задач, кроссвордов, тестов.
7. Подготовьтесь к определению видов тканей по немым схемам.
Контрольные вопросы темы:
1. Что такое ткань?
2. Классификация тканей (типы тканей).
3. Расположение в организме и функции эпителиальных тканей.
4. Виды и признаки эпителиальной ткани.
5. Разновидности однослойного эпителия, функции и местоположение в организме.
6. Разновидности многослойного эпителия, функции и местоположение в организме.
7. Железистый эпителий. Значение железистого эпителия. Виды желёз.
8. Признаки соединительной ткани.
9. Виды и функции соединительной ткани.
10. Основные виды клеток соединительной ткани.
11. Скелетные (твердые) соединительные ткани.Строение и виды хрящевой ткани. Костная ткань. Клетки костной ткани.
12. Признаки и виды мышечной ткани.
13. Расположение и строение поперечнополосатой и гладкой мышечной ткани.
14. Что такое миофибриллы и из чего они состоят?
15. Сердечная мышечная ткань и ее особенности.
16. Признаки нервной ткани.
17. Орган, системы органов (определение).
18. Рис.5 «Области человеческого тела».
19. Типы телосложения.
Ход работы:
Подпишите виды эпителиальной ткани, укажите местоположение и свойства эпителиев:
а)________________________________________________________________
б) ____________________________________________________________
в) _____________________________________________________________
г) _____________________________________________________________
д) _____________________________________________________________
е) _____________________________________________________________
Подпишите виды желез:
1 - __________________________
2 - __________________________
3 - __________________________
4 - __________________________
Подпишите виды соединительной ткани, их структурные элементы и местоположение в организме:
_______________________________________________
________________________________________________
_______________________________________________
______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
А - _____________________________________________
Б - _____________________________________________
В - _____________________________________________
Подпишите виды мышечной ткани, местоположение в организме и структурные единицы каждой ткани:
___________________________________________
__________________________________________
_____________________________________________
Подпишите виды нейронов: А - ________________________________
Б - ________________________________
В - ______________________________
Выводы по теме:
Раздел: Остеология
Тема: Череп
Цели темы. Знать:состав, строение и соединения костей мозгового и лицевого черепа.
Уметь: находить и показывать на препаратах и муляжах черепа различные кости, швы и анатомические образования (ямки, отростки, отверстия и др.), понимать их функциональное значение.
Контрольные вопросы темы:
1. Значение черепа.
2. Кости, образующие мозговой отдел черепа.
3. Кости, образующие лицевой отдел черепа.
4. Кости, образующие крышу черепа.
5. Кости, образующие основание черепа.
6. Затылочная кость: строение, с какими костями соединяется?
7. Теменная кость: строение, с какими костями соединяется?
8. Строение лобной кости.
9. С какими костями соединяется лобная кость и что образует?
10. Части и отростки височной кости.
11. Части клиновидной кости, в образовании каких полостей она участвует?
12. Строение тела клиновидной кости.
13. Строение решетчатой кости.
14. В образовании, каких полостей участвует решетчатая кость?
15. Строение верхней челюсти. С какими костями соединяется верхняя челюсть и что образует?
16. Строение нижней челюсти.
17. Строение и положение в черепе скуловой, небной, носовой и слезной костей.
18. Какие виды соединений называются швами черепа, форма и названия швов?
19. Чем образован височно-нижнечелюстной сустав?
20. Какие структуры видны на наружном основании черепа?
21. Какие структуры видны на внутреннем основании черепа?
22. Стадии развития костей черепа. Роднички черепа. Сроки зарастания родничков.
Ход работы:
Отметьте разными цветами и подпишите кости указанные на рисунке
Череп (лат.__________________). Вид спереди.
Латинское название затылочной кости _______________________
На затылочной кости (разным цветом) отметьте:
А. Боковые (латеральные) части с мыщелками для сочленения с атлантом
Б. Канал подъязычного нерва в основании каждого мыщелка
В. Базилярную (основную) часть
Г. Чешую наружной затылочной кости
Д. Выйные линии
Е. Большое затылочное отверстие
Ж. Ярёмный отросток
З. Глоточный бугорок
* Укажите функциональное значение затылочной кости:
Латинское название теменной кости ________________________
На теменной кости (разным цветом) отметьте:
А. Чешую
Б. Место прикрепления лобной кости
В. Место прикрепления теменной кости
Г. Место прикрепления затылочной кости
Д. Место прикрепления височной кости
Латинское название лобной кости _______________________
На лобной кости отметьте:
А. Чешую, глазничную и носовую части
Б. Лобные бугры, надбровные дуги и надпереносье
В. Острый надглазничный край
Г. Скуловой отросток
Д. Височную поверхность
Е. Лобные пазухи
* Укажите функциональное значение лобной кости:
На клиновидной кости (лат.____________________) отметьте:
А. Тело и три парных отростка: большие крылья, малые крылья, крыловидный отросток
Б. Турецкое седло
В. Клиновидную пазуху
Г. Верхнюю глазничную щель
Д. Зрительный канал
Е. Круглое, овальное и остистое отверстие
* Укажите функциональное значение клиновидной кости:
На решётчатой кости (лат.__________________) отметьте:
А. Решётчатую пластинку, петушиный гребень
Б. Перпендикулярную пластинку
В. Решётчатые лабиринты
Г. Верхнюю и среднюю носовые раковины
*Укажите функциональное значение решетчатой кости:
На подъязычной кости (лат.___________________) отметьте:
А. Тело
Б. Большие и малые рога
* Укажите функциональное значение подъязычной кости:
На височной кости (лат._____________________) отметьте:
А. Чешую, каменистую, пирамидальную, барабанную, сосцевидную части
Б. Отверстие наружного слухового прохода
В. Сосцевидный и шиловидный отростки
Г. Нижнечелюстную ямку
Д. Скуловой отросток
Е. Шилососцевидное отверстие
* Укажите функциональное значение височной кости:
На верхней челюсти (лат._____________________) отметьте:
А. Тело
Б. Альвеолярный, нёбный, лобный, скуловой отростки
В. Верхнечелюстную пазуху
*Укажите функциональное значение верхней челюсти:
На нижней челюсти (лат.______________________) отметьте:
А. Тело и ветви
Б. Подбородочный выступ
В. Венечный и мыщелковый отростки
Г. Жевательную и крыловидную бугристость
Д. Угол нижней челюсти
* Укажите функциональное значение нижней челюсти:
На скуловой кости (лат._____________________) отметьте – лобный, височный и небный отростки
На наружном основании черепа (разным цветом) отметьте:
1. Костное нёбо
2. Сошник
3. Хоаны
4. Глоточный бугор
5. Наружное сонное отверстие
6. Ярёмное отверстие
7. Шиловидный отросток
8. Шилососцевидное отверстие
9. Нижнечелюстную ямку
10. Мыщелки затылочной кости
** Укажите функциональное значение вышеуказанных структур:
На внутреннем основании черепа (разным цветом) отметьте:
1. Переднюю черепную ямку
2. Среднюю черепную ямку
3. Заднюю черепную ямку
4. Решётчатую пластинку с петушиным гребнем
5. Малое крыло крыловидной кости
6. Зрительный канал
7. Турецкое седло
8. Большое крыло клиновидной кости
9. Внутреннее слуховое отверстие
10. Канал подъязычного нерва
11. Ярёмное отверстие
12. Круглое, овальное, остистое отверстия
** Укажите функциональное значение вышеуказанных структур:
На черепе новорождённого (разным цветом) отметьте следующие роднички, с указанием сроков их зарастания:
1. Передний родничок__________________________________________
2. Задний родничок____________________________________________
3. Клиновидный родничок______________________________________
4. Сосцевидный родничок_______________________________________
Выводы по теме: