Молодежь на рынке труда.




Переход к рыночной экономике неизбежным образом влечет за собой необходимость рынка труда и рабочей силы. Рынок труда - наиболее сложный элемент рыночной экономики. Он является составной частью структуры рыночных отношений и функционирует наряду с рынками других факторов производства, товаров, услуг. Рынок труда можно определить как систему отношений, связанных с предложением и наймом ресурсов труда.

Функциями рынка труда являются:

· Обеспечение производства и сферы услуг ресурсами труда, их распределение между предприятиями, отраслями, регионами;

· Обеспечение наемных работников возможностью получать средства существования;

· Согласование цены и условий труда между работниками и работодателями;

· Стимулирование работников и работодателей.

На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли-продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.

Рынок труда, как и любой товарный рынок, развивается по законам спроса и предложения. Спрос на рынке труда представляет собой совокупность спроса на ресурсы труда страны при любой цене на них. Предложение на рынке труда - это совокупное предложение ресурсов труда работников в стране при всех возможных ценах на труд. […]

Молодежный рынок труда формируется молодыми людьми, нуждающимися в трудоустройстве. Это незанятые выпускники вузов, среднетехнических и среднеспециальных общеобразовательных учебных заведений, а также демобилизованные воины срочной службы. Разумеется, не все выпускники учебных заведений ищут работу и попадают на рынок труда. Часть из них планирует продолжить образование, другие не трудоустраиваются по иным причинам.[…]

Молодежный рынок труда имеет свою специфику:

Во-первых, он характеризуется неустойчивостью спроса и предложения, обусловленной изменчивостью ориентацией молодежи, ее социально-профессиональной неопределенностью. Положение усугубляется обострением социальных проблем молодежи, связанных с коренным изменением социокультурных и политических условий развития личности, что влечет за собой возрастающие трудности самоопределения молодых людей, в том числе и в профессиональном плане.

Во-вторых, для молодежного рынка труда специфична низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами. Молодежь подвергается наибольшему риску потерять работу или не трудоустроиться. Возможности трудоустройства новой рабочей силы, вступающей на рынок труда впервые, сокращаются. Ограничение спроса на рынке труда снижает возможности трудоустройства выпускников учебных заведений.

В-третьих, молодежная занятость имеет явные и скрытые размеры. Продолжает увеличиваться группа молодежи, которая нигде не работает и не учится, к концу 2008 года ее численность в целом по России превысила миллион.

В-четвертых, молодежный рынок труда характеризуется большой вариантностью. Это обусловлено тем, что на него выходят выпускники учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по всем возможным профессиям. Отсутствие спроса на региональном рынке труда на многие из них, приводит к тому, что большая часть ищущих работу молодых людей, в том числе недавних выпускников учебных заведений, трудоустраивается по специальностям, далеким от базового образования, для многих переподготовка является единственной возможностью получить работу. […] Для получения информации о трудоустройстве по специальности кафедра Социологии и управления персоналом «МАТИ» – РГТУ им. К.Э. Циолковского в 2007 году разработала исследовательскую программу «Адаптация выпускников кафедры», которая приобрела характер мониторинга. Объектом рассматриваемого исследования выступила социальная группа молодых специалистов с высшим образованием. Предметом исследования являлся процесс адаптации в период социально - экономического кризиса выпускников кафедры. В соответствии с задачами проведенного исследования, основным методом исследования был выбран метод опроса (анкетирования), как элемент ежегодного мониторинга профессионально-трудовой жизни выпускников кафедры. В исследовании приняли участие 78 человек, то есть в опросе участвовали все выпускники 2006-2008 годов, а также 37 непосредственных руководителей выпускников (молодых специалистов) 2006-2008 годов.

По результатам исследования были получены следующие данные.

В настоящее время из выпуска 2006 года работают: 50% – по полученной специальности, 42,3% – осуществляют трудовую деятельность, не связанную с полученным образованием. Из выпуска 2007 года: 50% – по полученной специальности и, соответственно, 46,2% – осуществляют трудовую

деятельность не по полученной специальности. Из выпуска 2008 года: 42% –

по полученной специальности, 58% осуществляют трудовую деятельность,

не связанную с полученным образованием. […]

По полученным данным можно сделать вывод, что примерно половина выпускников ВУЗов работают не по своей специальности.

Ежегодно из числа выпускников каждый четвертый становится потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии. Кроме того, пятая часть молодых людей увольняется из-за неудовлетворенности профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения.

В-пятых, на молодежном рынке труда создалась чрезвычайно сложная ситуация с женской занятостью: традиционно среди выпускников учебных заведений, особенно вузов, женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают явное предпочтение при приеме на работу мужчинам.[…] Также следует отметить, что рождение и воспитание детей вынуждает женщин откладывать свои профессиональные устремления, что приводит к их отставанию в карьерном росте от ровесников-мужчин.[Руденко Г.Г., Савелов А.Р. «Специфика положения молодежи на рынке труда»//Социс, 2002,№5]

Складывающийся рынок труда предполагает выявление приоритетных профессий и специальностей на определенный момент. В связи с этим возникли теоретические и прикладные задачи по количественному и качественному сопоставлению востребованных рынком труда профессий и специальностей, по которым ведется подготовка специалистов в учебных заведениях. […]

Результаты многочисленных социологических опросов, в том числе и мониторингов ВЦИОМ (Всероссийского центра изучения общественного мнения), свидетельствуют, что большинство молодых людей не осведомлены о состоянии спроса на рабочую силу на территориальных рынках труда. Очень показательны в этом отношении материалы обследований различных групп молодежи относительно ее профессиональных предпочтений.

По результатам опросов молодежи относительно наиболее востребованных специальностей в ближайшие три-пять лет, на вершине ранговой вертикали чаще всего оказываются такие, как юрист и экономист. Подобного рода предпочтения одинаково характерны для разных социально-возрастных категорий молодежи (старшеклассников, студентов). И это, несмотря на то, что рынок труда многих регионов последние несколько лет перенасыщен специалистами юридического и экономического профиля. Проведенный в 2003 г. опрос студентов разных курсов Московского государственного социального университета выявил, что наибольшую привлекательность для них представляют такие специальности, как программист, экономист и юрист. В первую десятку самых популярных профессий вошли также психолог, бухгалтер, инженер, врач, эколог, педагог.

В то же время в рейтинге 20 востребованных в будущем специальностей 12-ую позицию молодые люди отдали рабочим профессиям. Они опередили такие ”модные” в глазах молодежи специальности, как дизайнер, маркетолог, журналист, социолог и др. Однако не нужно преувеличивать значение этого факта. Разрыв между спросом и предложением на рабочие профессии не сокращается, а наоборот, растет. Усиливается напряженность, связанная с дефицитом квалифицированных рабочих кадров, особенно молодых.

На рынке труда по-прежнему велика потребность в работниках для промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, сферы обслуживания, рейтинг которых у молодежи очень низкий. Так, результаты опросов выпускников московских школ последних лет показали, что лишь 1,5-2% школьников старших классов планируют трудоустроиться сразу после окончания школы или получить профессиональную подготовку по рабочей специальности.

Проблема удовлетворения спроса на квалифицированные рабочие кадры стоит в нашей стране особенно остро, поскольку сегодня средний возраст высококвалифицированных рабочих достиг 55 лет. Периодичность переквалификации рабочих на многих предприятиях у нас составляет 12-14 лет, в то время как в странах Запада - от 3 до 5 лет.

В последнее десятилетие в стране, особенно в крупных городах, появилось много коммерческих образовательных учреждений, удовлетворяющих субъективный спрос молодых людей, чаще всего по ”модным” специальностям. При этом качество подготовки в них зачастую невысокое; их выпускники не могут реально конкурировать с выпускниками крупных вузов, обладающих научными школами, педагогическими традициями.

Парадокс заключается в том, что в жизни высокопрестижные сегодня специальности далеко не всегда отражают наибольшую социальную потребность. Они, скорее всего, плод ”романтических” представлений и ориентации на современный стиль жизни, рекламу и т.д. Общество нуждается в такого рода специалистах в гораздо меньшей степени, чем в других, которые в молодежном сознании оцениваются намного ниже.

К сожалению, большинство молодых людей не имеют представления о реальном спросе на профессиональные кадры со стороны рынка труда. Молодежь вступает в самостоятельную трудовую жизнь почти ”вслепую”. Преобладает случайный, внесоциальный выбор, что, в свою очередь, влечет значительные личностные и социальные издержки. Теряется вера в свои силы, а главное - время. […]

В докладе 2003 года, последнем по времени официальном докладе о положении молодежи в нашей стране отмечается, что массовый характер носят нарушения действующего законодательства в отношении труда молодежи, прежде всего несовершеннолетних. Речь идет о привлечении лиц до 18 лет к запрещенным для них сверхурочным работам и работе в ночное время, о нарушении санитарно-гигиенических норм труда. Ни для кого не секрет, что нередко подростков привлекают к работе без надлежащего оформления трудовых отношений. Молодежная безработица возросла за три года (с 1999 по 2002 год) на 2,5%, при этом доля зарегистрированной безработной молодежи составила 32% каждого шестого из учебного заведения. Выросло среднее время поиска рабочего места среди безработных, причем для молодых людей более старшей возрастной группы (25-29 лет), т.е. для тех, кто уже имеет трудовой стаж оно выше и составляет в среднем более 8 месяцев.[…] Это можно проинтерпретировать как следствие несоответствия профессиональных и материальных притязаний молодежи конкретным предложениям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: