Психологические особенности подросткового периода




Введение

 

 

В целостной поведенческой реакции потребности, мотивации и эмоции выступают в неразрывном единстве, однако и содержательно, и экспериментально их можно разделить, так как они отражают активность хотя и тесно взаимодействующих, но специализированных отделов ЦНС, с одной стороны, и выполняют разные функции в обеспечении поведения, с другой.

Эмоции, влечения и потребности связаны с формированием личности и с развитием ее интересов. Они возникают вследствие взаимодействия человека со всем тем, что его окружает в реальной жизни, и занимают существенно важную сферу в структуре личности [1].

Хотя в общей структуре жизнедеятельности доминирующее положение и руководящая роль принадлежат сознанию, человек воспринимается подлинно как личность лишь тогда, когда его внутренний мир полон чувств, переживаний и желаний. Без них человек был бы подобен думающей машине, которая, обладая памятью и логическим разумом, не способна ни чувствовать, ни желать, ни осуществлять какую-либо творческую деятельность.

Не следует думать, что эмоции, влечения и потребности являются неким составным элементом биологической сущности человека. Напротив, необходимо подчеркнуть уже отмеченное нами положение, что они составляют существенно важную сферу в структуре личности. Если бы эмоции, влечения и потребности всецело относились к области биологической жизни человека, на них не распространялись бы требования нравственного закона. Так, например, быть сытым или голодным не является нравственным или безнравственным, потому что эти физиологические состояния относятся не к личности, а к природе. Но проявление или отсутствие чувства сострадания к голодному человеку подлежит этической оценке, поскольку это чувство относится к характеру проявления личности [2].

Проблема изучения человеческой эмоционально-потребностной сферы занимает особое место в психологии. В самом деле: все, что мы делаем, определяется, в конечном счете, нашими мотивами. Выбираем ли мы себе занятие, круг общения, супруга, успешно ли мы учимся и работаем – все это так или иначе связано с потребностями и мотивами. А без знания мотивации конкретных людей вряд ли возможно прогнозировать и корректировать их поведение и состояние. Учет мотивов, отношений и потребностей человека необходим для эффективного психологического консультирования и психотерапии, профориентации, отбора и расстановки кадров, управления, образования, рекламы, пропаганды.

Таким образом, приступая к изучению эмоций, влечений и потребностей, мы должны иметь в виду, вообще, все то, что, входя в эмоционально-потребностную сферу личности, подлежит ее этической оценке, подчиняется требованиям нравственного закона и контролю со стороны сознания.

Цель исследования: изучить психодиагностические методы изучения эмоционально-потребностной сферы личности.

Объект исследования: личность подростка.

Предмет исследования: эмоциональная направленность, базовые потребности личности подростка.

Задачи исследования:

- уточнить понятие «эмоционально-потребностная сфера личности»;

- обозначить и описать особенности подросткового возраста;

- проанализировать особенности эмоциоанльно-потребностной сферы в подростковом возрасте;

- отобрать и обосновать методы и методики для эмпирического исследования;

- провести количественный и качественный анализ результатов исследования.

Методы исследования:

- анализ научной литературы;

-психодиагностический метод (методика «Диагностика эмоциональной направленности личности», методика «Диагностика личностных и групповых базовых потребностей», «Мотивация аффилиации» - А.Мехрабиан);

- интерпретационный метод (качественный и количественный анализ)

Практическая значимость: теоретические выводы и анализ результатов эмпирического исследования эмоционально-потребностной сферы личности подростка возможно использовать в деятельности практического психолога по построению сопровождающей работы детей подросткового возраста.

База исследования: ГУ Средняя школа № 23 г.Петропавловска. Выборка в целом составила 15 детей подросткового возраста.

 

Глава 1. Эмоциоанльно-потребностная сфера в структуре личности

Психологические особенности подросткового периода

В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я - концепция». Когда говорят, что ребенок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причем как равноправного участника этой жизни. Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости ­и физически, и психологически, и социально. Он объек­тивно не может включиться во взрослую жизнь, но стре­мится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще все­го - во внешнем облике, в манерах. Еще совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить враз­валку, опустив руки глубоко в карманы и сплевывая через плечо. У него могут появиться сигареты и обязательно ­новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и прическу с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплескивая на маму эмо­ции по поводу имеющихся расхождений [3].

Отметим, что внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфлик­тов в семье. Родителей не устраивают ни молодежная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребенку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Он мо­жет переживать отсутствие куртки - такой же, как у всех в его компании, - как трагедию. Желание слиться с груп­пой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмо­циональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социаль­ной мимикрией.

Подражание взрослым не ограничивается манерами и одеждой. Подражание идет и по линии развлечений, ро­мантических отношений. Независимо от содержания этих отношений копируется «взрослая форма»: свидания, за­писки, поездки за город, дискотеки и т.п. [4].

Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иног­да уродливыми, а образцы для подражания - не лучши­ми, в принципе подростку полезно пройти через такую школу новых отношений, научиться брать на себя разно­образные роли. Но встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близ­ких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятель­ность, когда подросток интересуется определенной облас­тью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразо­ванием. Или забота о семье, участие в решении как слож­ных, так и ежедневных рутинных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается, - младшему брату, уставшей на ра­боте маме или больной бабушке. Впрочем, лишь неболь­шая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распростра­ненной в наше время является социальная инфантильность.

Одновременно с внешними, объективными проявлени­ями взрослости возникает и чувство взрослости - отно­шение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осоз­нание себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста (11-13 лет).

Чувство взрослости, являясь особой формой самосозна­ния, не жестко связано с процессом полового созревания. Можно сказать, что половое созревание не становится ос­новным источником формирования чувства взрослости. Бывает, что высокий, физически развитый мальчик ведет себя еще совсем по-детски, а его маленький сверстник с тонким голоском ощущает себя взрослым человеком и тре­бует от окружающих признания этого факта. Он претендует на равноправие в отношениях со стар­шими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые сторо­ны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, иногда учебы. В последнем случае отвергается не только контроль за успеваемостью, временем выполнения домашних заданий и т.п., но зачастую и помощь. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром отстаивает их (будь то при­страстие к какому-то направлению в современной музыке или отношение к новому учителю), даже несмотря на нео­добрение окружающих. Поскольку в подростковом возрас­те все нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ре­бенок будет столь же эмоционально[5].

Чувство взрослости связано с этическими нормами по­ведения, которые усваиваются детьми в это время. Появля­ется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со свер­стниками. Интересно, что подростковый «кодекс» товари­щества интернационален, так же как и книга А. Дюма «Три мушкетера», считающаяся подростковым романом, с ее девизом: «Один за всех и все за одного». М. Аргайл и М. Хен­дерсон, проведя в Англии обширный опрос, установили основные неписаные правила дружбы. Это взаимная под­держка, помощь в случае нужды, уверенность в друге и доверие к нему, защита друга в его отсутствие, принятие успехов друга, эмоциональный комфорт в общении. Важно также сохранять доверенные тайны, не критиковать про­чие личные отношения друга, не быть назойливым и не поучать, уважать его внутренний мир и автономию. Так как подросток во многом непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил, но от друзей ожидает их неукоснительного соблюдения.

Наряду с чувством взрослости Д. Б. Элькониным рассмат­ривается подростковая тенденция к взрослости - стремле­ние казаться и считаться взрослым. Желание выглядеть в чужих глазах взрослым усиливается, когда не находит от­клика у окружающих. В то же время встречаются подростки и с неярко выраженной тенденцией - их претензии на взрослость проявляются эпизодически, в отдельных неблагоприятных ситуациях, при ограничении их свободы, са­мостоятельности [6].

Развитие взрослости в разных ее проявлениях зависит от того, в какой сфере пытается утвердиться подросток, какой характер приобретает его самостоятельность - в от­ношениях со сверстниками, использовании свободного времени, различных занятиях, домашних делах. Важно и то, удовлетворяет его формальная самостоятельность, вне­шняя, кажущаяся сторона взрослости или нужна самосто­ятельность реальная, отвечающая глубокому чувству. Су­щественно влияет на этот процесс система отношений, в которую включен подросток, - признание или непри­знание его взрослости родителями, учителями и сверстни­ками. Особенности этих отношений мы рассмотрим ниже.

Чувство взрослости становится центральным новообра­зованием младшего подросткового возраста, а к концу пе­риода, примерно в 15 лет, подросток делает еще один шаг в развитии своего самосознания. После поисков себя, лич­ностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».

Вспомним, как развивалась детское самосознание. К 3 го­дам появилась чисто эмоциональная, завышенная само­оценка. Позже, в дошкольном возрасте возникают рацио­нальные компоненты самооценки, осознание некоторых своих качеств и поведения, согласующегося с требования­ми взрослых. Но, несмотря на это, дошкольники судят о себе поверхностно и оптимистично. Если их попросить опи­сать себя, они это сделают в основном с внешней точки зрения, отмечая такие особенности, как цвет волос, рост, любимые занятия. У младших школьников самооценка ста­новится более адекватной и дифференцированной. Они различают свои физические и духовные качества, оцени­вают свои способности, сравнивают себя с другими: «Я луч­ше катаюсь на велосипеде, чем мой брат», «О, это мне ничего не стоит сделать на пять. А эта сделает только на двойку, а то и на кол. Она «колышница».

К концу младшего школьного возраста дети, характе­ризуя себя, все чаще описывают типичное для них поведе­ние, ссылаются на свои мысли и чувства.

Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внут­реннему миру, а затем происходит постепенное усложне­ние и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связан­ные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают дру­зья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сход­ства, и отчасти близкие и взрослые. Личностная рефлек­сия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесником, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.

Самоанализ, иногда чрезмерный, переходящий в самокопание, приводит к недовольству собой. Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему об­щему уровню и неустойчивой.

Подростки, изучая себя, представляют, что и другие люди тоже постоянно наблюдают за ними, оценивают их. Это яв­ление в западной психологии называют «воображаемой ауди­торией». Имея воображаемую аудиторию, подросток чувствует себя в центре внимания окружающих, иногда даже совер­шенно незнакомых прохожих на улице. Он все время открыт чужим взглядам, что усиливает его ранимость [2, с.285].

С развитием самосознания связаны и возникающие в подростковом возрасте склонность к уединению, чувства одиночества, непонятости и тоски. Эти новые чувства, не свойственные детям младших возрастов, проявляются в аффективных вспышках и появляющейся вдруг на время замкнутости. Образы «Я», которые создает в своем сознании подрос­ток, разнообразны - они отражают все богатство его жизни. Физическое «Я», т.е. представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способно­стях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образует большой пласт «Я-концепции» - так называемое реальное «Я».

Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию когнитивного (познавательного) компонен­та «Я-концепцию». С ним связаны еще два - оценочный и поведенческий. Для подростка важно не только знать, ка­кой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зави­сит от системы ценностей, сложившейся главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников. Разные подрост­ки поэтому по-разному переживают отсутствие красоты, блестящего интеллекта или физической силы. Кроме того, представлениям о себе должен соответствовать определен­ный стиль поведения. Девочка, считающая себя очарова­тельной, держится совсем иначе, чем ее сверстница, кото­рая находит себя некрасивой, но очень умной.

Подросток - еще не цельная зрелая личность. Отдель­ные его черты обычно диссонируют, сочетание разных об­разов «Я» негармонично. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового воз­раста при водит к изменчивости представлений о себе. Иног­да случайная фраза, комплимент или насмешка приводят к заметному сдвигу в самосознании. Когда же образ «Я» достаточно стабилизировался, а оценка значимого человека или поступок самого подростка ему противоречит, час­то включаются механизмы психологической защиты. Допу­стим, мальчик, считающий себя смелым, струсил. Рассог­ласование его представлений о себе и реального поведения может вызвать такие болезненные переживания, что, из­бавляясь от них, он начинает убеждать всех, и прежде все­го себя, что этот поступок был разумным, его требовали обстоятельства, и поступить иначе было бы глупо (меха­низм рационализации); или признает, что он струсил, но ведь и все его приятели - трусы, каждый поступил бы так же на его месте (механизм проекции) и т.п.

Помимо реального «Я» «Я-концепция» включает в себя идеальное «Я». При высоком уровне притязаний и недоста­точном осознании своих возможностей идеальное «Я» мо­жет слишком сильно отличаться от реального. Тогда пере­живаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверен­ности в себе, что внешне может выражаться в обидчивос­ти, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ пред­ставляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Подростки не только мечтают о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся развить в себе жела­тельные качества. Если мальчик хочет стать сильным и лов­ким, он записывается в спортивную секцию, если хочет быть эрудированным - начинает читать художественную и научную литературу. Некоторые подростки разрабатывают целые программы самосовершенствования.

Самовоспитание становится возможным в этот период благодаря тому, что у подростка развивается саморегуляция. Разумеется, далеко не все они способны проявить на­стойчивость, силу воли и терпение, чтобы медленно про­двигаться к созданному ими самими идеалу. Кроме того, у многих сохраняется детская надежда на чудо: кажется, что в один прекрасный день слабый и боязливый вдруг нокау­тирует первого в классе силача и нахала, а троечник блес­тяще напишет контрольную работу. Вместо того чтобы дей­ствовать, подростки погружаются в мир фантазий.

В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и обра­зуют целостную систему - «Я-концепцию». У части детей «Я-концепция» может формироваться позже, в старшем школьном возрасте. Но в любом случае - это важнейший этап в развитии самосознания [7].

Подросток обладает сильными, иногда гипертрофиро­ванными потребностями в самостоятельности и в обще­нии со сверстниками. Подростковая самостоятельность вы­ражается в основном в стремлении к эмансипации от взрос­лых, освобождении от их опеки, контроля, а также в раз­нообразных увлечениях - неучебных занятиях. Эти потреб­ности так ярко проявляются в поведении, что говорят о «подростковых реакциях».

Увлечения - сильные, часто сменяющие друг друга, иногда «запойные» - характерны для подросткового воз­раста. Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. Выбирая себе занятие по душе, подросток удовлетворяет и потребность в самостоятельно­сти, и познавательную потребность, и некоторые другие.

Именно в этот период появляется потребность в серьез­ной самостоятельной деятельности, которая в принципе может удовлетворяться в рамках школьного обучения. По мнению Д. Б. Эльконина, младший подростковый возраст сензитивен к переходу учебной деятельности на более вы­сокий уровень. Учение может приобрести новый личност­ный смысл стать деятельностью по самообразованию и са­мосовершенствованию. К сожалению, это случается не очень часто. Руководить интересами подростка в этом направле­нии могут взрослые - любимые учителя и родители, ис­кренне увлеченные своим делом. Побудить его к дополни­тельным занятиям определенным учебным предметом им удается, только соблюдая осторожность: излишнее давле­ние с их стороны приводит к противоположной реакции ­нежеланию делать то, что навязывают, к апатии или бунту [6, с.145].

Как правило, увлечения имеют неученый характер. Пе­ресекаться со школьным обучением могут только увлечения интеллектуально-эстетические (по классификации А.Е. Личко), и то не все. Они связаны с глубоким интересом к люби­мому занятию - истории, радиотехнике, музыке, рисова­нию, разведению цветов и т.д. Это наиболее ценные с точки зрения развития подростка увлечения, но и они иногда ус­ложняют жизнь детям и их родителям. Бывает, что поглощен­ные любимым делом подростки запускают учебу в школе.

На интеллектуально-эстетические увлечения внешне похожи так называемые эгоцентрические. Изучение редких иностранных языков, увлечение стариной, занятия мод­ным видом спорта, участие в художественной самодеятель­ности и т.п. - любое дело становится всего лишь средством демонстрации своих успехов. Подростки, имеющие такого рода увлечения, стараются привлечь к себе внимание ори­гинальностью своих занятий, выделиться, возвыситься в глазах окружающих. Детям с аналогичной личностной на­правленностью бывают свойственны и лидерские увлечения, которые сводятся к поиску ситуаций, где можно что-то организовывать, руководить сверстниками. Они меняют кружки, спортивные секции, школьные поручения, пока не найдут группу, в которой могут стать лидером[8].

Телесно-мануальные увлечения связаны с намерением ук­репить свою силу, выносливость, приобрести ловкость или какие-нибудь искусные мануальные навыки. Помимо спорта это вождение мотоцикла или картинга, занятия в столяр­ной мастерской и т.д. В основном это увлечения мальчи­ков, которые таким образом развиваются в физическом отношении и овладевают нужными для них умениями. Но нередко они заинтересованы не столько в самом процессе занятий, сколько в достигаемых результатах.

Накопительские увлечения - прежде всего коллекцио­нирование во всех его видах. Страсть к коллекционирова­нию может сочетаться с познавательной потребностью (на­пример, при коллекционировании марок), со склоннос­тью к накоплению материальных благ (коллекционирова­ние старинных монет, дорогих камней), с желанием сле­довать подростковой моде (собирание наклеек, этикеток от импортных бутылок) и т.д.

Самый примитивный вид увлечений – информативно-коммуникативные увлечения. В них проявляется жажда полу­чения новой, не слишком содержательной информации, не требующей никакой критической переработки, и потребность в легком общении со сверстниками - во множе­стве контактов, позволяющих этой информацией обмени­ваться. Это многочасовые пустые разговоры в привычной дворовой компании или со случайными приятелями, со­зерцание происходящего вокруг (от витрин магазинов до уличных происшествий), длительное просиживание перед телевизором или видеомагнитофоном. По телевидению ча­сами может просматриваться все подряд, но особенно ­фильмы детективно-приключенческого жанра, боевики. Вся информация усваивается на достаточно поверхностном уровне, иногда тут же передается другим и забывается, за­глушаясь следующей порцией. Это времяпрепровождение трудно назвать увлечением в собственном смысле этого слова, но оно характерно для определенной части подрост­ков. В среде подростков, лишенных содержательных увле­чений, возникают основные проблемы, связанные с азарт­ными играми, противоправным поведением, ранней ал­коголизацией, токсикоманией и наркоманией. Безусловно, подбор интересного занятия для подростка, организация части его свободного времени благодаря кружкам или сек­циям не становится гарантией того, что эти проблемы бу­дут сняты. Но, тем не менее это - один из наиболее дей­ственных путей их профилактики [9].

Характер увлечений подростка тесно связан с интенсив­ным становлением в данном возрасте типа характера. Выше были отмечены основные виды увлечений, свойственные различным акцентуациям (равно как более мягко выраженным тенденциям) характера. Напомним, что интеллектуально-эстетические увлечения наиболее характер­ны для тревожного (сензитивного), застревающего (шизо­идного), осторожного (психастенического) и дистимного (астено-невротического) типов. Эгоцентрические увлечения присущи в основном демонстративному (истероидному), отчасти возбудимому (эпилептоидному) и гипертимному типам характера. Этим же типам свойственны лидерские ув­лечения. Телесно-мануальные увлечения чаще всего встре­чаются у подростков с возбудимым типом характера, не­редко также у гипертимных. Накопительские увлечения осо­бенно характерны для возбудимого типа; у подростков с демонстративным типом характера они проявляются в свя­зи с потребностью привлечь к себе внимание.

Информативно-коммуникативные увлечения типичны для подростков с неустойчивым типом характера либо со смешанными с ним типами (гипертимно-неустойчивым, истероидно-неустойчивым и др.). Подростки с неустойчи­вым типом характера склонны к поверхностным контактам, легко поддаются влиянию окружающих, постоянно ищут новые впечатления, развлечения и компании. А.Е. Личко подчеркивает, что их неустойчивость относится к поведе­нию; социально-приемлемые нормы поведения у них не сформированы. Этих подростков отличает безволие, особенно в учебе, труде, выполнении обязанностей и долга, дости­жении целей [8, с.169].

Общение со сверстниками у подростков столь же эмоци­онально, что и увлечения. Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личност­ное общение. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подростковая друж­ба - сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понима­ния и принятия своих собственных переживаний и устано­вок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать (а для этого нужно иметь сходные проблемы или такой же взгляд на мир человеческих отношений), становится своеобраз­ным психотерапевтом. Он может помочь не только лучше понять себя, но и преодолеть неуверенность в своих силах, бесконечные сомнения в собственной ценности, почувство­вать себя личностью. Если же друг, занятый своими, тоже сложными подростковыми делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений. И тогда подросток, чувствуя себя одиноким, снова будет искать идеал и стремиться к как можно более полному пониманию, при котором тебя, несмотря ни на что, любят и ценят. Вспомним старый фильм «Доживем до понедельника. Представление о счастье маль­чик смог отразить в одной фразе: «Счастье - это когда тебя понимают»[10].

Как показано в американских исследованиях, в подрост­ковом возрасте близкие друзья, как правило, - ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде. По сравнению с приятелями они более похожи по уровню умственного развития, по соци­альному поведению, успехам в учении. Встречаются и ис­ключения. Например, для серьезной девочки, хорошо успе­вающей в школе, лучшей подругой может стать девочка шумная, экстравагантная, интересующаяся не учебой, а развлечениями. Притягательность противоположного харак­тера объясняется обычно тем, что подросток ищет в друге привлекательные черты, которых ему самому недостает.

В дружеских отношениях подростки крайне избиратель­ны. Но их круг общения не ограничивается близкими дру­зьями, напротив, он становится гораздо шире, чем в пре­дыдущих возрастах. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформаль­ные группы или компании. Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие инте­ресы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. То, что получает от группы подросток и что он может дать ей, зависит от уровня развития груп­пы, в которую он входит.

Чтобы представить уровень развития группы, перечис­лим сначала критерии ее развития, выделенные Л.И. Уман­ским. Это:

1) единство целей, мотивов, ценностных ори­ентаций членов группы, определяющее ее нравственную направленность;

2) организационное единство;

3) груп­повая подготовленность в определенной сфере деятельно­сти;

4) психологическое единство [10, c.151].

Диффузная группа, име­ющая самый низкий уровень развития, существует только формально и не обладает ни одной из этих характеристик. Примером может служить класс в новой школе, набран­ный из детей, еще не знающих как следует друг друга. Бо­лее развитая группа - ассоциация, она имеет общую цель и структуру. Группе-кооперации присуще единство цели и де­ятельности, здесь есть групповой опыт и подготовленность.

Наиболее развитые группы - корпорация и коллектив. Они отвечают всем критериям, приведенным выше; разница между ними заключается в нравственной направленности. Для кор­порации характерны групповой эгоизм и индивидуализм, про­тивопоставление себя другим группам. Корпорацией может стать хорошо организованная дворовая компания, закрепля­ющая за собой территорию и воюющая с соседними группа­ми; асоциальная группа, члены которой совершают более или менее серьезные правонарушения, например кражи. Корпо­рация может возникнуть и в классе. Такая замкнутая группа, сплоченная общими интересами, даже будучи высокоинтел­лектуальной, всегда отчуждена, несколько враждебна по от­ношению к другим детям. Наоборот, коллектив более открыт и доброжелателен к тем, кто в него не входит. Здесь не бывает отгороженности, кастовости, группового эгоизма. В коллективе преобладают отношения взаимопомощи и взаимопони­мания, благодаря чему эффективнее, чем в других группах, решаются общие задачи, а трудности не вызывают дезорганизованности. Эмоциональная совместимость членов коллек­тива позволяет создать в группе благоприятную психологи­ческую атмосферу.

Если подросток попадает в группу с достаточно высоким уровнем социального развития, это благотворно отражается на формировании его личности. При неудовлетворенности внутригрупповыми отношениями он ищет себе другую груп­пу, более соответствующую его запросам. Подросток может входить одновременно в несколько групп, допустим, в одну из групп класса, в компанию своего или соседнего двора и группу, сложившуюся на занятиях в спорткомплексе. Иног­да значительное влияние на личность оказывают подрост­ковые группы, образующиеся в летних лагерях.

В этот возрастной период детей так тянет друг к другу, их общение настолько интенсивно, что говорят о типично подростковой «реакции группирования». Несмотря на эту общую тенденцию, психологическое состояние подростка в разных группах может быть различным. Для него важно иметь референтную группу, ценности которой он принима­ет, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Входить в любую группу, готовую его принять, недоста­точно. Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не всех подростков принимают в группы, часть из них оказывается изолированной. Это обычно неуверенные в себе, замкну­тые, нервные дети и дети, излишне агрессивные, занос­чивые, требующие к себе особого внимания, равнодуш­ные к общим делам и успехам группы.

Отношения со взрослыми, прежде всего с родителями, ­еще одна значимая сфера отношений подростков. Влияние родителей уже ограничено - им не охватываются все сферы жизни, как это было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчи­ками и девочками, в вопросах, связанных с развлечения­ми, молодежной модой, современной музыкой и т.п. Но ценностные ориентации подростка, понимание им соци­альных проблем, нравственные оценки событий и поступ­ков зависят в первую очередь от позиции родителей [4, с.123].

В то же время для подростков характерно стремление к эмансипации от близких взрослых. Нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в пра­вах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным образом от стиля воспи­тания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться - принять чувство взрослости своего ребенка.

Основные сложности в общении, конфликты возника­ют из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. Контроль может быть принципиально различным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: