Направление «Я и другие».




Декабрьское сочинение 2020-2021

Дидактические материалы.

Направление «Я и другие».

(человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»);

При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми.

«Я» - «Человек» ( Личность, индивидуум, существо) – живое существо, в отличие от животного, обладающее даром речи и мысли и способностью создавать и использовать орудия в процессе общественного труда, обладатель лучших моральных и интеллектуальных свойств.

«Другие» - «Общество» (сообщество, община, товарищество, круг, среда) - совокупность определенных производственных отношений, образующая особую ступень развития в истории человечества. Организация, объединение людей, ставящих себе какие-нибудь общие задачи.

Примерные темы:

1) Как вы понимаете выражение «быть самим собой»?

2) Почему важно быть толерантным?

3) Всегда ли нужно избегать конфликтов?

4) Может ли человек выжить без общения?

5) Почему люди не понимают друг друга?

6) Согласны ли вы с высказыванием Александра Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?

7) Что важно изменить в самом себе, чтобы лучше понимать других?

8) Почему многие люди зависят от мнения окружающих?

9) Всегда ли нужно стремиться к полному взаимопониманию с близкими людьми?

10) Почему общество не принимает некоторых людей?

11)Что важно изменить в себе, чтобы лучше понимать других?

12)Как научиться понимать другого человека?

13)Что лучше: пойти на компромисс с окружением или отстаивать свою позицию, рискуя ранить обидеть?

14)Бывает ли общественное мнение ошибочным?

15)Какого человека можно назвать сложившейся личностью?

16)В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?

17)Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе?

18)Может ли один человек противостоять окружающему обществу?

19)Согласны ли Вы с пословицей «Один в поле не воин»?

Цитаты:

Оставаться собой в мире, который постоянно пытается сделать вас чем-нибудь другим - величайшее достижение. ~ Ральф Уолдо Эмерсон

Всякий раз, когда вы обнаруживаете себя на стороне большинства - время остановиться и задуматься. ~ Марк Твен

Будьте собой. Все остальные места уже заняты. ~ Оскар Уайльд

Я никому не позволю проходить через мой ум своими грязными ногами. ~ Махатма Ганди

Думаю, награда за конформизм - то, что вы нравитесь всем, кроме себя. ~ Рита Мей Браун

Всегда будьте первоклассной версией самих себя, а не второсортной версией кого-то другого. ~ Джуди Гарленд

Личности всегда приходится бороться, чтобы не быть раздавленным массой. Если вы попробуете это, вы часто будете одиноки, и иногда вам будет страшно. Но никакая цена не слишком высока за привилегию обладать собой. ~ Фридрих Ницше

Желание быть кем-то другим — это потеря самого себя. ~ Цитата приписывается Курту Кобейну. Возможно, это не так, и настоящий автор неизвестен

Я наконец прекратила убегать от самой себя. Кто еще лучший может там быть? ~ Голди Хоун.

Примерный список произведений:

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».

А. Платонов «Юшка».

И.С. Тургенев «Отцы и дети».

А. Островский «Гроза».

М.Ю. Лермонтов Дума», «Герой нашего времени».

В.К. Железников «Чучело»

 

Оскар Уайльд однажды сказал с присущим ему остроумием: "Будь собой, все остальные роли уже разобрали". Как бы забавно не звучало, это краткое изложение истины. В то же время, вы не можете быть собой, если сначала не узнаете, не поймете и не примете себя.

 

Нате! Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, а я вам открыл столько стихов шкатулок, я - бесценных слов мот и транжир. Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста Где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь. А если сегодня мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется - и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам я - бесценных слов транжир и мот. В. В. Маяковский. «Скрипка и немножко нервно» Скрипка издергалась, упрашивая, и вдруг разревелась так по-детски, что барабан не выдержал: «Хорошо, хорошо, хорошо!» А сам устал, не дослушал скрипкиной речи, шмыгнул на горящий Кузнецкий и ушел. Оркестр чужо смотрел, как выплакивалась скрипка без слов, без такта, и только где-то глупая тарелка вылязгивала: «Что это?» «Как это?» А когда геликон — меднорожий, потный, крикнул: «Дура, плакса, вытри!» — я встал, шатаясь, полез через ноты, сгибающиеся под ужасом пюпитры, зачем-то крикнул: «Боже!», бросился на деревянную шею: «Знаете что, скрипка? Мы ужасно похожи: я вот тоже ору — а доказать ничего не умею!» Музыканты смеются: «Влип как! Пришел к деревянной невесте! Голова!» А мне — наплевать! Я — хороший. «Знаете что, скрипка? Давайте — будем жить вместе! А?» Лирический герой в буквальном смысле выступает перед публикой в стихотворении «Нате!». Название содержит еще более смелый вызов, нежели раньше — оно похоже не то на перчатку, брошенную в условное лицо толпы, не то на плевок. Поэт резок до крайности, к примеру, себя он называет не иначе как «грубым гунном», который вынужден кривляться перед сборищем недостойных людишек. Он дает доступ к «бабочке поэтиного сердца» грязной толпе, «стоглавой вши». Это временное положение может в любой момент быть нарушено: Я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам я - бесценных слов транжир и мот. Толпа также ощущает в себе силы. Она стремится окружить и уничтожить «белую ворону». Об этом рассказывает стихотворение «Вот так я сделался собакой». Поэт испытывает сильный надрыв. Нервы его сдают; единственным оставшимся способом защиты от толпы становится ответ злом на зло: он превращается в сгусток отрицательной энергии, столь же агрессивный, как и нападающие: ... толпа навалилась, огромная, злая, я встал на четвереньки и залаял: «Гав! гав гав!» За этой внешней пеленой злобы и агрессии почти не виден внутренний, камерный облик поэта. Небольшое количество ранних стихов открывает читателю богатое внутреннее содержание души Маяковского. Ранимость этой души ощущается в немногих и весьма редких собственно лирических стихотворениях. Драма одиночества и непонимания достигает своего пика в стихотворении «Скрипка и немножко нервно». Ситуация внешне до крайности нелепа, однако внутреннее, философское наполнение ее глубоко — это духовное, «нервное» переживание. Финальный вопрос звучит, словно мольба — герой не знает, сможет ли он преодолеть безысходность своего одиночества. Таким образом, в Маяковском непостижимо уживаются два человека — сатирик и лирик. Первый — поборник старых порядков, враг толпы, который ненавидит город (последний является настоящим «адищем» для чуткого и тонкого человека). Поэтому он не может не обрушить свой агрессивный, грубый сарказм на людишек — пленников «раковин вещей», смотрящих из-за обеденного стола. Но второе «я» поэта — это ранимая, тонкая душа, скрытая за толстой броней внешних конфликтов. Такая маска позволяет укрыть душу от внешнего воздействия, но порождает непонимание и одиночество.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» «Да, такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не лас кал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм,— другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир,— меня никто не понял: и я вы учился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался». ******** «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные.., Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший цвет жизни». ******** «Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы». «…я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них себе в этом не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный…». ******** «Друзья, которые меня забудут или, хуже, взведут на мой счет бог знает какие небылицы; женщины, которые, обнимая другого, будут смеяться надо мною, чтоб не возбудить в нем ревности к усопшему…»; «Вот люди! Все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства, - а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности. Все они таковы, даже самые добрые, самые умные!..» В психологии есть такой термин «интеграция в общество», стадия интеграции – желание найти своё место в обществе, «вписаться в общество. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются обществом, а у Печорина этого не произошло. Изменить себя, адаптироваться для Печорина было неприемлемо. Он сильная личность, а сохранение своей непохожести способствует появлению агрессивных взаимодействий с людьми и обществом. Искренность, доброта, ум, скромность не являются ценностями для светского общества. Печорин осознаёт, что в процессе интеграции в общество, он схоронил лучшие качества души, и они умерли, и вся трагедия в том, что никто этого не заметил. Печорину хватило сил осознать, что сделало с ним общество, но не хватило силы духа найти опору в ком-то извне. Хотя, как нам кажется, жизнь предоставляла ему такие возможности. Но Печорин осознанно сделал выбор не в пользу общества. Он выбрал легкий путь. Он отказался от дружбы, от любви. А это тоже ответственность. Накануне дуэли, когда Вернер задаёт Печорину вопрос, не хотел бы он оставить завещание, Печорин отвечает, что ни друзей, ни любимой женщины у него нет. Чтобы быть хорошим собеседником, хорошим другом и семьянином, нужно обладать такими качествами как благородство, искренность, честность. А благородным человеком всё-таки быть тяжело. Он отрицает дружбу и любовь, так как не хочет что-то отдавать, а хочет только брать. Печорин – независимая личность. Еще одна причина его одиночества – он невысокого мнения о людях. Обществу человека он предпочитает общество природы. Печорин далёк от людей. Его устраивает его положение в обществе.
  В.К. Железников «Чучело» «Ленка неслась по узким, причудливо горбатым улочкам городка, ничего не замечая на своем пути. Мимо одноэтажных домов с кружевными занавесками на окнах и высокими крестами телеантенн - вверх!.. Мимо длинных заборов и ворот, с кошками на их карнизах и злыми собаками у калиток - вниз!.. Куртка нараспашку, в глазах отчаяние, с губ слетал почти невнятный шепот: - Дедушка!.. Милый!.. Уедем! Уедем! Уедем!.. - Она всхлипывала на ходу. - Навсегда!.. От злых людей!.. Пусть они грызут друг друга!.. Волки!.. Шакалы!.. Лисы!.. Дедушка!.. Ленка взбегала вверх по улице на одном дыхании, словно делала разбег, чтобы взлететь в небо. Она и в самом деле хотела бы тотчас взлететь над этим городком - и прочь отсюда, прочь! Куда-то, где ждала ее радость и успокоение. Потом стремительно скатывалась вниз, словно хотела снести себе голову. Она и в самом деле была готова на какой-нибудь отчаянный поступок, не щадя себя. Подумать только, что же они с нею сделали! И за что?!» ****** Валька, кривляясь, изгибаясь спиной, на цыпочках подбежал к Ленке и постучал костяшками пальцев по ее спине: – Бессольцева, ты запомнила наш урок? Ленка не отвечала. Она стояла не шелохнувшись. – Не отвечает, – разочарованно сказал Валька. – Выходит, не запомнила. – Может, оглохла? – пропищала Шмакова. – Так ты ее… встряхни. Валька поднял кулак, чтобы садануть Ленку по ее тоненькой худенькой спине. – А вот этого уже не надо, – остановила его Миронова, – ведь она уезжает. Значит, мы победили. Нам этого достаточно. – Пусть катится, откуда приехала! – крикнул Рыжий. И другие тоже заорали: – Нам такие не нужны! – Ябеда! – Чу-че-ло-о-о! – Валька схватил Ленку за руку и втащил в круг ребят. Они прыгали вокруг Ленки, плясали, паясничали и веселились, и каждый старался перещеголять другого: – Чу-че-ло-о-о! – Чу-че-ло-о-о! – Ого-род-ное! – Рот до ушей! – Хоть завязочки пришей! Крутился разноцветный круг, а Ленка металась внутри его.​​​​​​​ ********* Железная Кнопка не пожелала веселиться. Она вскочила на парту: "Ребята, произошла страшная история. Среди нас появился предатель!.. Она обвела всех взглядом, щеки у нее покрылись румянцем возмущения. - Что мы будем с нею делать? Надо решать". А Васильев как завопит: "Сжечь ее на костре! Да свершится гражданская казнь!" "Точно! - обрадовался Рыжий. - Сжечь ее на костре!" Все снова рассмеялись, потому что Рыжий, когда кричал: "Сжечь ее на костре!" - то корчил смешные рожи. И я тоже рассмеялась и оглянулась на Димку и показала ему, что мне совсем не страшно. Но Железная Кнопка опять не поддалась общему веселью. "Лохматый, - приказала она, - выруби Рыжего, чтобы не кривлялся". Рыжий сам сразу сдался, он закричал: "Я как все!.. Я ей ничего не прощаю!.. - Подлетел ко мне: - У-у-у, трепло-о-о!" "Ладно, Рыжий, потом будешь орать, а сейчас помолчи. И забудь про свои дурацкие шутки, - сказала Железная Кнопка. - У нас серьезный разговор и серьезное дело". Знаешь, дедушка, - сказала Ленка, - у Мироновой очень сильная воля. Я тогда снова подумала: не зря ее прозвали Железной Кнопкой, не зря. "Так простим мы ее или не простим?" Глаза ее прямо испепеляли всех. И тут все заорали кто что: "Не простим!.." "Простим!.." А я еще ничего не понимала и закричала: "Не прощайте!.. Не прощайте!.." "Тихо!" - остановила всех Железная Кнопка. Миронова понимала, что все ждут, что же она скажет, и поэтому снова тянула по своей привычке, а потом с восторгом объявила: "Бессольцевой - бойкот!" И все дружно подхватили: "Бойкот! Бойкот!"     У Лены с самого начала не складываются отношения с классом: она другая. Во-первых, она внешне не похожа на остальных: «…у меня ведь дурацкая улыбка - до самых ушей». «Я - чучело, я - урод…». Эти слова Лены отражают вовсе не то, что она некрасива, она просто другая: не интересующаяся модой, ко всем открытая, всем улыбающаяся и всех любящая. Но прозвище, данное ей одноклассниками, также подчеркивает разницу в поведении между ними: между открытостью и доверчивостью Лены и эгоизмом, корыстью, жестокостью класса, несомненно, находится пропасть. Школьный класс - малая группа, внутри которой происходят свои определенные процессы. В противовес Лене у них совсем иные ценности. Главное в их жизни отнюдь не духовное начало, все их разговоры направлены на материальные ценности: деньги, вещи, - а также характеризуются неким эгоизмом, мстительностью, злопамятством.   Сюжет повести основан на конфликте между личностью и коллективом. Уже первая глава настораживает читателя: что за «волки, лисы, шакалы» гонят по узким улочкам эту девчонку и за что? Ленка бросает вызов обществу в лице своих одноклассников. Состригая волосы наголо, она смело заявляется к Димке Сомову на торжество. Не для того, чтобы испортить настроение этим «бедным людям», нет, не в этом цель ее прихода, а в том, чтобы покончить с предательством. Ей надоело быть «без вины виноватой» Разве это не «выстраданное сознание своего морального превосходства над всеми? Из «гадкого утенка» вырастает «белый лебедь», из Чучела – личность!»     Пиковой точкой конфликта является сцена на костре. Эта сцена очень важна, она представляет собой некий переломный момент в отношениях Димы и Лены. Он так и не смог сказать правду и, перейдя на другую сторону окончательно, начинает принимать участие в травле Лены: бросает ее платье, поджигает чучело. Самый яркий пример конформизма, полного подчинения нормам группы, приспособленчества. Вся эта сцена похожа на некое жертвоприношение. И когда Бессольцева спасает чучело и бежит с ним, все разбегаются. Надо отметить, что этот момент очень важен. «Вот тогда-то я и подумала, что моя жизнь кончилась», - слова 12-тилетней девочки. Момент, когда детская, подростковая жестокость доходит до самого края. Эмоциональное, психологическое напряжение достигает своего пика.
  М. А. Булгаков Мастер и Маргарита» Одной из значимых тем романа «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова является вопрос взаимодействия, соотношения человека и власти, человека и общества. Мастер – гений, поэтому его не принимает общество. После опубликования его удивительного романа на героя начались настоящие гонения в печати. Когда Мастер закончил свое произведение, он вышел с ним в свет: «Я впервые попал в мир литературы, но теперь, когда все уже кончилось и гибель моя налицо, вспоминаю о нем с ужасом!..» Кто встретил Мастера в этом обществе? Всевозможные латунские, лавровичи, ариманы… Мелкие графоманы, занимающиеся псевдотворчеством. После того, как был напечатан отрывок из романа, эти члены МАССОЛИТа начинают травить гения. В весьма неприглядных тонах описывает Булгаков этот мир «людей искусства». Временами явно прослеживается горькая ирония автора: «Я…был принят какой-то девицей со скошенными к носу от постоянного вранья глазами». Автор замечает: «Мне все казалось, — и я не мог от этого отделаться, — что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим». Видимо, некоторые гонители героя чувствовали всю ценность его романа, но страх и желание угодить власти взяли свое. Они травят писателя, доводят его до сумасшедшего дома и полного отказа от своего детища. Мастер убивает роман и, забитый окружающим его обществом псевдолитераторов, направляется в «дом скорби». Спасает Мастера от гонений этого общества лишь любовь Маргариты и обретение вечного покоя. В русской литературе тема человека и общества встречается почти в каждом произведении великих писателей. Часто на страницах книг мы читаем о трагедиях сильной личности или маленького человека, видим противопоставление яркой живой натуры равнодушному мертвому обществу.

 

 

https://4ege.ru/sochinenie/60093-ja-i-drugie.html

 

https://4ege.ru/sochinenie/60106-itogovoe-sochinenie-2020-2021.html

 

В. Комков «Я - немец» (Рассказ о том, почему нельзя игнорировать детей даже в воспитательных целях)

И. Полянская «Утюжок и мороженое» (Об эгоизме, альтруизме, умении лгать, чтобы спастись. А вообще рассказ о двух маленьких девочках)

В. Астафьев «Людочка» (О равнодушном обществе и одиночестве)

В. Тендряков «Хлеб для собаки» (О противоречии между человечностью и долгом)

М. Горький «Старуха Изергиль» (Разные истории: о Данко, лидере, и неблагодарном обществе / о Ларре, изгое)

М. А. Булгаков«Мастер и Маргарита»

А. Грин «Алые паруса» Ф (Обратите внимание на общество, которое не понимало Ассоль, считало её сумасшедшей)

А. Н. Островский «Гроза» (Конфликт личности и общества)

Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»

Ф А. Сапковский «Ведьмак» (Проблемы расового и социального неравенства, политика и войны, внутренние противоречия героев: Геральта, Цири, Йеннифер)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: