Сон об Илье Петровиче и хозяйке




Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание»

Ф.М. Достоевский — русский писатель, философ, публицист.

Он выступал новатором в русле традиций русского реализма. Жизнь писателя была не простой: 4 года каторги и ссылка за участие в кружке Петрашевского, неприятие со стороны современников. Но после смерти Достоевский был признан классиком русской литературы и первым представителем персонализма в России.

Персонализм — экзистенциально-теистическое направление в философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир — проявлением творческой активности верховной личности — Бога.

К знаковым произведениям писателя относят романы «Великого Пятикнижия»:

· «Братья Карамазовы»;

· «Подросток»;

· «Бесы»;

· «Идиот»;

· «Преступление и наказание».

«Преступление и наказание» — социально-философский роман, в котором криминальная история стала для писателя не просто темой, но и поводом для размышлений о социальной несправедливости, толкающей человека на убийство.

Достоевский смог показать, какие процессы происходят в голове у человека, задумывавшего убийство, его мотивы и самое главное: феномен совести. Одним из образов романа стал Петербург второй половины XIX века, жизнь в котором полна ужасов и несчастий.

История создания

Мысль о произведение, главным героем которого станет человек, не боящийся угрызений совести, посетила писателя на каторге, в 1859 году. Однако сначала он рассказал о таком персонаже в «Записках из Мертвого дома», воплотив эти тезисы в нраве каторжника Орлова.

В 1865 году писатель задумал роман «Пьяненькие», главной линией которого была история семьи Мармеладовых. В этот период жизни Достоевский испытывал сильные финансовые сложности. Ему пришлось брать деньги в долг, которые он вскоре потратил. Положение писателя было настолько сложным, что ему было нечем платить за еду. Именно тогда Достоевский и приступил к работе над «Преступлением и наказанием». Произведение отсылалось в «Русский вестник» частями по мере готовности, за что писателю присылали деньги. В течение работы над романом положение писателя не улучшалось, и он жил очень бедно.

Сюжет

Содержание романа, возможно, было подсказано Достоевскому судебным процессом по делу двадцатисемилетнего москвича Герасима Чистова, раскольника, представителя купеческой семьи. В январе 1865 года юноша убил двух пожилых женщин. Орудием убийства служил топор, преступник извлёк из сундука и вынес из квартиры деньги и ценные вещи.

Часть первая. Преступление

Действие романа «Преступление и наказание» начинается июльским днем в Петербурге. Родион Раскольников вынужден оставить учебу из-за отсутствия денег. Он отправляется к старухе-процентщице Алене Ивановне с надеждой хоть как-то исправить свое положение. После неприятного разговора со старухой в голове у Родиона начинает созревать мысль об убийстве. Совершив всего лишь одно преступление, он сможет решить свои финансовые вопросы и спасти сестру Дуню от брака с «благодетелем» — Петром Лужином.

Решившись на преступление, Родион убивает процентщицу топором. И в этот момент возвращается домой тихая, беременная Лизавета — сестра процентщицы, которая становится второй жертвой Раскольникова.

Часть вторая. Наказание

Перед преступлением и после Раскольников пытается убедить себя в том, что есть два типа людей: «твари дрожащие» и те, что «право имеют». Себя он хочет отнести ко вторым: людям без совести, целеустремленным и безжалостным. Но совесть Родиона подводит его. Все усугубляется знакомством с Порфирием Петровичем, который имеет подозрения насчет вины Родиона.

Раскольников бродит по городу, борясь с совестью, и общается с разными людьми. Среди них семья Мармеладовых: пьющий Семён Захарович, его несчастная жена Катерина Ивановна и их дочь Соня, которой пришлось стать проституткой. Соседом Сони оказывается Свидригайлов, который начинает шантажировать сестру Родиона — Авдотью Романовну.

В итоге совесть Родиона и наседания Порфирия Петровича заставляют студента прийти на явку с повинной.

Эпилог

Эпилог романа переносит читателя в Сибирь, где отбывает свое наказание главный герой. К нему переезжает Соня, доказывающая свою жертвенность и преданность. Родион отказывается от «наполеоновской идеи» о большом человеке и начинает верить в то, что своей любовью сможет искупить Сонины несчастья.

Главные герои

Родион Раскольников

Главный герой романа. Молодой человек 27-ми лет. Замкнут, задумчив, несчастен. Находится в бедственном положении. Нищенское состояние и гордыня порождают в голове Родиона идею о «наполеоновском человеке», способном на убийство ради выгоды. Именно к таким людям и причисляет себя герой, но он ошибается. После совершения преступления Раскольников оказывается на грани сумасшествия.

Алена Ивановна

Она была неприятной личностью во всех планах: внешне и по характеру. Она думала только о собственной выгоде и была равнодушна к чужому горю. Обладая богатством, не собиралась делиться им со своей больной сестрой Лизой.

Семен Мармеладов

Отец семейства. Будучи бедным, он начинает пить, что и мешает ему получить работу. У героя нет средств к существованию. Из-за пристрастия к алкоголю он вводит в бедственное положение всю семью.

Мармеладов способен к милосердию и состраданию. Все поступки героя искренни. Он противен сам себе, потому что осознает, в какое положение он привел близких.

Соня Мармеладова

Дочь Семена Мармеладова от первого брака. Это добрый, жалостливый человек, готовый к самопожертвованию. Для того чтобы прокормить семью, она переступила свои принципы, стала проституткой.

Катерина Ивановна

Жена Мармеладова. По происхождению – дворянка. Но жизнь ее сложилась так, что в молодости она осталась одна с тремя детьми. Несмотря на бедственное положение, героиня до последнего не опускает руки и борется за существование. Она представляет образ сильного человека.

Дуня Раскольникова

Младшая сестра Родиона. Это красивая девушка 22-х лет, обладающая стойким характером. Гордая и образованная, работала гувернанткой, чтобы прокормить себя, мать и брата. Несмотря на плохое материальное положение, не сдавалась, всегда держала себя достойно, и даже в бедном платье выглядела красиво. Дуня представляет образ женщины, готовой пожертвовать своим счастьем ради родных.

Дмитрий Разумихин

Друг Раскольникова. Дворянин, сирота с веселым нравом, отличается оптимизмом, простотой. Самые важные качества — ум и честность. Дмитрий умеет любить. Именно поэтому писатель доверяет ему сестру Дуню, пережившую столько тягот бедной жизни.

Свидригайлов

Порочный человек. Был шулером, сидел в долговой тюрьме, женился на Марфе Петровне из-за денег, изнасиловал девочку, которая потом покончила с собой, довел до самоубийства лакея Филиппа. Является двойником плохой стороны Раскольникова, тем самым человеком без совести.

Символика в романе

В романе много символичных сцен, которые имеют большое значение для понимания смысла произведения. Ярким примером являются сны Раскольникова. Через образы сновидений к нему приходят важные мысли, а читатель более точно понимает внутренние переживания героя.

Сон о лошади

В главе об этом сне Родион видит себя в детском возрасте. Он идет к церкви мимо кабака. Раскольников замечает пьяных мужичин, которые избивают маленькую лошадь. Родион не может им помешать. Церковь здесь олицетворяет добро, а кабак, где пили мужчины — зло. Они находятся рядом, потому что каждый сам волен выбирать между добром и злом. Сон призывает Родиона увидеть, что он должен выбрать добро.

Сон об Африке

Родион видит голубую воду, песок, оазис. Это олицетворение чистоты. Сон снится перед убийством, говоря о том, что Раскольников еще может выбрать чистое сердце, не оскверняя его грехом.

Сон об Илье Петровиче и хозяйке

В этом эпизоде Родиону снится сон на грани бреда. Ему кажется, что пришел полицейский Илья Петрович и на нижнем этаже избивает хозяйку квартиры. Эта сцена выступает двойником убийства, которое совершил Родион. Герой боится быть пойманным и ничего не предпринимает для спасения хозяйки во сне.

Сон о смеющейся старухе

Родион оказывается в квартире процентщицы и видит ее там. Он пытается убить старуху, но она только смеется над ним. Родион выбегает из квартиры и видит, что там на него смотрит толпа. Смех — это победа старухи — убил ее, но не выиграл, а проиграл ей, испытывая муки совести. Это означает полное крушение теории Раскольникова о «наполеоновском человеке».

Сон о конце света

Люди больны ужасной болезнью. Они убивают друг друга. Шанс на спасение имеют только те, кто несет в мир добро. Сон снится Родиону на каторге и означает очищение души и избрание правильного пути.

Темы произведения

Роман «Преступление и наказание» стал классикой русской литературы, потому что затронул важные темы человечества:

· Закон и противозаконные действия. Ничего не остается безнаказанным.

· В романе справедливость рассматривается, как наказание за преступление. Но при этом самому Раскольникову хотелось восстановить в мире справедливость. Любой ценой. Но даже самую благородную цель нельзя достичь антигуманными средствами.

· Семья в романе — это те, кто заслуживает любви. Ради семьи женские персонажи переступают через себя и идут на жертвы.

· Любовь рассматривается в первую очередь, как готовность к жертвам. Любить — это значит отдавать все, что имеешь, и прощать.

· Теория о маленьком человеке является центральной. Изначально Раскольников делил людей на маленьких и больших.

Основная идея

«Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика!» — так думал Раскольников. Он считал, что есть важные человеческие жизни и не важные. И если ты «большой человек», то можешь отнять одну маленькую жизнь ради благой цели. Проблематика романа связана с идеей Раскольникова проверить на себе свою идею: «Тварь ли я дрожащая или право имею?».

Мораль

Мотивов хороших и плохих не бывает. У преступника не может быть благородных целей. Зло не может порождать добро или справедливость. Потому что сам корень зла — отсутствие справедливости. Единственное, что может спасти — это любовь и вера.

 

Русский язык и литература для 10-А класса

Русский язык
09. 12. 2020 г. (среда)
Тема. Имя существительное как часть речи
Цели:
Обучающие: повторить основные сведения об имени существительном как о части речи;
совершенствовать навыки правописания имён существительных, закрепить навыки аналитиче-ской работы со словом как частью речи;
Развивающие: совершенствовать орфографические умения и навыки; развивать логическое мышление;
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к слову.

Задания:
1. Посмотреть видеоурок.
https://youtu.be/cJQN6O3gdIg
2. Вопросы для самоконтроля:
1) Как изменяются имена существительные?
2) Сколько падежей у имен существительных?
3) Какой падеж с предлогами не употребляется?
4) Что обозначает имя существительное?
5) Какими бывают имена существительные?
6) Как правильно сказать: имена существительные изменяются по родам или имена существи-тельные имеют категорию рода?
7) Какой падеж без предлогов не употребляется?
8) Что называется склонением?
9) Сколько склонений у имен существительных? Как они называются?
10) Каким членом предложения являются имена существительные?
11) Как образуются имена существительные?
3. Выполнить тренировочные упражнения (см. прикреплённый файл).
4. Выполнить тест (см. прикреплённый файл).
Задания выполнять в рабочей тетради и присылать сообщением в ВК или на эл. почту bond1966ko@gmail.com
При затруднениях обращаться к учителю за консультацией.

Литература
09.12. 2020 г. (среда)
Урок 1
Тема. Н.Г. Чернышевский. Очерк жизни и творчества. Роман «Что делать». Творческая история романа. Жанровое своеобразие. Значение романа в истории литературы и революционного движения. Диалоги с «проницательным читателем». Композиция романа. Мир старых пошлых людей в романе. Новые люди. «Особенный человек».
Цели:
Образовательные: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, с содержанием романа «Что делать?», дать представление о проблематике, жанре и композиции произведения; выяснить, в чем притягательная сила книги Чернышевского для современников, как повлиял роман «Что делать?» на русскую литературу; назвать героев романа, передать содержание важнейших эпизодов;
Развивающие: совершенствовать навыки работы с текстом произведения, развивать монологическую речь учащихся, умение анализировать, обобщать, делать выводы;
Воспитательные: воспитывать социально значимую личность, умеющую ценить труд, знания, красоту, готовую служить Отечеству.
Мотивация:
…будущее светло и прекрасно.
Любите его, стремитесь к нему, работайте для него,
приближайте его, переносите из него в настоящее,
сколько можете перенести.
Н.Г. Чернышевский. Роман «Что делать?»
Задания:
1. Посмотреть видео «Обзор книги Н.Г. Чернышевского «Что делать?».
https://youtu.be/4VR8aSRM4TE
2. Посмотреть видеоурок «Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Тема, идея, сюжет, основной конфликт».
https://youtu.be/lY-vvrURYm4
3. Выполнить практическую работу, использовав учебник (с. 113 -130) и дополнительный материал (см. прикреплённый файл).
Практическая работа
1) Основной идеологический смысл романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?».
2) Сюжет, содержание, и герои романа «Что делать?».
3) Социальные идеи романа, выведенные через художественные образы.
4) Новаторство Н.Г. Чернышевского.
4. Выполнить тест (см. прикреплённый файл).
Задания выполнять в рабочей тетради и присылать сообщением в ВК или на эл. почту bond1966ko@gmail.com
При затруднениях обращаться к учителю за консультацией.

Литература
09. 12. 2020 г. (среда)
Урок 2
Тема. Контрольная тестовая работа 2
Цели:
Образовательные: проверить уровень знаний, умений и навыков учащихся по изученной теме; систематизировать и обобщить ранее усвоенные знания и умения;
Развивающие: развивать умения работы с тестовыми заданиями;
Воспитательные: способствовать формированию навыков учебного труда и навыков самоконтроля.
Задания:
1. Записать число и вид контрольной работы следующим образом:
Девятое декабря
Контрольная тестовая работа 2
И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Н.Г. Чернышевский. «Что делать?»
2. Выполнить тестовые задания (см. прикреплённый файл).
Задания выполнять в контрольной тетради, на двойных листах в линию или на листах А-4 и присылать сообщением в ВК или на эл. почту bond1966ko@gmail.com
При затруднениях обращаться к учителю за консультацией.

Литература
09. 12. 2020 г. (среда)
Урок 3
Тема. Литература родного края 1. Алексей Ионов – знаток шахтёрской души.
Цели:
Образовательные: углубить знания учащихся о литературе родного края, познакомить с жизнью и творчеством писателя донецкого края и собирателя устного народного творчества Донбасса А. Ионова;
Развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы с литературными источни-ками; развивать умение анализировать текст;
Воспитательные: воспитывать читательскую культуру, интерес к литературному краеведению, чувство гордости за свой народ.
Мотивация:
Который раз я повторяю
Слова любви к родному краю:
Мой край!
Хвала тебе и честь!
Е. Легостаев
Есть писатели, чьё творчество давно уже перешагнуло рубежи их родного края. Таков и наш земляк – писатель, знаток шахтёрской души Алексей Ионов.
Рядом с именем этого мастера в памяти оживает его краткое выражение: «Донбасс – земля героев». Оно прочно вошло в наш обиход. Не в меньшей степени характеризует оно и творче-ство писателя, создавшего на протяжении многих десятилетий образы покорителей подземных недр, людей душевно богатых и красивых, шахтёров-тружеников Донбасса.
Задания:
1. Прочитать материал об А. Ионове (см. прикреплённый файл).
2. Составить выписки.
3. Прочитать рассказ «Горючие слёзы» (см. прикреплённый файл).
4. Ответить на вопросы:
1) Почему автор сравнивает жизнь шахты с жизнью человека?
2) Зачитайте из текста отрывок, в котором автор описывает величие шахт. Согласны ли вы с Ионовым?
3) Словесное рисование: расскажите о том, как «умирает» шахта (близко к тексту).
4) Что хотел подчеркнуть А. Ионов внешним обликом женщины?
5) Объясните, как же возникла легенда о горючих слезах?
6) Как вы считаете, почему курган продолжал дымиться?
7) Выскажите своё мнение, почему А. Ионов в своём рассказе написал:
- «…и мне показалось, что я присутствовал при рождении новой легенды».
- «Она неторопливо повела рассказ».
- «… а ты рассказываешь какую-то басню».
Обоснуйте свою точку зрения, чьё объяснение (легенда матери или реалистический рассказ шахтёра) вам ближе и почему?
8) Какой художественный приём и скакой целью использовал А. Ионов в словосочетании «будут гореть слёзы»?
9) Какие чувства у вас вызвал рассказ «Горючие слёзы»?
5. Письменно выполнить одно из заданий (по выбору):
1) Запишите легенды, сказы, которые помнят ваши родители, бабушки, дедушки о донецком крае.
2) Напишите отзыв о рассказе «Горючие слёзы».
3) Составьте киносценарий к рассказу.
Задания выполнять в рабочей тетради и присылать сообщением в ВК или на эл. почту bond1966ko@gmail.com
При затруднениях обращаться к учителю за консультацией.

Воспитательный час
09. 12. 2020 г. (среда)
Тема. День героев Отечества
Цель: Расширение знаний учеников о героических страницах истории нашего Отечества. Воспитание патриотизма, гражданственности, чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины.
Мотивация:
Время героев, обычно ты кажешься прошлым.
Главные битвы приходят из книг и кино,
Главные даты отлиты в газетные строки,
Главные судьбы историей стали давно.
Время героев, по самому высшему праву
Ты подарило далеким и близким годам
Доблесть и славу, и долгую добрую память.
Время героев, а что ты оставило нам?

Содержание воспитательного часа
1. Герой! Это слово звучит не часто в наше время, если только по великим праздникам. Кого мы называем героем? Человека, который достойно выполняет свой гражданский долг перед Родиной, сделал открытие в космосе, науке, открыл новое лекарство или планету?
Владимир Иванович Даль в своем словаре дал такое определение слова «герой».
«Герой - человек, совершивший подвиг, необычный по своей храбрости, доблести, самоотвер-женности. Тот, кто привлекает к себе внимание»
Заглянув в прошлое, можно увидеть много достойных людей, которые были примером для целого поколения, на которых равнялись, которыми гордились.
К сожалению, былые ценности утрачены, а новые вызывают сомнения.
Очень часто современная молодёжь выбирает силу, деньги и власть, кумиром теперь для многих из них является сомнительные герои сериалов.
А ведь герой-это человек, который не кричит о своём геройстве, не демонстрирует его на публике, он просто делает своё дело, и живёт по совести.
Несомненно, герой для представителя любой эпохи - это личность, прежде всего сильная, это человек, который создает что-то хорошее, умеющий увлечь своими идеями, повести за собой.
И мы сегодня полистаем страницы истории и вспомним таких людей…..
2. Видеоурок «День Героев Отечества».
https://youtu.be/dsw3DqKivhY
3. Золотые звёзды героев ДНР.
3. Викторина «слава героям Отечества»
1. Герой Твардовского говорил:
Нет, ребята, я – не гордый,
И заглядывая вдаль,
Я скажу: «Не надо орден
Я согласен на …».
На что же он был согласен?
2. Этот человек был первый, кто увидел нашу планету с орбиты.
3. Назовите важное историческое событие 1941 – 1945 годов.
4. Какая битва состоялась 7 сентября 1812?
5. Когда и почему празднуется День героев?
6. Сколько степеней имеет орден святого Георгия Победоносца?
7. Назовите имена русских полководцев, кавалеров всех четырех степеней.
8. Что символизируют черно-оранжевые полосы георгиевской ленты?
9. Назовите героев-космонавтов.
10. Сколько героев России в нашей стране?
11. Какую войну называют «отечественной»?
12. Какую войну называют «грязной»?
13. Кто такой воин-интернационалист?
Ответы:
1. Медаль
2. Юрий Алексеевич Гагарин
3. Великая Отечественная война
4. Бородинское сражение
5. С 9 декабря 2007 года по указу Президента В.В. Путина чествуют Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы.
6. 4 степени. Первая – самая важная.
7. Огонь и зола, победа и трагедия.
8.. Черно-оранжевые цвета Георгиевской ленты стали в России символом военной доблести и славы.
9. Ю.А. Гагарин, В.В. Терешкова, А.М. Самокутяев.
10. Около 600.
11. Отечественная война 1812 года (освободительная война России против наполеоновской агрессии), Великая Отечественная война1941-1945годов (освободительная война советского народа против фашистской Германии).
12. Афганскую войну (1979 – 1989 годов) называют «грязной».
13. Воины-интернационалисты - военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и госбезопасности социалистических государств (в первую очередь, СССР, ГДР и Кубы), принимавшие участие добровольно или по долгу службы в вооружённых конфликтах.

День Героев Отечества в России | Праздники #16 | Инфоурокyoutu.be

Лекция

1.

Страсти по “Грозе” разыгрались после авторских чтений, первых представлений пьесы на сцене и журнальной публикации и продолжались долго.

1. “Удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского, могучего, вполне овладевшего собой таланта”, - писал Тургенев Фету, прослушав драму в чтении автора.

2.“Гроза” - драма только по названию, в сущности же это сатира, направленная против двух страшнейших зол, глубоко вкоренившихся в “темном царстве” - против семейного деспотизма и мистицизма”. (Пальховский в статье “Гроза”, драма Островского, 20 ноября 1859г.)

3.“Не опасаясь обвинения в преувеличении, - могу сказать по совести, что подобного произведения, как драмы, в нашей литературе не было. Она бесспорно занимает и, вероятно, долго будет занимать первое место по высоким классическим красотам”, - писал в своем кратком отзыве Гончаров.

4. “Гроза” есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий (Н.А.Добролюбов).

5. “Гроза” Островского есть, по-моему, плачевное сочинение”, писал Лев Толстой Фету.

Как видим, по-разному толковалась современниками пьеса. Но эпицентром спора стала Катерина.

1. “В Катерине, как женщине неразвитой, нет сознания долга, нравственных обязанностей, нет развитого чувства человеческого достоинства и страха запятнать его каким-нибудь безнравственным поступком... Катерина – не возбуждает сочувствия зрителя, потому что сочувствовать-то нечему: не было в ее поступках ничего разумного, ничего человечного...” (Пальховский).

2. “Увлечение нервной страстной женщины и борьба с долгом, падение, раскаяние и тяжкое искупление вины - все это исполнено живейшего драматического интереса и ведено с необычайным искусством и знанием сердца” (И.Гончаров).

3. Катерина “безнравственная, бесстыжая женщина, выбежавшая ночью к любовнику, как только муж уехал из дому”. (Критик Павлов).

4. “В лице Катерины мы видим светлый луч на темном небе”. (Гиероглифов).

Можно с уверенностью сказать, что немногие образы, созданные русской литературой, вызвали столь противоречивые и полярные суждения.

Необычность и сложность полемики вокруг “Грозы” заключалась в том, что во взглядах на драму и ее главную героиню разошлись не только идейные противники.

Вершину критической мысли о “Грозе” представляет статья критика революционно-демократического направления Н.А.Добролюбова “Луч света в темном царстве”.

Добролюбов... Человек замечательного ума, ясного и светлого, талантливый критик и поэт, блестящий организатор и великий труженик.

Бедное детство в доме бедного священника (в семье было 8 детей), бедное полуголодное учение в духовном училище, семинарии, затем в Петербургском педагогическом университете, смерть родителей (в 1 год, с разницей в 4 месяца — Добролюбов был студентом 1 курса), 4 года лихорадочного, неутомимого труда в “Современнике” и, наконец, год за границей, проведенный в предчувствии смерти, - вот и вся биография Добролюбова. До обидного мало прожил Добролюбов - 25 с небольшим лет (1836-1861). Коротка была его литературно-критическая деятельность - всего 4 года!

Литературное наследство Добролюбова велико (4 тома сочинений). Самым главным в этом наследстве являются его критические статьи, посвященные творчеству Гончарова, Тургенева, Островского, Щедрина, Достоевского.

Свою картину Добролюбов назвал “реальной”. В основе “реальной критики” лежит требование жизненной правды. “Реальная критика” подразумевает сопоставление художественного произведения с реальной действительностью и указывает читателям тот смысл, которые имеют произведения для общества

Достоинство и значение литературного произведения определяется тем, “как глубоко проникает взгляд писателя в самую сущность явлений, как широко захватывает он в своих изображениях различные стороны жизни”.

Пьесы Островского Добролюбов назвал “пьесами жизни”, так как они отображают самые существенные стороны жизни. В статье “Луч света в темном царстве”. Добролюбов указывает читателям тот “общий смысл”, который “Гроза” имеет для русского общества.

2.

Анализ критической статьи Добролюбова “Луч света в темном царстве”

Статья Добролюбова “Луч света в темном царстве” - один из первых отзывов на пьесу Островского.

- Когда и где впервые опубликована?

(В журнале “Современник” в №10 за 1860 год).

- Что это было за время? (Вершина революционно-демократического подъема, яростного сопротивления самодержавной власти. Напряженное ожидание реформ. Надежда на социальные перемены).

Учитель может прочитать ряд цитат из статьи Добролюбова о близящемся конце “темного царства”.

Далее идет беседа по вопросам, которые даются учащимся предварительно. В поисках ответов на них необходимо обратиться к добролюбовской статье.

1. Какого характера требовала эпоха? (Решительного, цельного - сильного характера, способного подняться до протеста против насилия и произвола и идти в своем посте до конца. Такой характер Добролюбов увидел в Катерине).

2. Почему Добролюбов считал, что характер Катерины - “шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе”?

3. Почему Добролюбов придает большое значение тому, что “сильный русский характер является у Островского в “женском типе”?

4. Почему Добролюбов назвал Катерину “лучом света в темном царстве”? (Светлая личность. Яркое явление и в высшей степени положительное. Личность, не желающая быть жертвой “темного царства”, способная на поступок. Всякое насилие возмущает ее и ведет к протесту).

5. Может показаться, что критику этот характер дорог только протестом, отрицанием. Так ли это? (Добролюбов приветствует творческое начало в характере героини).

6. Вдумайтесь в суждение критика: Катерина — характер “созидающий, любящий, идеальный”. Как согласуется с созидательной натурой героини “протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца”? (Истоки протеста как раз в гармоничности, простоте, благородстве, которые несовместимы с рабской моралью).

7. В чем, по мнению Добролюбова, драма Катерины? (В борьбе естественных, вытекающих из ее натуры стремлений к красоте, гармонии, счастью с предрассудками, моралью “темного царства”).

8. Почему критик видит в драме “Гроза” что-то “освежающее, ободряющее”? (Обнаруживает шаткость и близкий конец самодурства. Характер Катерины веет новой жизнью, хотя открывается нам в самой ее гибели).

9. Прав ли Добролюбов в утверждении, что другого выхода для освобождения у Катерины не было?

10. Достоин ли Борис любви Катерины и повинен ли в ее смерти?

11. Почему Тихон — “живой труп”?

12. Как Добролюбов оценивает трагическую развязку “Грозы”? Согласны ли вы с мнением критика?

13. Отличается ли добролюбовское понимание характера Катерины от авторского?

 

Островский был далек от мысли, что единственным выходом из “темного царства” может быть только решительный протест. “Лучом света” для Островского оставалось знание, образование.

Добролюбов же, как революционер-демократ, в период мощного революционного подъема искал в литературе факты, подтверждающие, что народные массы не хотят и не могут жить по-старому, что в них зреет протест против самодержавных порядков, что они готовы подняться на решительную борьбу за социальные преобразования. Добролюбов был убежден, что читатели, ознакомившись с пьесой, должны понять, что жить в “темном царстве” хуже смерти. Ясно, что таким образом Добролюбов заострил многие моменты пьесы Островского и сделал прямые революционные выводы. Но это объяснялось временем написания статьи.

Сопоставление мнения Добролюбова с мнением Писарева

- Как вы отнесетесь к следующему мнению?

1.“Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь, и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у ее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством - самоубийством, которое является совершенно неожиданным для нее самой”.

Духовный мир Катерины - Нелепые порывы от бессильного отчаяния”.

Поведение - противоречия и нелепости”, Катерина совершает много глупостей.

- В чем же расходится этот критик с Добролюбовым?

У Добролюбова духовный мир Катерины - мечты, стремления, порывы... Они все время сталкиваются с моралью “темного царства”. Притеснители гнут натуру Катерины, ломают. В душе Катерины идет борьба душевная драма.

Критик никакой драмы в душе Катерины не видит. Все ее порывы кажутся ему ненужными.

У Добролюбова самоубийство Катерины - вызов самодурной силе.

У критика - не героический вызов “темному царству”.

2. “Добролюбов слишком увлекся симпатией к характеру Катерины и принял ее личность за светлое явление”. Да, с симпатией и любовью, как к сестре.

-Как это выражено? (В заглавии, в тоне повествования. Сосредоточил внимание на идеальной стороне характера. Отвлекся от рассмотрения невежества, религиозности).

3. “Ни одно светлое явление не может ни возникнуть, ни сложиться в “тёмном царстве” патриархальный русской семьи, выведенный на сцену в драме Островского”.

Почему? Несёт на себе недостатки своей среды.

4. “Светлым явлением должно считать только то, что в большей или меньшей степени может содействовать прекращению или облегчению страдания”, “что ускоряет развитие человеческого благосостояния”. “Кто не умеет ничего сделать для облегчения своих и чужих страданий, тот не может быть назван “светлым явлением”.

“Что бесплодно, то не светло”.

Человек, который сам умертвил себя, не избавляет от страданий окружающих.

5. "Луч света", по мнению критика, умная, развитая личность. А Катерина - "вечное дитя".

Да, Катерина необразованна, развитой ее не назовешь. Сердце наивно, но зато и не развращено. Она живет в мире идеальном.

6. Катерина - "страдательная личность", сформированная ласковым воспитанием. Сочувствовать им не следует, т.к. такие личности - оборотная сторона "темного царства".

Не слишком ли сухо, язвительно говорит о Катерине критик?

7. "Народ нуждается только в одной вещи, в которой заключаются все остальные блага человеческой мысли, а это движение возбуждается и поддерживается приобретением знаний..."

"Пусть общество не сбивается с этой прямой и единственной дороги к прогрессу, пусть не думает, что ему надо приобрести какие-нибудь добродетели". "Все это мыльные пузыри, все это дешевая подделка настоящего прогресса, все это болотные огоньки, заводящие нас в трясину возвышенного красноречия".

"Только живая и самостоятельная деятельность мысли, только прочные и положительные знания обновляют жизнь, разгоняют темноту, уничтожают глупые пороки и глупые добродетели".

У Добролюбова Катерина - характер любящий. Глупо? Человек должен жить в любви. А Катерину заели.

Изменился мир. Наша современница - женщина интеллектуальная, деловая, энергичная, самостоятельная, раскрепощенная. Какой уж тут страх перед грехом? Но в основе своей женщина осталась любящей.

Мир крепок любовью.

- С кем из критиков вы согласны и почему?

- Кто же автор приведенных высказываний?

Автор - Дмитрий Иванович Писарев - критик той же эпохи, революционер - демократ, один из самых ярких, самых дерзких, самых спорных русских мыслителей.

Родился в 1840 г. и погиб в 1868 г. (утонул). 4 года 4 месяца и 18 дней просидел в тюрьме, в одиночном заключении. Это был период необыкновенно напряженный творческой его работы. Побывал Писарев и в психиатрической клинике. Дважды перенёс несчастную любовь.

Писарев был едва ли не самым жизнерадостным, светлым человеком из всех прежних литераторов (исключая Пушкина). Писарев был очень одиноким человеком.

Его появление на сцене русской общественной жизни сопровождалось шумными возгласами негодования, насмешками и не менее шумными кликами восторга. Его называли "свистуном". Он был едва ли не освистан. Он, как принято было говорить, вообще наделал много шума.

В 1864 г., спустя 4 с лишним года, когда "Гроза" ставилась всё реже, а Добролюбова уже и не было в живых, Писарев выступил в привычной роли возмутителя спокойствия, написав статью "Мотивы русской драмы".

Разбор "Грозы” Писарев строит как последовательное опровержение взглядов Добролюбова (Полемика-основа критического метода Писарева). При этом Писарев согласился с добролюбовской трактовкой "тёмного царства", в котором вянут умственные способности и истощаются свежие силы наших молодых поколений", признал, что на него "нельзя смотреть сквозь пальцы", но статью "Луч света в тёмном царстве" считает ошибкой со стороны Добролюбова.

Писарев не подвергает никакому сомнению эстетическую состоятельность драмы, типичность характера героини: "Читая" Грозу ", вы ни разу не усомнитесь в том, что Катерина должна была поступать в действительности так, как она поступает в драме". Но он решительно отказывается считать "лучом света" героиню "Грозы". Почему?

Ответ на этот вопрос лежит за пределами пьесы Островского. Мнения критиков объясняются временем написания работ и различием во взглядах их авторов.

От 1860 г. к 1864 г. обстановка в России круто изменилась. Революционная ситуация не переросла в революцию. Ее удалось предотвратить крестьянской реформой. Крестьянские, студенческие волнения пошли на убыль. Началась полоса реакции. Убеждённый, что расчёт Добролюбова на участие в революции массы "жертв тёмного царства" неверен, Писарев выдвигает иного героя - мыслящего пролетария, реалиста, способного разобраться в происходящем.

В качестве тактики борьбы демократических сил Писарев предлагает развитие и распространение тех знаний, которые наиболее полезны для общества, которые и формируют мыслящую молодость типа Базарова. С этих позиций Писарев и оспаривает трактовку образа Катерины в известной статье Добролюбова.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: