Вывод : Речь человека – своеобразный паспорт, удостоверяющий культурный уровень и развитие личности.




Правильность речи.

Если незнакомый человек скажет «без пальта я пошёл в магазин», что вы о нём подумаете? Древнегреческий мыслитель Сократ сказал: «Заговори, чтоб я тебя увидел…». Первое впечатление о нас складывается по нашей речи.

Первое требование – наша речь должна быть правильной. Как вы понимаете, что значит речь должна быть правильной? (основанной на правилах)

Правильная речь должна соответствовать нормам литературного языка.

 

Прочитай тексты, сравни их.

а) Моя бабушка – удивительно добрый и чуткий человек. Несмотря на свой возраст, она легко двигается, задорно смеется, красиво поет русские народные песни. Мне очень нравится ее имя – Анастасия. Я хочу быть похожей на свою бабушку.

б) Ну, значит, моя бабушка, значит, живет в деревне. У нее, ну, большие, значит, выразительные, ну, серые глаза, красивые, ну, значит, волосы. Бабушка, ну, значит, все время, в работе, ни минуты, значит, не сидит без дела. Я, значит, люблю ее, ну, руки, такие, ну, сильные, ну, умелые.

- Как бы ты оценил эти сочинения?

В нашем дворе живет мальчик, который говорит на каком-то странном языке:

- Где ты оторвал такие джинсы?

- Не шипи!

- Пойдем прошвырнемся!

- Чего выпендриваешься?

- Жутко весело здесь!

- Выскажите свое отношение к данным репликам.

Запомни: Не употребляй слова и выражения, которые засоряют нашу речь.

Второе требование – хорошая речь должна быть логичной.

Расставь по местам абзацы – и у вас получится отрывок из сказки.

И пчёлы с оглушительным жужжанием полетели навстречу путникам. Страшила мигом сообразил, что делать.

- Оттаскивай с меня солому! – закричал он Железному Дровосеку. – Забрасывай Элли, Льва и Тотошку, и пчёлы не доберутся до них!

- Летите на запад! – прорычала волшебница. – Найдите там чужестранцев и зажальте их до смерти!

Бастинда затопала ногами и трижды просвистела в свисток. На её зов слетелись тучи свирепых пчёл, укусы которых были смертельны.

Речь должна быть уместной, то есть соответствовать обстановке.

Дочь поздравляла отца с днём рождения: «Дорогой папа! Поздравляю тебя с днём рождения, желаю новых достижений в труде, успехов в работе и личной жизни. Твоя дочь Оля.

Отец был огорчён и раздосадован. Почему?

ОТДОХНИ!!! https://www.youtube.com/watch?v=LacwMDCsQoM (1,51)

1. Богатство речи.

Если в речи не повторяются одни и те же слова, не строятся одинаково предложения, не встречаются на каждом шагу слова-пустышки (их ещё называют слова-паразиты), - значит ваша речь разнообразна, богата.

Задание. Найди повторяющиеся слова из «Песенки про тавтологию» А. Хайта.

Можно ли сказать так?

Люблю я майскую грозу в начале мая.

Когда весной весенний первый гром,

Как бы резвяся и в игру играя,

Грохочет громко в небе голубом.

Узнаем искаженные поэтом-сатириком стихи Ф.Тютчева «Люблю грозу в начале мая» - шедевр русской лирики. Зачем сатирик это сделал? Чтобы отучить нас от тавтологии –повторение одних и тех же близких по смыслу и звучанию слов.

Излагать свои мысли точно и выразительно мы с вами учимся у выдающихся писателей, которые умеют высказываться удачно, емко и образно.

 

Закрепим изученное.

Выпиши ошибки в речи ученика, рядом дай свой вариант.

Случилось это на первом уроке. Новенький стоял возле стола Зинаиды Антоновны, переминался с ноги на ногу и краснел, как все новенькие…

- Где же ты учился, Сережа?

- Теперя? В этом году?

- Ну, разумеется.

- Теперя в 35-й школе.

А раньше?

- Начал в 147-й, а еще первее в 549-й.

В классе сделалось совсем тихо.

Найди ошибку в речи наших современников. Отредактируй.

Пассажир подгоняет таксиста: «Ехай быстрей!»

Ягодник, пробирающийся через болото, говорит товарищу: «А ты по досточке иди!»

Мама говорит дочке: «Ляжь скорее в кровать и спи!»

Мальчишка: «А дождь все секет и секет»

Вывод. Эти ошибки в речи связаны с неумением говорящего правильно образовывать формы слова.

Что можно сказать о человеке, который говорит так:

- «у меня много делов»

- «сегодня все ходят без польт»

- «давайте вечером прошвырнемся по бульвару»

- «они все ложат и ложат»

Вывод: Речь человека – своеобразный паспорт, удостоверяющий культурный уровень и развитие личности.

- Послушай стих. Э.Мошковской и выпиши слова-пустышки, ничего не значащие и засоряющие речь:

Жил-был, этот, как его,

Ну и значит, и того.

Жил, это самое,

Со своею мамою.

Был еще один чудак.

Это, в общем, значит, так,

И его любимый зять.

Звали зятя так сказать.

Интересный факт. Джанни Родари, детский итальянский писатель, чтобы разбудить фантазию, советовал взять два существительных, не связанных по смыслу, и попробовать их соединить, найдя отдаленные точки соприкосновения. Так может родиться интересное сравнение – (бином фантазии), по выражению Джанни Родари. (бином образовано сложением латинского bi – «двое, однажды» и греческого nome – «часть, доля»). Например: что общего между холодильником и головой?

В холодильнике и голове многое хранится.

Голова гудит, и не исправный холодильник гудит.

Ток бежит в холодильнике, и мысли бегут в голове человека.

А теперь соединим холодильник и голову в одном предложении: Голова гудит, как старый холодильник; В голове мысли бегут, как ток в холодильнике; В голове, как в холодильнике, многое хранится.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: