Формы получения образования




Образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования.

Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях).

Лица, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

Послевузовское профессиональное образование

Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.

Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре и докторантуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии.

Дополнительное образование:

В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);

посредством индивидуальной педагогической деятельности.

6) Учредителем образовательного учреждения (далее - учредитель) могут быть:

1) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования;

) российские и иностранные коммерческие организации, а также объединения указанных юридических лиц (ассоциации и союзы);

) российские и иностранные некоммерческие организации, в том числе общественные объединения и религиозные организации, а также объединения указанных юридических лиц (ассоциации и союзы);

) физические лица.

Допускается совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений.

Учредителем специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением могут быть только Российская Федерация или субъекты Российской Федерации.

Функции и полномочия учредителя образовательного учреждения, созданного Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

В случае реорганизации органов государственной власти, органов местного самоуправления права учредителя переходят к соответствующим правопреемникам.

Образовательные учреждения всех типов и видов, реализующие военные профессиональные образовательные программы, могут создаваться только Российской Федерацией.

7) Образовательное учреждение - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

В настоящее время в русском языке понятие «учебное заведение» более употребительно в отношении учреждений среднего и высшего профессионального образования (колледж, вуз, университет, институт и т. п.) и включено в понятийный аппарат законодательства о профессиональном образовании.

Виды учебных заведений:

Государственные (федеральные или находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации);

Муниципальные;

Негосударственные (частные, учреждения общественных и религиозных организаций).

Типы учебных заведений:

. дошкольные;

. общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

. учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

. учреждения дополнительного образования взрослых;

. специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

. учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

. учреждения дополнительного образования детей;

. другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс

8) Устав образовательного учреждения - по законодательству РФ в обязательном порядке должен содержать:

. наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;

. наименование учредителя;

. указание на организационно-правовую форму образовательного учреждения;

. цели образовательного процесса, типы и виды образовательных программ;

. основные характеристики образовательного процесса (язык /языки/, на котором ведется обучение и воспитание); порядок приема обучающихся, воспитанников; продолжительность обучения на каждом этапе; порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников; систему оценок при промежуточной аттестации, ее формы и порядок; режим занятий; наличие платных образовательных услуг; порядок их предоставления; порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (лиц, их замещающих);

6. структуру финансовой и хозяйственной деятельности учреждения, вт.ч. в части: использования объектов собственности, закрепленных учредителем за учреждением; финансирования и материально-технического обеспечения деятельности учреждения; наличия предпринимательской деятельности;

7. порядок управления учреждением, в т.ч.: компетенция учредителя; структура, порядок формирования органов управления, их компетенция, по рядок работы; порядок комплектования персонала и условия оплаты труда; порядок изменения устава; порядок ликвидации и реорганизации;

8. права и обязанности участников образовательного процесса;

9. перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и др., регламентирующих деятельность учреждения).

Общее образование

- Дошкольное образование

Начальное общее образование

Основное общее образование

Среднее (полное) общее образование

Дополнительное образование детей

Профессиональное образование

- Начальное профессиональное образование

Среднее профессиональное образование

высшее профессиональное образование:

бакалавриат

магистратура

Послевузовское профессиональное образование

- Аспирантура

Докторантура

Повышение квалификации

Второе высшее образование

Переподготовка

Профессиональная подготовка

10) В области образования ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием подлежат:

1. формирование и осуществление федеральной политики в области образования;

. правовое регулирование отношений в области образования в пределах своей компетенции;

. разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования с учетом социально-экономических, демографических и других условий и особенностей, в том числе вопросы содействия организации образования на языках народов Российской Федерации в иных государствах;

. формирование федеральных государственных органов управления образованием, а также ведомственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов;

. согласование назначений руководителей образовательных учреждений федерального подчинения, если иное не предусмотрено законом и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;

. установление порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений;

. установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

. создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений федерального подчинения, аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений, создание независимой от органов управления образованием государственной системы аттестационно-диагностических центров (государственной аттестационной службы);

. организация и координация материально-технического обеспечения Федеральной программы развития образования и иных целевых федеральных программ в области образования;

. разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях;

. установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;

. установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием

. регулирование трудовых отношений, установление норм труда и федеральных нормативов его оплаты в образовательных учреждениях;

. установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов и эквивалентности документов об образовании на территории Российской Федерации, нострификации на территории Российской Федерации иностранных документов об образовании иностранных государств;

. ежегодное установление доли федерального дохода, направляемого на финансирование образования. Формирование федерального бюджета в части расходов на образование, федеральных фондов развития образования;

. установление: налоговых льгот, стимулирующих развитие образования; федеральных нормативов финансирования образования обучающихся, воспитанников;

порядка финансирования образовательных учреждений;

обязательных на территории Российской Федерации минимальных размеров ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательных учреждений, соответствующих профессионально-квалификационных групп и работников государственных органов управления образованием;

льгот различным категориям обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников;

порядка предоставления гражданам и погашения ими личного государственного образовательного кредита;

образовательного ценза педагогических работников;

федеральных требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;

. прямое финансирование образовательных учреждений федерального подчинения, если иной порядок не предусмотрен Типовым положением о данном типе и виде образовательного учреждения;

. информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, разработка в пределах своей компетенции примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин, организация издания учебной литературы и производства учебных пособий. Создание единой для Российской Федерации системы информации в образовании;

. организация федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических работников и работников государственных органов управления образованием;

. контроль исполнения законодательства Российской Федерации в области образования и федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;

. установление и присвоение государственных наград и почетных званий работникам образования;

. издание нормативных документов в рамках своей компетенции.

. лицензирование образовательных учреждений по программам высшего профессионального образования и выдача лицензии на право ведения образовательной деятельности по указанным программам.

11) Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

1. невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

. реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;

. жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;

. нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

12) Качество образования - это соответствие получаемого обучающимся образования определенному стандарту, установленному государством (федеральному государственному образовательному стандарту, федеральным государственным требованиям). Качество образования составляет: качество целей, качество условий, качество образовательного процесса и качество конечных результатов.

Контроль качества образования - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений образовательными учреждениями или научными организациями федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований.

Проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) в отношении юридического лица, мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых им деятельности обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

Тестирование - стандартизированная форма контроля.

Эксперты - граждане, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере, и организации, аккредитованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке, которые привлекаются органами государственного контроля (надзора), к проведению мероприятий по контролю качества образования.

Мероприятие по контролю - действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) и привлекаемых в случае необходимости в установленном порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций, необходимые для достижения целей и задач проверки.

Единый государственный экзамен - форма государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: