Задания к зачёту по этике




I. Дайте определения следующих понятий:

- Деонтология.

- Стигматизация.

- Выученная беспомощность.

II. Выполните предлагаемые задания:

Задание 1: Американский психотерапевт, представитель гуманистического подхода в психологии Э. Шостром и психолог-консультант Л. Браммер выделяют три конструктивные позиции консультанта, характеризующие эффективность консультирования и терапии ребенка или подростка:

1) вера в ребенка;

2) принятие ребенка;

3) уважение ребенка.

Как вы понимаете каждую из этих позиций? Что для вас значит каждая из них?

Задание 2: Иногда заинтересованные члены семьи клиента могут искать доступ к записям психолога, информации, полученной в процессе консультирования. Чаще всего это бывает в тех случаях, когда клиентом является несовершеннолетний, - тогда родители и опекуны имеют юридическое право на доступ к информации. При этом психологи должны признать уникальные проблемы, которые возникают при работе с несовершеннолетними и их семьями, отстаивать право каждого человека на частную жизнь и конфиденциальность.

Согласны ли вы, что в ситуации консультирования детей и подростков все стороны с самого начала работы должны получать информацию о специфике конфиденциальных отношений? Как лучше это сделать, чтобы соблюсти все юридические тонкости и при этом отстоять границы конфиденциальности ребенка?

Задание 3: Важной этической проблемой во взаимоотношениях консультанта (психотерапевта) и пациента является патернализм со стороны специалиста: он считает себя вправе диктовать пациенту, как поступать в той или иной ситуации, дает директивные установки и рекомендации.

Как вы думаете, что может выступить альтернативой патернализму в отношениях «психотерапевт - клиент» при оказании помощи человеку с нарушениями здоровья? Бывают ли ситуации, когда патерналистские установки специалиста помогают пациенту?

Задание 4: С.Н. Ениколопов, анализируя способы устранения стигматизации в отношении людей с психическими заболеваниями, выделяет следующие:

1) изменение когнитивной составляющей стигм через внедрение других мифов, т.е. через образование. Здесь главной проблемой является поиск такой информации, которая противоречила бы стигмам в наибольшей степени. Идея о мифологической структуре стигм указывает на то, какие проблемы надо учитывать в решении этой задачи и выделении того, что действительно является адекватной дестигматизирующей информацией;

2) контакт с больными, влекущий за собой новое эмоционально-личностное отношение к ним. Различные исследователи многократно подтверждали гипотезу об улучшении отношения к психически больным после общения с ними;

3) запрет проявления социальных дискриминаций.

А как считаете вы: что является основной причиной стигматизации этой группы людей в современном обществе?

Задание 5: По результатам анализа отечественных исследований, перечень профессионально важных качеств практического психолога включает: доброжелательность, ответственность, оптимизм, организованность, любознательность, наблюдательность, настойчивость, терпеливость, привлекательность, общительность, внимательность, самообладание, тактичность, чуткость, альтруистичность, вежливость, гуманность, нравственность, отзывчивость, объективность, интеллигентность, компетентность, динамичность, гибкость поведения, высокий уровень общего и социального интеллекта, рефлексию, сензитивность, умение слушать, креативность, умелое владение невербальными средствами общения, открытость, непринужденность, естественность и искренность в эмоциональных проявлениях, устойчивость к стрессу, эмоциональную стабильность п некоторые другие характеристики.

Выберите из приведенного перечня качества, которыми вы обладаете, и те, которые хотелось бы развивать в себе, чтобы стать настоящим профессионалом. Объедините полученные данные в таблицу.

Качества, которые вас характеризуют Качества, которые еще нужно развивать
1. 1.
2. 2.
3… 3…

 

Задание 6: Ознакомьтесь со следующими ситуациями. Как по-вашему, вредны или полезны для клиентов описанные пересечения границ?

1. Девушка-подросток пришла на терапию с запросом избавиться от страха публичных выступлений, которые ей мешали участвовать в школьных спектаклях. Психолог после окончания работы с ней пошел на премьеру спектакля, где она великолепно выступала.

2. Психолог консультировал девушку по поводу ее неуверенного поведения с мужчинами, из-за чего она не могла найти себе партнёра. После полугода терапии девушка стала более раскованной, свободной и уверенной в себе. На нее стали обращать внимание мужчины, но она всем отказывала, потому что планка силы личности, которую она отметила в своем психологе, не давала ей возможности ответить взаимным интересом другим мужчинам. Тогда она набралась смелости, пригласила психолога на вечернюю прогулку, и он согласился.

3. После трех месяцев добрачного консультирования в рамках семейной психотерапии пара пригласила психолога на свадьбу. Психолог принял приглашение и был приятно удивлен, когда во время праздничной церемонии новобрачные прилюдно высказали ему благодарность, отметив его несомненную роль в их воссоединении.

4. После одной из встреч всегда замкнутый и закрытый клиент, расчувствовавшись, расплакался и попросил разрешения обнять терапевта, тем самым поблагодарив его за оказанную помощь.

5. В процессе консультирования психолог узнал, что клиент работает в престижном театре. Перед началом одной из сессий он попросил клиента достать три билета на спектакль в этот театр для него и членов его семьи.

6. Психолог в процессе консультации рассказал, что перестраивает свой дом. Услышав это, клиент, который был архитектором, обрадовался, что сможет помочь ему с проектом и тут же предложил безвозмездную помощь.

7. Талантливый художник прошёл длительный курс психотерапии с целью излечиться от алкоголизма и тяжёлых депрессивных состояний. После лечения дела его пошли в гору, появилось много творческих планов и идей. Художнику предложили организовать за счет спонсоров выставку его картин. Хоть терапия уже закончилась, но первый, кому он позвонил и пригласил на свою выставку, был психолог, который с радостью согласился разделить успех своего клиента и посетил выставку.

Задание 7: Известная ныне врач-психиатр Р. Галлоп описывала, что, будучи студенткой и работая медсестрой в психиатрической больнице, она скрыла от своего наставника, что приняла от пациентки с диагнозом «шизофрения» подарок ручной работы (тапочки). В своих воспоминаниях Галлоп написала: «Хотя нам и не разрешили принимать подарки, я приняла тапочки от пациентки, решив, что гнев своего учителя я перенесу легче, нежели ощущение того, что я нанесу травму пациентке, отказавшись от подарка».

Как вы думаете, в каких ситуациях пересечения границ все-таки возможны? На что стоит опираться и ориентироваться консультанту в решении степени пагубности этих пересечений для процесса работы с клиентом?

Задание 8: Исследования показали, что качество отношений между терапевтом и клиентом имеет гораздо более выраженное влияние на результаты, получаемые клиентом, чем тип психотерапии, её направление, используемые терапевтом (впервые это было отмечено известным психологом С. Розенцвейгом еще в 1936 г.). Соответственно, большинство современных школ психотерапии делают акцент на целительной силе терапевтических отношений.

Как вы думаете, какие именно параметры терапевтических отношений, сложившихся между психологом и клиентом, способны оказывать лечебный эффект на клиента?

Задание 9: Подумайте, будет ли считаться пересечением или нарушением границ ситуация, когда в конце сессии клиент, проживающий в Индии, привстает на колено перед своим психотерапевтом (также выходцем из Индии) и почтительно целует ему руку?

Приведите примеры культурных различий в формировании психотерапевтического альянса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: