Как проводится допрос (дознавание) детей.




Материалы из

Семинара

«СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД И

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ»

в СРЦ «Отрадное» Москва

1-5 июля 2013 года

Ведущие:

Жан БРАН - клинический психолог, AISPAS (межпрофессиональная ассоциация по профилактике и реабилитации жертв сексуального насилия).

 

Одиль Морис - социальный работник, семейный терапевт, Фонд «Голос ребенка»

 

Как проводится допрос (дознавание) детей.

Специалисты, которые проводят дознование, должны:

~ не иметь предубеждения к каким-то фактам

~ отказаться от гипотез!!!

При очной работе, дознавании – цель специалиста в том, чтобы о произошедшем стало известно всем компетентным взрослым, но, при этом он занимаемся ребенком!

1. Дознавание должно быть подготовлено.

2. Перед дознаванием идет расследование, собирают информацию от:

- окружения (расширенная семья, друзья, соседи)

- школы.

3. Предварительно перед допросом, полицейский составляет геннограмму семьи и готовится к допросу.

4. Дознавание проводиться двумя специалистами (полицейским и социальным работником/психологом).

5. Перед дознаванием должна состояться встреча полицейского, который будет вести дознование и специалиста (социального работника/психолога).

6. Ребенок допрашивается один без сопровождающих (члена семьи, педагога и пр.), так как сопровождающее лицо вносит запрет на рассказ.

7. Человек, который сопровождает ребенка на дознование, не должен быть человеком, с которым у ребенка терапевтические отношения.

8. Во время дозанавания делается перерыв на туалет, отдых, чтобы ребенок мог успокоиться.

9. Длительность дознования

- 40 – 60 – 75 минут - для маленьких детей и младших школьников

- 1,5 часа для подростка

10. В протоколе, в котором фиксируется вся информация, кроме даты указывется время начала и окончания дознования.

11. В начале дознования важно:

- установить контакт, доверительные отношения, это позволяет ребенку легче пройти все этапы (дознавание, медицинское обследование и прочее).

- взрослый должен быть уверен в себе

- представиться

- объяснить процедуру проведения дознования

- сказать о том, что можно задавать вопросы

- если ребенок не понимает вопроса, то он может остановиться и попросить объяснить

- предупредить, что ребенок имеет право не знать ответа на какой-либо вопрос, либо может чего-то не помнить

12. Начинать дознование нужно с нейтрального:

- попросить описать свой дом

- где живет

- что любит делать,

это позволяет оценить содержание воспоминаний ребенка

13. Далее, один из ведущих дознования говорит:

- «Ты знаешь, почему мы сюда тебя пригласили?»

- «Есть ли что-то, что ты хочешь мне рассказать?»

 

!!!! Не прерываем рассказ ребенка,

даже если чувствуем несоответствия или не точности!!!!

 

Ребенок не должен сомневаться, в том, что мы ему верим!!!

Нужно избегать интерпретаций!

 

14. При работе с геннограмой спрашиваем, как ребенок называет каждого члена семьи. Так и специалист их называет.

 

- Если ребенок не очень разговорчив, можно спросить его какие слова он использует для обозначения своих частей тела, так и частей взрослого человека

- Можно спросить о том, в каком месте произошло насилие (какая тогда была погода, в какой комнате)

- Маленького ребенка можно спросить:

~ «Если бы у тебя в кармане была мышка, чтобы она увидела, что услышала»

- Возможные вопросы об эпизоде:

~ «Было ли больно?», «В какой части тела?», «Что ему сделало больно?»

~ «Был ли еще кто-то, кто видел/знал?»

~ «Было ли это днем/ночью?»

~ «Были ли в комнате один?»

~ «Рассказывал ли кому-нибудь?»

~ «Почему он никому не рассказывал?»

~ Если рассказал взрослому/взрослым «как он/они отреагировали?»

~ «Мог бы еще кто-нибудь пострадать?»

~ «Что испытывает по отношению к агрессору?»

~ «Произносил ли агрессор что-то при совершении насилия»

Обычно агрессор использует один и тот же сценарий и это нужно учитывать, если есть эпизоды с разными детьми.

~ Если ребенок использует взрослые слова, нужно узнать - откуда он узнал эти слова.

- Учитываем, что ребенку могут угрожать, поэтому:

~ можно спросить: «Должен ли ты хранить тайну?»

~ затем успокаиваем и говорим: «Что другие дети могли пережить подобные ситуации и есть закон, защищающий ребенка – этот закон запрещает делать больно детям.

~ «Были ли угрозы?»

~ «Кто ему угрожал?»

- Если было несколько эпизодов насилия, то обозначаем их образами, например, по месту произошедшего (перед ТВ, перед зеркалом, в саду).

- если это, возможно, задаем вопросы о длительности эпизода.

- выясняем, применялось ли физическое насилие

 

 

15. Обращаем внимание на невербалику (обычно, когда ребенок рассказывает о произошедшем не смотрит в глаза взрослому).

Бывает, что ребенок «прячет» свое признание за громкими звуками, и если ребенка переспросить, ребенок может не повторить сказанное, поэтому очень важно следить за этим и быть крайне внимательным.

16. В завершении дознования, важно успокоить ребенка, объяснить, что будет происходить дальше, рассказать об обследовании, но не давать слишком много деталей. ВАЖНО!!!! Не давать обещаний и надежд, что агрессора точно накажут, так как дело может не дойти до суда.

17. Попросить разрешения позвонить ребенку через несколько дней.

18. Дать координаты отделения, на случай, если еще что-то вспомнит и захочет рассказать.

 

ВАЖНО!

- Не упоминаем имя возможного агрессора и способ насилия. Все эти элементы должен сообщить сам ребенок.

- Все вопросы должны соответствовать уровню развития ребенка,

- Используем только те слова о сексуальной сфере, которые использует ребенок. Новых слов не вводим

- Ответы на некоторые вопросы ребенок может не давать, не помнить.

- Нужно различать, ребенок молчит, так как не помнит, или из-за стыда.

 

Помним!!!

Мы хотим выслушать ребенка на тему насилия, чтобы помочь ему и прекратить акты насилия.

 

Вся информация, исходящая от ребенка – время свободного описания.

 

Во время допроса, ребенок может рисовать, играть, но специально ему ничего не предлагается, и не интерпретируются его рисунки, или игры.

Дознование, должно быть

для ребенка менее тяжелым, чем эпизод самого насилия!

 

Человек, который ведет дознование, должен говорить:

~ простым языком, который соответствует возрасту и развитию ребенка

~ короткими фразами

~ вопросы должны быть открытыми, они позволят узнать делали

 

ВАЖНО! Ребенок может в начале дознавания начать с отрицания самого факта, так как пытается защитить себя и свою семью.

 

 

Во Франции в судебно-медицинских и педиатрических отделениях существует бланк с перечнем всех возможных вопросах используемых при дозновании жертв сексуального насилия.

 

Во Франции отменили понятия – «Можно ли верить ребенку?», «Заслуживает ли доверия слова ребенка». Ребенку верят, но делают выводы исходя не только из слов ребенка, подробно исследуют его окружение (семья, школа, соседи, друзья), учитываются все психологические и социальные факторы.

 

Если ребенок слишком мал, то ищется информация, которая подкрепит действия агрессора; может быть, есть еще дети, которые могли стать жертвами насилия.

 

Необычайно важен этап подготовки к допросу/дознованию, напоминаем, что уже до дознавания полицейские проводят расследование, а так же составляют геннограмму семьи.

Также полицейский всегда должен держать в голове, что сценарии повторяются. Поэтому, после обучения и применения новых знаний в работу жандармении или полицейских, увеличиваются цифры по делам о сексуальном насилии. И это показатель эффективности работы!!!!!

К тому же после обучения жандармов и полицейских, (методу геннограммы, психологическим аспектам насилия и технологии ведения допроса жертв сесуального насилия), команда специалистов проводивших обучение через полгода приезжают вновь к сотрудникам правоохранительных органов и смотрят, как внедрили новые технологии, помогают с возникающими вопросами, оказывают психологическую поддержку.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: