Критерии оценивания 8 класс
Время выполнения 60 минут
Максимальное количество баллов – 100
В заданиях 1–3 выберите несколько верных ответов из предложенных.
1 балла за каждый верный ответ. 3 балла за ответ с двумя ошибками (не указано два из верных ответов или наряду с указанными всеми верными ответами приводится два неверных). Всего за задания 9 баллов.
Ответ:
1.1. | 1.2. | 1.3. |
4,5,6 | 1,3,6 | 1,4,5 |
2. Расположите в хронологической последовательности перечисленные события. Всего за задание 6 баллов, 6 баллов за полностью верную последовательность, 2 балла за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов), 0 баллов, если допущено более одной ошибки.
А) начало правления последнего царя из династии Рюриковичей
Б) начало двоецарствия Петра I и Ивана V
В) начало правления династии Стюартов в Англии
Г) начало Великой Французской революции
Д) созыв Второго Народного ополчения
Е) начало Реформации в Германии
Ответ:
Е | А | В | Д | Б | Г |
3. Установите соответствия между учебным заведением и правителем, при котором оно было открыто. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами в бланке ответов. Всего за задание 10 баллов
5 баллов за полностью верное соответствие. 2 балла за последовательность с одной ошибкой. 0 баллов, если допущено более одной ошибки.
УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ | ПРАВИТЕЛЬ |
А) Московский университет | 1) Царевна Софья |
Б) Славяно-греко-латинская академия | 2) Пётр I |
В) Навигацкая школа | 3) Анна Иоанновна |
Г) Смольный институт | 4) Елизавета Петровна |
Д) Сухопутный шляхетский корпус | 5) Екатерина II |
6) Павел I |
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
4. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы с исторической точки зрения) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию. 3 балла за каждый верный ответ. Всего за задание 6 баллов.
Ответ:
4.1. Иконописцы. Исключение: Симеон Полоцкий – богослов, писатель.
4.2. Русско-турецкие войны. Исключение – Семилетняя война 1756–1763.
Журналист, пишущий на исторические темы, попытался рассказать о деятельности Ивана III. Так получилось, что Ивану III он приписал некоторые качества и поступки двух других глав русского государства — Ивана IV и Бориса Годунова.
В статье 10 предложений. Они пронумерованы. Разделите их на три группы. Начертите в бланке ответов такую таблицу и впишите номера предложений в соответствующие колонки.
Всего за задание 10 баллов.
Ответ:
Иван III | Иван IV | Борис Годунов |
2, 5, 7, 9 | 1, 3, 8 | 4, 6, 10 |
Перед вами перечень исторических источников и литературных памятников разных исторических периодов. Определите, какие из них относятся к XVI в., XVII в., XVIII в.
Соответствующую колонку таблицы. Всего за задание 10 баллов
Ответ:
XVI в. | XVII в. | XVIII в. |
2, 3, 8 | 1, 7, 10 | 4, 5, 6, 9 |
7. Ниже дана таблица. Ответьте на вопросы к ней. Всего за задание до 15 баллов
Состав Земского Собора 1649 г., принявшего Соборное Уложение
Сословная группа | Число представителей | Процент (%) к общему числу членов собора |
Высшее духовенство | 4,5 % | |
Бояре и высшие лица | 12,6 % | |
Провинциальные дворяне | 48,5 % | |
Торговые и посадские люди | 29, 7 % | |
Стрельцы | 4, 7 % | |
Итого | 100% |
7.1. Какая сословная группа была наиболее представлена на заседаниях Собора 1649 г.? Почему? (2 балла)
1. Провинциальные дворяне (48,5 %, то есть почти половина). Во-первых, потому что они были опорой трона, во-вторых, потому что решался вопрос об окончательном закрепощении крестьян – и это был вопрос, в первую очередь касавшийся именно дворянства; (3 балла)
7.2. Как Вы считаете, какие группы были представлены наиболее непропорционально их численности населения страны? Почему. (3 балла)
Высшее духовенство, бояре и высшие лица. Причина этого в том, что они имели куда больше реальных рычагов власти, чем все остальные сословные группы;
7.3. Как вы считаете, почему в списке групп нет названия «столичные дворяне»? В состав, какой из приведенных в таблице групп они входили.(2 балла)
Поскольку по своему положению и значению они были очень схожи с боярством; в состав группы «бояре и высшие лица»;
7.4. Все ли сословные группы России середины XVII в. представлены в таблице? Почему?
Нет, в таблице нет крестьян; последние были уже либо несвободными (зависимые от дворян и бояр, церковные), либо не допускались до принятия государственных решений (черносошные); (3 балла)
7.5. С Вашей точки зрения, почему стрельцы выделены в отдельную графу в таблице
Ключевая военная группа наряду с конным дворянским ополчением; игнорирование их интересов (как показал «Соляной бунт» 1648 г.) мог привести к очень негативным последствиям (2 балла)
8. Проанализируйте фрагмент исторического документа и ответьте на вопросы.
Всего за задание 12 баллов (за первые три вопроса по 2 балла, за четвертый – 6 баллов.)
Ответ:
1. XVII в.
2. Реформа патриарха Никона.
3. Появление старообрядцев (раскольников).
4. 1) раскол Русской Православной церкви и общества;
2) преследования старообрядцев;
3) усиление светской власти государя в противовес церковной