Инновационный менеджмент




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Томский государственный университет

(ТГУ)

Факультет инновационных технологий

Кафедра управления качеством

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине:

«Средства и методы управления качеством»

 

на тему: «Основные факторы конкурентоспособности предприятия»

 

 

Выполнил:

студент группы № 18802

В.О.Сибирцева

 

Проверил:

Доктор ф.-м. н., профессор каф.

управления качеством

________________Н.Г.Филонов

 

 

Томск – 2021

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. Понятие конкурентоспособности.. 3

2. Основные факторы конкурентоспособности.. 4

2.1 Управление персоналом.. 4

2.2 Маркетинг. 6

2.3 Управление качеством.. 7

2.4 Инновационный менеджмент. 9

2.5 Логистика. 9

2.6 Система управления. 9

Заключение. 10

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях высокой конкуренции для многих предприятий возникает проблема неопределенности результатов реализации собственных конкурентных стратегий, обусловленная влиянием совокупности внешних факторов. Наиболее важными являются: стратегические и тактические действия существующих и потенциальных конкурентов, поставщиков, потребителей, партнеров; государственная экономическая политика; изменения в научно-технической и политико-правовой среде и тому подобное. Неблагоприятное воздействие любого из этих факторов может ухудшить конкурентные позиции предприятия. Конкурентоспособность предприятия можно определить как способность достигать собственных целей в условиях конкуренции. Отсюда следует, что оценка конкурентоспособности предприятия может представлять собой “баланс сил” между конкретной компанией и ее основными конкурентами на рынке.

Целью написания реферата является рассмотрение понятия конкурентоспособности предприятия, изучение факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, и их систематизация.


 

Понятие конкурентоспособности

Конкурентоспособность – это комплексная характеристика, и поэтому она является результатом деятельности всех подразделений предприятия во всех сферах производства и его обслуживания. Для того чтобы вести эффективную хозяйственную деятельность, необходимо внимательно следить за изменениями внешней и внутренней среды, уметь предвидеть изменения и их последствия, которые могут повлиять на конкурентоспособность предприятия.

Конкурентоспособность предприятия – это система не связанных друг с другом напрямую, однако влияющих друг на друга составляющих. Конкурентоспособность предприятия также характеризуется его возможностью обеспечить:

- низкие затраты производства;

- уникальность, особенность предложения;

- доступный и качественный сервис;

- экоориентация продукции;

- качество продукции (услуг);

- своевременный вывод продукции (услуг) на рынок.

Неспособность предприятия обеспечить хотя бы одно из вышеперечисленных условий, сильно снижает его конкурентоспособность.


 

Основные факторы конкурентоспособности

Рассмотрев понятие конкурентоспособности, мы можем перейти к рассмотрению основных факторов конкурентоспособности.

Управление персоналом

Персонал – наиболее сложный объект управления в организации, поскольку в отличие от вещественных факторов производства является «одушевленным», обладает возможностью самостоятельно решать, критически оценивать предъявляемые к нему требования, действовать, иметь субъективные интересы, чрезвычайно чувствителен к управленческому воздействию, реакция на которое неопределенна.

Решение важнейших задач управления персоналом: отбор, подготовка, оплата и правильное использование персонала – в современных условиях невозможно в рамках традиционной работы с персоналом. Стратегическое управление персоналом предполагает управление коллективом людей, основанное на далеко идущих прогнозах развития организации и ее окружения. Это – управление, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации. На мой взгляд, стратегическое управление персоналом – это управление формированием конкурентоспособного трудового потенциала организации с учетом изменений в ее внешней и внутренней среде для достижения долгосрочных целей. Стратегическое управление персоналом находит выражение в методологии и организации управления в условиях нестабильности среды, что особенно актуально для современной России. Однако в информационном обществе углубление глобализации экономических процессов будет приводить к еще большей неопределенности состояния отраслевого рынка. Это связано как с развитием и внедрением новых технологий с непредсказуемыми последствиями, так и с появлением конкурентов, овладевших принципиально новыми технологиями. Стратегическое управление персоналом в этих условиях предполагает многовариантное прогнозирование будущего при определении стратегии компании.

Для оценки конкурентоспособности персонала в целом следует применять показатели эффективности работы предприятия, которые можно сравнить с аналогичными показателями других предприятий.

Управление персоналом базируется на следующих принципах:

1. Человек – основа корпоративной культуры. Успешные предприятия уделяют большое внимание персоналу - когда людей ставят во главу перемен, они становятся движущей силой этих перемен (изменения).

2. Менеджмент для всех. Управление должно осуществляться на трех уровнях: высшее руководство, среднее руководство («команда») и нижнее звено («сотрудники»).

3. Эффективность как критерий успеха организации, заключающаяся в достижении целей с оптимальным использованием ресурсов и максимизации прибыли.

4. Взаимоотношения как критерий успеха организации. Возникающие проблемы из «мира чувств» (психологические отношения, коммуникации, ценности, мотивы) должны быть приоритетными по сравнению с проблемами из «мира фактов» (техника, технология, организация). Принцип «клиент прежде всего» более предпочтителен, чем «иерархия прежде всего».

5. Качество как критерий эффективности. Необходимо работать с пятью взаимосвязанными подсистемами качества: личное качество, качество команды, качество продукта, качество сервиса и качество организации.

6. Команды как критерий успеха организации. Все работающие в организации являются сотрудниками. Все они члены социальной группы (команды). Все команды и отдельные сотрудники, входящие в команду, вносят вклад как в успех, так и в провалы организации.

7. Обучение – ключ к развитию и переменам и неотъемлемая часть жизненно важного процесса продвижения организации. Обучающие программы должны обращаться к сердцам и умам сотрудников.

Для повышения конкурентоспособности в долгосрочном периоде необходимо в первую очередь сосредоточить внимание на качестве персонала, а не на ценовых характеристиках конкурентоспособности. В итоге человеческий капитал, подобно физическому капиталу, обеспечивает своему обладателю более сложную профессию, больший доход, т.е. более высокое качество жизни. Конкурентоспособность персонала определяется не мерой потребности компании в персонале, а соотношением объема и структуры человеческого капитала персонала количеству и качеству выполняемой им работы, тем самым обеспечивая конкурентоспособность субъекту предпринимательской деятельности.

Маркетинг

Маркетинг как дисциплина включает в себя все действия, которые компания предпринимает для привлечения клиентов и поддержания с ними отношений. Взаимодействие с потенциальными или прошлыми клиентами также является частью работы и может включать написание писем с благодарностью, игру в гольф с потенциальными клиентами, быстрый ответ на звонки и электронные письма, а также встречи с клиентами для кофе или еды.

На самом базовом уровне маркетинг стремится подобрать продукты и услуги компании для клиентов, которым нужен доступ к этим продуктам. Подбор продуктов к клиентам в конечном итоге обеспечивает рентабельность.

Маркетинг обладает несколькими функциями:

- изучение спроса;

- вопросов ценообразования;

- рекламы и стимулирования сбыта;

- планирование товарного ассортимента;

- сбыта и торговых операций;

- деятельность, связанная с хранением, транспортировкой товаров;

- управлением торгово-коммерческим персоналом;

- организацией обслуживания потребителей и т.д.

Инструментом выявления проблем маркетинговой среды предприятия является маркетинговое исследование. Маркетинговое исследование — это форма исследования, направленная на определение тенденций рынка, понимание желаний и поведения покупателей и конкурентов. Всё многообразие маркетинговых исследований может быть классифицировано как:

- исследование рынка – определение его размера и дифференциации по полу, возрасту, среднему доходу, социальному происхождению, профессии и других факторов;

- исследование сбыта – определение районов со сходными объёмами сбыта, исследование их различий, оценка способов стимулирования и развития торговли;

- исследования потребительских свойств товара – анализ свойств своего товара, сравнение его с товарами конкурентов, определение сильных и слабых сторон; поиски новых способов потребления существующих товаров; планирование создания новых товаров, а также изменение условий его продажи (например, с помощью новой упаковки);

- исследование рекламы – определение эффективности рекламных объявлений и средств их распространения, анализ эффективности стратегии рекламы;

- экономический анализ – определение соотношения между ценой продажи и получаемой прибылью, затратами на выпуск товара и его объёмами и т.п. исследования.

Общей целью исследования является выявление факторов, влияющих на успех экономической деятельности и определение путей их оптимизации.

Управление качеством

Понятие качества продукции имеет очень важное значение в практической деятельности, потому регламентировано ГОСТом 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». Согласно этому нормативному документу под качеством понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

В соответствии с международным стандартом ИСО 9000:2000 качество – это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Международный стандарт определяет качество как совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению.

Проблема качества и повышения конкурентоспособности становится ключевой для многих предприятий, способствуя очевидному росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и к проблеме качества, а также к подходам и методам их решения, выражаясь в разных формах:

- сосредоточении усилий широкого круга компаний на налаживании производства продукции конкурентоспособной по своим характеристикам;

- изучении опыта западных компаний, которые поставляют на мировой рынок продукцию, превосходящую по своим параметрам отечественную, с целью возможного его использования на своем предприятии;

- активизации деятельности по разработке и внедрению системы менеджмента качества продукции, отвечающих требованиям международных стандартов (в экономически развитых странах эти системы являются не только источником получения конкурентных преимуществ, но и обязательной инфраструктурной основой для эффективного взаимодействия компаний, в условиях стремительно углубляющегося разделения труда);

- постепенном осознании менеджерами необходимости освоения новой философии качества и на ее основе формировании в компаниях принципиально новой для отечественной практики организационной культуры.

Решение проблемы качества – неотъемлемый элемент стратегии развития современных компаний, поэтому начинать внедрение системы менеджмента качества продукции следует с определения места этой системы в общей стратегии компании.

Поскольку деятельность по формированию системы менеджмента качества продукции путем реализации международных стандартов и принципов TQM (всеобщего управления качеством) ориентируется на повышение качества и конкурентоспособности продукции (услуг) компании, то все процессы, связанные с этой деятельностью, следует начинать с анализа потребностей и ожиданий потребителей этой продукции (услуг).

Инновационный менеджмент

Для организации процесса управления инновационной деятельностью необходимо четко сформулировать цель управления (реализация идеи, решение проблемы и т. д.), оценить свои возможности, сильные и слабые стороны, методы управления, разработать организационную и производственную структуры и решить ряд других вопросов.

Инновации могут различаться по своим характеристикам и уровню конкурентоспособности. Г. Д. Ковалев приводит следующие характеристики:

- приоритетность, характеризуемая новизной, практической полезностью;

- универсальность, означающая возможность использования в различных предпринимательских сферах;

- коммерциализуемость, определяемая величиной инвестиционного спроса, его потенциальной прибыльностью с учетом возможных рисков;

- безопасность, связанная с экологическими последствиями использования новшества, гарантиями безвредности для людей и надежности техники в производстве;

- технологичность, характеризующая способность новшества входить в технологическую систему, улучшая ее характеристики;

- социальность – возможность получения социального эффекта от использования новшества.

Повышение инновативности организации достигается через использование таких инструментов управления инновационной деятельностью, как инновационные ресурсы и инновационный потенциал предприятия.

Методы инновационного менеджмента включают в себя метод принуждения, побуждения, убеждения, сетевого тонирования и управления, прогнозирования, анализа. Подробнее о каждом из них ниже.

- метод принуждения - метод, с помощью которого управляющая подсистема влияет на управляемую подсистему. Такой метод опирается на законодательные акты региона и страны, методические и информативно-директивные документы фирмы и вышестоящей организации, на планы, проекты, программы, задания руководства;

- метод побуждения ориентирован на эффективное использование ресурсов, улучшение качества и повышение конкурентоспособности услуг и товаров, качества жизни населения согласно идеологии и политике развития системы. Данный метод основан на максимально возможной оптимизации управленческого решения, а также мотивации персонала для его реализации, что подразумевает экономическое стимулирование персонала для достижения итоговых результатов системы управления;

- метод убеждения основывается на изучении психологического портрета личности и, исходя из этого, на мотивации ее потребностей. Чтобы уметь убеждать сотрудника в необходимости максимально качественно, с наименьшими затратами и в срок выполнить задание, субъекту управления необходимо знать его психологические установки;

- метод сетевого тонирования и управления - графоаналитический метод управления процессами проектирования любых систем. Сущностью этого метода является сетевой график, который представляет собой графическую модель всех видов работ, направленных на выполнение задания. Такая модель должна отражать логическую взаимосвязь, последовательность работ и связь между ними;

- под методами прогнозирования подразумевают взаимосвязь способов и приемов мышления, позволяющих относительно достоверно судить о будущем развитии объекта на основе анализа информации о данном прогнозном объекте;

- методы анализа охватывают следующие принципы:

1. единство синтеза и анализа, подразумевающее разделение анализируемых явлений и предметов на составные части для изучения их свойств и дальнейшее рассмотрение их с точки зрения взаимосвязи и взаимозависимости;

2. строгое ранжирование факторов и выделение ведущего звена, включающее постановку целей для установления способов их достижения;

3. обеспечение сопоставимости вариантов анализа по срокам, объему, качеству, условиям применения объектов анализа и методам получения информации;

4. своевременность и оперативность;

5. количественная определенность.

Логистика

Проходя через производственные, транспортные и другие звенья цепи от начального источника к конечному потребителю, материальный поток, подобно снежному кому, увеличивается, причем увеличивается в стоимости.

В сферах производства и обращения применение логистики позволяет:

- снизить запасы на всем пути движения материального потока;

- сократить время прохождения товаров по логистической цепи;

- снизить транспортные расходы;

- сократить затраты ручного труда и расходы на операции с грузом.

От двух до пяти процентов в общих затратах времени, отводимых на складирование, производственные операции и доставку, составляют затраты времени на собственное производство. Таким образом, свыше 95% времени оборота приходится на логистические операции. Поэтому логистика рассматривается в качестве фактора повышения конкурентоспособности фирм. В связи с этим становятся актуальными задачи нахождения способа контроля издержек и показателей, наиболее корректно отражающих связь логистики с основными экономическими и финансовыми индикаторами фирм.

Чтобы определить количественные параметры последствий логистических решений, необходимы некоторые условия, а именно:

- наличие хорошо отлаженной учетно-информационной системы;

- проведение комплексного анализа расходов и доходов структурных подразделений фирм и всех участников логистической цепи, основанного на применении принципа «миссий» и единой методологии исчисления издержек;

- определение доли прибыли от логистической деятельности в общей прибыли фирм.

Логистика влияет на расходы, связанные с продажей товаров. К таким расходам относят издержки по выполнению заказов, которые включают затраты на их обработку, перевозку, складирование грузов, управление запасами, а также на упаковку грузов, обеспечение рынка и потребителей запасными частями, послепродажный сервис и другая подобная деятельность. Логистика также влияет на улучшение положения фирм на рынке, из чего следует увеличение их доли на нем.

Логистика влияет на инвестиционный капитал через основные элементы активов и пассивов баланса фирм и предприятий. Так как в наше время многие фирмы сталкиваются с дефицитом наличности, «такие элементы, как «наличность и счета дебиторов» являются решающими, с точки зрения ликвидности фирмы», и являются наиболее важными.

Аренда складов, транспортных средств и других элементов логистической системы является для арендатора текущими расходами. Замена основного капитала на текущие расходы достигается привлечением третьих фирм к выполнению операций по складированию и перевозкам вместо приобретения собственных средств для их осуществления.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что цель логистики выходит за рамки сокращения издержек и увеличения прибыли. Поэтому на данном этапе концепция конкурентоспособности фирмы заключается в получении конкурентного преимущества за счет предложения дополнительных услуг и повышения их качества. В дальнейшем, по мере применения данной концепции большинством фирм, снижение издержек вновь может оказаться первоочередным делом, но уже на другой основе. Следовательно, повышение конкурентоспособности фирм за счет логистики – процесс непрерывный и адаптивный.

Система управления

Существует определения понятия система можно разделить на три группы.

1. Система как комплекс процесс и явлений (а также связей между ними), существующих объективно и независимо от наблюдателя. Система рассматривается как «черный ящик».

2. Система – инструмент, способ исследования процессов и явлений. Наблюдатель конструирует систему как некоторое абстрактное отображение реальных объектов и изучает ее.

3. Это некий компромисс между двумя первыми. Система – искусственно создаваемый комплекс элементов, предназначенный для решения сложной организационной, экономической, технической задачи. Наблюдатель не только выделяет из среды системы (и ее отдельные части), но и создает, синтезирует ее. Система является реальным объектом и одновременно абстрактным отображением связей действительности.

Система управления состоит из объекта и субъекта управления, которые находятся в контуре обратной связи. Для нормальной работы система управления также должна иметь:

- цель управления;

-модель объекта управления;

-информацию об ограничении по ресурсам и о состоянии внешней среды.

Система управления должна обладать следующими свойствами:

- наблюдаемость объекта;

- управляемость объекта;

- устойчивость;

- надежность;

- своевременность;

- точность;

- адаптивность;

- эффективность.

Показатели эффективности системы управления:

абсолютная эффективность (например, прибыль), относительная эффективность показывает результат на единицу затрат, срок окупаемости затрат на создание системы.

Для обеспечения конкурентоспособности продукции система управления промышленным предприятием должна быть способна выполнить следующие функции:

- прогнозирование;

- планирование;

- организация;

- координация;

- регулирование;

- активизация;

- стимулирование;

- учет и анализ.

Выполнение данных функций позволит системе получить полный контроль над всеми процессами, которые происходят на предприятии.


 

Заключение

Решение любой крупной проблемы невозможно без эффективного управления, которое предполагает сосредоточение всего внимания и сил на основном направлении. Весь опыт и потенциал науки, техники, промышленности, вес знания и умения работающего населения следует направить на решение самой неотложной проблемы – повышение качества, удовлетворяющего потребителей, и соответственно создание конкурентоспособной продукции и услуг.

Улучшение системы качества является объективной необходимостью в условиях рыночной экономики. Если это требование рыночных отношений в условиях рыночной экономики оставить без внимания, то возникнет опасность наступления негативных последствий для всех наших предприятий, экономики и материального благополучия каждого человека.


Литература

1. Ивановская Л., Суслова Н. Конкурентоспособность управленческого персонала // Маркетинг. 2016. № 6. – 39 с.

2. Г.Я.Гольдштейн Стратегический инновационный менеджмент. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.

3. Долятовский В.А. Исследование систем управления [Текст] / В.А. Долятовский, В.Н. Долятовская. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003.

4. Шпак Г. Б. Инновационный менеджмент.

5. Эффективный маркетинг персонала как фактор конкурентоспособности организации – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnyy-marketing-personala-kak-faktor-konkurentosposobnosti-organizatsii/viewer

6. Маркетинг как фактор конкурентоспособности фирмы – URL: https://studizba.com/lectures/49-menedzhment-i-marketing/805-strategicheskiy-marketing/15225-marketing-kak-faktor-konkurentosposobnosti-firmy.html

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: