СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.




З ачем учить? Как учить? Чему учить?

Обучение – передача человеку конкретных знаний, умений и навыков (ЗУН). Это процесс активного взаимодействия между обучающим и обучающимся, в результате которого и формируются ЗУНы. Обучающийся не пассивный субъект.

В процессе обучения необходимо решать следующие задачи:

1. Стимулирование учебно-познавательной активности учащихся.

2. Организация познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и умениями.

3. Развитие мышления, памяти, творческих способностей.

4. Совершенствование учебных умений и навыков.

5. Выработка научного мировоззрения и эстетической культуры.

А для этого педагогу необходимо:

· Поставить цель учебной деятельности на занятии.

· Формировать потребности обучаемых в овладении новым материалом.

· Определить содержание материала, подлежащего усвоению.

· Организовать учебно-познавательную деятельность.

· Придать деятельности эмоционально-положительный характер.

· Регулировать и контролировать деятельность.

· Оценивать результаты деятельности и подводить итоги.

Необходимо помнить, что любая деятельность состоит из трёх частей:

· Ориентировочно-мотивационная

· Операционально-исполнительная

· Рефлексивно-оценочная

Если отсутствует первая часть (ориентировочно-мотивационная) – это не деятельность, а хаотическое скопление отдельных действий.

А отсутствие третьей части (рефлексивно-оценочной) приводит к потере цели деятельности, т.к. человек не оценивает своё поэтапное продвижение к цели. (Цель=Результат=Цель). Поэтому учебная деятельность, как и любая другая должна содержать все эти компоненты. Задача учителя состоит в том, чтобы научить учащихся строить полноценную разумную деятельность, в которой все три части сбалансированы и осознаны. Важно, чтобы все действия, в том числе и целеполагание, контроль, оценку осуществляли сами учащиеся.

Учебная деятельность включает в себя:

• овладение системами знаний и оперирование ими;

• овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (спо­собов) учебной работы, путями их переноса и нахождения — умениями и на­выками;

развитие мотивов учения, становление мотивации и смысла последнего;

• овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).

Эффективность обучения определяется внутренними и внешними крите­риями.

Академическая успеваемость обучающегося определяется как степень совпа­дения реальных и запланированных результатов учебной деятельности. Академи­ческая успеваемость находит отражение в балльной оценке.

Успешность обуче­ния это также эффективность руководства учебным процессом, обеспечивающего высокие результаты при минимальных затратах.

Обучаемость это приобретенная учащимся (под влиянием обучения и вос­питания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения. То есть общая способность к усвоению знаний. Важнейшим показате­лем обучаемости является то количество дозированной помощи, которая необхо­дима учащемуся для достижения заданного результата.

Обученность — это теза­урус, или запас усвоенных понятий и способов деятельности. То есть система зна­ний, умений и навыков, соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату).

Цепочка усвоения знаний: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение.

Уровни усвоения: репродуктивный (воспроизведение), конструктивный (смог применить), творческий (применить в другой ситуации).

Качество знаний оцениваютпо таким показателям, как их полнота, систем­ность, глубина, действенность, прочность.

Одним из основных показателей перспектив развития учащегося является спо­собность ученика к самостоятельному решению учебных задач (близких по прин­ципу решения в сотрудничестве и с помощью учителя).

В качестве внешних критериев эффективности процесса обучения выступают:

· степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности;

· темпы роста процесса самообразованиякак пролонгированный эффект обучения;

· уровень образованности или профессионального мастерства;

· готовность повысить образование.

Педагог создаёт определённые условия для активности учащихся: подсказывает литературу, контролирует деятельность, направляет её в нужное русло. Учитель должен не только формировать ЗУНы, но и мировоззрение своих учащихся, планетарное мышление, толерантность, гражданственность, экологическое мышление.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: