Жизнь преподобного Романа Сладкопевца




Кукулион II

Жених спасения, надежда прославляющих Тебя, Христе Боже,

Даруй нам, просящим Тебя,

Непорочно совершать течение на брак Твой,

Да примем, как девы,

НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

 

Кукулион III

Ныне время добродетелей явилось

И при дверях Судия. Не будем ненавидящими.

Но придите, постящиеся, принесем

Слезы, раскаяние и сострадание,

Взывая: «Блуждаем во мгле морской».

Но прости все, Творче всех.

Да удержим

НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

 

Строфа I

Услышав евангельскую священную притчу о девах,

Я смутился от дум, меня одолевших.

Как получилось, что из десяти, сохранивших добродетели девства,

У пяти этот труд оказался бесплодным?

5 Другие же держали лампады человеколюбия,

И Жених обращается к ним

И с радостью вводит в чертог.

Небеса открывает и раздает

Всем праведным

10

НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

 

Строфа II

Итак, вникнем мы в благодатный смысл сего Божественного Писания,

Ибо оно предлагает всем путь в бессмертный брачный чертог.

Воистину богодухновенное и полезное Писание!

Христу же Спасителю, припадая, усердно воззовем:

5 Царь царствующих, Человеколюбец, даруй всем ведение,

Путеводи нас к Твоим заповедям,

Да познаем путь к Царству,

В которое мы желаем войти,

Да получим

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

 

Строфа III

По вере и обету очень многие люди,

Царствия Божия достигнуть желая,

Со тщанием добродетель девства хранят.

Всю жизнь строгий пост соблюдают,

5 Молитвы подолгу творят, догматов чистоту стерегут.

Но человеколюбие их оставляет,

И весь труд их напрасен бывает.

И всякий из нас, в ком нет состраданья,

Не примет

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

 

Строфа IV

Некие плаватели, всем оснащенные, но забывшие парус,

Не могут по морю свой путь совершать,

Ибо сам корабль их препятствует бегу,

Не помогает ни кормчего ловкость, ни руль.

5 Там же и все, плывущие к Царству Небесному,

И всякой добродетели груз на себя возложившие,

Но обнаженные милосердия,

Не могут достигнуть пристани неба

И не получат

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

 

Строфа V

Судия всех признал милосердие выше всех добродетелей

И передал людям сие, притчей их научив

О пяти мудрых девах, имевших елей,

И о неразумных, совершавших путь без елея.

5 Матфеи ее силу возгласил во услышание нам.

Вновь повторять все слова сии

Для знающих Писание, полагаю, не нужно,

Лучше исследуем смысл ее.

Да примем

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

 

Строфа VI

Много поучительного в притче сей, всякого человеколюбия

И смиренномудрия путь, и всем она путеводительница.

Начальникам дает пример обхождения, народных правителей учит состраданию.

И подобно тому, как построивший прекрасный дом и наполнивший всем,

5 Если его не покроет, понесет напрасный труд,

Точно так же добродетели собирающий

И кровлей сострадания

Их не покрывающий, губит приобретенное в поте лица,

Ибо не может иметь

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

 

Строфа VII

Мы можем познать смысл сей притчи Божественной, если разума

Очи недремлющие возведем ко Христу.

Посему прославим взором духовных очей всемирное воскресение

Христа Спасителя, грядущего всех Царя.

5 Он и ныне царствует и есть Господь и Владыка.

Если же некие незнающие восстают против Него,

То пламя и огонь всех сожжет.

Тогда противостать никто не в силах будет,

Ибо Он раздает

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

 

Строфа VIII

Все увидим, как внезапно труба возвестившего ангела звуком

Возбудит мертвых от века, ожидающих Христа,

Прекрасного Жениха, Сына Божия, Безначального Бога нашего.

С криком внезапно все выйдут навстречу,

5 И имеющие лампады, приготовленные и милостью наполненные,

Тотчас войдут с Женихом,

Как наследники Царства Небесного,

Ибо им вера с делами

Достойно дает

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

 

Строфа IX

Побеждает все добродетели милосердие, воистину сияющее,

Стоящее выше всех добродетелей пред Богом.

Оно рассекает воздух, шествует выше луны и солнца

И беспрепятственно достигает входа в пренебесные,

5 Не останавливается на этом, но достигает ангелов,

Пролетает хоры архангелов,

Достигает Бога, чтобы за людей,

Предстоять у трона Царя,

Испрашивая

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

 

Строфа X

Итак, взглянем и мы на пять мудрых, от сна восставших.

Как бы от дверей чертога, а не из гроба мертвых выходящих.

Имея елей, они тотчас лампады душ украсили.

Подобно им другие пять вместе встали,

5 Но с видом угрюмым и с лицами долу поникшими,

Ибо погасили светильники их.

Сосуды же их оказались пустыми.

Они взять елея пытались у мудрых,

Собирающих

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

 

Строфа XI

Отвечали неразумным мудрые: «А если не хватит

Того, что у нас заготовлено, нам всем и вам?

Мы не имеем и не смеем, чтобы взаймы дать.

Судилише праведных один раз собирается,

5 И неизвестность приговора устрашает нас.

О, если бы был слышен ясный камня звук*

И нас освободили от неволи.

Ибо милость разделяет всех Творец,

Который дарует

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

 

Строфа XII

Ясно говорят им мудрые: «Идите, купите у продающих.

Быть может, и теперь сможете купить елей?»

А те заблуждаются, как всегда неумные,

Когда время действия для всех уже замкнулось,

5 Обойдя и сомкнув в неразумных шествие бесплодное.

Беспокойство теперь обвиняет их

И крик ясно обличает.

Ибо невозможного искали, как безумные,

И потому не получили

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

 

Строфа ХШ

Познав суетность шествия, наконец, возвратились пять

И нашли чертог Христов замкнутым.

Закричали все раздирающим голосом, со стоном и воплем:

«Твоего человеколюбия дверь открой. Бессмертный,

5 И нам, поработавшим Твоему владычеству девством».

А Царь им кричит:

«Не откроется вам Царство,

Не знаю вас. Удалитесь со средины,

Ибо не будете носить

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

 

Строфа XIV

Услышав Христа, всех Царя, кричащего

«Кто вы, не знаю», пять дев смущены были.

Плача, вопили они: «Праведнейший Судия, мы девство хранили,

Воздержание во всем соблюдали, с усердием

5 Постами себя изнуряли, в нищете пребывали,

Огненное пламя страстей И плотских желаний в себе победили,

Непорочное житие всегда проводили,

Да получим

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

 

Строфа XV

И после таких добродетелей и благодати девства, после отречения

Огня сладострастия и пламени наслаждений,

После множайших трудов и после того, как мы ревностны были о жизни на небе

И стремились подражать жительству бесплотных,

5 И то и другое таким образом сделанное оказывается неуваженным.

Мы подвиг несли добродетели многой,

И вся надежда осталась тщетной.

Почему не признаешь нас, раздающий

Всем, кому хочешь,

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

 

Строфа XVI

 

«Призри, Спаситель, на нас, Единый правосудный, открой Твою дверь!

Прими нас в чертог Твоих дев, Искупитель!

Не отврати лица Твоего, Христе, от призывающих Тебя,

Да не лишимся Твоей благодати бессмертия.

5 Да не будет нам стыда и укора пред ангелами.

Не оставь нас

Стоять вне чертога Твоего, Христе!

Разве кто из нас не соблюл чистоту, как те,

Которым Ты дал

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

 

Строфа XVII

Но когда так сказали неразумные Судии всех, Христос им ответил:

«Ныне настал суд праведный » истинный,

Человеколюбия время окончилось, нет теперь сострадания.

Уже не откроется людям дверь милосердия,

5 И нет больше места для покаяния.

Несострадателен Тот, Кто прежде был жалостлив,

И строг Судия, что раньше был милостив.

Вы, живя в мире, были немилостивы,

Как же теперь ищете,

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

Строфа XVIII

«Ныне Я ясно вам говорю пред архангелами и всеми святыми,

Что получил Я от вшедших со Мной.

В скорби они посетили Меня и сильно голодавшего старались накормить,

И жаждущего напоили, опять же со всяким усердием.

5 Узнав, что Я без приюта, ввели к себе в дом, как знакомого.

Заключенному в узах помогали Мне,

Навещали Меня и больного.

Они строго сохранили всю заповедь Мою.

Посему и нашли

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

 

Строфа XIX

«Вы ничего этого не сделали в мире; хранили пост,

Соблюдали девство и добродетель на словах.

Без дел благочестивых и совершенных вы напрасно себя изнуряли.

Бездомных, нуждающихся и больных презирали,

5 Руку помощи голодным никогда не протянули.

Вами двигало одно лицемерие.

Вы всегда хвастались бесчеловечностью.

Даже стучавшимся нищим не помогали.

Как же вы ищете

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

 

Строфа XX

«Сострадание к ним было вам вовсе чуждо. Нагих, убогих

И бездомных вы под кров никогда не ввели.

Вы с гневом уши затыкали, чтоб о тех не слышать, кто в узы и темницы заключен.

Больных не навещали, на нищих

5 И бедных просящих неприветливым взглядом смотрели.

Вы всегда были бесчеловечны,

И вашим делом было пройти мимо вместо милосердия.

Как же, действовав так в жизни,

Вы теперь ищете

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

 

Строфа XXI

«Надменный взгляд вы всем бросали, бедных презирали.

Ко всем были несострадательны, немилосердны.

На согрешающих жестоко нападали, сами постоянно греша.

Даже к родным были бесчеловечны, будто сами не ошибались.

5 О себе много думали, хвалясь высокомерно.

Непостящихся считали отверженными,

Состоящих в браке – нечистыми.

Одних себя признавали праведными,

Еще не получив

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

 

Строфа XXII

«Соблюдая пост, вы не касались снедей, людей же

Вы чернили постоянно бранью и доносами.

Была у вас чистота, но она нечистая, ибо грязью слов

Вы каждый день ее сквернили. Какая польза в

5 Святости, если не свята душа?

Что лучше: есть и пить

И жить по совести или поститься

И не беречь себя от скверных дел?

Как же получить

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

 

Строфа XXIII

«Никогда поста не будет, если не избавиться

От болтливых слов и жестоких дел.

Не укрепится плоти воздержание, в неумеренности проводимое.

Основание поста утверждается, и крепко

5 Нужно водрузить его, как якорь, или как дом воздвигается.

Милосердие его весьма озаряет,

И страх Божий животворит.

Они его как стеной ограждают

И помогают получить

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

 

Строфа XXIV

«Какую пользу принесли вам пост и девство с хвастовством?

Кротость вы оставили, всегда гневу преданы.

Кроткий Сам, Я люблю кротких, им даю прощение.

Я отвергаю соблюдавших пост с немилосердием

5 И более предпочитаю ядущих с милосердием.

Бесчеловечных дев Я ненавижу,

А человеколюбивых почитаю, как замужних.

Честный брак целомудрен

И потому имеет

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

 

Строфа XXV

«Я не точил ножа для грешников, но всегда имел очи,

Кротко к людям обращенные, как Творец людей.

Рыдавшую блудницу Я принял благосклонно и прощенье дал.

Плакавшего мытаря помиловал и не оттолкнул,

5 Но, видя твердое раскаянье, к Себе вселил.

Ко всем как Творец имел состраданье.

Отрекшегося от Меня Петра простил,

Я сострадал ему, когда он плакал.

Ибо он искал

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

 

Строфа XXVI

«О вшедших со Мною в чертог скажу вообще:

Они тщательно хранили заповеди Мои на земле.

Всегда были вдов защитниками и сирот жалели.

Сострадали угнетенным

5 И никогда не закрывали дверь нищим или странникам.

Врачевали немощных,

Которых вы негодными считали.

Не знаю вас. Отрекаюсь бесчеловечных.

Тем же дам

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

 

Строфа XXVII

Хор ангелов удивился, услышав Христа-Царя,

Исповедавшего о пяти вшедших с Ним.

Как велико дерзновение святых у Христа, как велика слава их!

Пред столь многими народами получают они приговор бессмертия!

5 За ними и другие принимают последнее решение

И горько плачут, бесполезно рыдая,

Ибо видят хоры святых,

За милость имеющих дерзновение

И носящих

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

 

Строфа XXVIII

Итак, призывы для людей в Царство ясны.

Поспешим сохранить заповеди Христа.

Имеется в продаже, если хотим купить, на площадях елей,

Его продавцы – нуждающиеся в милосердии.

5 Каждый день они продают. Что же не заботимся?

Ведь за две лепты мы можем столько взять,

Сколько взял некто заплатив большие деньги!

Ибо меру определяет нам Создатель всех,

Так раздающий

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

 

Строфа XXIX

Заповедь Божня не тяжка, ибо не требует

Нести, что не можешь, но ищет намерения.

Ты имеешь на земле только два обола и другого ничего не собрал.

Всемилостивый и это примет, как Владыка.

5 И честь тебе воздаст, как давшему многие богатства.

А ты и обола не имеешь, чтобы принести?

Дан просящему чашу студеной воды.

Христос с благодарностью примет ее,

За все тебе воздающий

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

 

Строфа XXX

Малое принимая, Спаситель великое воздает. Вместо временных

Наслаждений дарует вечные блага.

Дай кусок хлеба – и получишь за него рай наслажденья.

Не вредит тебе бедность, ни нужда, если терпишь добровольно,

5 Ибо освобождает тебя от суда. Не ищи поэтому:

Кроткий получает прощение,

Сильных же сильно судят. Будь благомыслящим, чтоб найти Царство

И взять

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

 

Строфа XXXI

Прости мне, прости мне, Спаситель, виновному больше всех человеков,

Ибо я не делаю, что говорю и советую людям.

Посему к Тебе припадаю. Дай сердечное сокрушение и мне и слушающим, Да сохраним Твои заповеди в жизни

5 И не останемся плачущими и кричащими вне брачного чертога.

Помилуй нас Твоим благосердием,

Хотящий всегда всем спастись.

Призови нас, Спаситель, в Царство,

Да примем

10 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

 

Кондак 44

«Страданием Твоим, Спаситель наш, мы освободились от страстей» —

Адам вопиял Тебе, а ад изумлялся

Твоему воскресению.

I

 

Как дождя небесного ожидает земля,

Так держимый во аде Адам ожидал Тебя,

Спасителя мира и подателя жизни,

И говорил аду: «Что гордишься?

Подожди, подожди немного, и вскоре увидишь

Державу твою разрушенной, а меня вознесенным.

Ныне ты удерживаешь меня и род мой связанным,

Но вскоре увидишь освобожденным от тебя.

Ибо ради меня придет Христос, и ты убоишься,

И власть твою Он разрушит воскресением».

 

II

 

«Такой силы никто никогда еще не приобрел,

Ибо я над всеми царь, — сказал ад Адаму. —

Кто же иной придет и превзойдет меня

И захватит мое царство?

Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа

И всех пророков держу я в своей власти,

Над тобою же начальствую как первенствующим из всех.

Как же ты говоришь, что придет Тот, Кто меня растопчет?

Неужели же Он выше их всех,

Чтобы избавить тебя, как ты сказал, посредством воскресения?»

 

III

 

Услышал Адам, как ад подобным образом бахвалится,

И тотчас говорит ему созданный первым из смертных:

«Послушай слова мои и не превозносись напрасно,

Ибо [хотя ты] удерживаешь меня, [но] не сможешь овладеть [мною].

Сладости рая из–за тебя, обманщика,

Я оказался лишенным и к тебе ныне отослан.

Ты мой страж, но не сможешь погубить меня,

Ибо у меня есть Царь, Который разрушит твою державу.

К Нему, Помощнику людей, записался я в войско,

Дабы Он возвел меня на высоты [небесные] благодаря воскресению».

 

IV

 

«Разорви свой договор, никто не защитит тебя,

Ибо Тот, Кого ты называешь Помощником, — даже и над Ним я царь.

Я возьму и Его, как всех людей,

Ибо никого нигде нет, кто [был бы] больше меня.

Так что не обманывайся, Адам! Зачем тщетно изнуряешь себя?

Я погребаю тебя и родом твоим обладаю.

А Того, Кого ты думаешь иметь Заступником,

Ныне увидишь распинаемым и мною поглощаемым.

Как же ты говоришь, что Он избавит тебя от меня?

Ныне обладать родом твоим мне приказано из–за воскресения».

 

V

 

«Чтобы не отказаться ради меня от ран,

Второй Адам ради меня родится моим Спасителем.

Мое наказание Он ради меня претерпит,

Нося плоть мою, как и я [ношу ее].

На Кого херувимы не [смеют] взирать, Того бок пронзят,

И вода истечет [из него] и угасит разжжение мое.

Того, Кого ты думаешь удерживать как человека,

Ты проглотишь как смертного, но изблюешь как Бога

Через три дня, ибо ты не сможешь выдержать

Мучений, которые Он наведет на тебя благодаря воскресению».

 

VI

 

Так узнаем же братья, чтo делает Господь!

Ибо Он, вкусив уксус и желчь на кресте,

Сказал: «Это конец Моим страданиям».

И, приклонив шею, отдал душу.

Солнце, луна и звезды небесные,

Не вынося [этого] надругательства, скрыли [свой] свет.

Холмы и горы замыслили бегство,

А завеса храма — даже и она разорвалась посреди.

Первозданный же из глубины вопиял:

«Боже мой, избавь меня от ада благодаря воскресению!»

 

VII

 

Но пришел Христос–Жизнь обмануть смерть,

Ибо ад принимает Христа, как каждого из земнородных,

Он проглатывает, словно приманку, небесный Хлеб,

Но уязвляется крючком Божества.

Почувствовав боль, ад громко закричал:

«Болит у меня живот, не перевариваю Того, Кого поглотил,

Непривычной для меня пищей стало то, что я съел.

Из тех, кого я съедал ранее, ни один не беспокоил меня.

Видимо, это и есть Тот, о Котором мне заранее говорил Адам:

«Накажет Он тебя, когда придет, посредством воскресения»».

 

VIII

 

«Теперь ты вспомнишь слова мои, которые я ранее сказал тебе,

Что Царь мой сильнее тебя.

Ведь ты думал, что эти слова — пустой звук,

Но опыт покажет тебе Его силу.

Ибо не только меня, но и моих потомков,

Да и [вообще] всех потеряв, ты всех лишишься.

Христос, Которого ты видел повешенным на древе, —

Он Самый ныне свяжет тебя, и, радуясь, я отвечу тебе:

«Где твоя, ад, победа, или где твоя держава?

Бог разрушил силу твою воскресением!»»

 

IX

 

«Так Иону на третий день кит извергнул,

А теперь и я изблюю Христа и всех принадлежащих Христу.

Ибо из–за рода Адамова я наказан, —

Такие [слова] возглашал ад, стеная [и] плача. —

Не поверив Адаму, который прежде говорил мне об этом,

Я высокомерно говорил: «Никто не возобладает мною».

Ведь я был ранее царем над всеми,

[А] ныне лишился всех; и, смеясь надо мною, они вопиют:

«Где твоя, ад, победа, или где твоя держава?

Бог разрушил силу твою воскресением!»»

 

X

 

«Высокую силу твою Христос, придя, унизил,

Ибо, восприняв всецелый мой образ, Он обратил тебя в бегство.

Ведь драгоценной кровью я ныне искуплен,

От тления освободил меня Тот, Кто нетленен.

Куда бы ты ни повернулся, всюду увидишь

Гробы опустошенными, [а себя] — голым [и] безобразным.

Где же твои засовы, о, жалкий?

Иисус мой сошел и сокрушил все, что у тебя было.

Где твоя, ад, победа, или где твоя держава?

Бог разрушил силу твою воскресением!

 

XI

 

Вознес меня на небеса Тот, Кто тебя обратил в бегство,

Теперь я сопрестолен [Ему], [а] тебе больше не подчиняюсь.

Он принял мое тело, дабы, обновив его,

Сделать бессмертным и сопрестольным.

Я буду царствовать с Ним, ибо воскрес вместе с Ним.

Ты уже не владеешь мною, но я над тобой господствую.

Мой задаток ныне горe,

Ты же — долу попираем всеми смертными.

Где твоя, ад, победа, или где твоя держава?

Бог разрушил силу твою воскресением!»

 

 

НА ИУДУ ПРЕДАТЕЛЯ

Кукулий I
Себя смирив, Владыка
стопы омыл злодею,
меж тем как вор лукавый
язык на грех кровавый
уж готовил в потайности,—
от скверны сей и мерзости,
о Христе Господи, нас соблюди,
молящих, в доме Девы поющих;
«Милостив, милостив, милостив
буди нам, о всё Объемлющий
и всех Приемлющий!»

1
Не содрогнется ли слышащий, н
е ужаснется ли видящий —
Иисуса на погибель лобызаема,
Христа на руганье предаваема,
Бога на терзанье увлекаема?
Как земли снесли дерзновение, к
ак воды стерпели преступление,
как море гнев сдержало,
как небо на землю не пало,
как мира строение устояло,
видя преданного, и проданного,
и погубленного Господа крепкого?
Милостив, милостив, милостив
буди нам, о всё Объемлющий
и всех Приемлющий!

2
Вот обман замыслил лукавейший,
вот ковы уготовал безбожнейший,
призванный — и от Тебя отложившийся,
избранный — и о Тебе соблазнившийся,
возлюбленный — и на Тебя изощрившийся!
Ты же в оный час, о Милостивец,
явил погубителю проклятому
безмерное Твое человеколюбие!
Губку насытил влагой,
длань утрудил работой;
так услужал слуге Ты,
и простирал стопы свои
Иуда, Ты же омывал их, Господи!
Милостив, милостив, милостив
буди нам, о всё Объемлющий
и всех Приемлющий!

3
Иисусе, стопы омывающий
устроителю Твоего погубления,
святынею Твоей одаряющий
осквернителя Твоего благословения,
предателя Твоего лобызания,—
Ты возвысил нищего милостью,
обласкал убогого мудростью,
одарил и облагодетельствовал
игралище бесовское!
Приял он хлеб Причастья,
вкусил вино Завета —
и злобой заплатил за милости,
не постыдился, окаянный, мерзости!
Милостив, милостив, милостив
буди нам, о всё Объемлющий
и всех Приемлющий!

5
Бессердечный, безбожный, безжалостный,
погубитель, предатель, отступниче,
чем побужден ты, скажи, к отпадению,
чем склонен, молви, к преступлению,
чем увлечен, ответь, к погублению?
Не братом ли Господь нарек тебя,
не другом ли Он именовал тебя,
меж тем как растленным знал тебя?
Тебе ведь Он доверил
святое достоянье,
всей братии владенье,
ты же без стыда и без совести
отнюдь не убоялся низости!
Милостив, милостив, милостив
буди нам, о всё Объемлющий
и всех Приемлющий!

6
Петр Апостол с мольбою склоняется,
зря, как Искупитель снаряжается,
приступая к делу омовения;
молит Петр: «Да не будет, Господи!»
— но губка водой насыщается,
и Владыка к ногам преклоняется,
в зраке рабьем за труд принимается;
тогда и силы неба
страшились и взывали,
дивились и дрожали,
не страшился лишь тать, не одумался,
изощрился на дело предательства.
Милостив, милостив, милостив
буди нам, о всё Объемлющий
и всех Приемлющий!

7
Ангелы в страхе изумляются,
архангелы крылами закрываются,
взирая с небес на Непостижного,
перед перстью Себя смирившего,
перед прахом главу преклонившего;
Гавриил кличет в исступлении:
«Рати небесные, воззритеся,
неслыханному делу подивитеся:
простер стопу апостол,
и моет плоть людскую,
Кто плоть и мир созиждил;
и не Петра единого омывает,
но Иуду служением ублажает!»
Милостив, милостив, милостив
буди нам, о всё Объемлющий
и всех Приемлющий!

12
О, какие любви деяния,
а Иуда не приял умиления!
О, какие святые речения,
а злодей не принес покаяния,
не смягчился, не дрогнул, не тронулся!
Ведь вкусил от хлеба причастного,
ведь испил от вина благодатного
тать, и пяту подъял на Питавшего,
и вышел из овчарни,
оставив агнцев стадо
для волчьей стаи Ада,
покинул сосцы сладчайшие,
и прияло тебя лоно Проклятого.
Милостив, милостив, милостив
буди нам, о всё Объемлющий
и всех Приемлющий!

22
О, помедли, злосчастный, одумайся,
помысли, безумный, о возмездии!
Совесть свяжет, умучит грешника,
и, в ужасе многом одумавшись,
ты предашь себя смерти мерзостной;
древо встанет над тобой губителем,
воздаст тебе сполна и без жалости;
и на что, сребролюбче, польстился ты?
Мерзкую мзду ты кинешь,
гнусную душу сгубишь,
деньгами себе не поможешь,
продавши Сокровище нетленное.
Милостив, милостив, милостив
буди нам, о всё Объемлющий
и всех Приемлющий!

23
Господи, Господи, Господи,
Святый Боже, Святый Крепкий, Вседержителю,
умились над Твоим творением,
над плотью, над прахом, над перстию,
сохрани, соблюди от погибели!
Мы же, братие, внимая сказание,
лукавца созерцая растление,
укрепим стопы свои крепостью,
стойкой пяте недвижный,
твердый, святой, несложный
веры устой обрящем
и от адской оградимся засады,
к Искупителю взывая с молитвою;
«Милостив, милостив, милостив
буди нам, о всё Объемлющий
и всех Приемлющий!»
(пер. С.Аверинцева)

 

 

О ЖИЗНИ МОНАШЕСКОЙ

Кукулий I


Как благочестия вестников и на злочестие ратников
богоносцев собор осиянный
поставил миру Ты светить подлунному;
их молитвами, Боже, в несмутимом покое
Тебя величающих, Тебя славословящих
сохрани, огради, да поем Тебе:
«Аллилуйя!»

Кукулий II


От жизни мира дольного к высотам Рая умного
свершая преселение, взываем в покаянии:
«Сам, о Благий, помилуй тех, что Тебя взыскуют;
вот мы все блага мира оставили,
да Тебя обретем, поющие:
«Аллилуйя!»

Кукулий III


Сколь возлюбленны шатры Твои, Господи сил!
В них же вселившиеся, Спасителю наш,
во веки веков вознесут Тебя,
славословя, песнословя,
купно с пророком Давидом:
«Аллилуйя!»

 


1
Созерцая земные веселия,
помышляя в уме об увиденном,
возскорбел я, постигнувши явственно,
сколь горька сия чаша житейская!
Вас единых почел я блаженными,
честь благую избравших с Мариею,
волей всей ко Христу прилепившихся
и с Давидом светло воспевающих:
«Аллилуйя!»

2
Не видал я меж смертных безскорбного,
ибо мира превратно кружение:
кто вчера возносился гордынею,
того зрю с высоты низвергаемым;
богатевший с сумою скитается,
роскошь знавший нуждою терзается;
вы одни остаетесь свободными,
кто свой дух покорил песнопению:
«Аллилуйя!»

3
Над убогим богатый ругается,
пожирает его достояние;
слезы пахарю, прибыль владетелю,
труд сему, и роскошества оному;
потом многим бедняк обливается,
чтобы все отнялось и развеялось!
Плод же ваших трудов нерушимою
запечатан Христовой печатию:
«Аллилуйя!»

4
Се, безбрачным надежд отсечение,
в браке ж сущим забот изобилие;
се, безчадный терзаем печалию,
многочадный снедаем тревогою;
эти многим томимы томлением,
тем же плач предлежит о бездетности;
вы одни посмеетесь сим горестям,
ибо ваша услада небренная —
«Аллилуйя!»

5
Горьки воды пучины губительной,
сладки яства гортани заморские;
и плывут человеки над бездною,
понуждаемы чревом и алчностью,
предают себя палубе зыблемой,
небрегут о погибели горестной;
безмятежно лишь ваше пристанище,
ибо якорь ваш есть песнопение —
«Аллилуйя!»

6
О пиратах, о бурях, о бедствиях
не помыслит наживы возжаждавший;
испытав же валов возмущение,
задрожит, но отнюдь не отступится;
он готов для надежды обманчивой
смерти зрак приступающей вытерпеть;
только вы среди моря житейского
обрели ограждение верное —
«Аллилуйя!»

7
По земле вы прошли, непорочные,
будто сроду земли не коснулися;
о земле отложив помышление,
вы стезею восходите подвига;
вы послушали сердцем рачительным,
люди Божий, голоса Божьего,
«приидите ко Мне»,— возвестившего,—
«ибо в радость Мне ваше взывание:
«Аллилуйя!»

8
Словом кратким объемлю реченное:
мир преходит и мира прельщение;
коль житейские блага стяжаем мы,
лишь ко гробу себя приближаем мы.
Дивно слово, что Мудрый нам вымолвил.
«Суета сует, духа томление!»
Предлежит нам гроб, к чему ж столько злоб?
Но прекрасно воспеть в безмятежности:
«Аллилуйя!»

9
Знаю, знаю, как вы мне ответите,
не устами, так мыслию молвите:
«Ты нас учишь о мира превратности,
что же сам прилепляешься к бренному?
На сучок в оке брата взираешь ли,
а бревна в твоем оке не чувствуешь?
Если истину зришь, почто не творишь?»
Как спасусь, не радевший о милостном
«Аллилуйя!»

10
Так, не все мы вместили веление,
что от Господа нам заповедано;
всем сказал он, прорекши единому:
«Все раздай, да за Мною последуешь».
Мудрым сердцем внимали разумные,
но не вняли, как я, нерадивые.
И без ваших слов знаю, сам я таков;
сего ради прошу за меня воспеть:
«Аллилуйя!»

11
В том корысть мне, чтоб множилось рвение
вашей воли, избравшей служение;
я ищу, назидая вас в истине,
купно с вами сподобиться милости;
так послушайте слов моих, братие,
дел же скверных моих отвращайтеся!
И без дел приимите воспевшего
вам в урок сие слово единое:
«Аллилуйя!»

12
Вы бежали от мира нечистого
и прибегли к источнику светлому;
вы избрали безплотное жительство;
так о плотском оставьте и помыслы,—
не любите того, что покинули,
не влекитесь к тому, что отвергнули,
да врагу не доставите радости;
но трезвитеся духом, поющие:
«Аллилуйя!»

13
Все, чего вы на деле чуждаетесь,
изгоните из мыслей со тщанием;
вы отверглись раздоров и зависти,
соревнуя согласию ангелов,—
друг пред дружкою благоуветливы,
позабудьте слова «твое» да «мое»;
не имеет монах обладания,
кроме общего всем достояния:
«Аллилуйя!»

14
Не хвалитесь дарами духовными:
что имеешь, есть милость от Господа;
пусть не судит воздержный вкушавшего,
пусть почтит и вкушавший алкавшего,
ибо этот вкушает по немощи,
тот же подвиг приемлет по ревности,
здесь услада псалма, там заслуга поста,
но награда одна возлюбившим Христа —
«Аллилуйя!»

15
Или скажешь: «Мне честь особливая,
как стяжавшему знание книжное»?
О Петре ты помысли, о рыбаре,
Моисея превыше поставленном!
Всю премудрость египтян, как молвится,
превзошел тот пророк, и до тонкости;
но глаголет Петр, и молчит Моисей!
Не гнушайся ж невеждою, сведавший
«Аллилуйя!»

16
Приближается время веселия,
скоро, скоро Христово пришествие;
Жениха вы на брак провожаете,
и в руках ваших ясны светильники,
ибо в девстве пожили вы праведно.
Что есть девство? Души целомудрие,
Силой коего славу Господнюю
вы возможете зреть, припеваючи:
«Аллилуйя!»

(пер. С.Аверинцева)

 

 

Жизнь преподобного Романа Сладкопевца

Диакон Владимир Василик

 

На этой неделе – 1/14 октября – празднуется память преподобного Романа Сладкопевца. Читателям предлагается реконструкция его биографии, составленная на основе первичных источников – его кондаков и прижизненных свидетельств.

О святом Романе Сладкопевце (кон. V – пер. пол. VI века), одном из величайших гимнографов византийского мира (Данте новогреков, по словам Гельцера), осталось не так много свидетельств. Сведения о нем сохранились в трех группах памятниках. Во-первых, в синаксарях, самый ранний из которых – Менологий Василия II – относится к концу X века. Из других синаксарей следует упомянуть Берлинский, Иерусалимский и Патмосский, которые, возможно, связаны с не дошедшим до нас житием святого Романа. Патмосский кодекс дает следующие сведения:

«В тот же день – память святого Романа, творца кондаков. Он происходил из Сирии, из града Эмессы. Стал диаконом в Бейруте, в святой Божией церкви, так называемой церкви Воскресения, переехал же в Константинополь во времена царя Анастасия и остался служить в храме пресвятой Богородицы в Кирах, в которой и приобрел благодать составления кондаков, когда явилась ему во сне Пресвятая Богородица в вечер Рождества Христова и свиток пергаменный дала и повелела съесть его. После его поглощения Роман немедленно проснулся и, взойдя на амвон, начал возглашать и весьма благозвучно петь: “Дева днесь Пресущественного рождает”. С того времени он составил на Господские праздники и памяти различных святых кондаки числом около тысячи, из которых многие, написанные его рукой, хранятся в Кирах. Скончался же в мире и погребен в той же церкви, где совершается его память».

Менологий Василия прибавляет к этим следующее сообщение:

«В благоговении же пребывая и в бдении и в непрестанных молениях на бдении во Влахернской церкви, снова возвращался в Киры».

Один из ранних источников, упоминающий святого Романа, – житие святого Артемия, говорящее о событиях времени правления Ираклия. В нем рассказывается, что святой Артемий «от юного возраста, молясь на бдении, воспевал стихи иже во святых смиренного Романа».

Следующая группа свидетельств – служба святому Роману; канон, опубликованный в Минее за 1 октября, подписанный именем Епифания в Богородичнах, – дают нам мало конкретных биографических сведений, одно из немногих – то, что он «от юности всего себя возложил Христу» (песнь 1, 2), в Константинополе вел аскетический образ жизни. Кроме того, канон подтверждает чудо с явлением Богородицы, говоря, что «Воплощеннаго Сына Божия Рождшая истинно твою душу просвети и ум обожи, познанием исполни, нощию ти представшая Приснодева» (песнь 5 тропарь 2). Несколько больше сведений дает канон, подписанный именем Феофана Грапта, опубликованный Петридисом. В нем говорится, что святой Роман был «наилучшим диаконом» (aristos diakonow – 6 песнь 1 тропарь); отметим, что слово aristos может восприниматься не только в аксиологическом, но и в социальном смысле: как «священнопроповедник» (как считает Гродидье де Матон): это говорит о служении поэта как проповедника, через свои гимны. Ниже мы увидим, что возможны и иные интерпретации.

В каноне говорится, что Роман был υμνολογος и ὐμνογράφος (песнь 7 тропарь 3), то есть писал и тексты, и музыку. Говорится, что он с детства изучал Писание и прекрасно его знал, когда прибыл в Константинополь (песнь 4, 2). Также упоминается, что он постоянно посещал «церкви» Богородицы.

В высшей степени интересен фрагмент кондака святому Роману, частично изданный кардиналом Питра и полностью – Гродидье де Матоном. К сожалению, до нас дошли только три икоса. Приведем самые интересные фрагменты (икосы второй и третий):

Житие его было * книгой одушевленной
и, всеми прежде познаться, * проявилось пред Владыкою.
Родом был из Евреев, * но ум имел утвержденным.
Он был не Фарисеем, * но сосудом был надежнейшим.

Вознесло положенье * царского войска земного
сердцем высокого мужа.
Обладал он крылами * в высоту вознестися
ангелов, сил бестелесных, * что поют Высокопрестольного.
Молниеносный образ * багряного хитона
и жезла правость верную * он царям проповедовал.
И там он же он страху * и ужасу подвергнулся,
и к душе * обратился своей.
«Душа моя, воздай * ты кесарево кесарю».
Но он точно * сохранил дело Божие * и Его повеления.

Он был современником землетрясений 527–529 годов и восстания «Ника» в 532 году, а также построения нового храма Святой Софии (537).

Третья группа свидетельств – сами кондаки Романа Сладкопевца. Безусловно, это самый



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: