Государственное управление – в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.
Признаки государственного управления:
• это вид государственной управленческой деятельности;
• деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;
• деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;
• деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов;
• характеризуется наличием вертикальных и горизонтальных связей;
• осуществляется в различных формах (правовых и неправовых);
• обеспечивается посредством системы гарантий;
• нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).
Цель государственного управления – предполагаемые результаты, к которым стремится субъект при осуществлении управленческой деятельности. Различают следующие цели управления:
1) социально-экономические;
2) политические;
3) обеспечительные;
4) организационно.
Принципы государственного управления – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность.
Принципы делятся на общие (социально-правовые) и организационные.
Общие (социально-правовые) принципы: демократизм; законность; объективность; научность; конкретность; разделение властей; федерализм; эффективность.
Организационные принципы: отраслевой; территориальный; линейный; функциональный; двойного подчинения; сочетание единоначалия и коллегиальности.
Общая характеристика основных современных концепций государственного управления (Reinventing government, Service state).
Одни из самых масштабных изменений в философии и парадигме государственного управления привнесла Концепция перестраивающегося правительства (Reinventing Government). Ее авторы Дэвид Осборн и Тэд Гэблер выдвинули следующие основные положения:
- необходимость конкуренции между структурами, претендующими на предоставление услуг для правительства;
- наделение местных сообществ большими полномочиями;
- ориентация на конечный результат - измерение результатов деятельности и концентрация на них является одним из путей усовершенствования работы государственного аппарата;
- ориентация на миссию вместо простого следования правилам имеет ряд преимуществ, в частности повышает инновационность и гибкость организационной структуры;
- модель "сервисного государства" - представление граждан в качестве клиентов повышает ответственность и деполитизирует распределение средств между организациями госсектора, стимулирует инновации и дифференциацию услуг, приводит к меньшей расточительности в текущей деятельности госсектора;
- упреждение проблем вместо их разрешения - долгосрочное планирование, упреждение и профилактика проблем обходятся дешевле, чем работа в "пожарном режиме";
- акцентирование госструктур на зарабатывании денег, а не их трате;
- децентрализация деятельности правительства - наделение большими полномочиями служащих и создание проектных команд;
- опора на рыночные механизмы в деятельности государственных структур;
- государство должно выступать в качестве катализатора изменений в коммерческом и неправительственном (третьем) секторе в интересах решения общественных проблем.
Концепция сервисного государства (современный вариант либерализма): государство рассматривается как обычная корпорация, нацеленная на получение прибыли.И.А.Ильин считал, что необходимо искать путь построения государства, основанного на принципах совмещения черт корпорации с чертами учреждения.
Системный подход в управлении: сущность и общая характеристика. Система государственного управления: понятие, цель, структура, принципы построения и функционирования.
Системный подход — комплексное изучение явления или процесса как единого целого с позиций системного анализа, т. е. уточнение сложной проблемы и её структуризация в серию задач, решаемых с помощью экономико-математических методов, нахождение критериев их решения, детализация целей, конструирование эффективной организации для достижения целей.
Системный подход позволяет устранить главный недостаток подходов различных школ управления, который заключается в том, что они сосредоточивают внимание на каком-то одном важном элементе. Системный подход означает анализ не в отдельности, а в системе, т.е. определенной связи элементов этой системы.
Основное положение системного подхода заключается в том, что если элемент принадлежит системе или содержится в ней, то он всегда меньше системы.
Система государственного управления – это определенная совокупность иерархически связанных между собой органов власти и управления, во взаимодействии реализующих управление государственной сферой экономики и социальной жизни и обеспечивающих исполнение законов, конституционно установленных прав и свобод граждан.
Основными элементами системы государственного управления являются: субъект, объект, законы управления, его функции, методы и принципы, инструментарий.
Основными принципами государственного управления являются:
· разделение властей;
· принцип комплиментарности (непрерывность в структуре власти);
· субсидарности (распределение полномочий между уровнями власти);
· демократизма ();
· гомогенности (преимущество федерального права перед региональным).
Государственное управление призвано регулировать социальные отношения, обеспечивающие защиту и воспроизводство целостности государства и его институтов.
В структуре системы государственного управления можно выделить шесть компонентов или подсистем.
1. Институциональная подсистема,
2. Нормативно-правовая подсистема
3. Коммуникативная подсистема
4. Функционально-структурная подсистема
5. Кадровая подсистема
6. Профессионально-культурная подсистема