ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Т.Е. Беньковская

Оренбургский государственный педагогический университет

г. Оренбург, Россия

 

ПОКОЛЕНИЕ Z В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО

ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Аннотация: В статье осмыслены причины трудности освоения современными школьниками, представляющими поколение, родившееся в эпоху Интернета, традиционных вербальных линейных текстов; особенности их мышления, направленного на восприятие визуализированной информации; понятие текстов «новой природы» и возможность их использования в качестве ресурса приобщения к чтению в литературном образовании, в том числе в учебниках, ориентированных на специфику мышления современного подростка.

Ключевые слова: центениалы, поколение Z, текст «новой природы», «новая грамотность»,«клиповое» мышление,современное литературное образование.

В последнее время не только родители, учителя, но и ученые-психологи, педагоги озабочены отчетливо заявившей о себе проблемой отсутствия у современных школьников желания учиться, читать, начиная уже с первого класса, запоминать прочитанное, заучивать правила. Наблюдения над детьми и подростками, родившимися в конце 1990-х – в 2000-е годы, привели к неутешительным выводам:

- они отличаются гиперактивностью, рассеянным вниманием, неспособностью сосредоточиться на поставленной задаче;

- они испытывают трудности в чтении как художественных, так и учебных текстов, представленных в привычном линейном формате, в их запоминании, в выявлении главной мысли;

- им гораздо интереснее смотреть, чем читать и т.д.

Учителя и методисты вынуждены признать, что еще недавно сложившиеся в науке и школьной практике методы, приемы, формы изучения учебных предметов в школе, дававшие успешные результаты, сегодня зачастую «не работают» потому, что пришло совершенное новое поколение, по сути первое поколение за всю историю человечества, родившееся в эпоху Интернета. Это поколение не помнит, какой была жизнь без гаджетов, и порой проводит большую часть времени, держа в руках не книгу, а смартфон или планшет. Создателями теории поколений Нилом Хау и Уильямом Штрауссом поколение 2000-х названо «центениалами». Его еще называют «поколением Z» или «сетевым поколением». Это поколение, у которого размыта граница между реальным и виртуальным миром, между реальной жизнью и экраном. Не случайно современных детей и подростков часто называют «насмотренным» поколением (в отличие от привычного – «начитанное» поколение). И не случайно в философско-педагогической литературе уже в конце 1990 – начале 2000-х годов появился термин «клиповое мышление», которым была обозначена особенность современного человека «воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме либо видеоклипа (отсюда и название), либо теленовости» [1, с. 50].

Зарубежной и отечественной наукой уже накоплен интересный опыт изучения поколения центениалов, особенностей «клипового» мышления. Достаточно назвать работы таких ученых, Д. Тэпскотт «Расти в цифровую эпоху» (1998), Н. Карра «Делает ли «Google» нас тупее?» (2008), М. Бауэрлейн «Самое тупое поколение: как электронная эпоха создает поколение глупых американцев и подвергает опасности наше будущее» (2008), Н. В. Азаренок «Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире» (2009), К. Фрумкин «Откуда исходит угроза книге» (2010), К. Фрумкин «Клиповое мышление и судьба линейного текста» (2010), Д. И. Фельдштейн «Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы» (2010) и др.

«Клиповое» сознание, которое базируется на способности быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами, по мнению известного российского ученого-культуролога К. Фрумкина, является своеобразной защитой психики современного человека, на которого буквально обрушивается огромный поток неконтролируемой информации из самых разнообразных источников. К. Фрумкин выделяет пять основных причин, которые привели к рождению феномена «клиповое мышление»:

1) ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего;

2) потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления;

3) увеличение разнообразия поступающей информации;

4) увеличение количества дел, которыми человек занимается одновременно;

5) рост диалогичности на разных уровнях социальной системы [7].

Результаты наблюдений показали, что обладатель «клипового» сознания с трудом воспринимает и осваивает текст однородной информации с вербальной линейной структурой, представленной в едином стиле (или не способен воспринимать и осваивать), не может самостоятельно выстроить логическую цепочку от общего к частному и, как следствие – не может провести самого простого анализа. Вместе с тем, например, К. Фрумкин считает, что клиповое сознание, при всех его минусах, необходимо для ориентации человека в современном мире, т.к. оно служит своеобразным способом быстрого и облегченного усвоения большого объема информации, которую иным, привычным способом человек XXI века усвоить не в состоянии. Главным достоинством «клипового» мышления, на его взгляд, является возможность большой скорости обработки поступающей информации.

«Развитие электронных средств коммуникации возвращает человеческое мышление к дотекстовой эпохе, и линейная последовательность знаков перестает быть базой культуры» – к такому выводу пришел еще в 1970-е годы известный канадский философ, филолог, литературный критик Герберт Маршалл Маклюэн, изучавший воздействие средств массовой информации на сознание человека [цит. по изд. 1, с. 50]. Сегодня же отчетливо наметилась тенденция возможности «выпадения» современных школьников и молодых людей из пространства культуры, ориентированной на вербальный линейный текст. Примером тому – нежелание, а порой и неспособность чтения художественных произведений отечественной и мировой литературы XIX–XX веков, текстов статей учебников, ставших для юных читателей «тайной за семью печатями». Не случайно в последние годы в отечественной науке и образовании, книгоиздательской деятельности усилился интерес к так называемым «мультитекстам», или «новым текстам», которые, отвечая природе «клипового» сознания современного школьника, будучи органично и целенаправленно включенными наряду с линейными текстами в образовательный процесс, помогут преодолеть возникшее противоречие и успешно решать задачи образования и приобщения к культурному наследию поколения центениалов. В этом контексте тексты новой природы можно рассматривать как мощный ресурс приобщения детей и подростков к чтению.

«Мультитексты», «новые тексты», «тексты новой природы» – это неустоявшиеся термины, которые в настоящее время находятся на стадии разработки и уточнения даже определения самого понятия, о чем свидетельствует состоявшаяся в октябре 2016 года в Санкт-Петербурге Международная научно-практическая конференция «Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы». Сегодня отчетливо видна тенденция качественного изменения природы текста как такового: на смену вербальной линейной конструкции, дополненной элементами простейшей графики (таблицы, схемы, диаграммы), приходят тексты, для которых характерны синтез мультимедийности и вербальных структур, активное использование гиперссылок, инфографики и других знаков и элементов выражения смысла. Текстом «новой природы» Е. И. Казакова называет «мысль, зафиксированную на каком-либо носителе, для отображения которой используется связная последовательность разнородных символов (знаков вербальной и невербальной природы)» [3, с. 8]. Текст новой природы в таком понимании «несет в себе груз представлений современной технологической информационной цивилизации о тексте как цифре, как двоичном коде, как изображении, нуждающемся в распознавании не повседневном, автоматическом, а направленным специальным образом», – отмечает Д. В. Полежаев [4, с. 78]. Тексты новой природы рождаются преимущественно в пространстве Интернета. Уже стало привычным для пользователей Интернета вербальное выражение эмоциональной реакции заменять «смайликом», что сейчас активно используется учителями начальных классов в тетрадях учеников. А ведь «смайлики» – тексты новой природы. Сегодня подростки и молодежь активно «читают» такие новые тексты, как «флипбек», «флипбук», «буктрейлер», неовинтаж», «шебби-бук», «партворк», «билд-ап», «виммельбух», «книгли», «комикс» и другие.

Чем же отличается привычный текст «старой природы», от текста «новой природы»? В качестве основных характеристик текста «старой природы» называются, как правило, следующие: линейный, длинный, на бумаге, законченный, состоит из букв, привычный, неудобный для чтения. В то время как текст «новой природы» объемный, фрагментарный, незаконченный, визуальный, нематериальный, тревожит, вызывает интерес. Тексты «новой природы» сегодня оказываются более привлекательными для современных подростков и молодежи как более наглядные и доступные, вполне отвечающие их клиповому сознанию. Поэтому в школьном образовательном процессе, в том числе на уроках литературы, учитель уже не может игнорировать это явление эпохи XXI века. Кстати, ученые и педагоги-практики почти единодушны в позитивной оценке буктрейлера, представляющего собой в обобщенном смысле видеокомпозицию из экранизированных эпизодов литературного произведения, как методического инструмента и дидактического приема повышения интереса школьников к чтению, усиления их познавательной активности, совершенствования коммуникативных навыков, эстетического вкуса. Вместе с тем учителя-словесники отмечают, что буктрейлеры могут служить лишь вспомогательным средством в изучении художественного произведения, которое должно быть прочитано учеником. Это касается, например, и комикса как способа интеграции визуальной и текстовой информации, сегодня активно использующегося на страницах учебников иностранного языка, рабочих тетрадей для начальной школы.

Выявление и осмысление происходящих процессов восприятия, усвоения и оценки разного рода информации современными школьниками и осознание причин снижения качества обучения привело ученых-методистов, учителей-практиков, издателей произведений художественной литературы к необходимости искать новые методики, формы, пути и способы организации читательской и образовательной деятельности учащихся на уроке и во внеучебное время, помогающие преодолеть разрыв между клиповым и линейным мышлением. «С одной стороны – современный школьник с изменившимся типом мировосприятия и способов миропонимания, с другой – старые способы и методы обучения, система образования, запертая в рамках устаревших моделей. В этом противоречии и одновременно диалогическом пространстве становится ясно, что предметная область «литературы» в школе как-то должна меняться и в содержательном, и в операциональном аспекте», – совершенно справедливо заметила И.В. Сосновская [5, с. 12]. Это касается и школьных учебников и пособий нового поколения, в которых представлены тексты разной природы, ориентированные на активное, деятельностное освоение материалов курса. Авторы-составители учебников работают в тесной связи с издательствами. Так, учебно-методические комплексы, которые выпускает сегодня крупнейшее в России издательство учебной литературы «Просвещение», включают в себя линейный текст с продуманной навигационной системой учебника и использования разных шрифтов, краткие выводы, что способствует внимательному чтению, выделению главного, облегчает повторение пройденного материала и подготовку к уроку. Система «всплывающих» окон способствует расширению кругозора учащегося и создает насыщенное интеллектуальное пространство учебника. А такие рубрики, как «Советы помощника», «Памятки», «Подсказки», нацелены на развитие у школьников самоорганизации и самооценки при работе с материалом. В структуру учебников литературы под редакцией В. Ф. Чертова включены такие разделы: «Практикум», «Творческое прочтение», «Опыт исследования», «Публичное выступление», «Сочинение», «Поиск информации», «Опыт творчества», «Точка зрения», стимулирующие творческую активность школьников, ориентирующие их на активный поиск и обработку информации, в том числе и в пространстве Интернета. Разделы «Мир в слове», «Связь с другими видами искусства», «Внеклассное чтение» позволяют расширить культурный и читательский кругозор школьников. Разворот учебника литературы нового поколения представляет собой основной текст, в том числе и художественный, с отходящими от него «ответвлениями» в виде разного рода комментариев (историко-культурный, лексический, теоретико-литературный и др.), гиперссылок, привлечения произведений живописи, иллюстраций, разнопланового подхода к работе с материалом: вопросов и заданий разной степени сложности, организации индивидуальной и групповой работы. Следует отметить, что учебники в электронной форме разработаны ко всем печатным учебникам линии УМК под редакцией В. Ф. Чертова, В. Я. Коровиной, которые сегодня востребованы в школах РФ, что позволяет учащимся работать с ними и в формате Интернета [6].

Смещение акцентов в определении цели и задач школьного учебника, представляющего сегодня «мультитекст», ориентированного на специфику мышления современного подростка, требует серьезной разработки на методологическом уровне этой проблемы, создания новых типов учебных книг, носящих личностно- и практикоориентированный характер, предполагающих интерактивный режим освоения содержания – в активном и заинтересованном взаимодействии читателя и текста. Организация работы с текстом учебника в новом формате может варьироваться учителем. Так, учитель может предложить учащимся задания, которые будут стимулировать их самостоятельные размышления, поиск дополнительных текстов. Или учащиеся должны будут самостоятельно поставить задачи, которые порождает текст учебника, и предложить пути их решения. Это касается и текстов художественной литературы, включенных в учебники-хрестоматии.

Новое поколение, новые тексты – сегодня эти понятия и их содержание в фокусе осмысления современной науки и образования. Несомненен факт, что появились новые тексты и в целом культура восприятия текста значительно изменилась. В этом контексте изменилось и само понимание грамотности. Не случайно в науке появилось понятие «новая грамотность». «В широком смысле под новой грамотностью, – пишет Г. В. Данилова в статье «Тексты «новой природы» как источник образовательного потенциала и «новой грамотности» школьников» (2016), – подразумевается «умение управлять процессами, используя все средства кодирования культурно значимой информации, а смысл и ценность грамотности варьируется в зависимости от социального контекста» [2, с. 55]. Следует согласиться с автором статьи, что переориентирование образования на визуальный ряд неизбежно, как бы педагоги к этому не относились. Сегодня на смену еще недавно господствовавшему монологу пришел масштабный по своему объему сетевой полилог на базе невиданных ранее по мощи и возможностям технологий производства невербальных текстов, визуальных образов и коммуникаций в самых разнообразных видах и формах. Если мы заинтересованы в том, чтобы открыть современным школьникам сложный и многообразный мир литературы, привести их к «своим» текстам, научить читать книги, жить в общении с подлинной культурой, нам необходимо понять жизнь текстов новой природы, которые подростки сегодня воспринимают тоже как «свои», и искать новые методические подходы к включению их в учебный процесс. И умение использовать комиксы, буктрейлеры и другие «новые» тексты в современном образовании должно не обеднять, а обогащать педагогический инструментарий учителя. Думается, первыми это должны принять учителя литературы, поскольку «искусство герменевтики заключается в умении переводить визуальный ряд в понятийный» [2, с. 55].

 

Список литературы

 

1. Гринева М. И. Клиповое мышление во благо ученика / М. И. Гринева // Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы: Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции «Педагогика текста», Санкт-Петербург, 21 октября 2016 г. / Под ред. Т. Г. Галактионовой, Е. И. Казаковой. – СПб.: Изд-во «Лема», 2016. – С. 49-51.

2. Данилова Г. В. Тексты «новой природы» как источник образовательного потенциала и «новой грамотности» школьников / Г. В. Данилова // Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы: Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции «Педагогика текста», Санкт-Петербург, 21 октября 2016 г. / Под ред. Т. Г. Галактионовой, Е. И. Казаковой. – СПб.: Изд-во «Лема», 2016. – С. 52-56.

3. Казакова Е. И. Тексты новой природы: закономерности и технологии развития современной грамотности в условиях качественной модернизации современного текста / Е. И. Казакова // На путях к новой школе. – 2014. – № 1. – С. 8-9.

4. Полежаев Д. В. Некоторые аспекты философского измерения текста (в контексте ментального подхода) / Д. В. Полежаев // Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы: Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции «Педагогика текста», Санкт-Петербург, 21 октября 2016 г. / Под ред. Т. Г. Галактионовой, Е. И. Казаковой. – СПб.: Изд-во «Лема», 2016. – С. 77-80.

5. Сосновская И. В. Методика преподавания литературы в современной школе: монография / И. В. Сосновская. – Иркутск: Изд-во «Оттиск», 2016. – 262 с.

6. Филология. Общественно-научные предметы: Издательство «Просвещение». – М.: Изд-во «Просвещение», 2016. – 76 с.

7. Фрумкин К. Клиповое мышление и судьба линейного текста
/ К. Фрумкин // [Электронный ресурс] Литературно-философский журнал «Топос». – 2010.– № 9. / Режим доступа: https://www.topos.ru/article/7371

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: