Эксплуатация территории.




Концепция общественной организации

Лицейский сад – сквер в Царском Селе, примыкающий к Царскосельскому Лицею и Знаменской церкви. Дорожки парка пересекаются на центральной площадке круглой формы, в центре её памятник А. С. Пушкину работы Р. Р. Баха. Лицейский сад и памятник Пушкину-лицеисту являются объектами культурного наследия России.

Распланировать здесь рощу с дорожками распорядилась ещё Елизавета Петровна после постройки Знаменской церкви (1743-1747гг).

С тех времён эта территория претерпела множество изменений, и 21 век встретила не в лучшем состоянии. За годы….. были утрачены ….., закрыты входы, ухудшилось состояние газонов, деревья требуют специального ухода грамотными садовниками. Проведена странная реставрация памятника. С целью его защиты он был покрыт …составом, который изменил образ поэта и первоначальный замысел скульптора Р.Баха. В связи с вышеизложенным возникла идея создать общественную организацию, которая взяла бы на себя роль восстановления исторического облика Лицейского сада и контроль за его эксплуатацией.

Работу общественной организации «Союз лицейский сад – живая книга» планируется вести по трем главным направлением.

 

Музейная деятельность.

Создание музея, где будут собираться материалы, так или иначе связанные с этим местом, столь уникальным, что оно заслуживает и уникального названия, предлагаем неологизм – ГЕОЛОК, составленного и греческого «гео» – земля, и окончания русского слова «уголок». Кроме музейной экспозиции, которая должна включать произведения изобразительного искусства, связанные с Лицейским садом, исторические документы (подлинники или копии), в музее должны существовать архив и библиотека, куда собирается всё, что касается этой темы - книги, фотографии, стихи, проза, документы, мемуары, марки, конверты, открытки, медали, монеты и т.д. Эти архивы помогут воссоздать Лицейский сад и памятник А.С.Пушкину в достойном виде.

На этой территории первоначально находилась дикорастущая березовая роща, или «Большие березы». В 1784 году рощу с уже посаженным плодовым садом обнесли каменной оградой с металлической решеткой.

В 1818 году, Император Александр I повелел обустроить сад сообразно потребностям воспитанников Лицея. Сад обнесли новой оградой, исполненной архитектором А. Менеласом, повторявшей очертания церковной ограды. Сад имел черты естественной пейзажной планировки и долгое время именовался «оградой», как до этого звали ограду церковную. На территории сада были отдельные «собственные садики» — у каждого класса свой, а также «ботанический сад по Линеевой системе». Директор лицея Энгельгардт считал, что «занятие природой смягчает сердце, возбуждает чувство, привязывает к природе; оно есть лучшее основание веры, ибо нет священнее, величественнее книги, как книга природы». В передней части сада, под сенью старых лип, устроена была деревянная беседка в форме гриба. Под «Грибком», располагался колодец с насосом. Лицеисты первого, пушкинского курса, воздвигнули в саду близ церковной ограды памятник — это была белая мраморная доска, водруженная на дерновый пьедестал, с латинской надписью «Genio loci», в переводе «Гению места» (или «Гению — покровителю здешних мест»). При создании Лицейского сада, там были установлены фонари, стильные и незаметные урны.

Даже эта краткая историческая справка даёт указаний для работы. Естественно, что в первоначальном виде сад представить невозможно, но наполнить его пушкинским, лицейским духом, это нам по силам. Его должна окружать достойная ограда, стоять удобные скамейки, исторические фонари, посажены разнообразные растения и многое другое. Поле деятельности здесь безгранично.

 

Эксплуатация территории.

Это очень важная часть работы общественной организации. Сад – это живой организм, за ним надо грамотно ухаживать во все времена года, с весны, когда появляются поляны весенних эфемеров, которые радуют глаз всего 2- 3 недели до глубокой осени, когда можно любоваться разноцветьем листьев. А в течение лета на клумбах высаживать разные цветы. То есть продумать всё так, чтобы получился сад непрерывного цветения.

Сделать грядки «по Линевой системе», как у лицеистов.

Посадить растения, которые любил А.С.Пушкин (например, тот же крыжовник, он любил варенье из этой ягоды), растения, упоминаемые в его произведениях, например черешню (см. повесть «Выстрел). В поэтическом словаре Пушкина часто звучат «цветочные» слова: роза, резеда, ландыш, акация, анис, лилия, мак, шиповник, амарант, василек, ревень, хмель, гвоздика, боярышник, чабрец, незабудки…

А у памятника посадить сорт розы Александр Пушкин, растения с огромными цветами нежной окраски, с нежным и сильным ароматом, к тому же она устойчива к вредителям и болезням.

С помощью растений придать передать исторический и символический смысл этого места.

Прекратить бессмысленно косить весной, когда цветут эфемеры и эфемероиды. И не злоупотреблять этим и в другое время года. Так как здесь не строгий английский газон, а поляны с разнотравьем, которое здесь существовало изначально.

То есть не заниматься тупой эксплуатацией, бессистемно косить, лишь бы скосить, а с помощью грамотных садовников и ландшафтных дизайнеров преобразить это место и с помощью растений передать исторический и символический смысл Лицейского сада.

Вовремя убирать мусор, подметать дорожки.

Открыть другие входы в «Ограду» - в настоящее существует время только один вход.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: