К функциям распределения относятся:
* определение покупательского спроса и организация его удовлетворения;
* накопление, сортировка и размещение запасов готовой продукции;
* установление хозяйственных связей по поставкам товаров и оказание услуг потребителям;
* выбор рациональных форм товародвижения и организация торговли.
Исходя из вышеперечисленного, вполне допустимо говорить о коммерческом, канальном и физическом распределении.
Коммерческое распределение охватывает преимущественно функции планирования, анализа, контроля и регулирования сбыта, т. е. управление сбытовой деятельностью.
Канальное распределение - совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю.
Под физическим распределением понимаются функции хранения, транспортировки, складирования, переработки и т. п. То есть деятельность по планированию, претворению в жизнь и контролю за физическим перемещением материалов и готовых изделий от места их происхождения к местам использования с удовлетворением нужд потребителей и с выгодой для себя.
Распределительная логистика — это процесс управления коммерческим, канальным и физическим распределением продукции и услуг с целью удовлетворения спроса потребителей и извлечения прибыли.
Распределительная логистика строится на следующих логистических принципах:
1. координация всех процессов товародвижения, начиная от финишных операций товаропроизводителя и заканчивая сервисом потребителя;
2. интеграция всех функций управления процессами распределения готовой продукции и услуг, начиная с определения целей и заканчивая контролем;
3. адаптация коммерческого, канального и физического распределения к постоянно меняющимся требованиям рынка и в первую очередь к запросам покупателей;
4. системность как управление распределением в его целостности и взаимозависимости всех элементов сбытовой деятельности;
5. комплексность т. е. решение всей совокупности проблем, связанных с удовлетворением платежеспособного спроса покупателей;
6. оптимальность как в соотношении частей системы, так и в режиме ее функционирования;
7. рациональность как в организационной структуре, так и в организации управления.
Организованная в соответствии с перечисленными принципами распределительная логистика обладает свойствами эмержентности, синергизма и конгруэнтности.
Под эмержентностью распределительной логистики понимается ее способность порождать системный эффект от оптимальной координации деятельности всех элементов коммерческого, канального и физического распределения.
Эффект синергизма потенциально заложен в распределительной логистике, обладающей системообразующими функциями, Именно полнота реализации этих функций позволяет получить свойства системы, которыми не обладают ее элементы в отдельности.
Конгруэнтность распределительной логистики обнаруживается в соразмерности (соответствии) ее элементов между собой и с целями системы.
Экономическая природа распределительной логистики может быть исследована более полно, если наряду с принципами и свойствами ее рассмотреть задачи и методы их решения.
Прежде чем говорить о задачах логистики распределения, еще раз уточним, что в экономике распределение — фаза воспроизводственного процесса: вначале производство материальных благ, затем их распределение, то есть выявление доли каждого производителя в созданном богатстве. Сами продукты между участниками производственного процесса не распределяются.
В логистике распределение — физическое содержание процесса. Распределение прав собственности во внимание принимается, но не является основным предметом изучения и оптимизации. Главный предмет изучения распределительной логистики — рационализация процесса физического распределения.
Объект изучения распределительной логистики — материальные и информационные потоки на стадии распределения и реализации готовой продукции.
В процессе решения задач распределительной логистики необходимо найти ответы на следующие вопросы:
- по какому каналу довести продукцию до потребителя?
- как упаковать продукцию?
- по какому маршруту отправить?
- нужна ли сеть складов на пути от поставщика к потребителю?
- какой уровень обслуживания обеспечить?
Следует иметь в виду, что состав задач распределительной логистики на микро- и макроуровне различен.
На уровне предприятия логистика решает следующие задачи:
- выбор вида упаковки;
- организация отгрузки товара;
- организация послереализационного обслуживания.
На макроуровне к задачам распределительной логистики относят:
- выбор схемы распределения материального потока;
- определение оптимального количества распределительных центров на обслуживаемой территории;
- определение оптимального места расположения распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории, а также ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, области, страны, материка или всего земного шара.
2. Каналы распределения товаров.
Как было отмечено ранее, основная цель логистической системы распределения — доставить товар в нужное место и в нужное время. В отличие от маркетинга, который занимается выявлением и стимулированием спроса, логистика призвана удовлетворить сформированный маркетингом спрос с минимальными затратами. Очевидно, что решение задачи организации каналов распределения играет при этом главную роль.
Канал распределения — это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другим организациям и лицам право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю.
Использование каналов распределения приносит производителям определенные выгоды, такие как:
- экономию финансовых средств на распределение продукции;
- возможность вложения сэкономленных средств в основное производство;
- продажу продукции более эффективными способами; » высокую эффективность обеспечения широкой доступности товара и доведения его до целевых рынков;
- сокращение объема работ по распределению продукции.
Таким образом, решение о выборе каналов распределения одно из важнейших, которое необходимо принять руководству организации. Выбранные каналы непосредственно влияют на скорость, время, эффективность движения и сохранность продукции при ее доставке от производителя к конечному потребителю. При этом организации или лица, составляющие канал, выполняют ряд важнейших функций:
1) проводят исследовательскую работу по сбору информации, необходимой для планирования распределения продукции и услуг;
2) стимулируют сбыт путем создания и распространения информации о товарах;
3) устанавливают контакты с потенциальными покупателями;
4) приспосабливают товар к требованиям покупателей;
5) проводят переговоры с потенциальными потребителями продукции;
6) организуют товародвижение (транспортировка и складирование);
7) финансируют движение товаров по каналу распределения;
8) принимают на себя риски, связанные с функционированием канала.
Все или часть этих функций могут быть взяты на себя производителем. При этом издержки производителя возрастают. Из-за специализации посреднических организаций они нередко выполняют перечисленные функции каналов распределения товаров эффективнее. Для покрытия своих издержек посредники взимают с производителя дополнительную плату. Таким образом, вопрос о том, кому следует выполнять различные функции канала распределения, — это вопрос относительной эффективности. При появлении возможности более результативно выполнять функции канал перестраивается. Каналы распределения товаров можно охарактеризовать по числу составляющих их уровней.
Уровень канала — это посредник, который выполняет работу по приближению товара и права собственности на него к конечному потребителю. Протяженность канала определяется по числу промежуточных уровней между производителем и потребителем, которые, как и уровни канала, являются членами канала распределения. Каналы распределения состоят из независимого производителя и независимых посредников. Каждый член канала представляет собой отдельное предприятие, стремящееся обеспечить себе максимальную прибыль. Максимально возможная прибыль отдельного члена канала может идти в ущерб максимальному извлечению прибыли системой в целом, так как ни один из членов канала не имеет полного или достаточного контроля над деятельностью остальных членов. Такие каналы распределения называются горизонтальными.
Вертикальные каналы распределения — это каналы, состоящие из производителя и одного или нескольких посредников, действующих как одна система. Один из членов канала, как правило, либо является собственником остальных компаний-участниц, либо предоставляет им определенные привилегии. Таким членом может быть производитель, оптовый или розничный посредник. Вертикальные каналы возникли как средство контроля над поведением канала. Они экономичны и исключают дублирование членами канала выполняемых функций.
Прямые связи фирм — поставщиков продукции производственно-технического назначения с потребителями используются, когда значительная ее часть закупается ими крупными партиями или в случае закупок уникальной продукции. Прямые формы сбыта, как правило, основаны на передаче товара по графикам и предполагают предоставление дополнительных форм обслуживания и льгот, например снижение отгрузочных цен. Соблюдение графика поставок, как известно, способствует сокращению производственных запасов и потребностей в дополнительной емкости складов, В случаях, когда сбыт продукции осуществляется по долгосрочным контрактам, это приводит к укреплению производственных связей и общей надежности сбыта.
При сбыте продукции по прямым связям она доставляется потребителям непосредственно с предприятий-изготовителей. Но это обычно приносит эффект только при обслуживании близко расположенных потребителей. В других случаях применяется доставка через склады (центры). Продажа продукции из центров фирм-поставщиков позволяет сократить сроки выполнения заказов и ускорить их доставку потребителям. Сбытовые агенты, принимая заказ, отправляют его не в центральную сбытовую контору, откуда он пересылается на одно из предприятий фирмы, а непосредственно в ближайший распределительный центр.
При формировании канала распределения товара на первое место выдвигается решение о структуре канала, т. е. о количестве уровней канала и конкретном составе членов канала. При выявлении возможных вариантов каналов распределения необходимо определиться с типом используемых посредников.
Классификацию посредников традиционно проводят по сочетанию двух признаков:
1) от чьего имени работает посредник;
2) за чей счет посредник ведет свои операции.
Схематично расстановка посредников по двум классификационным основаниям отражена в табл. 1.
Каждый производитель на основе маркетинговых исследований рынков сбыта своей продукции определяет структуру возможных посредников.
Тип посредника | Признак классификации |
Дилер | От своего имени и за свой счет |
Дистрибьютор | От чужого имени и за свой счет |
Комиссионер | От своего имени и за чужой счет |
Агент, брокер | От чужого имени и за чужой счет |
Можно констатировать, что при выборе оптовых посреднических предприятий промышленные фирмы принимают во внимание хорошее знание оптовиком товара поставщика; достаточную степень надежности положения того или иного оптового предприятия в определенной отрасли промышленности; наличие у посредника складских емкостей и его готовность хранить у себя запасы продукции поставщика; прочность финансового положения посредника и обоснованность проводимой им политики цен.