Принципы и задачи распределительной логистики




К функциям распределения относятся:

* определение покупательского спроса и организация его удовлетворения;

* накопление, сортировка и размещение запасов готовой продукции;

* установление хозяйственных связей по поставкам товаров и оказание услуг потребителям;

* выбор рациональных форм товародвижения и организация торговли.

Исходя из вышеперечисленного, вполне допустимо говорить о коммерческом, канальном и физическом распределении.

Коммерческое распределение охватывает преимущественно фун­кции планирования, анализа, контроля и регулирования сбыта, т. е. управление сбытовой деятельностью.

Канальное распределение - совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают пере­дать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю.

Под физическим распределением понимаются функции хране­ния, транспортировки, складирования, переработки и т. п. То есть деятельность по планированию, претворению в жизнь и контролю за физическим перемещением материалов и готовых изделий от ме­ста их происхождения к местам использования с удовлетворением нужд потребителей и с выгодой для себя.

Распределительная логистика — это процесс управления коммерческим, канальным и физическим рас­пределением продукции и услуг с целью удовлетворения спроса потре­бителей и извлечения прибыли.

Распределительная логистика строится на следующих логис­тических принципах:

1. координация всех процессов товародвижения, начиная от финишных операций товаропроизводителя и заканчивая сервисом потребителя;

2. интеграция всех функций управления процессами распре­деления готовой продукции и услуг, начиная с определения целей и заканчивая контролем;

3. адаптация коммерческого, канального и физического рас­пределения к постоянно меняющимся требованиям рынка и в первую очередь к запросам покупателей;

4. системность как управление распределением в его целост­ности и взаимозависимости всех элементов сбытовой дея­тельности;

5. комплексность т. е. решение всей совокупности проблем, связанных с удовлетворением платежеспособного спроса покупателей;

6. оптимальность как в соотношении частей системы, так и в режиме ее функционирования;

7. рациональность как в организационной структуре, так и в организации управления.

Организованная в соответствии с перечисленными прин­ципами распределительная логистика обладает свойствами эмержентности, синергизма и конгруэнтности.

Под эмержентностью распределительной логистики по­нимается ее способность порождать системный эффект от опти­мальной координации деятельности всех элементов коммерческо­го, канального и физического распределения.

Эффект синергизма потенциально заложен в распределительной логистике, обладающей системообразующими функциями, Имен­но полнота реализации этих функций позволяет получить свойства системы, которыми не обладают ее элементы в отдельности.

Конгруэнтность распределительной логистики обнару­живается в соразмерности (соответствии) ее элементов между со­бой и с целями системы.

Экономическая природа распределительной логистики может быть исследована более полно, если наряду с принципами и свой­ствами ее рассмотреть задачи и методы их решения.

Прежде чем говорить о задачах логистики распределения, еще раз уточним, что в экономике распределение — фаза воспроизвод­ственного процесса: вначале производство материальных благ, за­тем их распределение, то есть выявление доли каждого произво­дителя в созданном богатстве. Сами продукты между участниками производственного процесса не распределяются.

В логистике распределение — физическое содержание процес­са. Распределение прав собственности во внимание принимается, но не является основным предметом изучения и оптимизации. Глав­ный предмет изучения распределительной логистики — рациона­лизация процесса физического распределения.

Объект изучения распределительной логистики — материальные и информационные потоки на стадии распределения и реализа­ции готовой продукции.

В процессе решения задач распределительной логистики не­обходимо найти ответы на следующие вопросы:

- по какому каналу довести продукцию до потребителя?

- как упаковать продукцию?

- по какому маршруту отправить?

- нужна ли сеть складов на пути от поставщика к потреби­телю?

- какой уровень обслуживания обеспечить?

Следует иметь в виду, что состав задач распределительной ло­гистики на микро- и макроуровне различен.

На уровне предприятия логистика решает следующие задачи:

- выбор вида упаковки;

- организация отгрузки товара;

- организация послереализационного обслуживания.

На макроуровне к задачам распределительной логистики от­носят:

- выбор схемы распределения материального потока;

- определение оптимального количества распределительных центров на обслуживаемой территории;

- определение оптимального места расположения распредели­тельных центров (складов) на обслуживаемой территории, а также ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, области, страны, материка или всего земного шара.

 

2. Каналы распределения товаров.

Как было отмечено ранее, основная цель логистической систе­мы распределениядоставить товар в нужное место и в нужное время. В отличие от маркетинга, который занимается выявлением и стимулированием спроса, логистика призвана удовлетворить сформированный маркетингом спрос с минимальными затратами. Очевидно, что решение задачи организации каналов распределе­ния играет при этом главную роль.

Канал распределения — это совокупность организаций или от­дельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другим организациям и лицам право собственности на конкрет­ный товар или услугу на пути от производителя к потребителю.

Использование каналов распределения приносит производи­телям определенные выгоды, такие как:

- экономию финансовых средств на распределение продукции;

- возможность вложения сэкономленных средств в основное производство;

- продажу продукции более эффективными способами; » высокую эффективность обеспечения широкой доступнос­ти товара и доведения его до целевых рынков;

- сокращение объема работ по распределению продукции.

Таким образом, решение о выборе каналов распределения одно из важнейших, которое необходимо принять руководству организации. Выбранные каналы непосредственно влияют на ско­рость, время, эффективность движения и сохранность продукции при ее доставке от производителя к конечному потребителю. При этом организации или лица, составляющие канал, выполняют ряд важнейших функций:

1) проводят исследовательскую работу по сбору информации, необходимой для планирования распределения продукции и услуг;

2) стимулируют сбыт путем создания и распространения информации о товарах;

3) устанавливают контакты с потенциальными покупателями;

4) приспосабливают товар к требованиям покупателей;

5) проводят переговоры с потенциальными потребителями продукции;

6) организуют товародвижение (транспортировка и складиро­вание);

7) финансируют движение товаров по каналу распределения;

8) принимают на себя риски, связанные с функционировани­ем канала.

Все или часть этих функций могут быть взяты на себя произ­водителем. При этом издержки производителя возрастают. Из-за специализации посреднических организаций они нередко выполня­ют перечисленные функции каналов распределения товаров эффек­тивнее. Для покрытия своих издержек посредники взимают с произ­водителя дополнительную плату. Таким образом, вопрос о том, кому следует выполнять различные функции канала распределения, — это вопрос относительной эффективности. При появлении возможнос­ти более результативно выполнять функции канал перестраивается. Каналы распределения товаров можно охарактеризовать по числу составляющих их уровней.

Уровень канала — это посредник, который выполняет работу по приближению товара и права собственности на него к конечному потребителю. Протяженность канала определяется по числу про­межуточных уровней между производителем и потребителем, которые, как и уровни канала, являются членами канала распре­деления. Каналы распределения состоят из независимого произ­водителя и независимых посредников. Каждый член канала представляет собой отдельное предприятие, стремящееся обеспечить себе максимальную прибыль. Максимально возможная прибыль отдельного члена канала может идти в ущерб максимальному из­влечению прибыли системой в целом, так как ни один из членов канала не имеет полного или достаточного контроля над деятель­ностью остальных членов. Такие каналы распределения называ­ются горизонтальными.

Вертикальные каналы распределения — это каналы, состоящие из производителя и одного или нескольких посредников, действу­ющих как одна система. Один из членов канала, как правило, либо является собственником остальных компаний-участниц, либо пре­доставляет им определенные привилегии. Таким членом может быть производитель, оптовый или розничный посредник. Верти­кальные каналы возникли как средство контроля над поведением канала. Они экономичны и исключают дублирование членами ка­нала выполняемых функций.

Прямые связи фирм — поставщиков продукции производствен­но-технического назначения с потребителями используются, ког­да значительная ее часть закупается ими крупными партиями или в случае закупок уникальной продукции. Прямые формы сбыта, как правило, основаны на передаче товара по графикам и предполага­ют предоставление дополнительных форм обслуживания и льгот, например снижение отгрузочных цен. Соблюдение графика поста­вок, как известно, способствует сокращению производственных запасов и потребностей в дополнительной емкости складов, В слу­чаях, когда сбыт продукции осуществляется по долгосрочным кон­трактам, это приводит к укреплению производственных связей и общей надежности сбыта.

При сбыте продукции по прямым связям она доставляется потребителям непосредственно с предприятий-изготовителей. Но это обычно приносит эффект только при обслуживании близко расположенных потребителей. В других случаях применяется до­ставка через склады (центры). Продажа продукции из центров фирм-поставщиков позволяет сократить сроки выполнения зака­зов и ускорить их доставку потребителям. Сбытовые агенты, при­нимая заказ, отправляют его не в центральную сбытовую контору, откуда он пересылается на одно из предприятий фирмы, а непо­средственно в ближайший распределительный центр.

При формировании канала распределения товара на первое место выдвигается решение о структуре канала, т. е. о количестве уровней канала и конкретном составе членов канала. При выявле­нии возможных вариантов каналов распределения необходимо определиться с типом используемых посредников.

Классификацию посредников традиционно проводят по со­четанию двух признаков:

1) от чьего имени работает посредник;

2) за чей счет посредник ведет свои операции.

Схематич­но расстановка посредников по двум классификационным осно­ваниям отражена в табл. 1.

Каждый производитель на основе маркетинговых исследований рынков сбыта своей продукции определяет структуру возможных посредников.

Тип посредника Признак классификации
Дилер От своего имени и за свой счет
Дистрибьютор От чужого имени и за свой счет
Комиссионер От своего имени и за чужой счет
Агент, брокер От чужого имени и за чужой счет

 

Можно констатировать, что при выборе оптовых посредничес­ких предприятий промышленные фирмы принимают во внимание хорошее знание оптовиком товара поставщика; достаточную сте­пень надежности положения того или иного оптового предприя­тия в определенной отрасли промышленности; наличие у посред­ника складских емкостей и его готовность хранить у себя запасы продукции поставщика; прочность финансового положения по­средника и обоснованность проводимой им политики цен.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: