Положение
О Портфолио учащихся начальных классов
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы пгт Кумёны Кумёнского района Кировской области
Общие положения.
1.1. Настоящее Положение разработано в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, формирования у учащихся мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.
1.2.Настоящее Положение определяет порядок формирования, структуру и использования Портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в начальных классах.
1.3.Портфолио - современный педагогический инструмент сопровождения развития и оценки достижений учащихся:
· реализует одно из основных положений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
· является перспективной формой представления индивидуальных достижений ребенка;
· предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
1.4. Портфолио как инновационный продукт носит системный характер.
1.5. Данное Положение действительно до внесения следующих изменений.
2.Цели и задачи.
2.1.Цель Портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
2.2. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
· создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха; повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
· максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка;
· поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;
· поощрять его активность и самостоятельность;
· формировать навыки учебной деятельности;
· содействовать индивидуализации образования ученика;
· закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
· укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой.
Функции
3.1.Портфолио реализует такие функции образовательного процесса:
· Диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период времени.
· Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.
· Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов.
· Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.
· Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу.
· Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.
Порядок формирования Портфолио.
4.1.Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
4.2.Период составления портфолио – I - IV классы школы.
4.3.Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя.
4.4.Портфолио хранится в школе в течение всего пребывания ребенка в ней. При переводе ребенка в другое образовательной учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом, медицинской картой ребенка.
5.Структура, содержание и оформление Портфолио.
5.1.В Портфолио включены следующие материалы:
5.1.1 Выборка детских работ
– формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также внеурочных.
- материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.
- остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
По русскому языку – контрольные и творческие работы.
По литературному чтению – результаты техники чтения, иллюстрированные и творческие работы детей.
По математике – контрольные работы, проекты.
По окружающему миру – проекты, творческие работы.
По технологии– работы, фото - продуктов деятельности.
5.1.2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями.
5.1.3. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) досуговой деятельности.
5.2. В Портфолио входят сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения школьника: копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, социальных проектах и других мероприятиях (копии выписок, грамот, свидетельств, сертификатов и т.п.)
5.3. Портфолио включает в себя собрание исследовательских и проектных работ ученика с приложениями самих работ: текстов, бумажных или электронных документов, фотографий и т.д.
5.4. Портфолио имеет следующую структуру (Приложение 1):
- титульный лист, который оформляется педагогом, родителем (законным представителей) совместно с ребенком;
- основная часть;
- содержание.